Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I




Скачать 17,21 Kb.
НазваниеМетодические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер17,21 Kb.
ТипМетодические разработки
  1   2   3

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко




МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВГМА


ЗАНЯТИЕ I. ТЕМА: Методика и техника эндоскопического обследования больного. Анатомия и физиология носа околоносовых пазух. Методы их исследования.


Оториноларингология является клинической дисциплиной, занимающейся изучением морфолого-физиологических особенностей и патологией верхних дыхательных путей, уха и смежных с ними областей. Ухо и верхние дыхательные пути прежде всего подвергаются воздействию различных факторов окружающей среды, в том числе, переохлаждения, шума, вибрации, пыли, различных химических соединений, углового и прямолинейного ускорения. ЛОР-органы нередко поражаются при острых и хронических инфекционных заболеваниях, а заболевания самих ЛОР-органов могут вызывать тяжелые жизненно опасные осложнения (отогенные, риногенные, тонзиллогенные) и приводить к стойкой утрате трудоспособности.

Перед тем, как начать освоение темы необходимо изучить литературу по этому вопросу, при осмотре соблюдать деонтологию

Цель:

Иметь представление о принципах обследования оториноларингологических больных в поликлинике и стационаре, об анатомо-топографических взаимоотношениях носа, околоносовых пазух с соседними органами, рентгенологическом, КТГ носа и околоносовых пазух.

Знать клиническую анатомию и физиологию носа, околоносовых пазух, принципы работы с лобным рефлектором и смотровым инструментом источником света, который располагают сзади у правого уха больного.

Уметь провести наружный осмотр и пальпацию носа, стенок околоносовых пазух, региональных лимфатических узлов, переднюю и заднюю риноскопию, оценить дыхательную и обонятельную функции.

Лобный рефлектор укрепить с помощью тесьмы или ремня, так , чтобы отверстие располагалось против левого глаза и поворотом зеркала навес­ти "зайчик" на исследуемый орган, осмотр проводится обоими глазами, стерильные инструменты находятся на столике справа от больного.

Методика осмотра носа и околоносовых пазух: проводится наружный осмотр и пальпация носа и лицевых стенок лобной и гайморовых пазух, состояние кожи.

Риноскопия: в левую руку возьмите носовой расширитель и в сомкнутом виде введите в преддверие носа больного, раздвиньте бранши и осмотрите полость носа, обратив внимание на цвет слизистой, состояние раковин содержимое носовых ходов. Задняя риноскопия проводится малым зеркалом, нагретым на спиртовке (контроль нагрева осуществляется прикосновением к своей руке). Шпателем прижмите книзу язык и введите носоглоточное зеркало за небную занавеску не касаясь задней стенки глотки, обратите внимание на свод носоглотки, хоаны, устья евстахиевых труб.

Для исследования носового дыхания используйте ватку, поднося к входу в нос, обоняние исследуют с помощью набора пахучих веществ, из­вестных больному, начинают исследование со слабых запахов.

По показаниям применяют рентгенографию носа и околоносовых пазух, а также пункцию и зондирование их.

ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ.

1.Искривление носовой перегородки.

2.Фурункул носа. Тактика врача и комплекс лечебных мероприятий.

3.Острый ринит. Стадии, лечение.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Болезни уха, горла и носа. В.Т. Пальчун, Крюков А.И. М., 1997.

2. Овчинников Ю.М., Гамов В.П.. Болезни носа, глотки, уха и гортани: учебник для медицинских вузов.- М. : Медицина, 2003.

3. Томассин Дж.М. Атлас по оториноларингологии под ред. Овчинникова Ю.М.- М.

1997.

4. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология. М.: Мед.,

2002

5.Лекционный материал кафедры


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Руководство по оториноларингологии под редакцией И.Б Солдатова. Москва «Медицина». 2001

  2. Оториноларингология. Ю.М.Овчинников. М., 1995.

  3. Клиническая оториноларингология. Бабияк В.И. Накатис Я.А. 2005

  4. Оториноларингология - национальное руководство. Пальчун В.Т., РАМН, 2008

5. Гапанович В.Я., Александров В.М. Отоларингологический атлас. Минск "

Вышэйшая школа", 1989.

6. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Под ред. Проф. В.Т. Пальчуна, «Медицина»,

1991. 238 с.

7. Симановский Н.П.- Основоположник отечественной оториноларингологии.

Солдатов И.Б..- С-Пб., 1993.


ЗАНЯТИЕ № 2 .ТЕМА: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования глотки, гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Особенности строения глотки, являющейся местом перекрестка дыхательного и пищепроводного трактов. Лимфоаденоидное кольцо Вальдессера - Пирогова: часто встречающиеся острые и хронические заболевания небных , глоточной миндалин и их осложнения обязывают к тщательному изучению данного вопроса. Продолжением дыхательной трубки являются гортань, трахея, бронхи. Знания анатомии необходимы для диагностики уровня поражения данных анатомических образований.

ЦЕЛЬ: Иметь представление о клинической анатомии и физиологии глотки гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

Знать топографию расположения глотки, гортани, трахеи, бронхов и пище­вода, их иннервацию и кровоснабжение.

Уметь провести фарингоскопию, непрямую ларингоскопию и ознакомиться с прямой ларингоскопией, трахеобронхоскопией, эзофагоскопией и стробо­скопией.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : учебная комната, перевязочные ЛОР - и сурдологического отделений, бронхоскопический кабинет.

ОСНАЩЕНИЕ: лобные рефлекторы, таблицы, муляжи. Наборы инструментов :шпатель Тихомирова, бронхоскоп Мезрина, Брюнингса, Фриделя, набор цветных слайдов.


ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ К ПРАКТИЧЕСКОМУ 3АНЯТИЮ:

1. Топографические особенности расположения глотки., отделы гортани.

2. Взаимоотношения глотки (носоглотки) со средним ухом.

3. Возрастные изменения компонентов глоточного кольца, его функции,

особенности окологлоточной клетчатки.

4. Физиология глотки и миндалин.

5. Методы исследования различных отделов глотки.

6. Анатомо-топографические особенности гортани, и трахео-бронхиального

дерева

7. Кровоснабжение и иннервация гортани.

8. Физиологические функции гортани (дыхательная, защитная и голосо-

образовательная).

9. Методы исследования гортани.

10. Топографическая анатомия пищевода. Методы исследования трахеи,

бронхов и пищевода.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Болезни уха, горла и носа. В.Т. Пальчун, Крюков А.И. М., 1997.

2. Овчинников Ю.М., Гамов В.П.. Болезни носа, глотки, уха и гортани: учебник

для медицинских вузов.- М. : Медицина, 2003.

3. Томассин Дж.М. Атлас по оториноларингологии под ред. Овчинникова Ю.М.-М.

1997.

4. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология. М.: Мед.,

2002

5. Лекционный материал кафедры


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Руководство по оториноларингологии под редакцией И.Б Солдатова. Москва «Медицина». 2001

  2. Оториноларингология. Ю.М.Овчинников. М., 1995.

  3. Клиническая оториноларингология. Бабияк В.И. Накатис Я.А. 2005

  4. Оториноларингология - национальное руководство. Пальчун В.Т., РАМН, 2008г.

5. Гапанович В.Я., Александров В.М. Отоларингологический атлас. Минск "

Вышэйшая школа", 1989.

6. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Под ред. Проф. В.Т. Пальчуна, «Медицина»,

1991. 238 с.


ЗАНЯТИЕ № 3 ТЕМА: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора.

АКТУАЛЬНОСТЬ.. Слуховой анализатор играет важную роль в процессе поз­нания окружающего мира, способствует формированию речевой функции» Патология слухового анализатора приводит к понижений слуха и глухота, может вызывать тяжелые жизненно опасные внутричерепные осложнения.

ЦЕЛЬ. После изучения темы студент должен:

  1. иметь представление об анатомо-топографических взаимоотношениях уха с соседними органами, аудиометрии, рентгенологическом исследова­нии уха;

  2. знать клиническую анатомию и физиологию слухового анализа­тора.

  3. уметь провести наружный осмотр и пальпацию уха, отоскопию, исследовать слух речью и камертонами, составить слуховой паспорт, сде­лать вывод о состоянии слуховой функции, оценить данные тональной и пороговой аудиометрии.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ Тематическая учебная комната на кафедре, аудиометрический кабинет,

ОСНАЩЕНИЕ:. Лобный рефлектор, ушные воронки, ушной зонд, пинцет, пневматическая воронка Зигле, баллон Политцера, катетер для продувания слуховой трубы, набор камертонов, трещотка Барани, муляжи, костные пре­параты, наборы рентгенограмм, слайдов.

ВОПРОСЫ:

  1. Три отдела уха. Перечислить анатомические образования, входящие в понятие наружное, средней и внутреннее ухо .

  1. 2) Анатомо-топографические особенности наружного слухового прохода.

  2. Назвать два отдела, особенности их строения, клиническое значение

  3. топографии его стенок,

  4. Клиническая анатомия барабанной полости, её отделы и содержимое.

  5. Топография лицевого нерва. Назвать два колена и стенки барабанной полости, в которых они располагаются.

  6. Анатомия слуховой трубы и её функции. Назвать два отдела и локали­зацию устьев, перечислить четыре функции,

  7. Сосцевидный отросток, его стенки. Назвать четыре типа строения,

  8. Строение костной и перепончатой улитки.

  9. Рецепторный аппарат, проводящие пути и центры слухового анализатора,

  10. Адекватный раздражитель слухового анализатора.

  11. Функциональные отделы слухового анализатора. Назвать два-отдела: звукопроводящий и звуковоспринимающий.

  12. Механизм звукопроведения. Перечислить анатомические образования, составляюцие звукопроводящий аппарат.

  13. Теория слуха: Гельмгольца, гидродинамическая и биопотенциалов

  14. Методы исследования слуха (восприятие шепотной, разговорной речи), камертональные опыты (Ринне, Вебера, Желле, Швабаха).

  15. Составление слухового паспорта.

  16. Тональная пороговая аудиометрия. Виды кривых порогов слышимости по воздушному и костному звукопроведению и при поражении звуко­проводящего и звуковоспринимаюцего аппаратов.

  17. Барофункция уха. Назвать методы исследования: продувание баллоном Политцера, катетеризация евстахиевых труб.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Болезни уха, горла и носа. В.Т. Пальчун, Крюков А.И. М., 1997.

2. Овчинников Ю.М., Гамов В.П.. Болезни носа, глотки, уха и гортани: учебник

для медицинских вузов.- М. : Медицина, 2003.

3. Томассин Дж.М. Атлас по оториноларингологии под ред. Овчинникова

Ю.М..- М., 1997

4. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология. М.:

Мед., 2002.

5. Лекционный материал кафедры

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Руководство по оториноларингологии под редакцией И.Б Солдатова. Москва

«Медицина». 2001

2. Оториноларингология. Ю.М.Овчинников. М., 1995.

3. Клиническая оториноларингология. Бабияк В.И. Накатис Я.А. 2005

4. Оториноларингология - национальное руководство. Пальчун В.Т., РАМН, 2008

5. Гапанович В.Я., Александров В.М. Отоларингологический атлас. Минск "

Вышэйшая школа", 1989.

6. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Под ред. Проф. В.Т. Пальчуна, «Медицина»,

1991. 238 с.

7. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Под ред. Проф. В.Т. Пальчуна, «Медицина»,

1991. 238 с.


ЗАНЯТИЕ № 4 .ТЕМА: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного анализатора.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Вестибулярный анализатор производит анализ движения и спокойного состояния тела в пространстве. Знание клинической анатомии и физиологии вестибулярного анализатора позволяет понять механизм воз­никновения вестибулярных нарушений, возникающих при его нарушении. Изучение функционального состояния вестибулярного анализатора необхо­димо для профессионального отбора (годность к морской, летной службе, а также в невесомости при космических полетах).

ЦЕЛЬ: После изучения темы студент должен:

1. Иметь представление о взаимоотношениях вестибулярного анализа­тора с другими системами организма, современной вестибулометрии.

2. Знать клиническую анатомию и физиологию вестибулярного анализа­тора.

5. Уметь выявить спонтанные вестибулярные нарушения, составить вестибулярный паспорт и сделать вывод о состоянии вестибулярной функ­ции .

Место проведения занятия: Тематическая учебная комната. Оснащение: Вращающееся кресло Барани, шприц Жанне для калорической пробы, секундомер. Таблицы , слайды. Время: 180 минут.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ К ПРАКТИЧЕСКОМУ- ЗАНЯТИЮ :

1. Отделы внутреннего уха, относящиеся к вестибулярному анализатору.

Назвать два отдела.

2. Анатомия полукружных каналов л строение купулярного аппарата.

3. Анатомия преддверия и строение отолитового аппарата. Назвать составные

части перепончатого преддверия

4. Проводящие пути, ядра и их анатомические связи с центральной нервной

системой. Назвать пять анатомических и функциональных связей

вестибулярного анализатора.

5. Адекватные раздражители вестибулярного анализатора.

6. Вестибулярные рефлексы. Назвать три группы,

7. Механизм образования спонтанного нистагма и его характеристика.

Перечислить пять параметров нистагма.

8. Закономерности нистагменной реакции. Сформулировать три закона

Эвальда и два "железных" закона В.И.Воячека.


9. Нагрузочные вестибулярные пробы для исследования функции полу­кружных

каналов ( калорические пробы, вращательная проба).

10. Вестибуларный паспорт

Правая сторона ! Тесты ! Левая сторона

поза Ромберга

походка

нистагм

нистагм прессорный

нистагм калорический

(t ...... С° )

нистагм поствращатель­ный ( 10 оборотов за 20мин.)

_____________нистагм прессорный___________

11. Методы исследования функции преддверия

12. Отолитовая проба. Перечислить степени отолитовой реакции по

В.И.Воячеку

_______________ОР ( по В.И.Воячеку )___________

Соматическая реакция - Вегетативная реакция

О - отсутствие реакции 0 - отсутствие вегетативных расстройств

1 - незначительное отклонение I -'субъективные ощущения (голово кружение туловища, подташнивание

2 - значительное отклонение туловища 2-побледнение или покраснение-

3 -падение (исследуемый не может удержаться в кресле). лица, изменение и

.

3.- изменение сердечной и дыхательной

деятельности, тошнота, рвота.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Болезни уха, горла и носа. В.Т. Пальчун, Крюков А.И. М., 1997.

2. Овчинников Ю.М., Гамов В.П.. Болезни носа, глотки, уха и гортани: учебник

для медицинских вузов.- М. : Медицина, 2003.

3. Томассин Дж.М. Атлас по оториноларингологии под ред. Овчинникова Ю.М.-М

М., 1997.

4. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология. М.: Мед.,

2002.

5.Лекционный материал кафедры

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Руководство по оториноларингологии под редакцией И.Б Солдатова. Москва

«Медицина». 2001.

2. Оториноларингология. Ю.М.Овчинников. М., 1995.

3. Клиническая оториноларингология. Бабияк В.И. Накатис Я.А. 2005

4. Оториноларингология - национальное руководство. Пальчун В.Т., РАМН, 2008

5. Гапанович В.Я., Александров В.М. Отоларингологический атлас. Минск

«Вышэйшая школа», 1989.

6. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Под ред. Проф. В.Т. Пальчуна, «Медицина»,

1991. 238 с.

7. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Под ред. Проф. В.Т. Пальчуна, «Медицина»,

1991. 238 с.

8. Центральные нервные механизмы в функции вестибулярного анализатора.

Гофман В.Р., Карюкин В.Е., С-Пб, 1994.


  1   2   3

Похожие:

Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодическое пособие по оториноларингологии для преподавателей факультета «медицинских сестер» 3 курса
Хоровым О. Г. и ассистентом кафедры Алещиком И. Ч. на основании типовой программы по оториноларингологии для студентов факультетов...
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодические разработки по курсу «Домашнее чтение» Составитель: В. О. Павлов, к ф. н., доцент кафедры английского языка кгпу
Методические разработки предназначены для студентов 2-4 курсов фия, изучающих английский язык как первую специальность
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМинистерство здравоохранения республики беларусь учреждение образования
Методические разработки для практических занятий со студентами 3-го курса 5 семестра
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика»
Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика» (для студентов и слушателей заочной формы обучения...
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодические разработки по развитию навыков устной речи на английском языке
С 26 Методические разработки по развитию навыков устной речи на английском языке (для студентов 1-го курса всех специальностей сгга)...
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconИстория планы семинарских занятий и
История: планы семинарских занятий и методические указания для студентов на 2012/13 учебный год / составитель: А. Н. Федоров. – Челябинск,...
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям студентов специальности 050401 «История»
Методические рекомендации для практических занятий составлены в соответствии с программой курса «История России» и предназначены...
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодические указания по выполнению раздела «Безопасность и экологичность разработки» в дипломном проекте
Методические указания предназначены для студентов-дипломников, специализирующихся в области техники и физики низких температур, машин...
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку
Программа предназначена для студентов отделения «Специальная психология»
Методические разработки занятий по оториноларингологии для студентов вгма занятие I iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница