Рабочая программа дисциплины «история»




НазваниеРабочая программа дисциплины «история»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер29 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»











Утверждаю







Руководитель ООП по направлению 120700,

зав. кафедрой ИГ

проф. М.Г. Мустафин



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

(наименование по рабочему учебному плану)


Направление подготовки: 120700 «Землеустройство и кадастры»

Профиль подготовки: «Городской кадастр»,

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составители: проф. Афанасьев В.Г., доц. Волошина И.В.


Санкт-Петербург

2012

ИСТОРИЯ


Составитель

Кафедра


1. Цели и задачи дисциплины: Целью курса является формирование у студентов систематического представления о ходе исторических событий в России, об их месте в контексте мировой истории.

Задачи курса: понимание студентами специфики исторических событий, использование исторического подхода к оценке общественных явлений; знание ими основных дат и политических событий, выявление причинно-следственных связей. Привитие навыков работы с источниками и литературой по истории России.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основной обязательной программы по подготовке выпускника с квалификацией (степенью) бакалавр

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Для направлений подготовки, зарегистрированным в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам бакалавриата могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к абитуриенту не предусматриваются.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3)

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4)

- Умением использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5)

- Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6)

- Умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7)

- Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8)

- Способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики (ОК-9)

- Способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11)

- Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12)

- Способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13)

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    - основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире.

    Уметь:

    - анализировать и оценивать социальную информацию;

    - планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

    Владеть:

    - Навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

    - Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

    - Навыками критического восприятия информации;

    - Навыками работы в коллективе

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Аудиторные занятия (всего) в том числе:

68

68

Лекции

51

51

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

17

17

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего) в том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат

12

12

Другие виды самостоятельной работы







коллоквиум

16

16

подготовка к контрольной работе

3

3

подготовка к семинарам

11

11

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен




Общая трудоемкость час

147




зач. ед

4




5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

История как наука. Славянский мир. Русские земли в IX-XV вв.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория отечественной исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

2.

Россия в Средние века и Новое время

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Попытка форсированного развития страны при Иване IV. Формирование сословной системы организации общества. Начало модернизации России Реформы Петра I, Екатерины II. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

3

Россия в XIX веке.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

4

Россия на рубеже XIX-XX веков.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.

5

Россия в 1917 г. Гражданская война. НЭП.

Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

6

СССР на пути форсированного строительства социализма.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

7

СССР накануне и в годы Мировой войны 1939 -1945 гг. Великая Отечественная война

Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны. Советско-германские договоренности 1939 г. “Зимняя война” с Финляндией. Меры по укреплению обороноспособности СССР. Начало Великой Отечественной войны. Причины временных неудач Красной Армии. Коренной перелом в ходе войны. Внешняя политика СССР в годы войны. Источники и цена победы.

8

СССР в послевоенные годы. Россия в 1990-е годы.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал.

9

Распад СССР. Становление и развитие новой российской государственности.

Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

философия

х

х

х

х

х

х

х

х

х

2.

социология

х

х

х

х

х

х

х

х

х

































5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семин

СРС

Всего

час.

1.

Славянский мир. Русские земли в IX-XV вв.

6

2




8

2.

Россия в средние века.

6

2




8

3

Россия в XIX в.

6

2




12

4

Россия на рубеже XIX-XX веков.

4




5

Россия в 1917 г. Гражданская война. НЭП.

6

2




8

6

СССР на пути форсированного строительства социализма.

4

2




6

7

СССР накануне и в годы Мировой войны 1939 -1945 гг. Великая Отечественная война

6

2




8

8

СССР в послевоенные годы. Россия в 90-е годы.

8

2




10

9

Распад СССР. Становление и развитие новой российской государственности.

4

2




6

6. Лабораторный практикум

не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость

(час.)

1.

1

Русские земли в IX-XVI  вв.

2

2.

2

Россия в XVII-XVIII вв.

2

3

3

Россия в XIX в.

2

4

4

Россия на рубеже XIX-XX веков.

5

5

Россия в 1917 г. Гражданская война. НЭП.

2

6

6

СССР на пути форсированного строительства социализма.

2

7

7

СССР накануне и в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

2

8

8

СССР в послевоенные годы. Россия в 90-е годы.

2

9

9

Распад СССР. Становление и развитие новой российской государственности.

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

курсовой проект не предусмотрен


Примерная тематика рефератов:

1. Полководцы Древней Руси.

2. Княжение Владимира и проблема выбора религии.

3 Дискуссии о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.

4 Деятельность первых князей Рюриковичей.

5 Эволюция политического строя Руси в период монголо-татарской зависимости.

6 Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.

7 Центры объединения Руси: проблема лидерства..

8 Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства.

9 Государь Всея Руси Иван III.

10 Реформы Избранной Рады в правление Ивана IV.

11 Запад-Россия-Восток: характер взаимоотношений и взаимовлияния в XVI в.

12 Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного.

13 Опричнина Ивана Грозного.

14 Ливонская война 1558-1583 гг.

15 Русская православная церковь в XVI в.

16 Борис Годунов: личность, политик, государь.

17 Смутное время в России 1598-1613 гг.

18 Деятельность первых Романовых.

19 «Великое посольство» Петра I.

20 Социально-экономические преобразования Петра Великого.

21 Государственные и административные реформы Петра I.

22 Петровская «революция» в области культуры и быта.

23 Северная война 1700-1721 гг.

24 Россия в период дворцовых переворотов 1725-1762 гг.

25 «Просвещенный абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия.

26 Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

27 Внешняя политика России во второй половине XVIII в.: направления и итоги.

28 Россия и Запад в XVIII в.

29 Правление Павла I.

30 Внутренняя политика Александра I.

31 Отечественная война 1812 г.

32 Современные дискуссии о движении декабристов.

33 Западники и славянофилы.

34 Правление Николая I.

35 Промышленный переворот в России.

36 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. в России. Их оценка и значение.

37 Народническое движение в России.

38 Внутренняя политика Александра III.

39 Реформы С.Ю. Витте.

40 Аграрная реформа П.А. Столыпина.

41 Особенности экономического развития России в начале XX в.

42 Внешняя политика России в 1894-1914 гг.

43 Эволюция политической системы России в 1905-1907 гг.

44 Россия в первой мировой войне.

45 Февральская революция 1917 г.

46 Политические партии в 1917 г.

47 Июльский кризис 1917 г. и его значение.

48 Выступление генерала Корнилова в августе 1917 г.

49 Альтернативы политического развития России осенью 1917 г.

50 Октябрьская революция 1917 г.

51 Гражданская война в России 1918-1920 гг. и иностранная интервенция.

52 Красный и белый террор в годы гражданской войны 1918-1920 гг.

53 Русская православная церковь в 1920-30-е гг.

54 Политика «военного коммунизма» в годы гражданской войны 1918-1920 гг. Сущность и значение.

55 Международное положение СССР в 1920-е гг.

56 Причины введения НЭПа. Кризисы НЭПа.

57 Внутрипартийная борьба в РКП(б) – ВКП(б) в 1920-е гг.

58 Литература и искусство в условиях НЭПа.

59 Перестройка образования в 1920-е гг.

60 Национальная политика РКП(б) – ВКП(б) в 20-е гг.

61 Советский метод индустриализации.

62 Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства.

63 Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

64 Политические репрессии в СССР: истоки, масштабы, последствия.

65 Вторая мировая война 1939-1945 гг.

66 Советско-германское сближение в 1939-1940 гг.: причины, проявления, последствия.

67 Первый период Великой Отечественной войны.

68 Русская православная церковь в годы войны.

69 Власть и общество в годы Великой Отечественной войны.

70 СССР на международных конференциях периода второй мировой войны.

71 Роль ленд-лиза в победе над общим врагом.

72 «Новый порядок» фашистов в оккупированных районах СССР.

73 Блокада Ленинграда.

74 Отдельные битвы Великой Отечественной войны.

75 Советские полководцы Великой Отечественной войны.

76 Экономика СССР после окончания войны.

77 Изменения в мире после второй мировой войны: «холодная война».

78 Формирование «социалистического лагеря»: предпосылки, методы, противоречия.

79 Политические альтернативы 1953 г.

80 Н.С. Хрущев глазами современников и историков.

81 XX съезд КПСС и его значение.

82 Внешняя политика СССР в 1960-80-х гг.

83 Экономический курс Н.С. Хрущева.

84 «Оттепель» в литературе и искусстве.

85 Карибский кризис: итоги и уроки.

86 Период руководства Л.И. Брежнева.

87 Ю.В. Андропов: политический портрет.

88 Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

89 Основные этапы формирования политики «перестройки».

90 «Новое политическое мышление»: предпосылки, проявления, последствия.

91 Возрождение российской многопартийности.

92 Отечественная наука, культура, образование в условиях «перестройки» и «постперестройки».

93 Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты.

94 Политическое развитие России в 90-е гг.

95 Россия и страны СНГ: проблема взаимоотношений.

96 Б.Н. Ельцин: человек и политик.

97 Экономика России в 1990-е гг.

98 Россия и Запад: характер взаимоотношений.

99 Начало российской горной науки и промышленности в годы правления Петра I.

100 Основание и становление Горного училища в годы правления Екатерины II.

101 Горный кадетский корпус. 1804-1834 гг.

102 Институт Корпуса горных инженеров. 1834-1866 гг.

103 Горный институт. 1866-1896 гг.

104 Горный институт императрицы Екатерины II. 1896-1917 гг.

105 Горный институт в предвоенные годы. 1917-1941 гг.

106 Горный институт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

107 Развитие Горного института в послевоенный период.

108 Выдающиеся ученые Горного института.

109 Директора и ректора Горного институт

110 Выдающиеся деятели литературы и искусства - выпускники Горного института


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Афанасьев В.Г., Позина Л.Т., Севастьянов Ф.Л., Волошинова И.В., Плюхина Т.В. Отечественная история. Допетровский период. Учебное пособие Часть 1. Изд-во СПГГИ(ТУ), 2008; Отечественная история. Российская империя в XVIII-XIX вв. Учебное пособие Часть 2. Изд-во СПГГИ(ТУ), 2009; Отечественная история. Российская империя в XX вв. Учебное пособие Часть 3. Изд-во СПГГИ(ТУ), 2010.

  1   2

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины Специальности 080102 «Мировая экономика»
История культуры англоязычных стран [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2012. – 17 с
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа учебной дисциплины «история медицины»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа учебной дисциплины «история медицины»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины «История и методология науки»
Кореквизитами для дисциплины «История и методология науки» являются дисциплины профессионального цикла: «Дополнительные главы математики»,...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной...
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла студентам...
Рабочая программа дисциплины «история» iconВысшего профессионального образования «оренбургский государственный институт менеджмента» история
И история : рабочая программа учебной дисциплины /сост. Прошина Н. М.– Оренбург : огим, 2011. – 67 с
Рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины История социологии
Она представляет собой Базовую (профессиональную) часть профессионального цикла б предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано...
Рабочая программа дисциплины «история» iconКостриков С. П. рабочая программа дисциплины "История" для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика»
Ильюхов А. А., Костриков С. П. Рабочая программа дисциплины "История" для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика». – М.:...
Рабочая программа дисциплины «история» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная культура) Урюпинск 2009 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации гоу впо «Волгоградский государственный университет»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница