Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений




Скачать 22,61 Kb.
НазваниеЦенностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер22,61 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи




МАВРИЧЕВА Елена Сергеевна


ЦЕННОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ТУРИЗМА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


Специальность 22.00.06 – социология культуры

(социологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Майкоп – 2012




Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» на кафедре «Социальные технологии»


Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Шилкина Елена Леонидовна


Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Сологуб Владимир Антонович

кандидат социологических наук, доцент

Новопашин Станислав Сергеевич


Ведущая организация: ФГАОУ ВПО Южный федеральный

Университет


Защита состоится « » января 2012г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.001.05 по социологическим наукам при ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», с авторефератом на сайте ВАК http://www.vak2.ed.gov.ru/ и на сайте университета http://www.adygnet.ru.


Автореферат разослан « » декабря 2011г.

Ученый секретарь

диссертационного совета



С.А. Ляушева




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Последние два десятилетия в российском обществе происходят радикальные политические, экономические и социальные преобразования, которые вызвали серьёзные ценностные трансформации мировоззрения людей как старшего, так среднего и молодого поколения россиян. Современная российская молодежь формировалась именно в богатые парадоксами и проблемами социализационного процесса кризисные и посткризисные годы развития страны. Ученые отмечают, что зачастую студенты «переносят в учебные аудитории сленг, манеру поведения и общения, не характерные для формальных организаций. Их кругозор предельно узок, настолько узок, что само употребление термина «кругозор» очень часто бывает просто неуместным».1 Масштабные репрезентативные социологические исследования2 также свидетельствуют о падении у студенческой молодежи интереса к литературе и музыке, культуре различных народов. Акцент восприятия произведений культуры и искусства находится в сфере развлечения, но не постижения прекрасного. Социологи отмечают у современной молодежи низкий уровень популярности социально-значимых ценностей3. Несомненно, что процессы культурной социализации российской молодежи вообще и студенческой, в частности, нуждаются как в глубоком и всестороннем исследовании, так и в практическом совершенствовании.

Другая важная проблема, актуализирующая тему диссертационного исследования – это состояние ценностного сознания российской молодежи. Современная молодежь, несомненно, является носителем культурных и гуманистических традиций российского общества, ей свойственна гражданская активность. Вместе с тем, девиантное и делинквентное поведение молодежи, показатели которого за последние годы не менялись в сторону уменьшения, является серьезной социальной проблемой, выходящей за пределы компетенции правоохранительных органов. Ученые отмечают, что современная молодежь на массовом уровне все в большей степени реализует свою активность за пределами социально-значимых целей. «Определённая часть молодежи либо уклоняется от социальной активности. Либо стремится решить проблемы, преступая закон. По данным ВЦИОМ, около 6,5% молодежи (от 2,3 до 2,8 млн.) ежегодно уходят в сферу «теневой экономики»4. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает проблема реализации - в социокультурном контексте современного российского общества - возможностей формирования ценностей молодого поколения. Такие возможности, несомненно, наличествуют. Одна из них, на наш взгляд, заключается в следующем.

Так, в настоящее время в молодежной среде наблюдается рост интереса к туризму не только как к форме отдыха и развлечения, но и как к способу знакомства с другими культурами. Мы предполагаем, что у современной студенческой молодежи отношение к туризму более серьезное, чем к другим социокультурным практикам, включая чтение, слушание музыки и иным формам досуга. Это подтверждается, например, Гаагской декларацией, где указывается, что «из многих возможностей проведения свободного времени ни одна (единственным возможным исключением является телевидение) не приобрела такого значения, как туризм». И далее отмечается, что туризм «представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций».5

Актуализирует тему исследования имеющиеся несоответствия особенностей исследования туризма и спецификой его функционирования в обществе. Так, чрезвычайно редко туризм рассматривается как форма повышения культурного уровня людей, практически отсутствуют федеральные программы по совершенствованию культурной составляющей туризма. В современной России все ещё преобладает взгляд на туризм как «экономическую категорию», а большинство федеральных программ направлено в русло стимулирования экономической составляющей туризма.

Такой подход существенно отличается от понимания функций туризма в советский период, когда туризм представлялся не только как активная форма отдыха, но и «эффективное средство познания, повышения идейно-политического, культурного уровня трудящихся». В советской историографии подчеркивалась важность этого обстоятельства, способствующего выдвижению туризма на первое место из наиболее массовых и эффективных методов организации отдыха, влияющих на физическое и духовное развитие человека. «Новые знания, богатые впечатления, которые дают туризм и экскурсии, существенно влияют на формирование взглядов, образа мышления, характера, интересов людей».6 Как мы видим, в советский период развития туризма на первом плане было использование его социокультурных качеств. Эта особенность утрачена в современной России, что обусловливает необходимость восстановления данных характеристик туристической сферы. Отметим, что, несмотря на привлекательность трактовки туризма в советское время, он не был так популярен и развит, как в современной России. Более того, количество молодежи, использующей туризм как отдых, развлечение и средство познания культуры других стран увеличивается год от года, а ценностное содержание туризма в сознании молодежи остается недостаточно исследованным вопросом.

Актуальным социологическое исследование ценностного содержания туризма делает также и то, что в настоящее время при формировании туристского продукта уделяется внимание проведению исключительно маркетинговых исследований, в основном направленных на выявления сегментов туристского рынка. Однако, на наш взгляд, для использования социокультурного потенциала туризма необходимо выявление ценностных предпочтений и потребностей общества.

Особую актуальность проблема ценностного содержания туризма приобретает в среде студентов высших учебных заведений, которые являются наиболее активной, мобильной, открытой для познания нового категорией общества. Кроме того, обращение к проблеме ценностно-функционального содержания туризма в среде вузовской молодежи актуализируется своеобразием современной социокультурной ситуации: поколение «взрослых» людей демонстрируют молодежные образцы поведения. Поэтому современное общество все чаще называют цивилизацией «молодых», так как именно данная социальная группа экстраполирует «молодежные» качества и образцы поведения на другие возрастные группы.

Степень научной разработанности. Понятие «туризм» появилось еще в XІX веке, но предметом научного исследования туризм становится во второй половине XX века. В 70-е гг. XX века отмечается наивысший интерес к туризму, как к предмету научного познания. Вместе с этим наибольшей конкретизации проблемы туризма достигают в работах западных исследователей последних десятилетий. Исследования Ф.Котлера, Дж.Боуэна, Дж.Мейкенза посвящены в основном предпринимательству в туризме. 7

В отечественной науке сфера туризма анализируется в диссертационных исследованиях самых разных направлений. Согласно исследованию Мирошниченко П.Н. «Основные направления диссертационных исследований сферы туризма», наиболее часто сфера туризма подвергается изучению в экономическом (59,7%) и педагогическом направлении (24,2%). Остальные аспекты туризма представлены в меньшей степени. Согласно исследованию Мирошниченко П.Н., социологический аспект для анализа сферы туризма представлен в диссертационных исследованиях явно недостаточно – всего 2,6 % от общего количества диссертаций по исследованию сферы туризма 8.

Еще в большей степени это замечание относится к исследованию туризма в рамках социологии культуры. Несмотря на интенсивное развитие туризма именно как культурного явления, все еще остается актуальной проблемой социологической науки. Е.А. Попов, исследуя особенности социокультурного исследования социальных явлений, пишет, что сложилась полная «определенность в границах социологии культуры ее научного аппарата, закрепления научного статуса и т.д. Но разнообразие трактовок того, что же на самом деле изучает или должна изучать социология культуры, лишь свидетельствует о тонкой грани в концептуализации важнейших категорий и принципов социокультурного знания»9. И далее: «В этом смысле социология культуры предстает прежде всего как наука о трансформации традиционных культурных форм и универсалий, тогда как социология культуры преимущественно должна быть, как нам кажется, наукой о духовно-нравственной детерминации социальных изменений».10

Но даже в исследованиях зарубежных авторов, где феномен туризма является теоретически более разработанным, чем в отечественной науке, чаще поднимаются проблемы культуры обслуживания и корпоративной культуры, реже - проблемы социального и культурного влияния туризма11.

Проблемы духовно-нравственных аспектов туризма частично затрагиваются в работах, посвященных воздействию туризма на культуру. Так, среди западных исследователей выделяется группа ученых, которые анализировали взаимосвязь туризма и культуры, отмечая положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия. Это взаимодействие в своих работах рассматривали Р.Мэлкин, Д.Урри, М.Робинсон, Э.Отчет, С.Гуттман, Г.Маршан 12.

В связи со значительным развитием туризма в настоящий момент в российской историографии активизируются исследования этой области. В этих исследованиях наиболее глубоко изучался экономический аспект. Социально-культурной проблематике уделялось недостаточно внимания.

В контексте нашего исследования представляют интерес работы известных российских ученых А.Арнольдова, М.Ариарского, Т.Киселевой, Э.Соколова, Ю.Стрельцова, А.Якимовича,13 в которых разрабатываются теоретические подходы к изучению туризма как социально-культурного явления.

Можно выделить пять аспектов изучения туризма, через призму социологической науки.

Так в диссертационных исследованиях следует отметить изучение сферы туризма через социально-экономический аспект (Н.И. Гуденко, Р.К. Яфаров, И.Н. Филатова, А.М Кивал14). В данном аспекте были изучены проблемы туризма как социально-экономического фактора становления рыночной экономики современной России, развития туризма на основе личностного фактора и его экономического обеспечения, эффективного использования туризмом возможностей региона

Социальной роли туризма уделялось внимание в работах А.М. Ахмешина, К.А. Евдокимова, О.В Лешковой, М.С. Отнюковой, Е.В. Петровой. При изучении институциональной роли туризма рассматривались проблемы: институционализации туризма и его влияния на социальные процессы в обществе (К.А. Евдокимов); разработки новых средств социальной реабилитации, ориентированных на расширение жизненного пространства лиц с ограниченными жизненными возможностями (А.М. Ахмешин); исследования туристской деятельности в качестве индикатора изменения стратификационной структуры общества (О.В. Лешкова); механизмов и способов социального конструирования туристских достопримечательностей (М.С. Отнюкова), социокультурных аспектов туризма в современной России (Е.В. Петрова) 15.

Наряду с социально-экономической направленностью работ можно отметить наличие исследований в русле социально-философского и культурологического аспектов. В этих исследованиях поднимаются проблемы осмысления феномена туризма, места и роли туризма во взаимодействии культур, философской социокультурной проблематике.

Социально-философский аспект туризма представлен изучением социально-философского осмысления феномена туризма (А.С. Гализдра) и философской социокультурной проблематики туризма (Г.И. Афонин) 16.

В культурологическом аспекте туризма уделялось внимание проблемам: места и роли туризма во взаимодействии культур (Е.М. Кузьмина),17 культурного туризма, как элемента социокультурной сферы (А.А. Карамашева),18 туризма как формы досуга, анализа роли организационных мер по развитию культурного туризма (С.А. Красная)19

При исследовании проблемы экологического туризма, как фактора приобщения людей к ценностям природного и культурного наследия в контексте культурологического музееведения (З.Б. Чимитов) была определена сущность концепта экологии культуры как детерминанты и базового основания экологического туризма.20

Далее следует отметить, что исследователи уделяют внимание также социокультурному аспекту изучения сферы туризма.

Проблемы туризма как социального явления и рассмотрение в комплексе всех составляющих туристской системы в их взаимосвязи представлены в исследованиях А.Ю. Александровой.21

Проблемам социальных аспектов развития туризма, становления и развития социального и культурного туризма, экономических и социальных прогнозов развития туризма уделено внимание в исследованиях В.Г. Гуляева и М.Б. Биржакова.22

Особенности путешествий, традиций гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации рассматривались в исследованиях Л.П. Воронковой, О.В. Еремкиной. 23

Формирование различных видов международного туризма в их взаимосвязях с культурными традициями тех или иных слоев общества, с религией, модой, политикой рассмотрены А.А. Крючковой.24

Проблема маркетинга, как социального процесса, направленного на удовлетворение потребностей и желаний людей и организованного путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя, поднята в исследовании В.С. Янкевича и Н.А. Безруковой.25

Отдельные проблемы туризма в социокультурном аспекте рассматривались в работах Сущенко.Ю., В.И. Рогачевой, В.К. Зверева. 26

В работах А.В.Мозгового, В.И. Чабана социальные практики путешествий и туризма рассмотрены как составляющая сферы досуга, которая становится важнейшей сферой личностной самореализации человека в модернизирующимся обществе.27

Проблема туризма, как многомерного интегративного явления в социокультурном пространственно-временном континууме рассмотрена в работе С.Н. Сычаниной.28

На основании проведенного анализа степени разработанности проблемы можно сделать следующие выводы: исторически сложилось исследование туризма в рамках экономического аспекта, эта же динамика прослеживается в диссертационных исследованиях последних лет. Изучению социокультурного содержания туризма не уделяется должного внимания.

Объект исследования: туризм как социокультурное явление.

Предмет исследования: ценностно-функциональное содержание туризма в представлениях вузовской молодежи.

Цель: анализ представлений вузовской молодежи о ценностно-функциональном содержании туризма.

Задачи:

  1. исследовать трансформацию социокультурного содержания туризма в процессе его генезиса;

  2. проанализировать социокультурные особенности постиндустриального общества, детерминирующие развитие туристской сферы;

  3. выявить социокультурные функции туризма, обладающие ценностно-формирующим воздействием на субъектов потребления услуг сферы туризма в современном обществе;

  4. выделить особенности потребностей современной вузовской молодежи в сфере туризма;

  5. на основе изучения ценностных предпочтений молодежи в сфере туризма выявить наличие (или отсутствие) системы ценностей туристского отдыха

  6. выявить представления вузовской молодежи о социокультурных функциях туризма, выделить приоритетные функции;

  7. выявить латентные функции туризма в представлениях вузовской молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования выступают методологические подходы теории структурного функционализма (Т. Парсонс, А.Р. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, Р.К. Мертон), структурализма (Э. Дюркгейм), теоретической феноменологии (П. Бергер и Т. Лукман), структуралистского конструктивизма (П. Бурдье), теоретиков постиндустриального общества (М. Кастельс, Г. Маркузе, Э. Тоффлер, Ж. Бодрийяр, А. Турен, В. Иноземцев).

Исследование также основывается на работах современных отечественных ученых посвященных изучению ценностей (А. Здравомыслов, Н. Лапин, И. Кравченко).

В основе исследования лежат общенаучные принципы: системности, историзма, принципы компаративистского подхода, опросный метод, контент-анализ и другие методы социологических исследований.

Эмпирическую базу исследования составили данные репрезентативных прикладных социологических исследований, содержащимися в фундаментальных монографических и периодических публикациях Н.И. Лапина, данными мониторингов ВЦИОМ и Левада-Центра, в ходе которых на протяжении ряда лет исследовалась отношение россиян к туризму, экскурсионным поездкам по России и в зарубежные страны. Кроме того, эмпирической базой явились исследования, проведенные автором на протяжении ряда лет следующими методами: а) опроса в форме анкетирования студентов ВУЗа. Опросы проводились автором в 2008-2009 г.г. по темам: «Ценностные предпочтения молодежи в сфере туризма», «Социокультурные характеристики вузовской молодежи как субъекта туристской деятельности», «Представления вузовской молодежи о социокультурных функциях социального института туризма», «Представления вузовской молодежи о латентных функциях социального института туризма» среди студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса; б) контент-анализа сочинений на тему «Путешествие моей мечты», выполненных студентами Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

В данных социологических исследованиях респондентами являлись студенты социально-гуманитарного, экономического, технологического и механико-радиотехнического факультета. В данном опросе приняли участие молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет. Всего было опрошено 220 человек очной и заочной формы обучения. Из них на общих основаниях обучаются 144 человека, а по специальному набору – 76 человек. Среди респондентов 140 человек только учатся, а 80 человек совмещают учебу с трудовой деятельностью. По половому составу в данном опросе приняло участие 150 женщин и 70 мужчин.

Научная новизна:

  1. впервые для исследования социокультурных трансформаций при исследовании туризма как социального явления применен концепт конструирования социальной реальности П.Бергера и Т. Лукмана, что позволило выявить и содержательно конкретизировать этапы его развития;

  2. выделена качественно новая группа (по сравнению с предшествующими этапами) социокультурных детерминант туризма в современных постиндустриальных обществах;

  3. на основе идей П.А. Сорокина обосновано, что туризм обладает следующими ценностно-формирующими функциями: адаптивной; человекотворческой; информационно-коммуникативной; побудительной и рекреационной;

  4. обосновано, что в отличие от западных стран, потребности россиян в сфере туризма мотивируются и удовлетворяются не высвобождением свободного времени, а возникновением характерного для постиндустриальных обществ «нового чувства времени», мотивирующего российскую молодежь к саморазвитию и самореализацию посредством различных форм туризма;

  5. сгруппированы ценностные предпочтения молодежи в сфере туризма, раскрыто ценностное содержание групп предпочтений, обосновано, что система ценностей туристского отдыха, интериоризуюет основные духовные потребности;

  6. выявлено четырнадцать социокультурных функций туризма в представлениях вузовской молодежи и раскрыто их ценностное содержание. Обосновано приоритетное значение восьми функций туризма в сознании вузовской молодежи;

  7. осуществлена одна из первых попыток обосновать латентный характер некоторых социокультурных функций туризма в представлениях вузовской молодежи.

  1   2   3

Похожие:

Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconКурс лекций и практические занятия часть 1 Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconГидрология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconИстория литературы русского зарубежья Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconИстория русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconУказом Президента РФ от 14 сентября 2011г. №1198 установлены стипендии Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений
Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям,...
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconМетодические указания по курсовому проекту для студентов высших учебных заведений по направлению 260602. 65 Пищевая инженерия малых предприятий
Методические указания по курсовому проекту для студентов высших учебных заведений по направлению
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconКурс лекций Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в учебном процессе студентами высших учебных заведений, обучающимися по специальности "социология" Москва 1998
Учебная литература по гуманитарным и социальным дисципли­нам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и...
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconРекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой
Я средних специальных и высших учебных заведений, в реализации которых должны учитываться образовательные, половозрастные, этнические,...
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconУчебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Председатель Учебно-методичес-кого объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Ценностно-функциональное содержание социального института туризма в представлениях студентов высших учебных заведений iconРекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница