Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001




Скачать 17,56 Kb.
НазваниеКак защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001
страница1/12
Дата03.02.2016
Размер17,56 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

М.Ю. Коноваленко

ЛОЖЬ В ОБЩЕНИИ

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ОБМАНА

Творческий - хЦентр (соеоо



Москва 2001ББК 88.8 К64 УДК 159.9

Коноваленко М.Ю.

К64 Ложь в общении. Как защитить себя от обмана. — М.:ТЦ Сфера, 2001. -96 с. ISBN 5-89144-218-3

В книге рассмотрены различные формы и признаки пе­редачи неистинной информации: обмана, лжи, фальси­фикации, подтасовки и т.д. Даны рекомендации по наблю­дению за собеседником для определения истинности или ложности его сообщения, описано и систематизировано поведение человека, который искажает информацию. Ав­тор предлагает практическое руководство, с помощью ко­торого можно оградить себя от лжи и обмана и научиться прогнозировать поведение людей.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

ББК 88.8

Коноваленко Марина Юрьевна

ЛОЖЬ В ОБЩЕНИИ. КАК ЗИЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ОБМАНА

Редактор В В Дремсва

Художник Я С Костюк

Корректор НА Саморезоеа

Компьютерная верстка С Гамзиной

Диапозитивы текста изготовлены

в ТЦ Сфера

Лицензия ИД № 02242 от 05 07 00 Гигиенический сертификат N'° 77 ФЦ 8 953 П 255 3 99 от 26 03 99 г

Подписано к печати 04 07 01 Формат 84х108'/,г Бумага типогоафскпя Уел пл 5,04 Тираж 7 000 экз Заказ № 1207

Издательство «ТЦ Сфера» 129164. Москва, Маломосковская ул , 21 Тел 107-59-15, 216-37-72

ФГУП Владимирская книжная типография

600000, г Владимир, Октябрьский проспект, д 7

Качество печати соответств>ет качеств), представленных диапозитивов

ISBN 5-89144-218-3

© ООО «ТЦ Сфера», 2001Моему мужу,

Коноваленко Валерию Адольфовичу, другу, соратнику и беспристрастному критику

Введение

Словам верить нельзя.

Мы это знаем.

И продолжаем верить.

А потом — переживаем, удивляемся, рвем на себе воло­сы...

Но ведь мы сами не всегда честно поступаем с другими людьми. Ведь так?

Мы постоянно что-то приукрашиваем, о чем-то умалчи­ваем, преподносим даже истинные факты в выгодном для нас свете, немножко привираем и сами же запутываемся в этой мешанине. Как писал Бернард Шоу: «Отец лжи, бес­спорно, дьявол, но по небрежности он не запатентовал свою идею, и теперь его предприятие сильно страдает от конку­ренции». С детства мы опутаны множеством условностей, сопровождающих наше общение с другими людьми. Каж­дый человек понимает это и вряд ли кто-нибудь из нас счи­тает себя обязанным говорить всегда «правду, только прав­ду и ничего, кроме правды».

Давайте попробуем говорить правду и ничего, кроме прав­ды, всего один день. Представили? Что получилось?

Но ведь бывают ситуации, когда нам очень важно знать, что же думает наш собеседник на самом деле. Зачастую это необхо­димо в бизнесе и в личной жизни. Хотя здесь мы часто предпо­читаем «не видеть» даже откровенной лжи — срабатывают ме­ханизмы психологической защиты. Так проще, -так спокой­нее, так, наконец, удобнее. Но об этом отдельный разговор.

Психологические исследования распознавания «лжи-искренности» ведутся вот уже добрую сотню лет. Уже в на­чале двадцатого столетия в переводе на русский язык выш­ло несколько произведений, посвященных этому вопросу. Эта тема актуальна и по сей день. В основном она разраба­тывалась на Западе. Для России это сравнительно мало изу­ченная область. Большое внимание мы уделим анализу слови поведения, вербальных и невербальных признаков, на ко­торые ориентируется человек, считающий, что его собесед­ник искажает информацию.

История великих миллионеров объединяет множество разных судеб. Каждый из них шел своим путем, но одно роднило их — великолепное знание людей. Это подтверж­дается их книгами, воспоминаниями. У одних эта особен­ность — врожденный дар, у других — результат постоян­ной внутренней работы, но в обоих случаях она требует активного тренинга и практики, на что, собственно, и ори­ентирована данная книга.

В нашей жизни бывает немало ситуаций, когда необхо­димо «отделить зерна от плевел», распознать, правду или нет говорит ваш собеседник, чтобы планировать дальней­шие отношения с этим человеком. Мы должны быстро при­нимать решения, и поэтому просчитать, правду или неправду говорит собеседник, становится особенно важно.

Как быть? Можно ли этому научиться? И если можно, то как? На эти и многие другие вопросы и дает ответы кни­га, которую вы держите сейчас в руках.

Глава 1

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕИСТИННОЙ ИНФОРМАЦИИ

А теперь давайте разберемся в мешанине терминов. Мы часто слышим такие слова: ложь, обман, вранье, неправда. Что подразумевается под этими понятиями? Подчас мы не совсем ясно осознаем истинные мотивы нашего поведе­ния, зато ясно понимаем свои интересы. Где правда? Где ложь? Оказывается, это зависит еще и от ситуации. Давай­те определим признаки, по которым мы будем судить о сходстве и различии неправды, обмана, лжи. Российский психолог В.В. Знаков предлагает характеризовать различия по трем основным признакам [24]:

— фактическая истинность или ложность утверждения,

— вера говорящего в истинность или ложность утверждения,

— наличие или отсутствие у говорящего намерения вве­сти в заблуждение слушающего.

Эти три признака дают основание для классификации разновидностей правды и психологического анализа отли­чий от ее антиподов — неправды, вранья, лжи и обмана (табл. 1).

Правда, «случайная правда» — человек говорит то, что, по его мнению, соответствует истине, фактам, он верит в истинность своих слов и не имеет намерения обмануть со­беседника.

Способность человека различать правду и ложь в сообще­нии собеседника зависит от умения понимать саму реаль­ность, причинные связи, лежащие в основе природного и социального мира. Этому мы учимся еще в раннем детстве. Взрослые люди понимают различия между правдой и ложью, но не всегда замечают разницы между правдой и истиной.

Например, сотрудник сказал, что едет по делам. Секре­тарь думает, что он солгал и отправился на дачу (потому что пятница и конец дня). Однако на вопрос начальника подтверждает «ложь», потому что сомневался в истинности слов сотрудника, но допускал возможность того, что он сказал правду.Классификация психологических признаков неистинной информации

Таблица 1

Соответствие или несоответствие выс­казывания фактам

Утверждение говорящего соответствует фактам

Утверждение говорящего не соответствует фактам

Наличие или отсут­ствие намерения обмануть партнера

Говорящий верит в истинность

утверждения

Говорящий не верит в истин­ность утверждения

Говорящий верит в истинность утверждения

Говорящий не верит в истин­ность утверждения

Говорящий не имеет намерения обмануть партнера

Правда — субъект говорит то, что соответствует фактам, он верит в истинность утверждения и не имеет намерения обманут^ собесед­ника.

Правда или «случайная правда» —

субъект сомнева­ется в истинности своего суждения, но по тем или иным причинам делает его.

Неправда-заблуж­дение — человек верит в реальность существования чего-то, но ошибается — в результате он говорит неправду, считая ее правдой.

Неправда — человек в шутку сознательно искажает правду. Это метафоры, ирония аллегории.

Вранье — не рассчитано на веру и не ставит целью обмануть собеседника, не ставит целью получения личной выгоды. Фантазии.

Говорящий имеет намерение обма­нуть партнера

Обман — основан на желании создать у собеседника ложное представле­ние о предмете обсуждения без искажения реаль­ных фактов. Обыч­но основывается на эффекте обмануто­го ожидания.

Мнимая ложь — человек может думать, что он лжет, сообщая собеседнику истину. Это мнимая, кажу­щаяся ложь.

Самообман — человек, получая какое-то знание, не верит в его правдоподобие или отрицает его. Субъект знает, что отрицаемое суждение является ложным, и в то же время убеждает себя в его истин­ности.

Ложь — умышленная переда­ча сведений, не соответству­ющих действительности.

Неправда-заблуждение — представлены наиболее характер­ные признаки неправды в общении людей. Такую разновид­ность неправды можно считать эквивалентом заблуждения: че­ловек верит в реальность существования чего-то, но ошибает­ся—в результате он говорит неправду, считая ее правдой.

Возьмем, к примеру, нарушенные обещания. Человече­ские заблуждения могут проявляться как в отношении к ре­альным фактам, так и в прогнозах возможного развития событий. Мы живем в мире, изобилующем парадоксальны­ми ситуациями, в которых один из партнеров не лжет, со­знательно не извращает фактов, но тем не менее часто го­ворит неправду. В частности, нарушенные обещания поли­тиков далеко не всегда следует осуждать как ложь. Могут просто измениться обстоятельства и выполнение обещания станет нецелесообразным. Если же человек, давая обеща­ние, собирался его выполнить, но потом не смог или не захотел, то он говорил неправду.

Человек может говорить неправду не только потому, что заблуждается, но и потому, что неправильно понимает при­чины и следствия; именно это часто и ведет к «случайному» высказыванию неправды. Нельзя считать ложью случайно сказанную неправду.

Неправда это уже другой вид искажения информации. Человек может сознательно исказить факты, но не специ­ально, а в шутку или потому, что не находит других спосо­бов воздействия на окружающих. Сюда можно отнести раз­личные формы иносказания (ирония, аллегория, метафора и т.п.), т.е. слова и выражения, обретающие в контексте речи смысл, противоположный их буквальному значению.

Ирония построена на противопоставлении буквального значения сказанного скрытому за ним смыслу. И, следова­тельно, прямое значение высказывания всегда оказывается неправдой. Получается, что, для того, чтобы понять иро­нию, необходимо сопоставить буквальное значение со скры­тым смыслом, т.е. неправду с правдой. Например, мама пя­тилетнего мальчугана, вернувшегося с улицы перепачкан­ным в грязи, может всплеснуть руками: «Ну и красавец ты сегодня!» Произнося вслух противоположное тому, что под­разумевается, человек хочет, чтобы слушатели поняли смысл, а не буквальное значение сказанного. Таким обра­зом, его утверждение не соответствует фактам, он не верит в истинность произносимого, но не имеет намерения кого-либо обмануть.Вранье — это социокультурный феномен, характерный для российского самосознания и, по мнению В.В. Знакова [23], оно представлено у нас в значительно большей степе­ни, чем у других народов.

Вранье представляет собой чрезвычайно интересное яв­ление. Ф.М. Достоевский в статье «Нечто о вранье» писал: «С недавнего времени меня вдруг осенила мысль, что у нас в России, в классах интеллигентных, даже совсем и не может быть не лгущего человека. Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи: лгут из практической выгоды, то есть прямо с пре­ступными целями. Ну а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями».

Слово «врать» в русском языке употребляется обычно в тех случаях, когда речь идет о чем-либо малосущественном, незначительном. В словаре В.И. Даля слову «врать» соответ­ствуют следующие значения: «лгать, обманывать словами, облыжничать, говорить неправду, вопреки истине; говорить вздор, небылицу, пустяки; пустословить, пустобаять, мо­лоть языком, суесловить, хвастать, сказывать небывальщи­ну за правду» [13. Т. 1. С. 259].

Вранье можно объяснить и социально-экономическими факторами, и индивидуально-психологическими. Оно про­является в конкретных ситуациях. Мы говорим о вранье, когда нужно оценить человека, а не истинность его выска­зываний.

По мнению автора, вранье часто обусловлено психоло­гическими особенностями личности врунов. Так, холерики зачастую врут, чтобы привлечь к себе внимание. Они акте­ры по своей натуре. Сангвиники же приукрашивают ситуа­цию, потому что для них главное — это успех. Меланхолики при помощи вранья надеются избежать неприятности, а флегматики — удержать свою позицию, так как они очень не любят всяческие изменения.

С точки зрения содержательного анализа понятий «вра­нье» ни в коем случае нельзя отождествлять с «ложью». Пси­хологическая структура лжи основана на сочетании трех се­мантических антиподов правды: утверждение говорящего не соответствует фактам, он не верит в истинность произноси­мого и собирается обмануть партнера. В психологическом смысле вранье принципиально отличается от лжи.

Отличительные признаки вранья:1. Вранье — это один из способов установить хорошие отношения с партнером, доставить своей выдумкой удо­вольствие себе и ему. Нет цели дезинформировать партнера. Это, скорее, способ установления контакта и сближения людей. Русские относятся к вранью достаточно снисходи­тельно, что отражено в русских пословицах: «Не любо, не слушай, а врать не мешай!»; «Врать не устать, было б кому слушать»; «Не хочешь слушать, как люди врут, — ври сам!» [41. Т. 1.С. 385].

2. Вранье не рассчитано на то, что в него поверят. Наме­рения обмануть слушателя нет. Рассказывая небылицы, че­ловек и не рассчитывает на веру всему, что он рассказывает. У него нет задачи нанести ущерб партнеру. Эту особенность русского вранья отмечают иностранцы, хорошо знающие Россию.

В русской культуре вранье имеет характер соглашения о принятии к сведению сообщения партнера (в тех случаях, когда правда нежелательна для говорящего). Например, опоз­давший в школу ученик рассказывает учительнице, что при­чиной опоздания послужил ветер такой силы, что сбивал людей с ног. В ответ учительница устало машет рукой и го­ворит: «Садись за парту».

3. Вранье не предполагает унижения слушателя и получе­ния за его счет какой-то личной выгоды. Бескорыстность и кажущаяся бессмысленность вранья всегда приводили в изумление иностранцев.

Хотя трудно согласиться с утверждением В.В. Знакова [23], что вранье характерно лишь для русского народа. Это черта характерна для всех народов, но особенно для тех, которые были схожи с нами по своему социально-эконо­мическому развитию: Китай, Индия, страны Азии и Ла­тинской Америки. Читая сказки этих народов, отмечаешь ту же склонность к вранью, к приукрашиванию жизни.

Казалось бы, у такого обмана нет никаких видимых мо­тивов... Причина вранья заключается в относительной бе­зотрадности жизни м однообразия правды, вызывающей же­лание расцветить, приукрасить ее. Мотивы этого феномена, интуитивно понятные любому русскому, остаются неведо­мы большинству иностранцев, проводящих с нами торго­вые, политические и иные переговоры.

4. Человек, который врет, получает нескрываемое удо­вольствие, наслаждение от самого процесса изложения не­былиц. Он любуется собой, потому что он в центре внима­ния, его слушают, ему внимают! Он ощущает себя болеезначимым, более ценным в глазах окружающих. Главное, чего он хочет, — восторженное внимание публики. Особен­но это характерно для личностей с демонстративной ак­центуацией характера, которым так хочется побольше и почаще быть в центре внимания окружающих. В русской ли­тературе в изобилии представлены вдохновенные вруны — например, Хлестаков.

5. Нередко вранье следует рассматривать как проявление защитных механизмов психики, направленных на устране­ние чувства тревоги, дискомфорта. Стремление человека защитить свой внутренний мир от «несанкционированного вторжения», нежелание обнажать душу перед окружающи­ми — достаточно серьезный повод для вранья.

Вранье может использоваться, когда надо убедить окру­жающих и самого себя, что «все хорошо». В такой ситуации человек часто сознательно или бессознательно начинает искажать информацию.

С неправдой и враньем люди сталкиваются, когда факты искажаются, но без намерения ввести партнера в заблужде­ние. Теперь можно перейти к рассмотрению случаев, когда субъект имеет намерение ввести в заблуждение партнера по диалогу — внешнему или внутреннему.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconПланирование по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленного фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ффн) Класс
«Организация логопедической работы в школе» О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической...
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconПрограмма по клинической лабораторной диагностике для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 год
Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медиинскому образованию
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconВ. М. Прудников Москва. Инфра-м. 1995
Н. В. Пошерстник, М. С. Мейксин, Е. Б. Пошерстник – Москва – Санкт-Петербург. Издательский дом «Герда». 2001
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconЛекция о кооперативах или Защити себя от обмана
Но потом ты взрослеешь и приходит понимание: люди сами этого хотят. И это гораздо более пугающая мысль. Заговор это не страшно. Ты...
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 icon5 частей – выполнение тестовых заданий по лексике – грамматике, письму, чтению, говорению, аудированию
Центр тестирования по русскому языку как иностранному открыт в 2001 г на базе факультета по обучению иностранных граждан
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconНиколай Боголюбов Траектория взмаха стихи Издательство «Долой зло !» Москва 2003
«До сих пор спрашиваем себя, как такое могло произойти?… подобную катастрофу можно объяснить только тем,… что было совершено заблуждение...
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconКачество медико-статистических данных как проблема современного российского здравоохранения1
В. Г. Семенова, Н. С. Гаврилова, Г. Н. Евдокушкина, ла. Гаврилов центральный нии организации и информатизации здравоохранения Минздрава...
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconАнтон Вуйма Черный pr. Защита и нападение в бизнесе и не только
Около одиннадцати лет я занимаюсь практическим Public Relations. Причем как белым так и черным. За это время успел столкнуться с...
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconОбмана пользователей вконтакте
Загрузка фотографий еще продолжается. Вы уверены, что хотите покинуть страницу и прервать загрузку?
Как защитить себя от обмана творческий Х Центр соеоо Москва 2001 iconРабочая программа дополнительного образования «Театр»
«Театр» (всероссийская модель «Экология и Диалектика» под ред. Академика В. Тарасова) и программы «Театр» С. Казарновского и Т. Безбородовой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница