Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62




Скачать 32,29 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Дата03.02.2016
Размер32,29 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА


Художественный мир М.А.Шолохова: концептуальная сфера поэтико-лингвистической доминантности


Программа по дисциплине по выбору


по специальности 10.02.01 – Русский язык


Всего учебных часов 72 (2 ЗЕТ)


Всего аудиторных занятий, час. 10

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62


МОСКВА 2011


Пояснительная записка


Дисциплина «Художественный мир М.А.Шолохова: концептуальная сфера поэтико-лингвистической доминантности» является дисциплиной по выбору и входит в образовательную составляющую структуры программы послевузовского профессионального образования (ОД.А.06). Программа дисциплины разработана на основе паспорта научной специальности 10.02.01 – «Русский язык» с учетом особенностей сложившейся научной школы проф. Е.И.Дибровой и программы кандидатского экзамена по специальности «Русский язык». «Художественный мир М.А.Шолохова: концептуальная сфера поэтико-лингвистической доминантности» – это одно из направлений филологического анализа текста в XX-XXI вв., которое многоаспектно рассматривает художественные произведения. Необходимость этого курса вызвана самой действительностью: университет носит имя Лауреата Нобелевской премии, чье творчество привлекает к себе внимание во всем мире.

Предмет «Концептуальной сферы поэтико-лингвистической доминантности в художественном мире М.А.Шолохова» понимается (1) как исследование языковой идиосферы в типологической параметризации: коммуникативно-речевом, лингвосоциальном, лингвокультурном и этнолингвистическом аспектах и (2) как изучение общенациональных и шолоховских речевых структур, отражающих мировоззренческий, конвенциональный и мотивационно-феноменологический статус художественного слова. Междисциплинарный статус этой дисциплины находит выражение в используемом ею понятийном аппарате, интегрирующем как стилистический, психологический, исторический, социальный, так и культурологический аспекты. В процессе освоения дисциплины обучающиеся должны овладеть социокультурной и социолингвистической компетенцией

Данная дисциплина при взаимодействии с другими дисциплинами призвана обобщить, углубить лингвистические знания аспирантов в области филологического анализа текста, дать представления о поэтико-лингвистической доминантности в художественном мире М.Шолохова, расширить знания о языке писателя, совершенствовать навыки и умения анализа языковой идиосферы писателя в лингвосоциальных, лингвокультурных, этнолингвистических интерпретациях и, кроме того, должна способствовать развитию научно-исследовательских способностей при написании кандидатской диссертации.


Основные цели и задачи дисциплины


Цель данного курса изучение концептуальной сферы поэтико-лингвистической доминантности в художественном мире М.А.Шолохова. Важнейшая задача заключается в том, чтобы дать магистрам систему понятий и исследовательских приемов для объяснения языковых и речевых явлений как отражения взаимовлияния индивидуального, окказионального, узуального в речевой деятельности писателя, сформировать у магистрантов систему теоретических знаний основных проблем филологического анализа художественного текста и  ее методической базы.

Задачи:

- знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины;
- усвоить основные понятия и термины дисциплины;
- знать главные направления исследования шолоховских произведений;
- уметь сопоставить словесно-художественные произведения и их динамическое развитие в процессе создания произведения (конвенциональный и мотивационно-феноменологический статус слова);

- анализировать языковую идиосферу в типологической параметризации: коммуникативно-речевом, лингвосоциальном, лингвокультурном и этнолингвистическом аспектах.

Распределение часов учебных занятий по семестрам


Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

Аудитор

ные

Самост. работа

Коммуникативно-стилистический аспект русского языка

Лекции

10

62

2




Общий объем часов по дисциплине

10

62

72



Содержание дисциплины


Введение. Предмет, объект исследования, цели и задачи курса. Основные понятия курса: художественный текст и его категории, поэтика художественного слова, архитектоника шолоховских текстов, текстемы в творчестве М.А.Шолохова, портретные характеристики, словарь языка писателя.

Трактовка понятия «концепт» в лингвистике и когнитологии. Концептосфера. Разные аспекты толкования термина «концепт». Концепт в понимании Л. В. Щербы. Ю. С. Степанов о специфике концепта. Д. С. Лихачёв о концепте и концептосфере. Концептосфера как совокупность этнического и понятийно-обыденного знания нации. Идиосфера произведений М.А.Шолохова - это региональная картина казачьего мира, включающая концепты памяти, опыта, жизненного быта и др. Базовые концепты казачьего мира: 'работать' и 'работа'. Концепт 'отдыхать' в казачьих говорах. Концепты казачьей картины мира: 'стойкость', 'бесстрашие', 'ловкость', 'работа', 'содействие', 'православие'.

Фольклорный конвой как компонент фольклорной идиосферы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Понятие фольклорной идиосферы. Фольклорный конвой в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Песенный конвой и лексические (лексико-грамматические) повторы как фольклорные структуры. Архаические элементы, восходящие к старославянским и древнерусским образцам: 1) лексические повторы разных типов, составляющие основу связности и целостности текста; 2) лексико-грамматические повторы, возникшие как образование однокоренных производных слов; 3) лексико-грамматические повторы разнокорневых слов, объединённые идентичными аффиксами. Приемы введения песни в текст романа. Грамматический аспект фольклорной поэтики. Лингвопрагматический анализ вариантов исторической песни.

Импрессионизм шолоховского пейзажа. Импрессионизм как направление в живописи и литературе. Словесный пейзаж - полотно художника-импрессиониста М.А.Шолохова. Творческий источник цвета – солнце. Эмоциональность цветописи в словесном творчестве. Показатели пространственной широты и необозримости описываемой картины в произведениях М.Шолохова. Антропоморфная метафора и ее виды. Роль «звукового образа» в творчестве М.А.Шолохова. Семантические типы полисенсорных пейзажей в произведениях М.Шолохова.

Природа сквозь призму обоняния в творчестве М.А.Шолохова. Обонятельный образ природы в шолоховском изображении казачьей жизни. Средства изображения ароматного многоцветья в творчестве Шолохова. Содержание шолоховского слова, обусловленное эстетической аксиологией. Родо-видовая структура представления запаха. Мифологизм и символизм «обонятельной» лексики в казачьей картине мира. Степь с разнообразными запахами как доминанта казачьей земли. Семантические приращения в описании «чернозема». «Обонятельное» кредо М. А. Шолохова в его сенсорно-вкусовой, гедонистической аксиологии.

Поэтика художественного слова в языке М.А.Шолохова. Гармония природного мира – основа шолоховской поэтики. Отражение в праслове – праобразе коллективного бессознательного в его архетипическом представлении. Понятие казачьего архетипа. Этнолого-поэтическая характеризация природной силы. Парадигма образов донской природы в произведениях Шолохова. Парадигма пантеистических образов воды в творчестве М.Шолохова.


Лекционный курс



Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов


1.


2.


3.



Тема 1. Методы исследования художественного текста

1.1. Общенаучные методы. Наблюдение, количественный анализ, моделирование, эксперимент, сравнительно-сопоставительный метод.

1.2. Общефилологические методы. Трансформационный метод, дистрибутивный анализ, контекстологический анализ, компонентный анализ, композиционный анализ, структурный метод, семиотический метод, концептуальный анализ.

1.3. Частные методы. Интертекстуальный анализ, семантико-стилистический метод, метод «слово-образ», сопоставительно-стилистический метод, метод, близкий к эксперименту, биографический метод, мотивный анализ.

Тема 2. Трактовка понятия «концепт» в лингвистике и когнитологии. Концептосфера.

2.1. Аспектное рассмотрении концептаКонцепт как ментально-психическая единица языкознания. Концепт как энциклопедическое знание об объекте. Концепт как культурно обусловленное представление о действительности. Концепт как компонент когнитивной структуры текста.

2.2. Концептосфера в понимании разных ученых. Л.В.Щерба о концепте. Концептосфера в понимании Д.С.Лихачева.

2.3. Концептосфера в произведениях М.А.Шолохова. Региональная картина казачьего мира, включающая концепты памяти, опыта, жизненного быта и др. Базовые концепты казачьего мира: 'работать' и 'работа'. Концепт 'отдыхать' в казачьих говорах. Концепты казачьей картины мира: 'стойкость', 'бесстрашие', 'ловкость', 'работа', 'содействие', 'православие'.


Тема 3. Концепт «отцы и дети» и его языковое выражение в рассказах М.Шолохова «Продкомиссар» и «Бахчевник».

3.1. Концепт «отцы и дети» как константа русской культуры. Когнитивная структура концепта «отцы и дети». Концепт «отцы и дети» как когнитивный знак.

3.2. Роль личных номинаций в интерпретации смысла художественного произведения. Основные номинации стилево-стилистических средств (слово, фразеологизм).

3.3. Значение эстетической категории «ценность». Содержание этой категории в языковом выражении концепта «отцы и дети», в «Донских рассказах» М.А.Шолохова.




2


4


4


4





Содержание и объем самостоятельной работы студентов


Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объём часов

1

2

3

4

Тема 1. Когнитивные и языковые знаки как способы выражения содержательно-концептуальной информации текста в рассказах М.Шолохова.

1.1. Когнитивное и собственно языковое выражение эстетических категорий художественного текста.

1.2. Вербальные и невербальные доводы как когнитивные знаки текста.

1.3. Пейзажные описания как когнитивные знаки текста.

1.4. Диалектика эстетических категорий «ценность» и «трагическое», выражаемая когнитивными и языковыми знаками, в тексте рассказов.


Тема 2. Импрессионизм шолоховского пейзажа. 2.1. Импрессионизм как направление в живописи и литературе. Словесный пейзаж - полотно художника-импрессиониста М.А.Шолохова. Творческий источник цвета – солнце. Эмоциональность цветописи в словесном творчестве. Показатели пространственной широты и необозримости описываемой картины в произведениях М.Шолохова. 2.2. Антропоморфная метафора и ее виды. Роль «звукового образа» в творчестве М.А.Шолохова. Семантические типы полисенсорных пейзажей в произведениях М.Шолохова.


Тема 3. Поэтика художественного слова в языке М.А.Шолохова.

3.1. Гармония природного мира – основа шолоховской поэтики. Отражение в праслове – праобразе коллективного бессознательного в его архетипическом представлении. 3.2. Понятие казачьего архетипа. Этнолого-поэтическая характеризация природной силы. Парадигма образов донской природы в произведениях Шолохова. Парадигма пантеистических образов воды в творчестве М.Шолохова.



Конспектирование первоисточников: 1) Степанов Ю.С. Семиотика концептов // Семиотика: Антология. Сост. Степанов Ю.С. М., Екатеринбург, 2001.2) Диброва Е.И. Шолоховедение: Язык Михаила Шолохова // Избранные работы. Т.I. М., 2010.; 3) Поповская (Лисоченко) Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе. Ростов-на-Дону, 2006; 4) Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964.; 5) Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. Ред. Уфимцева Н.В. М., 2000; 6) Орлов К.А. Образ Дона в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» и в «Слове о полку Игореве» //Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003; 7) Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара, 2000; 8) Печеницына Т.С. Концепт волк в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» //Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2004;

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., Русские словари, 1997.

Реферирование: 1) Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1980; 2) Гришанина Е.Б. Лингвистические особенности поэтического языка М.А.Шолохова (Звук в пейзажах «Поднятой целины»)//Проблемы изучения языка и стиля М.А.Шолохова. Ростов-на-Дону, 2000; 3) Гришанина Е.Б. Лингвопоэтическое мастерство Шолохова-пейзажиста (образ февраля в творческой лаборатории писателя) //Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002; 4) Ершова Н.В. Роль пейзажа в поэтике романов М.А.Шолохова «Тихий Дон» и В.М.Шукшина «Я пришел дать вам волю» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2. М., 2002; 5) Кривенкова И.А. Импрессионизм шолоховского пейзажа//Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003; 6) Кривенкова И.А. Синестезия как языковое явление (на материале художественной прозы М.А.Шолохова) //Текст. Структура и семантика. Доклады Х Юбилейной международной конференции. Т.1.М.,2005; 7) Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.,1980.


Аннотированный обзор научной литературы по теме: 1) Зайцев Н.И. Поэтический образ солнца у М.А.Шолохова (художественная концепция и стиль писателя) // Русская литература, 1985, №2; 2) Измайлова Л. Несравненная словесная живопись… О языке романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» //Дон,1992,№1,2; 3) Кононова С.А. Текстема степь в художественной прозе М.А.Шолохова // Текст. Структура и семантика. Доклады Х Юбилейной международной конференции. Т.1.М.,2005; 4) Корниенко Н.В. «Сказано русским языком…» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. М.,2003; 5) Лычкина Ю.С. Роль слов-символов «волк» и «бирюк» и соотносительных с ними фразеологизмов в характеристике Григория Мелехова//Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003; 6) Маркедонов С. Заколдованное слово //Родина,2004,№5.

.

Составление рефератов и подготовка докладов по источникам: 1) Муравьева Н.М. Образ тишины в произведениях М.А.Шолохова// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002; 2) Муравьева Н.М. «Симфония» запахов романа М.А.Шолохова «Поднятая целина» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.1.М.,2001; 3) Новиков В. Изобразительная сила шолоховского слова //Литературная учеба,1985,№3; 4) Пейкова А.К. Художественная картина мира в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон»// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 4. М.,2004.; 5) Тамахин В.М. Поэтика шолоховского слова в «Тихом Доне» // Р.р.,1978,№5; 6) Тахо-Годи А.А. Солнце как символ в романе Шолохова «Тихий Дон» //Философские науки,1977,№2; 7) Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964; 8) Эстетика природы / Рос. акад. Наук. М., 1994; 9) Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

Итого:





12


14


16


20


62



Учебно-методические материалы по дисциплине


Основная литература

  1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск. 2006.

  2. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М. 1959.

  3. Диброва Е.И. Шолоховедение: Язык Михаила Шолохова // Избранные работы. Т.I. М., 2008.

  4. Дворяшин Ю.А. М.Шолохов: грани судьбы и творчества. М., 2005.

  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.

  6. Петелин В.В. Михаил Александрович Шолохов. Энциклопедия. М., 2011.

  7. Поповская (Лисоченко) Л.В. Лингвистический анализ художественного текста в вузе. Ростов-на-Дону, 2006.

  8. Словарь языка Михаила Шолохова. М.,2005.

  9. Студенческие Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. М.: Изд. МГГУ им. М.А.Шолохова, 2002-2009.

  10. Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. М.: Изд. МГГУ им. М.А.Шолохова, 2001-2009.

  11. Шолоховский вестник. Сб. статей, материалов, документов. Отв. Ред. Ю.А.Дворяшин. Сургут. 2005-2010.


Дополнительная

  1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара, 2000.

  2. Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке / Н.Д. Арутюнова. - М., 1992.

  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М., 1979.

  4. Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М.-Л.:Наука,1964.

  5. Букаренко С.Г. Цветовая картина мира в рассказе М.А.Шолохова «Жеребенок» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3.М.,2003.

  6. Гришанина Е.Б. Лингвистические особенности поэтического языка М.А.Шолохова (Звук в пейзажах «Поднятой целины»)//Проблемы изучения языка и стиля М.А.Шолохова. Ростов-на-Дону, 2000.

  7. Гришанина Е.Б. Лингвопоэтическое воплощение категории хронотопа в пейзажных зарисовках романа М.Шолохова «Поднятая целина» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3.М.,2003.

  8. Гришанина Е.Б. Лингвопоэтическое мастерство Шолохова-пейзажиста (образ февраля в творческой лаборатории писателя) //Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002.

  9. Давыдова О.А. Опыт лингвистического комментария к рассказу М.А.Шолохова «Лазоревая степь» //Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002.

  10. Давыдова О.А.Энциклопедия казачьей жизни (о семантической структуре слова казак в словаре художественной прозы А.М.Шолохова) // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3. М.,2003.

  11. Данилова Н.В. Семантико-функциональная структура антропонимии в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». АКД, Тюмень,2002.

  12. Данилова Н.В. Структурно-смысловые параллели древнерусских антропонимических формул и формул именования женских персонажей «Тихого Дона» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3.М.,2003.

  13. Дворяшин Ю.А.Шолохов: грани судьбы и творчества. М.,2005.

  14. Диброва Е.И.Поэтика художественного в языке М.А.Шолохова// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002.

  15. Дроботун А.В. Поэтика лексики обоняния в художественной прозе М.А.Шолохова // Текст. Структура и семантика. Доклады Х Юбилейной международной конференции. Т.1.М.,2005.

  16. Духнова Е.Ю. Использование диалектизмов в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина» //Студенческие Шолоховские чтения. М.,2004

  17. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. С.-Пб.,2000 (Исторические источники «Тихого Дона»).

  18. Ершова Н.В.Роль пейзажа в поэтике романов М.А.Шолохова «Тихий Дон» и В.М.Шукшина «Я пришел дать вам волю» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2. М., 2002.

  19. Ершова Н.В. Анализ эпизода в контексте аксиологических традиций русской культуры (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон») // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.4. М., 2004.

  20. Журавлев В.В. Художественный мир М.Шолохова // Текст. Структура и семантика. Доклады Х Юбилейной международной конференции. Т.1.М.,2005.

  21. Журавлева А.А.Творческий путь Михаила Шолохова//Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.1.М.,2001.

  22. Журавлева А.А., Круглов О.Ю. Михаил Шолохов (очерк жизни и творчества). М.,2003

  23. Зайцев Н.И. Поэтический образ солнца у М.А.Шолохова (художественная концепция и стиль писателя) // Русская литература, 1985, №2.

  24. Занковская П.В. Стилистическое и жанровое своеобразие рассказа М.Шолохова «Судьба человека» // Идейно-стилевое многообразие советской литературы. Сб. научн. трудов государственного педагогического института им.В.И.Ленина.М.,1982.

  25. Измайлова Л. Несравненная словесная живопись… О языке романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» //Дон,1992,№1,2.

  26. Казачество. Энциклопедия /Глав. ред. А.П.Федотов. М.,2003.

  27. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М., 2000.

  28. Комирная Н.Ю. Мотив воды в «Донских рассказах» М.А.Шолохова// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3.М.,2003.

  29. Кононова С.А. Концепт «степь» в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» //Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003.

  30. Кононова С.А. Текстема степь в художественной прозе М.А.Шолохова // Текст. Структура и семантика. Доклады Х Юбилейной международной конференции. Т.1.М.,2005.

  31. Корниенко Н.В. «Сказано русским языком…» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. М.,2003

  32. Котовчихина Н.Д. Эпическая проза М.А.Шолохова в русском литературном процессе ХХ века. М., 2004.

  33. Кривенкова И.А. Импрессионизм шолоховского пейзажа//Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003.

  34. Кривенкова И.А. Синестезия как языковое явление (на материале художественной прозы М.А.Шолохова) //Текст. Структура и семантика. Доклады Х Юбилейной международной конференции. Т.1.М.,2005.

  35. Кузнецов Ф.Ф. «Тихий Дон»: судьба правда великого романа. М.,2005.

  36. Ларин Б.А. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (опыт анализа формы) //РЯШ,1965,№2.

  37. Лисоченко Л.В. Роль пейзажных описаний в рассказе «Родинка»//Проблемы изучения языка и стиля М.А.Шолохова. Ростов-на-Дону, 2000.

  38. Ломакина С.А. Тема материнства в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» ( к изучению романа в 11 классе) // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 4. М.,2004.

  39. Лычкина Ю.С. Роль слов-символов «волк» и «бирюк» и соотносительных с ними фразеологизмов в характеристике Григория Мелехова//Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003.

  40. Маркедонов С. Заколдованное слово //Родина,2004,№5.

  41. Михаил Александрович Шолохов: Биобиблиографический указатель произведений писателя и литературы о жизни и творчестве. М.,2005.

  42. Муравьева Н.М. Образ тишины в произведениях М.А.Шолохова// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002.

  43. Муравьева Н.М. О некоторых особенностях стиля рассказов «Обида» и «Коловерть» М.А.Шолохова// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3.М.,2003.

  44. Муравьева Н.М. «Симфония» запахов романа М.А.Шолохова «Поднятая целина» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.1.М.,2001.

  45. Муравьева Н.М. Художественное время и пространство «Донских рассказов» М.А.Шолохова // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 4. М.,2004.

  46. Новиков В. Изобразительная сила шолоховского слова //Литературная учеба,1985,№3.

  47. Орлов К.А. Образ Дона в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» и в «Слове о полку Игореве» //Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003.

  48. Пейкова А.К. Художественная картина мира в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон»// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 4. М.,2004.

  49. Печеницына Т.С. Концепт волк в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» //Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2004

  50. Проблемы изучения языка и стиля М.А.Шолохова. Ростов-на-Дону, 2000.

  51. Российское казачество. Научно-справочное издание /Отв. ред. Т.В.Таболина. М.,2003.

  52. Рудяков Н. «Судьба человека» М.А.Шолохова. Стилистический анализ. //РЯШ,1985,№2.

  53. Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005.

  54. Семиотика: Антология. Сост. Степанов Ю.С. М., Екатеринбург, 2001.

  55. Степаненко Л. Г. Шолоховские описания природы. Пейзажи Мастера и Исследователя. Ростов/Дон, 2003.

  56. Стопченко Н.И. У истоков М.Шолохова-художника: «Донские рассказы» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3.М.,2003.

  57. Стюфляева Н. В. Донской пейзаж как форма воплощения идеи соборности в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения: сборник научных трудов / отв. ред. Ю. Г. Круглов.2003.

  58. Тамахин В.М. Поэтика шолоховского слова в «Тихом Доне» // Р.р.,1978,№5.

  59. Тарабрина В.М. Свадьба в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» //Студенческие Шолоховские чтения. Сборник научных трудов. М.,2003.

  60. Тахо-Годи А.А. Солнце как символ в романе Шолохова «Тихий Дон» //Философские науки,1977,№2.

  61. Фролов Н.К. Национально-культурные стереотипы донской антропонимики в «Тихом Доне» М.А.Шолохова//Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002.

  62. Хватов А.И. Художественный мир Шолохова. М.: Советская Россия,1970.

  63. Шенцева Н.В. Мотивы «борозды» и «пролома» в раннем творчестве М.А.Шолохова и Л.Леонова// Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.1.М.,2001.

  64. Ширина Е.А.Образ природы как способ воссоздания характеров в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (Пантелей Прокофьевич Мелехов) // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.2.М.,2002.

  65. Ширина Е.А.Природа в пороговых ситуациях романа-эпопеи «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып. 3.М.,2003.

  66. Ширина Е.А. Идейно-художественные функции пейзажа в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Вып.1.М.,2001.

  67. Шолохов М.М. Разговор с отцом… //Дон,1990,№6.

  68. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964.

  69. Энциклопедия казачества /Сост. Г.В.Губарев. М.,2007.

  70. Эстетика природы / Рос. акад. Наук. М., 1994.

  71. Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Отв. Ред. Уфимцева Н.В. М., 2000.

  72. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.


Словари и справочники

  1. Словарь языка Михаила Шолохова. М.,2005.

  2. Большой толковый словарь донского казачества. М.,2003.

  3. Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

  4. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык,1998.

  5. Казаки. Иллюстрированная история Отечества / Под ред. Б.А.Алмазова. СПб.,1999

  6. Казачество. Энциклопедия /Глав. ред. А.П.Федотов. М.,2003.

  7. Казачий словарь-справочник. В 3-х тт./Составитель и издатель Г.В.Губарев, А.И.Скрылов.- Кливленд – Сан Ансельмо, 1966 - 1969.

  8. Малеча Н.М. Словарь говоров уральских (яицких) казаков. В 4-х т. Оренбург,2002-2003.

  9. Маслов В.Г. Словарь говора Добринки (на материале говора Добринки Урюпинского района Волгоградской области). Шуя,1993.

  10. Миртов А.В. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов-на-Дону,1929.

  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:АЗЪ,1991.

  12. Отечественная история: энциклопедия: В 5 т. М.:

  13. Большая Российская энциклопедия, 1994. - Шишов А.В. Донское казачье войско /Т.2; Хандорин В.Г. Запорожская сечь /Т.2; Ратушняк В.Н. Кубанское казачье войско /Т.3 и др.

  14. Российское казачество. Научно-справочное издание /Отв. ред. Т.В.Таболина. М.,2003.

  15. Словарь русских донских говоров. В 3-х т. /Гл. ред. В.С.Овчинникова. Ростов-на-Дону,1975-1976.

  16. Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф.П.Филин (вып. 1-23), Ф.П.Сороколетов (вып. 24 -). М.,Л.,С-Пб.: Наука,1965 –

  17. Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981 -1984.

  18. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1948 -1965.

  19. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. /Гл. ред. К.С.Горбачевич. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1991 - Т.1 -6.



Примерный перечень вопросов к итоговому контролю


  1. Методы исследования художественного текста.

  2. Понятия «концепт» в лингвистике и когнитологии.

  3. Концептосфера в произведениях М.А.Шолохова.

  4. Концепты казачьей картины мира: 'стойкость', 'бесстрашие', 'ловкость', 'работа', 'содействие', 'православие'.

  5. Концепт «отцы и дети» и его языковое выражение в рассказах М.Шолохова «Продкомиссар» и «Бахчевник».

  6. Когнитивное и собственно языковое выражение эстетических категорий художественного текста.

  7. Пейзажные описания как когнитивные знаки текста.

  8. Фольклорный конвой в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

  9. Песенный конвой и лексические (лексико-грамматические) повторы как фольклорные структуры.

  10. Импрессионизм шолоховского пейзажа.

  11. Семантические типы полисенсорных пейзажей в произведениях М.Шолохова.

  12. Роль «звукового образа» в творчестве М.А.Шолохова.

  13. Природа сквозь призму обоняния в творчестве М.А.Шолохова.

  14. Мифологизм и символизм «обонятельной» лексики в казачьей картине мира.

  15. Понятие казачьего архетипа.

  16. Парадигма образов донской природы в произведениях Шолохова.

  17. Поэтика художественного слова в языке М.А.Шолохова.

  18. Мотивы в «Донских рассказах» М.А.Шолохова.

  19. Картина мира героинь (женские портреты) «Тихого Дона».

  20. Словарь языка Михаила Шолохова (СЯШ) как один из типов словарей языка писателя.

  21. Разряды лексики в Словаре (СЯШ).

  22. Система помет в Словаре (СЯШ).

  23. Текстемы в Словаре (СЯШ).

Похожие:

Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 26
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 12 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 24
Цель данного курса представить системно-функциональное описание эпистолярного жанра как лингвистического и литературоведческого явления...
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (информатика) Всего учебных часов 36 (1 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54
Структура подчинения и линеаризация. Синтаксические деревья и поддеревья. Грамматики зависимостей и грамматики составляющих. Древоприсоединяющие...
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconВсего учебных часов 72 (2зет) Всего аудиторных занятий (в час.) 18 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 54 москва 2011
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине по выбору по специальности 10. 02. 01 Русский язык Всего учебных часов 72 (2 зет) Всего аудиторных занятий, час. 10 Всего часов на самостоятельную работу аспиранта 62 iconСтудентов 4 часа Всего аудиторных часов по дисциплине 32 часов Всего часов Форма получения по дисциплине часов высшего образования дневная Составил В. И
Учебная программа «Основы научных исследований» разработана для студентов специальности 1-31 04 01 03 «Физика» (научно-педагогическая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница