Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год




Скачать 10,82 Kb.
НазваниеПрограмма по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер10,82 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО НЕПРЕРЫВНОМУ МЕДИИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

УТВЕРЖДЕНО


Департаментом учебных заведений Министерства здравоохранения РФ


Межкафедральная программа




ПО КЛИНИЧЕСКОЙ

ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ



для студентов высших медицинских учебных заведений


Москва

2001 год


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Всероссийский учебно-научно-методический центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

______________________________________________________________________________

Утверждаю


Руководитель департамента

Образовательных медицинских учреждений и кадровой политики


_________________ Н.Н. Володин




___” ___________________2001г.




ПРОГРАММА




ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ



для студентов высших медицинских

учебных заведений


Москва

ВУНМЦ


2001г.


Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учреждений предназначена для преподавания дисциплины в высших медицинских учебных заведениях и сформирована в соответствии с Государственным образовательным стандартом 04.01.00. «Лечебное дело». Программа разработана заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики Российской Медицинской Академии постдипломного образования, профессором В.В. Долговым, заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, профессором В.Л. Эмануэлем и доцентом Вавиловой Т.В.


Правильность постановки диагноза зависит не только от опыта и знаний клинициста, но и от степени эффективности работы лабораторной службы, без тесного контакта, с которой трудно представить себе деятельность врача в любой отрасли медицины.

Академик Е.М.Тареев


Достижения современной медицинской науки, бурное развитие клинической фармакологии обуславливает необходимость изучения патогенеза заболеваний на клеточном и субклеточном уровнях и, следовательно, усиление роли клинической лабораторной диагностики.

Лабораторные исследования, являясь методами объективной оценки состава и свойств биологического материала, формируют дифференциально-диагностические критерии, индивидуальные признаки патологического процесса, способствуют выработке правильной лечебной тактики и контролируют эффективность лечения.

Клиническая лабораторная диагностика, как самостоятельная клиническая дисциплина, изучает диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов и является составной частью единого процесса, опирающегося на клиническое мышление врача. Для правильной клинической интерпретации результатов лабораторных исследований клиницисту необходимо иметь представление о технологии их выполнения, ориентироваться в понятиях чувствительности, специфичности, возможной точности лабораторных тестов. Самостоятельное значение приобретают знания о влиянии медикаментов на результаты лабораторных исследований, вопросы подготовки пациента к лабораторным исследованиям, правила сбора и хранения биоматериала. Современный арсенал исследований настолько велик, что клиницист, формируя программу обследования больного, должен учитывать диагностические и технологические особенности лабораторных тестов, их стоимость и структуру лабораторной службы в учреждениях здравоохранения. В этих условиях большое значение приобретает стандартизация исследований. Метрологическое обеспечение диагностических процедур дает возможность единообразного подхода к проведению различных исследований. Оно обеспечивает сопоставимость результатов в эпоху интеграции и взаимодействия врачей различных специальностей, а также преемственность в лечении больного в разных у учреждениях здравоохранения.

Формирование у студентов клинического мышления с обязательным включением знаний по специальности "клиническая лабораторная диагностика" и подготовка специалистов-выпускников медицинских вузов для работы в лабораториях представляется актуальной.


ЦЕЛЬЮ обучения студентов клинической лабораторной диагностике является систематизация знаний по методам исследования состава и свойств биологических материалов при различных заболеваниях и формирование у студентов устойчивых навыков применения ее методов в лечебно-диагностическом процессе.

В ЗАДАЧИ курса обучения входит:

  • ознакомление с ассортиментом лабораторных методов с учетом организационной структуры учреждений здравоохранения и стоимости исследований;

  • ознакомление с качественными возможностями современных лабораторных исследований, с учетом чувствительности, специфичности, допустимой вариации методов;

  • закрепление навыков составления плана лабораторного обследования;

  • изучение показаний и противопоказаний к обследованиям;

  • установление преемственности амбулаторного, стационарного, предоперационного лабораторного обследования;

  • изучение клинической интерпретации результатов лабораторного обследования;

  • анализ возможных причин ложных результатов, искажений, связанных, в том числе, с фармакотерапией и неправильной подготовкой больного к исследованию (обеспечение доаналитического этапа);

  • знакомство с проблемой стандартизации и метрологического обеспечения единства измерений в различных областях лабораторных исследований.


Преподавание дисциплины проводится поэтапно. На медико-биологических кафедрах студентов знакомят с физическими и химическими принципами исследования биологического материала, гистологическими признаками идентификации клеточных структур, физиологическими, патофизиологическими и биохимическими критериями патогенетических механизмов на организменном, органном, клеточном и субклеточном уровнях. На клинических кафедрах студенты изучают технику лабораторных исследований, а также трактовку лабораторных методов при изучении семиотики и частной патологии на 3-4-5 курсах.

На заключительном этапе формирования врача-лечебника на 6 курсе лечебного факультета в форме 36-часового курса изучается основной спектр лабораторных исследований, позволяющих характеризовать изменения свойств и состава биоматериала (кровь, моча и т.д.)при различных заболеваниях. Предусматривается самостоятельное выполнение студентами доступных в последующей практической деятельности лабораторных исследований: химический состав мочи, тест-диагностикумами "сухой химии", измерение относительной плотности мочи, микроскопия мазков крови, определение времени свертывания крови по Ли Уайту, групп крови и т.д.

На семинарских занятиях проводится разбор ситуационных задач, при решении которых, студент должен, исходя из клинических признаков, сформировать план лабораторного обследования, последовательность его реализации на основании знаний диагностических возможностей тестов, стоимости и организации лабораторной службы в учреждениях здравоохранения. По результатам лабораторных исследований (с учетом их чувствительности, специфичности) формируется представление о больном и тактика лабораторного контроля эффективности терапии. Целесообразен так же разбор лабораторного обследования курируемых студентами больных.

Для достижения максимальной эффективности и преемственности работы различных кафедр, принимающих участие в формировании знаний по лабораторной диагностике, в задачи курса входит и координация преподавания дисциплины по сквозной программе.

СКВОЗНОЙ ПЛАН преподавания клинической лабораторной диагностики объединяет усилия медико-биологических и клинических кафедр.

ПРОГРАММА преподавания дисциплины на указанных кафедрах, констатирует уровень ЗНАНИЙ и УМЕНИЯ, полученных студентом на каждой кафедре, принимающей участие в ее реализации, при этом, при наличии профильной кафедры клинической лабораторной диагностики, ее обеспечивается учебные подразделения ВУЗа методическими материалами. Клинической базой такой кафедры является лабораторная служба ВУЗа, а сотрудники кафедры осуществляя научно-методическое руководство лабораториями, принимают активное участие в апробации новых лабораторных технологий и медицинского оборудования, химических реактивов, программных диагностических комплексов, а также выполняют обязанности врача клинической лабораторной диагностики. Используя клиническую базу, студенты в процессе обучения не только знакомятся с современными лабораторными технологиями, но и привлекаются к научной работе, проводимой в тесном содружестве с другими кафедрами в рамках студенческого научного общества.


Студент по окончании ВУЗа должен:

  • ЗНАТЬ диагностические возможности лабораторных исследований, правила подготовки больного, сбора и хранения биоматериала для их выполнения, методику проведения исследований, выполняемых непосредственно у больного (желудочное и дуоденальное зондирование, функциональные пробы);

  • УМЕТЬ интерпретировать результаты лабораторных исследований;

  • ВЫПОЛНЯТЬ минимум экспресс- исследований, необходимых в последующей практической деятельности (состав мочи диагностикумами "сухой химии", микроскопия мазков крови, определение времени свертывания крови по Ли Уайту, групп крови и т.д.);

  • ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о принципах лабораторных исследований, определяющих специфичность, чувствительность, а, следовательно, диагностическую эффективность и клиническую значимость лабораторных методов.


Контроль знаний студентов 6 курса происходит на итоговом занятии при сдаче устного и программированного зачета. На зачете проверяется его способность сформировать план лабораторного обследования в зависимости от предъявляемого патофизиологического или выявленного им самим лабораторного синдрома (например: билирубинурия, глюкозурия и т.д.) и способность дать клиническую интерпретацию его результатов. Знания по дисциплине включаются в программу междисциплинарного экзамена при компьютерном тестировании и проверке практических навыков, объединяющего проверку знаний по клинической биохимии, патофизиологии, микробиологии, клинической лабораторной диагностике, клиническим дисциплинам и проводимый в рамках Государственной итоговой аттестации.

СКВОЗНОЙ ПЛАН ПРЕПОДАВАНИЯ
  1   2   3   4

Похожие:

Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год icon«Хирургические болезни» для студентов 6 курса Лечебного факультета
Рабочая программа составлена на основании «Программы по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов медицинских высших...
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconРабочая программа составлена с учетом требований государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело»
«Программы по медицинской реабилитации для студентов факультета сестринское дело высших медицинских учебных заведений» (Москва вунмц...
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconГидрология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconСоциальная стратификация учебное пособие Для высших учебных заведений москва «наука» 1995
Программа обновление гуманитарного образования в россии в. В. Радаев, О. И. Шкаратан социальная стратификация учебное пособие Для...
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconИстория литературы русского зарубежья Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconИстория русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconКурс лекций и практические занятия часть 1 Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconРабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”
«Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших...
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconПрограмма по проведению производственной практики для специальности 151001. 65 «Технология машиностроения»
Положение о практике студентов высших учебных заведений мпс рф, утвержденное приказом министерства путей сообщения Российской Федерации...
Программа по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год iconУказом Президента РФ от 14 сентября 2011г. №1198 установлены стипендии Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений
Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница