П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса




Скачать 16,43 Kb.
НазваниеП. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16,43 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Солидарность


Рабочая программа учебного курса

по истории

для 10 класса

(профильный уровень)

на 2011-2012 учебный год


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № _______

от _______________ 2011 года.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение курса истории в 10-11 классе на профильном уровне направлено да достижение следующих целей, обозначенных в государственном стандарте:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

  • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Для достижения поставленных целей планируется решение следующих дидактических и методических задач:

  • обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся, полученные в основной школе, путем концентрации программного материала вокруг ключевых, принципиально значимых проблем российской истории;

  • помочь учащимся понять сложность, многомерность и неоднолинейность исторического пути, пройденного Россией;

  • удовлетворить запросы учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению истории, научному понимаю ее роли и места в системе общественных дисциплин; дать элементарное представление о методах научного исследования; помочь определиться выборе своей будущей профессии; развить стремление к дальнейшему образованию и самообразованию.

Рабочая программа по истории составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории, авторской программы, методических рекомендаций к учебнику Павленко Н. И., Андреева И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. Ч. I. Павленко Н. И., Ляшенко Л. М., История России XVIII-XIX вв. Ч II.,программы по всеобщей истории Загладина Н.В. Всемирная история. XX век. Программа курса. 10—11 классы( Русское слово, 2010 ) к учебнику «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в», Загладин Н.В., Симония Н.А. .: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.

Программа по истории предназначена для преподавания в X классе с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин. На изучение углубленного курса истории в учебном плане отводится 102 часа, 3 часа в неделю.

Особенностью курса истории, изучаемого в X классе с углубленным изучением предмета, является его непосредственная связь с задачей организации довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно решаются те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Основные содержательные линии рабочей программы по истории для X класса с углубленным изучением предмета реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, географии, литературы, правоведения, социологии.

Примерная программа по истории на профильном уровне предусматривает 140 часов на изучение курса: история России (с древнейших времён до середины XIX века)- не менее 72 часов) и Всеобщая история (с древнейших времён до середины XIX века)- не менее 48 часов, резерв учебного времени – 20 часов. В соответствии с учебным планом школы в 10 классе (социально-гуманитарный профиль) на курс истории отводится 102 часа: 3 часа в неделю 67 часов - история России, 32 часа – всеобщая история, 3 часа – резерв учебного времени.

В основы программы заложены следующие положения:


  • использования современных данных исторической науки в раскрытии и оценке фактов, событий, общественных процессов, отдельных исторических личностей в различные эпохи и периоды истории России;

  • теоретическое осмысление исторического материала на основе рассмотрения, сопоставления различных этапов российской истории и зарубежного мира, что предполагает установление преемственности с курсом всеобщей истории, обществознанием, литературой и др. предметами;

  • включение в содержание обучения широкого круга исторических источников, элементов историографического и методологического характера, позволяющих знакомить школьников с позициями общественных и государственных деятелей, историков, философов по важнейшим проблемам отечественной истории; показывать историческую науку как сложный процесс постижения истины;

  • прослеживать место и роль России в мировом сообществе, знакомить учащихся с разными трактовками одних и тех же событий, привлекать к обсуждению спорных вопросов, применять деятельностный подход, нацеленный на активное сотрудничество учителя и учащихся, развитие творческой познавательной самостоятельности школьников.


Историческое образование в 10 - 11 классах, на завершающей ступени среднего общего образования, способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль в курсе истории на данной ступени играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования в 10 -11 классах связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков самостоятельного поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Содержание курса дает возможность углубленно рассмотреть одни темы и разделы программы и обзорно представить другие. Программа предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса:


  • уроки лекционно-семинарского типа;

  • изучение исторических источников;

  • обсуждение ученических сообщений;

  • уроки-дискуссии и др.



Подобная организация обучения будет способствовать решению основных задач – дать ученикам прочную основу исторического образования, углубить интерес к истории, способствовать ее научному пониманию, содействовать в выборе будущей профессии.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Древнейшая история человечества (1 часа)

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Матриархат и патриархат. Происхождение семьи. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе.

ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории (1 час)

Предмет изучения исторической науки, его осо­бенности. Российские историки и исторические школы. Концепции изучения исторического прошлого человечества


Тема I. Древняя Русь (5 часов)

Расселение, занятия, быт, верования восточных славян. Славяне и их соседи. Формирование Древнерусского государства. Версии происхож­дения государства на Руси. Норманнская те­ория. Новгород и Киев.

Население сел и городов. Развитие ремесла и торговли. Первые Рюриковичи. Князь и дружи­на. Крещение Руси. Обычное право и правовые акты в истории Древней Руси. Русская Правда

Древнерусское государство как раннефеодаль­ная монархия.

Обзор письменных источников по истории Древней Руси. Исторические источники и принципы их анализа. Необходимость комп­лексного анализа различных источников.

Основные задачи и направления внешней поли­тики (захват добычи, дани; установление выгод­ных торговых отношений; расширение границ; оборона территории). Походы древнерусских князей. Борьба со Степью. Оборона славянских земель от степных кочевников. Русь и Византия. Борьба Руси с экспансией крестоносцев на бе­регах Балтики. Место Древнерусского государ­ства в Европе (хозяйственные и культурные свя­зи, династические браки).

Влияние особенностей природы края на жизнь древних славян. Дохристианский быт, ценност­ные представления и их связь с языческими ве­рованиями славян. Быт, уклад жизни русского общества после при­нятия христианства. Особенности восприятия мира средневековым человеком. Влияние хрис­тианских моральных норм, традиций, духовного опыта на формирование древнерусской народ­ности и ее самобытной культуры.

Основные понятия:

Племя. Вече. Варяги. Князь. Дружина. Вотчина. Удел. Смерд, рядович, закуп,

холоп, челядь, изгой. Оброк. Полюдье. Десятина. Вира. Путь «из варяг в греки».

Язычество. Христианство, православие, крещение, митропо­лит. Мозаика, фреска.

Славянская письменность, глаголица, ки­риллица (Кирилл и Мефодий). Летопись. Норманнская теория.


Тема II. Удельная Русь (5 часов)

Политическая раздробленность Руси. Законо­мерность периода государственной раздроблен­ности Руси. Положительное и отрицательное влияние этого явления на экономическое, по­литическое, культурное развитие страны. Владимиро-Суздальское княжество; Новгород Ве­ликий; Галицко-Волынское княжество: полити­ческий строй, развитие хозяйства, культура.

Держава Чингисхана. Нашествие Батыя. Обо­собление Юго-Западной Руси. Борьба Севе­ро-Западной Руси против экспансии с Запада. Русь и Орда.

«Вызов» Востока и угроза «латинского завоева­ния» с Запада. Нравственный выбор: борьба с ордынскими владыками или примирение и со­существование? Влияние монголо-татарского ига на последующее развитие страны.

Основные понятия:

Политическая раздробленность (феодальная раздроблен­ность). Золотая Орда.

Баскак. Ярлык на великое княжение.


Тема III. Московская Русь (5 часов)

Предпосылки, особенности и этапы формирова­ния единого централизованного Русского госу­дарства. Центры объединения Руси: проблема ли­дерства. Начало возвышения Москвы. Москов­ские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Куликовская битва. Борьба за централи­зацию в ходе феодальной войны в Московском княжестве во 2-й четверти XV в. Завершение объ­единения русских земель и формирования Рос­сийского государства при Иване III и Василии III. Прекращение зависимости Руси от Орды. Цент­рализация власти. Начало закрепощения кресть­ян. Судебник 1497 г. Вотчинно-поместное зем­левладение и формы зависимости крестьян.

Летописание. Появление летописных сводов общерусского характера. Особенности житийного жанра (агиографиче­ских источников), «хождений». «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побо­ище»: подъем национального самосознания русского народа.

Основные понятия:

Пожилое, Юрьев день.

Крепостное пра­во. Посад, слобода, белая слобода. Судебник.

Приказ, дьяк. Местничество, кормление.

Боярская дума.

Нестяжатели, иосифляне. Ересь. Религиозный центр,

Национальное самосознание, феодальная война, уния, автокефалия.


Тема IV. Эпоха Ивана Грозного (5 часов)

Россия при Иване IV. Реформы 50-х гг. XVI в. Сословно-представительная монархия. Оприч­нина. Становление самодержавия. Внешняя по­литика Ивана IV. Ливонская война. Итоги прав­ления Ивана IV.

Обстоятельства появления посланий Курбского к Ивану IV. Особенности стиля писем Курбско­го и посланий Ивана Грозного. Памфлет А. Курбского «История о великом князе Мос­ковском» о деспотизме и тиранстве царя. Переписка Ивана IV и Андрея Курбского — вы­дающийся памятник русской политической мысли XVI в.

Международные отношения Российского госу­дарства. Записки современников-иностранцев о Руси и России — ценные исторические свиде­тельства. Особенности данного вида историче­ских источников (путевых заметок, дипломати­ческих отчетов).

Ценности, идеалы традиционной христианской культуры Московского государства. Защита «московской старины» в решениях «Стоглава». «Домострой» о мире патриархальной русской семьи XVI в. Религиозная литература. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Фольк­лорная культура народа, ее особенности. Взаим­ное влияние русской и зарубежной культуры как «диалог» культур.

Русская Церковь и Золотая Орда. Истоки рели­гиозной терпимости завоевателей. Поиск церковными деятелями новых форм взаимоотно­шений со светскими правителями (середина XIII—XIV в.). Упрочение положения Церкви как политической силы (XV—XVI вв.).

Основные понятия:

Заповедные лета, урочные лета. Царь. Избран­ная рада. Земский собор. Стрельцы. Опричнина, земщина. «Угличское дело».


  1   2   3

Похожие:

П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconРабочая программа Пояснительная записка
...
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconРабочая программа Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 «А» класса составлена на основе следующих...
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconПримерная программа курса «история россии с древнейших времен до конца XVI века»
Программа по истории для 6 класса рекомендует соотношение часов на изучение курса истории России и всеобщей истории ( истории средних...
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconРабочая программа по географии для 6 класса включает разделы: 1
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconРабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
Ебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных...
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconПояснительная записка Учитель: Падуряну С. В
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 11 класса разработана на основе
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconРабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы»
Рабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» разработана на основе программы элективных курсов по...
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconРабочая программа по истории древнего мира для 5 «А» И5 «Б» классов
Рабочая программа по курсу «история Древнего мира» для 5- го класса составлена на основе федерального государственного стандарта...
П. Солидарность рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса iconРабочая программа по курсу истории для 5 класса на 2010-2011 учебный год Разработала: учитель Николенко Л. В
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница