Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке.




Скачать 16,54 Kb.
НазваниеИсследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке.
Дата03.02.2016
Размер16,54 Kb.
ТипИсследование
Гносеологическое определение сущности модели и процесса моделирования.

Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. Другими словами, гносеологический анализ всевозможных видов моделирования должен начаться с выяснения точного значения или значений термина «модель».

Анализ общего понятия модели является необходимой исходной предпосылкой дальнейшего изучения проблем моделирования. Исследователь при этом должен постоянно иметь в виду, что моделирование не есть некоторый частный (или технический) прием познания, используемый лишь в некоторых отраслях науки. Моделирование представляет собой весьма распространенный метод, применяемый во многих науках. В этой связи гносеологический анализ моделирования важен не только сам по себе (как философское осмысление одного из наиболее широко распространенных в современной науке методов исследования), но и в связи с тем, что он позволяет глубже понять некоторые общие закономерности познания.

В ходе гносеологического анализа мы должны исходить из рассмотрения конкретных типов моделей, используемых в различных отраслях науки. Задача состоит в раскрытии того общего, что характеризует эти специфические модели, т.е. в исследовании принципиальной природы метода моделирования как такового, взятого в его всеобщности.

Рассмотрим сначала кратко философские проблемы метода моделирования. К настоящему времени отечественными и зарубежными философами (Анисимова Л.А., Бирюков В.В., Вальт Л.0., Глинский Б.А., Жданов Ю.А., Земан И., Клаус Г., Кочергин А.Н., Морозов К.Е., Новик И.Б., Тюхтин В.С., Штофф В.А. и др.) выполнена большая работа в области исследования методологических и теоретических проблем моделирования, классификации моделей. Важный вклад в обобщение научной практики моделирования и метода аналогии сделан Уемовым А.И., Баториевым К.Б. и др., в работах которых особое место занимает анализ определенных форм моделирования и аналогии.

Анализ научной литературы, в которой применяется термин «модель» и сложной процедуры построения научных теорий, их экспериментальной проверки, описания и объяснения изучаемых явлений показывает, что этот термин употребляется прежде всего в двух совершенно различных, прямо противоположных значениях: 1) в значении некоторой теории и 2) в значении чего-то такого, к чему теория относится, т. е. что она описывает или отражает.

Слово «модель» произошло от лат слова «modus, modulus» что означает: мера, образ, способ и т. п. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Именно, это самое общее значение слова «модель», видимо, послужило основанием для того, чтобы использовать его в качестве научного термина в математических, естественных, технических и социальных науках, причем этот термин получает два противоположных значения.

Приведем некоторые определения термина «модель», встречающиеся в философской литературе. Особенность модели отображать объект в виде некоторой структуры, обладающей конкретной пространственно-временной характеристикой, отмечена Н.А. Амосовым: «Модель — это структура, в которой отражено изменение физического воздействия во времени или пространстве» [1, с.27]. А.А. Зиновьев и И.И. Ревзин подчеркивают, что модель — средство получения знаний об объектах, а не сами эти знания [2, с.83].

Отмечая чрезвычайно разнообразное содержание понятий «модель» и «моделирование», общим для всех моделей И.И. Блехман, А.Д. Мышкис, Я.Г. Пановко считают то, что модель в том или ином смысле, более или менее полно имитирует оригинал — моделируемый объект. «...О6ъект а1 является моделью объекта а (объектами могут служить и любые ситуации, явления, процессы и т.д.) относительно некоторой системы S характеристик (свойств), если а1 строится (или выбирается) для имитации а по этим характеристикам» [3. с.124].

В.А. Штофф, обращая внимание на то, что в его работе рассматривается понятие модели, относящееся к области человеческого познания, методов, средств и форм отображения человеком внешнего мира, дает следующее определение модели: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [4, с.19]. Он выделяет 4 признака модели: 1) это мысленно представляемая или материально реализуемая система; 2) она воспроизводит или отражает объект исследования; З) она способна замещать объекты; 4) её изучение даёт новую информацию об объекте.

В.А. Веников определяет модель как некий промежуточный между познавательным объектом и познающим субъектом объект (явление, процесс, установка, знаковое изображение), находящийся в отношении подобия к исследуемому объекту (натуре) [5, с.3]. Он отмечает [5, с.76], что в понятие «моделирование» в различных отраслях наук вкладывается самое разнообразное содержание. Даже в одной и той же отрасли науки часто пользуются различными модификациями методов моделирования, различной терминологией и различной методикой исследования. При обобщенном подходе к научным исследованиям эта несогласованность мешает дальнейшему развитию отраслей наук. Имеющая место тенденция к синтезу различных наук и повышение практической роли исследований, относящихся к пограничным проблемам, выдвигают настоятельное требование обобщить разновидности моделирования и раскрыть содержание, вкладываемое в понятие моделирования в различных отраслях наук.

Наиболее широким определением термина «модель» можно считать то, в котором «она характеризуется как «явление», предмет, установка, знаковое образование или условный образ (описание, схема и т.д.), находящиеся в некотором соответствии с изучаемым объектом и способные замещать его в процессе исследования, давая информацию об объекте».

Заслуживает внимания работа [6], в которой Баториев К.Б. обосновывает и анализирует следующее определение. «Модель есть созданная или выбранная субъектом система, упрощенно воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны изучаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таких отношениях замещения и сходства, или изоморфизма (гомоморфизма), что её исследование или оперирование ею служит опосредованным способом получения знания об объекте». В данном определении находит выражение процессуальный характер моделирования, его особенности. Основное назначение научных моделей состоит в объяснении изучаемого объекта. Объяснить объект на модели — это, значит, получить о нём некоторое выводное знание. Именно на этом основании автор приходит к выводу, что при определении модели предпочтительно использовать термин «знание» ,чем термин «информация», который фигурирует в определениях модели, данных рядом авторов (Новик И.Б., Штофф В.А., Уемов А.И., Вальт Л.О. и др.). В определениях моделирования правомерно говорить лишь об упрощенном воспроизведении объекта. Модель всегда упрощает, огрубляет объект и производит его не всецело (в этом собственно и состоит смысл моделирования). Однако, как указывает Ю.А. Гастев, вовсе не обязательно, чтобы модель была проще оригинала во всех отношениях. Она может быть «... в чём-то, для чего нам в данном случае нет дела, и сложнее его» [7, с.33] .

Большинство авторов сходится на том, что научной основой метода моделирования служит теория подобия. Баториев К.Б. не согласен с этой точкой зрения и считает [6], что научной основой метода является теория аналогий, и лишь в частном случае физического и количественного моделирования — теория подобия. Основным тут, по его мнению, является понятие аналогии (аналогии в физике, химии и т.д., если они не получают математического представления), количественной аналогии (содержательно-математическая аналогия – подобие функций времени, физическое подобие и т.д.), структурно—логической аналогии (изоморфизм, гомоморфизм, симметрия).

В литературе отмечается неразрывная связь метода моделирования и метода аналогий, и в то же время авторы, специально исследовавшие эту проблему (М. Хесс, А.И. Уемов, Б. Кенеди), указывают на их различие. «Аналогия не есть модель». Аналогия, по Баториеву К.Б. — это среднее опосредующее звено между моделью и объектом познания.

Анализируя принятые в науке представления о моделировании и способах его использования, С.В. Лапина [8, с.12] отмечает, что «в соответствии с принятыми сегодня в науке нормами познавательной деятельности модель, кроме признаков объекта - оригинала, с необходимостью должна включать параметры самой познавательной деятельности, тем самым выступая как некоторый промежуточный итог, результат исследования». Наиболее полно эта позиция нашла отражение в работах В.А. Штоффа [4].

В тех случаях, когда независимые от сознания явления и процессы окружающего мира, на объективное познание которых ориентирована наука, недоступны восприятию познающего субъекта в естественных условиях, возникает необходимость использования моделей в качестве объектов-заместителей познаваемых предметов, явлений, процессов. (И.Б. Новик [9,с.93], Б.С. Грязнов и др. [10, с.66], А.Б. Горстко [11 с. 12], А.Н. Тихонов [12, с.574]).

Во многих науках вместо широкомасштабных исследований для решения конкретных задач используются выборочные исследования в качестве модели генеральной совокупности. Так, при изучении качества знаний студентов в процесс исследования не вовлекаются абсолютно все студенты (генеральная совокупность), обучающиеся в вузах страны по рассматриваемой специальности. Обычно исследуются качества знаний студентов, попавших в репрезентативную совокупность (студенческая группа), которая соответствует по основным признакам генеральной совокупности.

Независимо от используемой терминологии, для всех наук - естественных, общественных, гуманитарных, педагогических, - изучающих реальные объекты с помощью объектов-заменителей, считается необходимым соблюдение главного условия моделирования: объект - заместитель (модель) и реальный познаваемый объект - оригинал должны находиться в отношении соответствия (сходства). Только в этом случае можно на основании сходства в одних свойствах делать вывод о сходствах этих объектов и по другим параметрам, т.е. делать выводы по аналогии. С.В. Лапина [8, с.28] отмечает, что «если это условие не соблюдается, то модель превращается в подобие произвольного иероглифа, исследование которого имеет сомнительную познавательную значимость».

Метод моделирования основывается на допущении о сходстве оригинала и модели, имеющих не только общую природу, но и относящихся к абсолютно различным классам процессов и явлений. Д. Пойа [13, с.50] для облегчения понимания понятий (гомоморфизма и изоморфизма) дает приближенное описание: «...правильный перевод, т.е. взаимно однозначное соответствие, сохраняющее законы некоторых соотношений, на техническом языке математика называется изоморфизмом. …Гомоморфизм есть своего рода систематический сокращенный перевод. Оригинал не только переводится на другой язык, но и сокращается, так что то, что получается, в конечном счете, после перевода и сокращения, оказывается систематически равномерно сжатым в половину, или в одну треть, или в какую-либо другую долю первоначальной протяженности»..

С тем, что один и тот же объект моделирования может изучаться с различных позиций (в том числе мировоззренческих и теоретических) и в разных аспектах, связана конкретность моделирования, предполагающая четкое описание требований к модели. Конкретные требования согласуются с общими свойствами моделей, среди которых выделяют конечность, упрощенность, приближенность, адекватность. Конечность модели предполагает перечисление и четкое описание тех характеристик объекта-оригинала, которые отображаются в модели. Конечность неизбежно делает модель упрощенной копией оригинала (с обязательным обоснованием позиции исследователя, допускающего это упрощение). Со свойствами конечности и упрощенности связано свойство приближенности модели. Отмеченные свойства модели определяются соответствием модели поставленной цели, задаче моделирования, т.е. в соответствии с её адекватностью. Адекватность модели выявляется путем теоретического сопоставления различных моделей или на основе имеющихся опытных данных. В каждом конкретном случае, анализируя свойства моделей, можно сделать заключение о полноте и степени истинности модели, необходимым фактором обоснования которых являются допустимые условия реализации модельных свойств. К условиям реализации модели относятся и её временные ориентиры: характер модели - статический (модель рассматривается в «застывшем» состоянии) или динамический (модель претерпевает изменения во времени).

Моделирование необходимо предполагает использование абстрагирования и идеализации. Отображая существенные (с точки зрения цели исследования) свойства оригинала и отвлекаясь от несущественного, модель выступает как специфическая форма реализации абстракции, т. е. как некоторый абстрактный идеализированный объект. При этом от характера и уровней лежащих в основе моделирования абстракций и идеализаций в большой степени зависит весь процесс переноса знаний с модели на оригинал; в частности, существенное значение имеет выделение трех уровней абстракции на которых может осуществляться моделирование: уровня потенциальной осуществимости (когда упомянутый перенос предполагает отвлечение от ограниченности познавательно-практической деятельности человека в пространстве и времени); уровня «реальной» осуществимости (когда этот перенос рассматривается как реально осуществимый процесс, хотя, быть может, лишь в некоторый будущий период человеческой практики) и уровня практической целесообразности (когда этот перенос не только осуществим, но и желателен для достижения некоторых конкретных познавательных или практических задач).

Создаваемые в ходе моделирования модели весьма полезно оценивать с точки зрения некоторых критериев. Основными акцентами, которые следует иметь в виду, являются: пригодность; осуществимость; точность; социальная эффективность.Этими критериями необходимо руководствоваться при выборе системы соответствия модели, интересующей исследователя предметной реальности.

Моделирование по своей сути является инженерной технологией. А потому, как и всякая технология, оно имеет свою структуру. Но это уже отдельная тема изложения.

Список использованной литературы:

1.Амосов Н.М. Моделирование сложных систем- Киев: Наукова думка, 1968.-88с.

2.Зиновьев А.А., Ревзин И.И. Логическая модель как средство научного исследования // Вопросы философии.- 1960.-№1.-С.82-90

3.Блехман И.И.,Мышкис А.Д.,Пановко Я.Г. Механика и прикладная математика: Логика и особенности приложений математики- М.:Наука, 1983.-328с.

4.Штофф В.А. Моделирование и философия- М.-Л.:Наука,1966.-301с.

5.Веников В.А. О моделировании-М.:Знание. 1974.-63с.

6.Баториев К.Б. Аналоги и модели в познании-Новосибирск: Наука,1981.-319с.

7.Гастев Ю.А. О гносеологических аспектах моделирования/ В кн.: Логика и методология науки – М.:Наука,1967.-С.34-53

8.Лапина С.В. Моделирование в системе социологического познания: Дис…докт.социол.наук- Минск,1994.-333с.

9.Новик И.Б. О моделировании сложных систем- М.:Мысль, 1965.-335с.

10.Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ)-М.:Изд-во МГУ, 1965.-248с.

11.Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием- М.:Знание,1991.-160с.

12.Тихонов А.Н. Математическая модель // Математическая энциклопедия. Т.3/ Под ред. И.Н.Виноградова- М.:Советская энциклопедия, 1982,-Стб.574-575.

13.Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Под ред. С.А.Яновской- М:Наука.,1975.-464с.

1. Кагазежев

2. Мурат

3. Нурбиевич

4. 8-909-471-07-28

5. Россия

6. «Гносеологическое определение сущности модели и процесса моделирования».

7….

8. 8 страниц

9. –

10. Адыгейский Государственный Университет

11. доцент

12. кандидат педагогических наук

13. из рекламного буклета в РГБ

14. 385018. РА, г.Майкоп, ул.Юннатов,дом2, корпус «ж», кв.№100

15. E-mail: kmn06@mail.ru






Похожие:

Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconЗадачами чтений являются
Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума. Можно...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconГородские математические чтения как новая форма работы с талантливыми детьми
Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума. Можно...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconН. А. Малышева
Социальное воспитание будет успешным лишь в том случае, если в образовательном учреждении целенаправленно создаются соответствующие...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconИсследование использования теории моделирования и самих моделей при изучения
Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели,...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconБогатырства
Только вряд ли шестиклассники, мои ровесники, готовы понять мудрость этих слов. Может быть, это случится позже. Может быть, для кого-то...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconИсследование люминесценции молибдатов AgLa
Кроме того, внедрение в кристаллическую решетку молибдатов редкоземельных элементов также может быть использовано для исследования...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconИсследование показывает нам разнообразие форм деятельности, которые могут удовлетворить наше любопытство об окружающем мире. В контексте образования термин «исследование»
Способность учеников усваивать новое знание возрастает, когда область познания «связана с деятельностью по решению содержательной...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconРекомендации родителям, имеющими детей с проблемами в развитии
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «пози­тивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчеркивайте...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. icon«Мониторинг водной экосистемы» Выполнила Кутурова Майя, 10 класс
Вода Казалось бы, что может быть проще! Мы настолько привыкли использовать это вещество в своей жизни, что истинную его ценность...
Исследование гносеологического значения моделирования может быть успешным лишь в том случае, когда с самого начала установлено достаточно четко и определенно содержание того понятия модели, которым пользуются в науке. iconПодготовка менеджеров образования в современном информационном обществе: основные черты и российская специфика
«Мы живем в информационный век, в информационном обществе» означает некую своеобразность, отличительность от того, что было ранее...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница