Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны




Скачать 23,76 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер23,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


«Согласовано»

Председателем Методического объединения


______________________ /Кунаева С.А./



«Утверждено»

Директор школы


______________________ / Ильичева И.Г./




Рабочая программа

по биологии

7 класс

Учителя биологии высшей квалификационной категории

Кунаевой Светланы Александровны.


Государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения средняя общеобразовательная

школа № 123

Выборгского района Санкт-Петербурга


2012 - 2013 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования  к уровню подготовки обучающихся.  Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (68 часов).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. -М.: Дрофа, 2009. - 304с: ил.

Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.


 Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:


Повторение за курс 6 класса.

5

Введение. Общие сведения о животном мире

1

Простейшие

3

Беспозвоночные животные

21

Многоклеточные организмы. Тип: Хордовые.

16

Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие.

13

 Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

2

Биоценозы

4

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

2

Повторение. (Резерв)

1

Итого

68


Лабораторные и контрольные работы:


1

Диагностическая контрольная работа №1

Проверка остаточных знаний за курс 6 класса.

2

Лабораторная работа №1

«Знакомство с многообразием водных простейших»

3

Лабораторная работа №2

«Внешнее строение дождевого червя»

4

Диагностическая контрольная работа №2

«Беспозвоночные животные».

5

Лабораторная работа №3

«Выявление особенностей строения птиц в связи с полетом.

6

Диагностическая контрольная работа №1

«Позвоночные животные».



Содержание курса

Повторение за курс 6 класса (5ч)

Введение. Общие сведения о животном мире (1ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (40ч)

1. Простейшие (3 ч.)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Лабораторная работа

2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (21ч. )

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Изучение представителей отрядов насекомых.

3 Тип хордовые. (16 ч.)

Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (2ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (4ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • Оказания первой помощи при укусах животных

  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде

  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.


УМК:

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. «Биология. Животные». 7 класс. Учебник.

В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику.

О.А. Пепелявина, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. 7-8 классы. Москва. Вако 2006 г.

Электронные издания:

Биология 7 класс. Зоология беспозвоночных.

А. Брем. Жизнь животных.

Зоология 7-8 классы.

Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные 7 класс.

Цифровая база изображений по зоологии (сетевая версия).

Цифровая база изображений по Зоологии. Микрофотографии.

Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

1С: школа. Биология. 7 класс. Животные.

Виртуальные лабораторные работы - Биология 7 класс: http://www.science.up-life.ru/biologiya-7-klass.html

  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  2. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  3. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  4. http://biology.ru Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Физикон 2005-2012г.

  5. http://kunaevasa.blogspot.ru/ Образовательный блог учителя биологии.

  6. http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass Интернет уроки.

  7. http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена

  8. http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3706 Энциклопедия Кирилла и Мефодия (тестовый режим).


МТО:

  1. Ноутбук для учителя.

  2. Интерактивная доска HITACHI

  3. Проектор для экрана.

  4. Электронный микроскоп -1 шт.

  5. Световые микроскопы - 28 шт.

  6. Наборы микропрепаратов – в наборе 15 препаратов.

  7. Цифровая лаборатория Архимед – 13 шт.

  8. Набор плакатов по общей биологии – 15 шт.

  9. Набор гербариев для лабораторных работ.



Типы уроков



Название

Структура

Вид учебных занятий

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Подготовка учащихся к усвоению

Изучение нового материала

Первичная проверка усвоения знаний

Первичное закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

Лекция, исследовательская лабораторная работа, учебный практикум

2

Урок закрепления знаний

Актуализация опорных знаний

Определение границ (возможностей) применения этих знаний

Пробное применение знаний

Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний

Упражнения с переносом знаний в новые условия

Практикум, семинар, экскурсия, лабораторная работа, консультация

3

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Усвоение образца комплексного применения ЗУН

Применение, обобщенных ЗУН в новых условиях.

Контроль и самоконтроль ЗУН

Практикум, лабораторная работа

4

Урок обобщения и систематизации знаний

Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы), вопросов, литературы

Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов

Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)

Подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем

Семинар, конференция. Круглый стол экскурсия,

5

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях

Уровень готовности к творческому применению знаний (это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия)

Проверочная работа

6

Комбинированный урок

Организационный этап

Этап проверки домашнего задания

Этап всесторонней проверки знаний

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

Этап усвоения новых знаний

Этап закрепления знаний

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению



  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа по биологии 8 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны
Учебник: Д. А. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб для общеобразоват учреждений/ Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – 10-е...
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconУчителя биологии высшей квалификационной категории моу оош с. Горюши Хвалынского района
Переходцева Лидия Ивановна работает в муниципальном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе с. Горюши с...
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа по биологии для 8 класса (ооо) Бочарниковой Тамары Александровны, учителя биологии вкк
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская...
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа: спецкурс «Комплексная подготовка к егэ по биологии 10-11 класс» Составил учитель биологии
Знания,полученные на таких занятиях по биологии,должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и...
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа учителя терешковой Татьяны Ивановны, высшей квалификационной категории
Директор школы зам директора по увр на заседании мо
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа по биологии 7 класс
Мо РФ от 19. 05. 1998 г. №1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы:...
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа по технологии для 6 класса учителя высшей квалификационной категории Тазетдинова Шамиля Хасиятулловича
Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: Мон, 2005)
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа по технологии для 7 класса учителя высшей квалификационной категории Тазетдинова Шамиля Хасиятулловича
Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: Мон, 2005)
Рабочая программа по биологии 7 класс Учителя биологии высшей квалификационной категории Кунаевой Светланы Александровны iconРабочая программа по учебному предмету «физика» (базовый уровень) Класс 7 Учитель высшей квалификационной категории Марковской В. А
Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелецкая средняя общеобразовательная школа
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница