Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях




Скачать 22,39 Kb.
НазваниеВоспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях
Дата03.02.2016
Размер22,39 Kb.
ТипУрок






Белинская Алла Владимировна работает учителем биологии в МОУ СОШ № 68 с 1994 года. Учащиеся с интересом изучают предмет на её уроках. Показали 72 % качества знаний, на аттестации школы в 2007 году; ежегодно несколько учеников занимают призовые места на окружных олимпиадах.

Отдел образования администрации Прикубанского

внутригородского округа


Окружная выставка педагогического мастерства

«Педагогический поиск – 2008»


30 лет Прикубанскому округу


Тема:


Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях.


Белинская А.В.

Учитель биологии

МОУ СОШ № 68


Краснодар 2008 г.


Внеклассное мероприятие

для учащихся 9 – 11 классов


Диспут




Цель: изучить действие алкоголя на организм человека, сформировать у учащихся негативное отношение к алкоголизму как убийственному явлению; расширить их кругозор, развить навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

Оформление кабинета: Столы составлены квадратом, все сидят лицом друг к другу: чаши для каждой пары, (в них набор белых и чёрных шаров для голосования); стеклянный прозрачный сосуд (для сбора белых и чёрных шаров во время голосования); модель действия алкоголя на рецепторы; плакат (портрет Януса двуликого).

Содержание

Постановка проблемы:


Учитель: У древних было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определённых нашей темой. Это – «Янус двуликий». Одно лицо - тёмное - обращено в прошлое (там много печального), другое светлое смотрит в будущее.

Наша задача сегодня – составить своё мнение о проблеме употребления спиртного, решить тёмная или светлая это сторона жизни человека. Давайте, как в те древние мудрые времена, выскажем своё мнение. В ходе обсуждения голосуйте с помощью шаров: если вы считаете, что употребление алкоголя не порок то бросьте чёрный шар, если выбор противоположен то – белый.

Итак, послушаем приглашённых гостей


Этнограф:

С незапамятных времён идёт слава о напитках, веселящих душу, лечебных напитках, напитках отдыха.

Как мы знаем древние народы Средиземноморья более чем за 4 тысячи лет до нашей эры умели приготавливать вино, путём сбраживания виноградного сока. В древнем Египте применяли вино с III – II тысячелетия до нашей эры. Шумеры славились зерновыми напитками, по рецептам ацтеков, индейцы получали напитки из агавы - «актли», из кактусов – «пульке» и «текилу». Африканские бушмены готовили бодрящие напитки из мёда диких пчёл. Древние русы, владели искусством приготовления целебной сурьи из мёда и лекарственных трав. На Руси креплёные вина появились со времён правления князя Олега. Вино как символическая кровь Иисуса Христа применяется в обряде причащения. Первое чудо Христа это превращение обычной воды в вино. Церковь использует его при освещении престола.

Слово «водка» первоначально означало не хмельной напиток, а лекарственный настой. Исторические факты показывают, что категорическое отрицание «не пить!» идёт в разрез с этническими корнями истории народов. Своё выступление хочу закончить словами Омара Хаяма:

Как долго пленными нам быть

В тюрьме мирской?

Кто сотню лет иль день

Велит нам жить с тоской?

Так лей вино в бокал,

Покуда сам не стал ты

Посудой глиняной

В гончарной мастерской.


Историк:

История вещь упрямая. Есть и другие факты. Казённые питейные заведения сделали своё дело – пьянство стало бедствием на Руси. И что же в то время пили?

Вспомните, ни в одной русской сказке нет упоминания о водке, зато часто встречаются фразы: «И я там был, мёд – пиво пил!». Сброженный мёд и пиво – вот те напитки, которые, пили на Руси. Крепость их не превышала 5 – 70: ведь только брожением нельзя получить более крепкие напитки.

Водка появилась в России в XVI веки, когда алхимиками был освоен способ перегонки жидкостей содержащих алкоголь.

Спаивание народа безудержным становится в конце XIX века. По историческим справкам, в России к 1905 году употребляли 0,57 ведра вина на человека в год; во Франции – 4,76 ведра; в Германии – 1,87 ведра.

Сейчас в мире выпивают 25 миллиардов бутылок в год (по 5 на человека), а в России – 8,5 литров. Из активной жизни выключаются миллионы людей, распадаются семьи, увеличивается количество детей сирот, пьянство перерастает в трагедию.

Своё выступление хочу закончить словами Соломона:

У кого вой? У кого стон? У кого горе?

У кого раны без причины?

У кого багровые глаза?

У тех, кто долго за вином сидит.


Нарколог:

Современное развитие технологий производства дешёвых крепких напитков способствует массовому формированию алкогольных привычек.

Для того чтобы разобраться в механизме действия алкоголя на организм, необходимо знать, что его токсичность обусловлена продуктами окисления. Наибольшей токсичностью обладает основной метаболит спирта – уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. В норме он почти полностью окисляется до уксусной кислоты. При употреблении больших доз, фермента – алкогольдегидрогиназы не хватает для окисления альдегида, поэтому его количество в организме превышает допустимые нормы. Происходит нарушение обменных процессов, приводящие к необратимым изменениям головного мозга, печени, почек, а в отдельных случаях и к смерти.

Алкоголизм – это болезнь, которую необходимо лечить. Начинается она с пьянства – привычки употребления спиртных напитков в небольших дозах, затем возникает влечение к алкоголю, и далее полная зависимость.

У подростков формирование привыкания протекает по-разному. Это зависит от возраста, здоровья и семейного окружения. В медицинской практики выделяют три стадии алкоголизма:

  1. повышенное влечение к спиртным напиткам; повышенная переносимость – исчезает врождённый рефлекс. Возникает психологическая потребность.

  2. Физическая потребность в устранении похмельных симптомов (сухости во рту, тошноты, головной боли).




  1. Физиологические расстройства эндокринной и других жизненно важных систем, появляются практически необратимые расстройства функций внутренних органов, психики.



Притча: «Как действует вино?»

Кто пьёт, вначале становится похожим на павлина, его движения плавны и величественны; затем он приобретает характер обезьяны, начинает со всеми шутить и заигрывать; потом он уподобится льву и станет самонадеянным, гордым. В заключении он превращается в свинью, и подобно ей валяется в грязи».

(Абдул Фарадж)


Энотерапевт:

Всё услышанное однобоко. Почему все говорят только о действии этилового спирта, содержащего в вине?

Мне кажутся справедливыми слова: «Вино молодит, вселяет силы». Ещё Гален, Аристотель использовали вино как лекарство. Наверно вам неизвестно, сколько полезных веществ содержит вино. Органические кислоты (винная, яблочная) способствует желудочному пищеварению, усиливают аппетит, возбуждают пищеварительные железы. Рубидий, которым богаты красные виноградные вина – конкурент радиоактивного цезия и вытесняет его из тканей. Удивительно и ценно антибактериальное действие дубильных веществ. Сахара – источник доступных углеводов для ослабленных.

Энотерапия (винолечение) ещё скажет своё слово в медицине. Ведь Парацельс говорил, что мера определяет быть веществу вредным или полезным.

Кто пил вино ушёл;

Кто пьёт вино уйдёт;

Но разве тот бессмертен,

Кто не пьёт?

(Р. Гамзатов)


Терапевт:

Предыдущая убедительная речь содержала много интересных, но иногда спорных фактов. Однако я вновь о спирте как основном компоненте алкогольных напитков, употребляемых в России. Его отрицательное воздействие на организм и отдельные системы органов. Общеизвестно первыми подвергаются воздействию алкоголя органы пищеварения. При длительном действии алкоголя наступает атрофия поверхностных слоёв языка, выпадение зубов; появляются язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Но главной мишенью алкоголя является печень. Там происходит обезвреживание 98% алкоголя, поступившего с кровью. Печень увеличивается в размерах, клетки печени гибнут, а на их месте образуется соединительная ткань – развивается цирроз печени.

Употребления алкоголя сказывается и на деятельности почек, развивается. Так как продукты распада алкоголя выводятся не только через пиелонефрит почки, но и через лёгкие (около 5%). Поэтому дыхательная система подвержена не меньшей опасности, чем любая другая.

Алкоголь является хорошим растворителем. Он легко проникает в клетки нервной ткани, имеющие в своём составе большое количество жира. Нервные клетки головного мозга отмирают и поэтому мозг молодого человека может, иметь целые склады мёртвых клеток. Объём мозга уменьшается, падает интеллект, в результате поражения клеток головного мозга могут быть судорожные припадки, белая горячка.

Этиловый спирт – одно из немногих веществ, которые всасываются уже в ротовой полости. Попадая в межтканевую жидкость, он начинает забирать воду из клеток. Развиваются отёки. Где прежние черты лица? Где красота?

Клетки страдают от недостатка воды, стареют в 1,5 раза быстрее. Этанол тормозит работу нервных клеток, выключаются целые участки коры больших полушарий головного мозга. Где мечты? Воображение? Быстрота ума? Остаются только низкие потребности – поесть, поспать. Вы хотите этого?


Первая чаша вина принадлежит жажде,

Вторая – веселью,

Третья – наслаждению,

Четвёртая – безумию.

(Диоген)


Генетик:

По роду службы мне приходится видеть человеческую беду: детей страдающими наследственными заболеваниями и патологиями развития. Сын могучего Зевса – Гефест – маленький, некрасивый, горбатый уродец – дитя пьяного зачатия. Не потому ли с давних времён был введён в Древней Греции указ, запрещающий употребление вина до 21 года.

Статистика печальна: за 1997 год – 80% новорождённых имели патологии развития, 5% детей родились с синдромом Дауна, 1% детей с синдромом Шерешевского – Тернера.

Конечно, пьянство – всего лишь одна из причин таких нарушений. Но стоит ли пополнять собой группу риска?


Опьянение – есть добровольное сумасшествие.

(Сенека)


Демограф:

Сегодня я не буду говорить о чисто демографических проблемах изменения численности населения городов, соотношения рождаемости и смертности. Назову цифры, которые отражают состояние нашего общества.

В одном вытрезвители Краснодара ежедневно бывают до 40 человек. В домах ребёнка находятся сотни детей. Количество коррекционных классов в городе каждый год увеличивается, только в нашей школе их четыре.

Всё это в будущем отразится на уровне культуры, преступности, заболеваемости горожан. Главное в нашем разговоре – не только индивидуальный выбор каждого – пить, или не пить, но и общий подход кто останется после нас? Нация слабых и безвольных людей?


Учитель:

Мы наполнили наш сосуд напитком искрящийся от мыслей и мечтаний. Малая капля сомнений почва для будущих размышлений. Решение за вами! Но при всплесках вина вспомните наш разговор.

(Демонстрация сосуда, наполненного шарами при голосовании).


Факты, и только факты:

На чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелось лишь 78 цыплят! Причём 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами! Зародыши были отравлены парами спирта.


Животных легко сделать пьяницами, если вводить им в пищу алкоголь. У таки животных потомство часто появляется мёртворождёнными, а оставшиеся в живых имеют различные отклонения в строении и поведении.


Всё вышесказанное полностью относится и к человеку. В пьющих семьях 38,6% детей оказываются недоразвитыми и больными. В таких семьях в 2 раза чаще дети рождаются мёртвыми, а их смертность в раннем возрасте в 3 раза выше, чем в непьющих семьях.


Русские учёные установили, что 90% умственно отсталых детей, которые занимаются во вспомогательных школах и интернатах – дети или пьющих родителей, или алкоголиков.


8 класс «Биология. Человек»

Тема 15 Покровы тела


Тема урока:

«Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви»


Цель урока: Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы, гигиенические требования к одежде и обуви.

Оборудование: Таблицы «Кожа», «Закаливание организма».


Ход урока:

I. Проверка знаний.

1. Индивидуальный опрос, работа с карточками «Строение кожи»





Строение кожи

2. Карточки задания, 3и варианта

  1. Вариант – «Помощь при тепловом и солнечном ударах»

  2. Вариант – «Первая помощь при ожогах различной степени»

  3. Вариант – «Отморожение кожи, его причины. Первая помощь»



II. Изучение нового материала. (рассказ с элементами беседы).

  1. Закаливание – это целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к их воздействию.

а. Физиологический механизм закаливающего воздействия:

Холод вызывает первоначально сужение, а потом расширение сосудов. Сосуды кожи совершают гимнастику. Закаливание тренирует, прежде всего, нервную систему, повышается иммунитет, усиливается обмен веществ.

б. Закаливающие факторы:

1. Температура воздуха.

Холод один из самых сильных закаливающих факторов. Многие великие люди приучали себя к воздействию холода (тезисные сообщения учащихся).

- И. П. Павлов до 80 лет купался в Неве, не только летом, но и осенью.

- Л. Н. Толстой любил ходить босиком, по утрам обливался холодной водой.

- Л. Е. Репин зимой спал в комнате с открытым окном, и его усы и борода покрывались инеем.

- А. В. Суворов выливал на себя, каждое утро ушат холодной воды.

  1. Вода, более сильный закаливающий фактор.

Кроме температурного, она оказывает механическое воздействие на кожу. Закаливание водой можно проводить в виде:

- обтирание;

- контрастного душа;



- Купание в водоемах; (температура воды и воздуха должна быть не ниже +18–200С

3. Лучистая энергия солнца. Она вызывает расширение сосудов, усиливает деятельность кроветворных органов, способствует образованию витамина “D”.

в. Средства закаливания

- Воздушные и солнечные ванны.

- Водные процедуры.

г. Правила закаливания:

- Дозирование процедур в зависимости от возраста и здоровья.

- Постепенность.

- Систематичность.

- Контроль за влиянием процедур на организм.

- Положительная эмоциональная настроенность.

д. Способы закаливания: (сообщения учащихся).

1 учащийся

Хорошо закаливаться обтиранием водой. Начинают процедуру с температуры воды примерно 28-300С и постепенно снижают ее каждые 2-3 дня на градус, до темпера­туры 15-18°С. Обтираются тканью или губкой, начиная с верх­ней части туловища; заканчивают обтирание полотенцем в на­правлении от конечностей к сердцу до появления приятной теп­лоты. В последующем можно перейти к обливанию или про­хладному душу. Температура воды должна быть ,при этом на 2_3° выше, чем при последних обтираниях, и через каждые 2-3 дня ее можно снижать на градус, но не опускать ниже 17-15°С.

2 учащийся

Купание - очень хороший способ закаливания. Купаться ре­комендуется при температуре окружающего воздуха не ниже 24-250С и воды не ниже 20°С. В воде нужно находиться не дольше 10-15 минут; начиная купаться летом, лучше выходить из воды через 3-5 минут, пока организм не приспособится. Сразу после еды купаться нельзя. Только через час-полтора после приема пищи можно войти в воду. В воде следует все время активно двигаться. При появлении признаков переохлаждения купание прекращают и интенсивно растираются полотенцем. Нельзя входить в воду разгоряченным.

3 учащийся

Склонным к простудам людям дополнительно рекомендуется закаливание ног и полоскание горла холодной водой. Ноги по­гружают в воду комнатной температуры на 1-2 минуты, а затем интенсивно растирают. Температуру воды постепенно дово­дят до 10°с. Можно попеременно погружать обе ступни в воду с температурой 40 и 15°С на 1-2 минуты с последующим растиранием. Полезно ходить босиком по песку, по рыхлой земле, по лужам после дождя. Полоскать горло начинают с темпера­туры воды 27-280С, постепенно снижая до 4°С.

4 учащийся

Хорошо закаливают солнечные ванны или загар. Полезно загорать во время выполнения различных упражнений, игр. Вна­чале солнечные ванны продолжаются не более 5-10 минут; в течение этого времени равномерно поворачиваются к солнцу спи­ной, грудью, боками. Голову защищают от прямых солнечных лучей куском белой ткани или панамой. При появлении сонли­вости, головной боли, повышенной раздражительности процедуры закаливания на время прекращают. Общая продолжительность процедуры может постепенно достигать 40-60 минут и более с обязательным перерывом через 30 минут на 10-15 минут для отдыха в тени.

2. Гигиена одежды.

а. Назначение одежды: (обеспечение нормальной терморегуляцией и эстетическое значение).

б. Требования предъявляемые к одежде:

- одежда должна быть лёгкой, удобной, не сковывать движений, пропускать воздух и впитывать влагу (рассматриваем таблицу).

Одежда

Требования предъявляемые к одежде.

Качество ткани

Цвет ткани

Свойства ткани

Летом

Хлопчатобумажные, льняные, шелковые.

Светлых тонов.

Отражает часть солнечных лучей.

Зимой

Шерстяные, полушерстяные, трикотажные

Чёрные и шероховатые материалы

Теплоизолирующие

в. Гигиенические правила необходимые для поддержания чистоты одежды: В процессе носки одежда загрязняется поэтому:

- после мытья следует надевать чистое бельё;

- постельное бельё необходимо менять каждые 7 дней;

- верхнюю одежду требуется регулярно чистить, и подвергать химической чистки;

- обувь должна быть прочной, легкой, удобной и всегда сухой.


III. Закрепление знаний.

Ответить на вопросы.

  1. Назовите факторы и условия закаливания.

  2. Какие правила необходимо соблюдать при закаливании?

  3. Почему одежда защищает от холода и жары?

  1. Домашнее задание: страница 179; ответить на вопросы страница 80…



Литература


  1. «Чтобы жизнь не прошла мимо». Э. Т. Барсуков; 1989г., город Ростов – на – Дону.

  2. «Естествознание» В. И. Сивоглазов; М. Просвещение 1990г. Человек.

  3. «Книга для чтения по анатомии» Т. В. Модестова; М. Просвещение 1991г.

  4. «Анатомия», серия доклады, сообщения, рефераты, - СПб,: Издательский дом «Литера», 2007г.

  5. «Гигиена и здоровье»: А. Г. Хрипков М. Просвещение 1992г.

Похожие:

Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconТема работы: «Чипсы, кока кола и здоровье»
В результате исследования подведены итоги, т е сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую...
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconТема работы: «Чипсы, кока кола и здоровье» Работу
В результате исследования подведены итоги, т е сделаны выводы. Описаны использованные ресурсы изучения по данной теме. Рекомендую...
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconТолерантность в концепции воспитания духовно-нравственной личности гражданина россии на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях

Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconОтчет о проведенных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения
Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья учащихся
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconПсихологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических
Охватывает основные аспекты жизни личности: здоровье, достаток, взаимоотношения, творческая деятельность, обеспечивает их оптимизацию...
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях icon«Составляющие здорового образа жизни»
Способствовать формированию потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconОбразовательная программа семь шагов к здоровью
Целью программы является знакомство студентов, в том числе и входящих в группы риска по заболеванию наркоманией и спидом, с составляющими...
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconПлан мероприятий по снижению смертности населения области от злокачественных новообразований
Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни (издание брошюр, буклетов, методических рекомендаций, информационных писем,...
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях icon«Формирование желания сохранить и укрепить свое здоровье через уроки здорового образа жизни»
Идея: Развитие навыков сохранения своего здоровья, стремление к его укреплению через уроки здорового образа жизни
Воспитания здорового образа жизни на уроках биологии и внеклассных мероприятиях iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница