Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура»




Скачать 16,67 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16,67 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. Бербекова»


ПРОГРАММА

вступительных испытаний в магистратуру по направлению

034300.68 «Физическая культура»

Магистерская программа - Естественнонаучные основы физической культуры и спорта»


I. Требования к вступительному экзамену по направлению 034300.68 – «Физическая культура» по магистерской программе: «Естественно-научные проблемы физической культуры и спорта»


Вступительный экзамен по направлению должен выявить умения бакалавров использовать знания, полученные в процессе изучения дисциплин (медико-биологических, психолого-педагогических, гуманитарных, общепрофессиональных, социально-экономических и других) для решения практических задач в области физической культуры. Ответы на вопросы теории и практики физкультурно-спортивной деятельности должны содержать глубокое обоснование с позиций других дисциплин, связанных с квалификацией бакалавр физической культуры. Программа к вступительному экзамену по направлению составлена с учетом требований к уровню подготовки выпускников по направлению «034300.68 – Физическая культура» ФГОС ВПО третьего поколения.

В соответствии с изложенным, содержание Программы предусматривает преемственность по отношению к требованиям профессионально образовательной программы, включает основные разделы блоков дисциплин учебного плана, а также перечень вопросов вступительного экзамена по специальности без подробного раскрытия их тем, однако с указанием материалов каких дисциплин необходимо использовать при ответе. Программа вступительного экзамена обуславливает возможность организации ответов на вопросы билета, по логически построенной схеме, с учетом межпредметных связей, характеризующих общепрофессиональные: медико-биологические, психолого-педагогические, социально-экономические и др. особенности будущей профессиональной деятельности.

Проблемы, выносимые на вступительный экзамен, имеют комплексный характер и включают в себя различные (теоретические, медико-биологические, исторические, управленческие, организационно-методические и пр.) аспекты практики физкультурно-спортивной деятельности специалиста.

    1. Экзаменационный билет включает в себя:

  • теоретическую проблему по совокупности общепрофессиональных и специальных дисциплин;

  • вопрос по технологии обучения в системе физического воспитания и спортивной тренировки;

  • медико-биологический цикл: диагностика, регулирование, контроль функционального состояния организма занимающихся, управление и организация сферы физической культуры и спорта.

    1. Контрольные задания вступительного экзамена должны содержать в экзаменационном билете не менее 2-х вопросов, составленных, как правило, из набора:

  • общепрофессиональных дисциплин;

  • психолого-педагогических дисциплин;

  • дисциплин медико-биологического цикла.


Ответ должен быть научно обоснованным, опираться на соответствующие закономерности теории и практики ФКиС, логически увязанным, аргументированным, излагаться с учетом принятого понятийного аппарата.



  1. Структура вступительного экзамена по направлению 034300.68 «Физическая культура» (основные учебные модули)

ОУМ 01. Теория физической культуры и спорта (ОПД.Ф.09)


ОУМ 02. Основы научно-методической деятельности (ОПД.Р.01)

Медико-биологические дисциплины:

ОУМ 03. Физиология, Спортивная медицина, ЛФК (ОПД.Ф.02;06;07)

  1. Содержание основных учебных модулей и их разделов

ОУМ 01. Теория физической культуры и спорта



Отправные определения проблематики курса теории физического воспитания человека.

Постановка задач.

Определение понятий «физическое воспитание», «физическое упражнение», «спорт». Физическая культура как социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического развития человека. Физическая культура как совокупность предметных ценностей, как персонифицированный результат деятельности человека для увеличения деятельностных (умственных, физических, нравственных, эстетических) возможностей человека.

Физическое воспитание как одно из основных форм ФК, а именно, как педагогически организованный процесс передачи знаний и усвоения его ценностей, как процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств.

Спорт как составляющая системы физической культуры (соревновательная деятельность), функции спорта – социальные, экономические, пропагандистские, специфические и прикладные.


Литература: Теория и методика ФК; Л.П. Матвеев. М., ФиС, 1991 г.; Теория и методика ФВ. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М., АКАДЕМИЯ, 2000 г., с. 4-19


Теория физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина.

Предмет и место общей теории физической культуры в системе смежных научно-образовательных знаний.

Термин «теория» как совокупность знаний, познавательных положений и абстрагировано обобщенных представлений. Становление и развитие общей теории физического воспитания (П.Ф. Лесгафт) как обобщающей и профилирующей дисциплины в системе физкультурного образования. Лечебные и профилактические свойства физической культуры. Связь общей теории ФК с культуроведением, социологией, теорией управления социальными процессами, педагогикой, психологией, медициной и другими науками.

Связь общей теории ФК с естественнонаучными дисциплинами (биохимия, физиология, биофизика, биомеханика, теория адаптации к факторам внешней среды.


Литература: Теория и методика ФиС. Л.П. Матвеев. «ЛАНЬ». 2003 г. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФК. «АКАДЕМИЯ». 2000 г.


Теория ФК как учебная дисциплина представляет:

-введение в теорию ФК (учебный предмет, в котором определяются исходные категории, понятийный аппарат, методы исследования, функции и формирование ФК);

-общие основы теории ФВ (раздел учебного предмета, который особое внимание уделяет характеристике определяющих черт и методов обучения и воспитания, высший тип организации социальной практики ФВ);

-характер типичных направлений и форм использования ФК в обществе (система общего образования, научной организации труда, в рамках ППФП, повседневного быта).


Литература: Л.П. Матвеев. Теория и методика ФК. «ЛАНЬ». 2003 г.


Принципы физического воспитания:

- принципы как исходные положения, отражающие ведущие закономерности - общесоциальные принципы: (оздоровительной направленности ФВ, связи с трудовой и военной подготовкой, всестороннего развития личности);

- общеметодические принципы (принцип доступности и индивидуализации, научности, непрерывности и системного чередования нагрузок отдыха);

- общепедагогические принципы (сознательности и активности, наглядности, циклического построения занятий, возрастной адекватности направлений физического воспитания).


Литература: Л.П. Матвеев. Теория и методика ФК. «ЛАНЬ». 2003 г.; Л.П. Матвее. Теория и методика ФКиС. М., ФиС, 1991 г.; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика ФКиС. М., АКАДЕМИЯ, 2000 г., с. 52-63


Средства физического воспитания.

Постановка задачи.

Средства физического воспитания как педагогическое понятие. Группировка средств физического воспитания; разновидности средств как целостной системы воздействия на организм занимающихся.

Физические упражнения: общая характеристика. Соотношение понятий «деятельность», «действие», «движение» и «физическое упражнение»; возникновение и развитие физических упражнений. Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания; факторы, определяющие воздействие физических упражнений; техника физических упражнений (понятия «техника», «стандартная техника», «типовая и персональная индивидуализация техники», части техники); техника физического упражнения как биодинамическая структура; фазы физического упражнения; критерии оценки эффективности техники; педагогические классификации физических упражнений (значение для теории и практики; характеристики существующих классификаций).

Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания: значения, виды, принципы использования.


Литература: Теория и методика ФВ. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М., АКАДЕМИЯ, 2000 г., с. 32-47


Двигательные умения и навыки

Постановка задач

Двигательное умение: определение понятия, характерные признаки, значение.

Двигательный навык: определение понятия, характерные признаки; краткое физиологическое обоснование, стабилизация и пластичность навыка; постепенность и неравномерность формирования навыка (с отрицательным ускорением, с положительным ускорением, «плато»), разрушение навыка, перенос навыков.

Этапная структура формирования двигательного навыка. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в ФВ. Основы формирования навыка (мотивация, формирование знаний о сущности упражнения, создание полного представления о технике изучаемого упражнения по частям и в целом).


Литература: Ж.К. Холодов, В.С. кузнецов. Теория и методика ФКиС. М., АКАДЕМИЯ, 2000 г., с. 64-71; Матвеев Л.П. Теория и методика ФКиС. М., Просвещение, 1991 г.


Двигательные (физические) качества

Постановка задач

Общая характеристика, определение понятий, группировка двигательных качеств, компоненты двигательного качества (общие и специальные).

Сила и методика ее развития: определение понятия, психофизиологические механизмы, виды силовых способностей, измерения силы, методика развития силы (средства и методы), возрастные особенности использования силовых упражнений.

Быстрота и методика ее развития: определение понятия, быстрота одиночного движений (сложная быстрота, способы измерения, средства и методы развития). Быстрота двигательной реакции (определение понятия, разновидности, способы измерения, средства и методы развития, возрастные особенности развития). Латентное время быстроты двигательной реакции.

Выносливость и методика ее развития: определение понятия, виды выносливости, способы измерения, методика развития, возрастные особенности развития. Аэробная, анаэробная выносливость, кислородный запрос и кислородный долг.

Гибкость (подвижность в суставах) и методика ее развития: подвижность в суставах как морфофункциональное качество; активная и пассивная гибкость; методика развития, возрастные особенности развития. Виды гибкости (активная, пассивная, резервная).


Литература: Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика ФКиС. М., АКАДЕМИЯ, 2000 г.


Методы обучения

Постановка задач

Определение понятий «метод», «методический прием», «методика».

Общие требования к выбору методов: научная обоснованность, соответствие поставленной задаче обучения, специфике учебного материала, индивидуальной и групповой подготовке учеников, индивидуальным особенностям учителя и условиям занятий, разнообразие методов.

Классификация и характеристика методов: методы использования слова (значение, методика использования смысловой функции слова и проблема терминологии в физическом воспитании, методика использования эмоциональной функции слова, разновидности методов и особенности из использования при занятиях физическими упражнениями), методы наглядного восприятия (значение, виды и методика их применения), практические методы обучения (значение, методы строго регламентированного упражнения), методы частично регламентированного упражнения.


Литература: Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика ФВ. М., АКАДЕМИЯ. 2000 г., с. 40-52


Структура обучения двигательным действиям

Постановка задач. Определение понятия.

1-й этап – этап начального разучивания: задачи, процесс формирования представления о двигательном действии (осмысливание задачи обучения, составление проекта решения задач, попытка выполнить двигательное действие), особенности использования методов обучения.

2-й этап – этап углубленного разучивания двигательного действия, задачи, стадия образования двигательного умения (характерные черты двигательной деятельности, задачи), стадия совершенствования двигательного умения (характерные черты двигательной деятельности, задачи), особенности использования методов обучения, предупреждение и исправление двигательных ошибок (принцип «управляемого обучения» и принцип «проб и ошибок», понимание сущности двигательных ошибок, группировка двигательных ошибок, способы исправления ошибок, критерии оценки эффективности двигательного действия).

3-й этап – этап дальнейшего совершенствования двигательного действия, задачи, стадии образования двигательного навыка (характерные черты двигательной деятельности, задачи), стадия образования двигательного умения высшего порядка (характерные черты двигательной деятельности, задачи), особенности использования методов обучения, проблема повторений (повторение простое и повторение вариативное, количество повторение, распределение повторение во времени).


Литература: Л.П. Матвеев. Теория и методика ФКиС, М., ФиС, 1991 г.; Л.Б. Кофман. Настольная книга учителя. М., ФиС, 19998 г.


Формы организации занятий в системе физического воспитания учащихся.

Постановка задач.

Разнообразие форм: обусловленность разнообразия, классификация форм занятий, содержание деятельности занимающихся, содержание деятельности педагога, изменения в состоянии занимающихся.

Структура урока: определение понятия, факторы, влияющие на построение урока, уровни построение урока, разделение урока на три части (обоснование и характеристика частей), определение последовательности упражнений, определение взаимосвязи последовательности упражнений, определение взаимосвязи последовательности действий педагога и учеников.

Классификация уроков: по направленности физического воспитания – урок общего физического воспитания, уроки спортивной тренировки, уроки прикладной физической подготовки, уроки лечебной физической подготовки, методические уроки; по предметному содержанию – уроки основной гимнастики, уроки с образовательной направленностью, уроки с оздоровительной направленностью, уроки с воспитательной направленностью, комбинированные уроки; по ведущим задачам – вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования изученного, контрольные уроки, смешанные уроки.

Организационное обеспечение урока: организация материально-технических условий, размещение занимающихся, их перемещение, организация общего порядка учебной деятельности занимающихся (фронтальная, звеньевая, индивидуальная, круговая), организация работы помощников педагога и лиц, присутствующих на уроке.

Требования к методике проведения урока: определение конкретных задач, связанных с задачами предыдущих и последующих уроков, обеспечение разностороннего влияния на учеников, подчинение задачам воспитания и развития интеллектуальных, волевых качеств, обеспечение вариативности и непрерывности деятельности учеников, использование комплексов методов обучения и воспитания.

Элементы руководящей деятельности педагога: доходчивое раскрытие задач урока, предупреждающее разъяснение важнейших особенностей предстоящей работы, последовательное формирование представлений и понятий, систематический контроль, регулирование учебных нагрузок, оказание помощи ученикам, своевременный разбор действий учеников для определения результативности.

Подготовка педагога к проведению урока, определение содержания урока, разработка конспекта урока, речевая и двигательная подготовка педагога, подготовка помощников, подготовка мест занятий и оборудования.
Теоретико-методические аспекты спорта
  1   2   3

Похожие:

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconАннотации рабочих программ дисциплин подготовки магистров по направлению 034300 «Физическая культура» по профилю 034300. 68. 01 «Спорт высших достижений по избранному виду спорта»

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 010100. 68 «Математика»
Общие положения, регламентирующие порядок проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению 010400. 68 – «Прикладная...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Правовое образование»
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Образовательного Стандарта по направлению...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки 150400 "Металлургия" аннотация программа поступления в магистратуру по направлению «Металлургия»
В ходе экзамена абитуриенту предлагается пять вопросов в соответствии с направлением подготовки
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 020400 «Биология»

Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconВступительных испытаний в магистратуру по направлению
Магистерская программа – Физика атмосферы и околоземного космического пространства
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма вступительных испытаний (междисциплинарного экзамена) для поступающих в магистратуру по направлению 150700. 68 «Машиностроение»
Вступительные испытания для поступающих в магистратуру по направлению 150700. 68 «Машиностроение» проводятся в соответствии с Правилами...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма Вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700. 68 -«Автоматизация технологических процессов и производств»
Вопросы к вступительным испытаниям в магистратуру по направлению автоматизация технологических процессов и производств
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма собеседования по направлению
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 034300. 68 «Физическая культура» iconПрограмма вступительного испытания
Программа вступительных испытаний в магистратуру составлена в соответствии с требованиями, устанавливаемыми фгос впо по направлению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница