1 Предмет философии




Скачать 16,27 Kb.
Название1 Предмет философии
страница1/12
Дата03.02.2016
Размер16,27 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»



Кафедра философии

УТВЕРЖДАЮ


П


роректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

___________ В.И. Малюк


«31» марта 2011 г.


Р


ег. № М-1227


ФИЛОСОФИЯ


Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей и направлений подготовки


Санкт-Петербург

2011


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания


Составители

канд. филос. наук, доц. Е.А. Дядина

канд. филос. наук, доц. Т.И. Маркова


Рецензент

д-р ист. наук, проф. Л.Н. Гончаренко


Подготовлено на кафедре

философии


Одобрено научно-методическим советом СПбГИЭУ


Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями


СПбГИЭУ, 2011


Содержание

1. Общие положения...................................................................................4

2. Методические указания к изучению дисциплины…..........................5

Раздел 1. Место и роль философии в культуре …………………….…. 5

Тема 1.1. Предмет философии………….................................................. 5

Тема 1.2. Структура философского знания …………………………....15

Раздел 2. Этапы исторического развития философии…………………25

Тема 2.1. Философия Древнего Востока……………………………….25

Тема 2.2. Античная философия ………………………………………...35

Тема 2.3. Философия средневековья………………………………….. 48

Тема 2.4. Философия Возрождения…………………………………… 59

Тема 2.5. Философия Нового времени…………………………………69

Тема 2.6. Современная философия …………………………………….81

Тема 2.7. Русская философия……………………………………...........95

Раздел 3. Основные проблемы философии…………………………...107

Тема 3.1. Проблема бытия……………………………………………..107

Тема 3.2. Проблемы познания. Философия и методология науки….122

Тема 3.3. Проблема человека в философии…………………………..132

Тема 3.4. Социальная философия……………………………………..146

3. Методические указания к выполнению контрольной

работы…………………………………………………….......................157

4. Требования к выполнению контрольной работы............................157

5. Список литературы.............................................................................158

Приложение 1. Содержание дисциплины…………………………….161

Приложение 2. Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы……………………………….163

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для

проверки знаний по дисциплине…………………..…………………..164





Общие положения


1. Цель и задачи дисциплины

Современная система высшего образования ставит задачу формирования специалиста высокого уровня и зрелой личности, способной решать сложные профессиональные и социальные проблемы. Философия, наряду с другими гуманитарными дисциплинами, способствует успешному выполнению социальной миссии системы высшего образования. Цель преподавания дисциплины «Философия» заключается в подготовке студентов к пониманию и осмыслению особенностей и проблем окружающего мира и осознанию места человека в нем.

Изучение дисциплины способствует формированию высокообразованного и эрудированного специалиста, с широким культурным кругозором, умеющего аргументировать свои взгляды, развивает навыки свободного творческого критического мышления. Овладение этими навыками способствует успешному осуществлению профессиональной деятельности и помогает студенту в решении жизненных и профессиональных задач.

Задачи изучения дисциплины:

  • освоить содержание классических и современных философских систем;

  • раскрыть закономерности историко-философского процесса;

  • понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью;

  • приобрести практические навыки философского анализа и философской дискуссии;

  • способствовать формированию целостного и логически последовательного мировоззрения.


2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • проблематику главных разделов философского знания;

  • содержание и смысл классических философских концепций;

  • смысл основных философских категорий;

  • закономерности историко-философского процесса и его связь с социальной и культурной реальностью.

владеть первичными навыками:

  • самостоятельного анализа различных вопросов мировоззрения;

  • участия в дискуссиях философского и теоретического характера.



ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

Вопросы для изучения

  1. Понятие мировоззрения, его структура и виды.

  2. Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития.

  3. Специфика философского познания.

  4. Методы философии.


Методические указания к изучению темы

1. Понятие мировоззрения, его структура и виды.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нём. Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, совмещающее в себе фантастическое и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифы дают ответы на следующие основные вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли и человека;

  • объяснение природных явлений;

  • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

  • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Основные черты мифа:

  • антропоморфизация природы;

  • вера в существование многочисленных богов и духов, в возможность их взаимодействия с человеком;

  • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

  • практическая направленность мифа на решение жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.).

Религия – форма мировоззрения, характеризующаяся удвоением мира на земной, естественный – и потусторонний, сверхъестественный. Религия основана на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное, а не рациональное восприятие окружающей действительности.

Основные функции религии:

  • мировоззренческая;

  • консолидирующая (объединяет общество вокруг идей);

  • культурная (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

  • нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – это высший теоретический систематизированный уровень мировоззрения.

Три стадии эволюции философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм философское мировоззрение, объясняющее окружающий мир, явления природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса. Распространено в Древней Индии, Китае и других странах Востока, а также в Древней Греции.

Теоцентризм философское мировоззрение, объясняющее всё сущее через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. Распространено в средневековой Европе.

Антропоцентризм философское мировоззрение, согласно которому человека является центром мира. Распространено в Европе эпохи Возрождения, Нового и новейшего времени.


2. Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития.

Центральная проблема философии – соотношение мышления и бытия. Предмет философии – бытие, познание, человек, общество. Он исторически изменялся в связи с материальным и духовным развитием общества и самой философии.

Зарождение философии исторически совпало с возникновением зачатков научного знания. Философия – исторически первая форма теоретического знания. Она отвечала на вопросы, уже поставленные мифологией и религией. Но способ решения этих вопросов у неё иной; она опирается на теоретический анализ и согласовывается с практикой. В античности философия охватывала всё знание. Философы стремились, главным образом, понять происхождение природных явлений, рассматривая мир как единое целое.

В эпоху Возрождения и особенно в XVII – XVIII вв. от философии начинают обособляться специальные науки, каждая из которых выделяет свою собственную предметную область. Механика, физика, позже химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного познания качественно изменяет роль и место философии в системе знания, ее взаимоотношения с частными науками. Философия перестаёт заниматься решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д. и формирует собственное проблемное поле. Теперь философия исследует предельно общие характеристики человека и мира. Философия отличается от частных наук ещё и тем, что она выражает ценностное отношение человека к миру. Философия – это знание не только о мире, но и об отношении человека к миру.

Философские проблемы, связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер. «Вечные» философские проблемы постоянно воспроизводятся на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

3. Специфика философского знания состоит в том, что оно:


  1. имеет сложную структуру, включая онтологию, гносеологию, логику и т. д.;

  2. носит предельно общий, теоретический характер;

  3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе частных наук;

  4. во многом субъективно, т.е. несет в себе отпечаток личности и мировоззрения конкретных философов;

  5. является сочетанием объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

  6. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

  7. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

  8. опирается на категории (предельно общие понятия);

  9. Исследует принципиально неразрешимые, «вечные» проблемы: происхождение бытия, соотношение материи и сознания, происхождение жизни, бессмертие души, смысл жизни.

4. Методы философии


Метод – это способ осуществления исследования. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика метод философского исследования, при котором мир рассматривается с позиций системности, внутренней противоречивости, изменчивости, развития.

Метафизика метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, статично, однозначно.

Догматизм исследование мира через призму раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единой основы фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но кажущиеся достоверными выводы.

Софистика метод, основанный на выведении нового суждения из ложных, но искусно поданных как истинные, суждений. Софистика имеет целью не получение истины, а победу в споре, и используется как приём ораторского искусства.

Герменевтика метод правильного прочтения и истолкования текстов.

Материализм метод, при котором материя трактуется как первичная субстанция, а сознание как функция материи.

Идеализм означает признание духовного первоначала мира, а материи как производной от идеи, ее воплощением.

Эмпиризм метод и направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного восприятия мира.

Рационализм метод и направление в гносеологии, согласно которому истина может быть достигнута только с помощью разума без влияния чувственного опыта.


Темы контрольных работ

  1. Типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

  2. Мифы в современной культуре.

  3. Трансформация мифологического сознания и возникновение философского мышления.

  4. Философия и идеология.

  5. Философия и наука как способы познания: их сходство и различие.

  6. Философская и научная картины мира.

  7. Связь философии и искусства.

  8. Трактовки предмета философии и ее назначения в античной философии.

  9. Сократ, киники: философия как образ жизни.

  10. Понимание предмета философии и ее назначения в средневековой философии.

  11. Соотношение веры и разума как проблема средневековой философии.

  12. Высокая миссия философии в понимании мыслителей эпохи Возрождения.

  13. Новое время: сближение философии с наукой.

  14. Значение философии в духовной культуре общества.

  15. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

  16. Связь философии и экономики.

  17. Влияние индивидуальности мыслителя на характер созданного им учения.

  18. Философия и личность. Роль философии в духовной жизни человека.

  19. Нужна ли философия современному специалисту?

  20. Место философии в системе гуманитарного знания.

  21. Восточная и западная традиции в философии.

  22. Особенности религиозного мировоззрения.

  23. Философия и обыденное сознание.

  24. Предпосылки возникновения философии.

  25. Мировоззрение и его структура.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

1 Предмет философии iconУчебная программа, планы семинаров, список литературы, вопросы к зачету (экзамену) по дисциплине «Философия»
Место философии в культуре. Философия и религия, философия и наука, их сходство и различие. Предмет философии и его эволюция. Структура...
1 Предмет философии iconЛитература (основная). Алексеев Н. Н. Основы философии права. Спб. 1999
Керимов Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000
1 Предмет философии iconМотрошилова Н. В. Мифология и пред-философия./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья
Специфика философского знания (объект и предмет филосфии). Соотношение философии и науки
1 Предмет философии iconКонтрольные вопросы кандидатского экзамена аспирантов и соискателей
Предмет современной философии науки. Её место в системе философского знания. Соотношение философии науки и других видов знания о...
1 Предмет философии iconВопросы для вступительного экзамена по философии
...
1 Предмет философии iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по философии калининград
Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений
1 Предмет философии iconДисциплина «Философия»
...
1 Предмет философии iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История зарубежной философии (20 век)»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии ргу от 11. 09. 06 (протокол...
1 Предмет философии iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену
Предмет философии. Основные темы философских размышлений. Философия и наука, философия и религия
1 Предмет философии iconМировой философии в четырех томах
Антология мировой философии. В 4-х т. Т. М., А 72 «Мысль», 1971. (Ан СССР. Ин-т философии. Фило­соф, наследие)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница