Об утверждении долгосрочной областной целевой программы




Скачать 56,34 Kb.
НазваниеОб утверждении долгосрочной областной целевой программы
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер56,34 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2011 г. N 191-п


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


(в ред. постановления Администрации Волгоградской обл.

от 26.09.2011 N 562-п)


В целях реализации распоряжения Главы Администрации Волгоградской области от 14 февраля 2011 г. N 108-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Комплексная программа развития профессионального образования Волгоградской области на 2011 - 2015 годы", создания необходимых условий для подготовки в учреждениях профессионального образования квалифицированных кадров, конкурентоспособных на региональном рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Комплексная программа развития профессионального образования Волгоградской области на 2011 - 2015 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.


Глава Администрации

Волгоградской области

А.Г.БРОВКО


Утверждена

постановлением

Администрации

Волгоградской области

от 25 апреля 2011 г. N 191-п


ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


(в ред. постановления Администрации Волгоградской обл.

от 26.09.2011 N 562-п)


Паспорт

долгосрочной областной целевой программы

"Комплексная программа развития профессионального

образования Волгоградской области на 2011 - 2015 годы"


Наименование - долгосрочная областная целевая программа

долгосрочной областной "Комплексная программа развития

целевой программы профессионального образования Волгоградской

области на 2011 - 2015 годы" (далее именуется -

Программа)


Государственный - Комитет по образованию и науке Администрации

заказчик - координатор Волгоградской области (далее именуется - Комитет

Программы по образованию и науке)


Государственные - Комитет по образованию и науке, Комитет по

заказчики строительству Администрации Волгоградской

области, Комитет по труду и занятости населения

Администрации Волгоградской области

(в ред. постановления Администрации Волгоградской обл. от 26.09.2011

N 562-п)


Основной разработчик - Комитет по образованию и науке

Программы


Цели и задачи Программы - целью Программы является обеспечение доступности

качественного профессионального образования,

соответствующего требованиям инновационного

социально ориентированного развития Российской

Федерации;

задачи Программы:

приведение содержания и структуры

профессионального образования в соответствие с

потребностями регионального рынка труда, с

требованиями условий реализации приоритетных

направлений модернизации и технологического

развития экономики России;

обеспечение соответствия структуры и качества

образовательных услуг в системе

профессионального образования потребностям

регионального рынка труда;

обновление содержания и технологий

профессионального образования, повышение

качества предоставляемых профессиональных

образовательных услуг;

развитие кадровых ресурсов системы

профессионального образования, повышение

престижа рабочих специальностей;

совершенствование системы воспитания и

дополнительного образования путем создания

условий для успешной социализации молодежи и

обеспечения возможностей ее эффективной

самореализации, в том числе повышение потенциала

личностной и профессиональной адаптации лиц с

ограниченными возможностями здоровья в процессе

их социализации;

повышение уровня материально-технического и

информационного обеспечения учреждений

профессионального образования, выстраивание

системы обновления образовательных программ на

основе компетентностного подхода, информационных

технологий, с учетом современного состояния

техники и технологии производства


Целевые индикаторы и - целевыми индикаторами Программы являются:

показатели Программы соответствие образовательных услуг учреждений

профессионального образования требованиям

регионального рынка труда;

модернизация материальной инфраструктуры

учреждений сетевого профессионального

образования;

улучшение материально-технической базы

учреждений профессионального образования;

основные показатели Программы, отражающие ход ее

реализации:

доля выпускников образовательных учреждений

текущего года, поступивших в учреждения

начального профессионального и среднего

профессионального образования;

доля учреждений профессионального образования,

имеющих управляющие (попечительские и т.п.)

советы;

количество ресурсных центров, обеспечивающих

сетевое взаимодействие образовательных

учреждений профессионального образования;

доля учреждений профессионального образования,

имеющих договоры о совместном использовании

ресурсов, в том числе с работодателями;

доля выпускников с повышенным (4 - 5)

квалификационным разрядом;

доля выпускников, получивших дипломы с

отличием;

доля выпускников, получивших дополнительные

профессиональные квалификации;

доля проходящих обучение на контрактной основе

с работодателями;

доля педагогических и руководящих работников

учреждений начального профессионального

образования (среднего профессионального

образования), прошедших стажировку на

предприятиях и в ведущих образовательных

организациях, в том числе за рубежом;

доля учреждений профессионального образования,

имеющих действующие органы студенческого

самоуправления;

доля обучающихся, включенных в спортивно-

массовые мероприятия и/или охваченных

дополнительным образованием, в общей численности

обучающихся учреждений начального и среднего

профессионального образования;

количество построенных объектов

государственных образовательных учреждений

профессионального образования


Сроки и этапы реализации - Программа реализуется в 2011 - 2015 годах в три

Программы этапа:

первый этап - 2011 год;

второй этап - 2012 - 2014 годы;

третий этап - 2015 год


Перечень основных - создание региональной автоматизированной

программных мероприятий информационно-поисковой системы инновационного

опыта, отражающей практику становления в регионе

образовательной модели "Образование-2020", и

ее поддержка ресурсами профессионального

образования;

создание региональной системы сертификации

образовательной деятельности и услуг по

профессиям и специальностям, государственной и

общественной оценки деятельности

профессиональных образовательных учреждений,

общественно-профессиональной аккредитации

образовательных программ;

введение формульного финансирования учреждений

профессионального образования;

оптимизация сети учреждений профессионального

образования;

создание ресурсных центров;

укрепление материально-технической базы

образовательных учреждений профессионального

образования по профилям подготовки;

подготовка педагогических и руководящих кадров

в условиях изменения потребностей регионального

рынка труда;

развитие кадровых ресурсов системы

профессионального образования, организация и

проведение профессиональных конкурсов;

проведение конкурсов технического творчества и

профмастерства, олимпиад по спецдисциплинам,

областных конкурсов, фестивалей художественного

творчества, спортивных мероприятий (областных

спартакиад, турниров, участие в российских

соревнованиях);

повышение потенциала личностной и

профессиональной адаптации лиц с ограниченными

возможностями здоровья в процессе их

социализации


Исполнители основных - государственные учреждения профессионального

мероприятий Программы образования, организации и (или) индивидуальные

предприниматели, осуществляющие выполнение работ

или оказание услуг, необходимых для реализации

Программы, в соответствии с Федеральным законом

от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов

на поставки товаров, выполнение работ, оказание

услуг для государственных и муниципальных нужд"


Объемы и источники - общий объем финансирования мероприятий Программы

финансирования Программы на 2011 - 2015 годы составит 278771,0 тыс.

рублей, в том числе по источникам финансирования

и годам:

а) средства областного бюджета - 259139,9 тыс.

рублей:

2011 год - 45500,0 тыс. рублей;

2012 год - 46570,5 тыс. рублей;

2013 год - 51194,2 тыс. рублей;

2014 год - 53809,3 тыс. рублей;

2015 год - 62065,9 тыс. рублей;

б) средства внебюджетного финансирования,

средства работодателей (социальных партнеров) -

19631,1 тыс. рублей


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программным методом


Программа разработана Комитетом по образованию и науке с участием органов исполнительной власти Волгоградской области, учреждений профессионального образования Волгоградской области, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г., Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 14 февраля 2011 г. N 108-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Комплексная программа развития профессионального образования Волгоградской области на 2011 - 2015 годы".

Данная Программа предусматривает координацию усилий органов исполнительной власти, работодателей по обеспечению эффективного развития учреждений профессионального образования.

Превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор социально-экономической динамики и профессиональной конкурентоспособности требует модернизации профессионального образования, включая переход от системы строго регламентированного образования (характерной для индустриального периода) к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию, неразрывно связанному с мировой фундаментальной наукой и потребностями хозяйства и ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности, способной решать проблемы финансового и экономического развития Волгоградского региона.

Проблематика модернизации и развития системы профессионального образования в особой мере актуальна для Юга России, высокопроблемного полиэтнического и поликонфессионального макрорегиона Российской Федерации, на территории которого образованы Южный федеральный округ (далее именуется - ЮФО) и Северо-Кавказский федеральный округ.

Развитие системы образования в последние два десятилетия характеризовалось противоречивыми процессами. Так, в 90-е годы ХХ века на территории Волгоградской области резко увеличилось количество профессиональных образовательных учреждений различной организационно-правовой формы собственности, видов и типов, наблюдалось стойкое снижение престижности профессионального образования.

Образовательная деятельность учреждений профессионального образования определяется следующими факторами. В конце ХХ века развитые страны мира вступили в постиндустриальную эпоху, одной из отличительных черт которой является резкое увеличение информационных потоков. При этом наука вместе с новыми технологиями превратилась в главную производительную силу. Соответственно произошедшим изменениям появилось понятие "экономика, основанная на знаниях", что предполагает учебу на протяжении всей жизни, чтобы успевать за постоянно обновляющейся информацией об окружающем нас мире. В то же время в условиях глобализации резко усилилась конкуренция в сфере образовательных услуг. Отмеченные изменения предполагают поиски более эффективной образовательной политики и переход к гибким высокотехнологичным образовательным системам на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. На это направлены и принципы разворачивающегося в Европе Болонского и Брюгге-Копенгагенского процессов, к которым присоединилась Россия.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2009 годах позволила заложить фундамент для развития и системной модернизации профессионального образования. Программа предусматривает приведение материальной базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и современного производства, дальнейшую модернизацию образовательной деятельности учреждений профессионального образования, ориентированную на потребности общества с инновационной экономикой.

Сегодня эти потребности отражает концепция знаний как наиболее важного производительного ресурса. При этом особое значение придается высококвалифицированному работнику, задачей которого становится не только применение имеющихся, но и участие в производстве новых знаний и умений на рабочем месте, что способствует повышению эффективности его деятельности. В то же время современный работник должен быть готов к выполнению руководящих функций, уметь определять цели и задачи развития в любой ситуации, определять эффективные стратегии достижения этих целей. Основной задачей образовательных учреждений системы профессионального образования Волгоградской области является удовлетворение потребности региона в образовательных услугах, подготовка востребованных работодателями выпускников новой формации. Данные факторы обусловили создание данной Программы.

Сложившаяся в Волгоградской области система образовательных учреждений начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования характеризуется наличием вариативных образовательных программ, обеспечивающих выбор профессий (специальностей), способствующих самореализации личности и формирующих ее инновационное мышление. Кроме того, функционирование учебных заведений характеризуется рядом показателей, свидетельствующих не только о стабильности их существования, но и о достижении ими позитивных результатов в развитии.

Так, по состоянию на первое января 2011 г., общее количество образовательных учреждений профессионального образования в регионе составляет 104 учреждения и 51 филиал, в том числе учреждений начального профессионального образования - 47 и 3 филиала, учреждений среднего профессионального образования - 41 и 11 филиалов, учреждений высшего профессионального образования - 16 и 38 филиалов, из них:

а) 20 учреждений среднего профессионального образования, 9 учреждений высшего профессионального образования и 14 филиалов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

б) 47 учреждений начального профессионального образования и 3 филиала, 20 учреждений среднего профессионального образования и 5 филиалов, одно учреждение высшего профессионального образования, финансируемых за счет областного бюджета;

в) 2 учреждения высшего профессионального образования, финансируемых за счет средств муниципального бюджета;

г) 1 негосударственное учреждение среднего профессионального образования, 4 учреждения высшего профессионального образования и 24 филиала.

За 2010 год было создано 4 автономных образовательных учреждения, в том числе 3 учреждения начального профессионального образования, 1 учреждение среднего профессионального образования.

Система учреждений начального профессионального образования Волгоградской области, подведомственных Комитету по образованию и науке, представлена 47 профессиональными училищами, среди них 3 государственных автономных образовательных учреждения, 3 казачьих кадетских профессиональных училища (в которых реализуются программы этнокультурного казачьего компонента) и 3 профессиональных лицея, в которых обучается около 14 тысяч человек.

На территории Волгоградской области функционируют два ресурсных центра без образования юридического лица на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 35" и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Камышинский политехнический колледж", деятельность которых направлена на модернизацию профессионального образования региона.

В последние годы активно развиваются новые формы взаимодействия с социальными партнерами путем вложения денежных средств в проекты участников конкурсного отбора 2010 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Все более активно решаются вопросы взаимодействия между учреждениями начального и среднего профессионального образования и предприятиями, союзами работодателей, службами занятости. Традиционными стали ярмарки вакансий рабочих и ученических мест.

Особое внимание уделяется организации единого образовательного пространства, которое предусматривает развитие системы непрерывного образования, интеграционных процессов. В образовательных учреждениях созданы центры по трудоустройству выпускников.

В области реализуются 27 из 28 укрупненных групп специальностей. Наиболее востребованными являются гуманитарные науки, образование и педагогика, сфера обслуживания, металлургия, машиностроение и материалообработка, экономика и управление, архитектура и строительство.

Все учебные заведения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, прошли процедуры государственной аттестации и аккредитации.

Ориентируясь на потребности регионального рынка труда, учреждения начального профессионального образования увеличивают объемы подготовки по ряду профессий, связанных с металлообработкой, строительством и сельским хозяйством. Одновременно происходит сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли в связи с насыщением рынка труда указанными профессиями и специальностями.

Изучается и распространяется опыт совместной работы некоторых училищ со средними и высшими профессиональными учебными заведениями, когда на договорной основе рационально используется материально-техническая база, создаются сквозные планы и программы, обеспечивающие многоуровневую подготовку кадров.

Технологические изменения, революция в информационных и коммуникационных технологиях и вызванный ими быстрый темп социальных изменений привели к росту мобильности труда и капитала. Это вызвало появление новых профессий и специальностей, связанных с обслуживанием и ремонтом сложного промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники, сервисом в сфере общественного питания и торговли. Параллельно происходит процесс устранения дублирования профилей подготовки кадров в учебных заведениях и их специализации по кластерным группам.

Некоторым компенсационным механизмом преодоления рассогласования рынка труда и структуры рынка образовательных услуг являются курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования.

Используя опыт работы образовательных учреждений стран с развитой экономикой, для обеспечения тесных связей с работодателями учебные заведения начали создавать службы маркетинговых услуг, в функции которых также входит оказание содействия в трудоустройстве выпускников. В целях снижения безработицы среди молодежи и соответствующей подготовки ее к труду в учебные планы профессиональных учреждений введены специальные курсы "Технология поиска работы" и "Основы малого предпринимательства".

В настоящее время наибольший интерес у молодежи вызывают такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, финансы, кредит, страхование, управление хозяйственной деятельностью, что замедляет процесс обновления кадров в сфере материального производства.

В связи с этим в ходе реализации Программы предполагается внедрение модели финансирования, которая будет стимулировать развитие на договорных отношениях подготовки кадров для конкретных предприятий, повышение уровня достигнутой выпускниками квалификации, а главное - содействовать трудоустройству по полученной профессии (специальности) и успешной адаптации выпускников на производстве и в экономике региона.

Одной из причин возникновения проблем в формировании кадрового потенциала учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования является отсутствие стимулирующих социальных факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специальности.

Кроме того, динамика спроса на образовательные услуги образовательных учреждений профессионального образования в ближайшее десятилетие будет определяться, прежде всего, демографическим фактором, усиливающим региональную асимметрию в развитии системы профессионального образования. Наиболее масштабное сокращение числа потенциальных абитуриентов по ЮФО ожидается в Волгоградской и Ростовской областях (уже к 2013 году численность выпускников средних учебных заведений уменьшится более чем на треть, а к 2018 году составит лишь шестьдесят четыре процента от уровня 2008 года, после чего начнет медленно возрастать).

Все более существенным фактором спроса в наиболее экономически развитых регионах Юга России будет выступать рынок труда, трансформирующийся под влиянием модернизационных процессов и стимулирующий к получению "второго - третьего" образования, в том числе высшего профессионального образования. Указанные факторы спровоцируют резкое обострение конкуренции среди учреждений профессионального образования в борьбе за абитуриента (между государственной и негосударственной сферами, регионами, отдельными учреждениями), инициируют процессы концентрации и интеграции в системе профессиональных учебных заведений, будут обуславливать необходимость акцента на стимулирование качественных изменений, в первую очередь в ведущих (и претендующих на лидерство) высших учебных заведениях, в том числе и на основе опережающего наращивания их научно-инновационной деятельности.

В то же время для развития кадрового потенциала учреждений профессионального образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями создана система повышения квалификации, основанная на реальных потребностях учебных заведений, подготовки и переподготовки преподавателей к работе по новым стандартам, современным методикам и технологиям обучения. Ведется целенаправленная подготовка методистов и других педагогических работников по развитию новых форм образования, созданы условия для развития компьютеризации учебного процесса и организации системы стажировок.

Однако названные инновационные преобразования не всегда дают нужный эффект. Основные причины заключаются в том, что управление инновационными процессами осуществляется малоэффективными методами, не стимулирующими инновационное развитие. В связи с этим необходимо консолидировать усилия и ресурсы учебных заведений профессионального образования разного уровня для решения стратегических целей и задач, разработать программы инновационного развития в каждом учебном заведении, шире применять современные проектные технологии в управлении кадровыми ресурсами, активизировать и стимулировать деятельность педагогов для осуществления образовательных инноваций.

Состояние бюджетного финансирования и объемы ожидаемых в ближайшие годы инвестиционных вложений не дают возможности должным образом инвестировать все учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования как на региональном уровне, так и на федеральном. Решение обозначенной проблемы в Волгоградской области осуществляется и требует дальнейшего развития путем преобразования ведущих образовательных учреждений в ресурсные центры с закреплением за ними функций коллективных пользователей, в том числе на базе высших учебных заведений. При этом они не рассматриваются как конкуренты другим образовательным учреждениям профессионального образования. В ресурсных центрах концентрируется наиболее дорогостоящее оборудование, и сетевое взаимодействие их с другими профессиональными училищами, среднеспециальными учебными учреждениями позволяет добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций. Сеть подобных центров обеспечивает подготовку кадров по приоритетным направлениям развития отраслей экономики с учетом специализации отдельных районов Волгоградской области. Образовательное учреждение в статусе ресурсного центра реализует программы профессионального образования повышенного уровня и является источником современных образовательных ресурсов (современное материально-техническое оснащение, средства обучения, оборудование, высококвалифицированные педагогические кадры) для образовательной сети муниципального района (городского округа). Целью своей деятельности ресурсные центры обозначают:

обеспечение доступа государственных учреждений профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию и науке, к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам с целью эффективного достижения ими образовательных результатов;

обеспечение уровня профессиональной подготовки специалистов системы образования, необходимого для реализации региональной и муниципальной политики в сфере образования;

удовлетворение образовательных запросов населения через систему дополнительных услуг, предоставляемых ресурсным центром;

решение задач повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В ресурсных центрах концентрируется наиболее дорогостоящее оборудование, и сетевое взаимодействие их с другими учреждениями профессионального образования позволит добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций.

В связи с этим в качестве приоритетных направлений развития начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования рассматриваются реструктуризация и оптимизация сети профессиональных училищ, развитие системы непрерывного профессионального образования, формирование государственных заданий учебным заведениям на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда. В сложившихся условиях реструктуризация и оптимизация вызвана также изменениями законодательства в области образования, необходимостью изменения механизма бюджетного финансирования образовательных учреждений, который на сегодня совершенно не связан с качеством подготовки кадров, работой на заказ, трудоустройством выпускников по полученным профессиям и закреплением их на производстве. Профессиональное образование остается единственной сферой производства товаров и услуг, получающей средства за произведенный, а не реализованный продукт.

Анализ факторов, влияющих на деятельность начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и самих учебных заведений. Вместе с тем этот процесс во многом зависит от эффективности государственной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования и развития системы профессионального образования.

Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.


2. Цель и основные задачи Программы


Цель Программы - обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачи Программы:

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями регионального рынка труда, с требованиями условий реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;

обеспечение соответствия структуры и качества образовательных услуг в системе профессионального образования потребностям регионального рынка труда;

обновление содержания и технологий профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг;

развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования, повышение престижа рабочих специальностей;

совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей ее эффективной самореализации, в том числе повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации;

повышение уровня материально-технического и информационного обеспечения учреждений профессионального образования, выстраивание системы обновления образовательных программ на основе компетентностного подхода, информационных технологий, с учетом современного состояния техники и технологии производства.


3. Сроки и этапы реализации Программы


Программа реализуется в 2011 - 2015 годах в три этапа.

На первом этапе (2011 год) предусмотрены мероприятия, связанные с проведением мониторинга, разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, оптимизацией сети образовательных учреждений профессионального образования.

На втором этапе (2012 - 2014 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным на модернизацию материальной инфраструктуры профессионального образования, осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы.

На заключительном этапе (2015 год) реализуются мероприятия, направленные на изучение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.


4. Технико-экономическое обоснование и ресурсное обеспечение

Программы


Технико-экономическое обоснование определяет целесообразность выделения средств областного бюджета на реализацию мероприятий по развитию профессионального образования в Волгоградской области.

Степень износа основных фондов в учреждениях среднего и начального профессионального образования составляет более 60 процентов. Общий объем финансовых средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы составляет 259139,9 тыс. рублей, из внебюджетных источников привлекается 19631,1 тыс. рублей.

Реализация мероприятий Программы позволит провести структурную и технологическую модернизацию профессионального образования, а также будет способствовать выполнению на территории региона Закона Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года".


5. Система программных мероприятий


Решение задач Программы обеспечивается путем проведения следующих мероприятий:

создание региональной автоматизированной информационно-поисковой системы инновационного опыта, отражающей практику становления в регионе образовательной модели "Образование-2020", и ее поддержка ресурсами профессионального образования;

создание региональной системы сертификации образовательной деятельности и услуг по профессиям и специальностям, государственной и общественной оценки деятельности профессиональных образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;

введение формульного финансирования учреждений профессионального образования;

оптимизация сети учреждений профессионального образования;

создание ресурсных центров;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования по профилям подготовки;

подготовка педагогических и руководящих кадров в условиях изменения потребностей регионального рынка труда;

развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования, организация и проведение профессиональных конкурсов;

проведение конкурсов технического творчества и профмастерства, олимпиад по спецдисциплинам, областных конкурсов, фестивалей художественного творчества, спортивных мероприятий (областных спартакиад, турниров, участие в российских соревнованиях);

повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации.

Перечень конкретных мероприятий с объемами финансирования приведен в приложении 1.

Реализация мероприятий Программы позволит подготовить специалистов, востребованных на рынке труда, и обеспечит их трудоустройство на предприятиях региона в рамках заключенных договоров работодателей и учреждений профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, предоставлению учебно-материальной базы для прохождения практики.


6. Нормативное обеспечение качества услуг


В рамках мероприятий Программы будет создана региональная система сертификации образовательной деятельности и услуг по профессиям и специальностям, государственной и общественной оценки деятельности профессиональных образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Программой предусматривается создание центра развития образования Волгоградской области (далее именуется - Центр). Основные направления деятельности Центра:

диагностика качества организации и содержания образовательного процесса, подготовки обучающихся учреждений профессионального образования;

экспертиза образовательных программ;

сопровождение учреждений профессионального образования всех типов и видов в вопросах организационно-правового обеспечения их функционирования;

инструктивно-методическое и организационное сопровождение учреждений профессионального образования по осуществляемым видам деятельности;

проведение мониторингов;

формирование информационной среды, отвечающей осуществляемым видам деятельности;

создание справочно-информационной базы Центра, внедрение современных информационно-поисковых систем на основе мониторинга информационного ресурса;

сертификация рабочих мест;

создание эффективных механизмов межведомственного взаимодействия по осуществляемым видам деятельности.


7. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2011 - 2015 годы составит 278771,0 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования и годам:

а) областной бюджет - 259139,9 тыс. рублей:

2011 год - 45500,0 тыс. рублей;

2012 год - 46570,5 тыс. рублей;

2013 год - 51194,2 тыс. рублей;

2014 год - 53809,3 тыс. рублей;

2015 год - 62065,9 тыс. рублей;

б) средства внебюджетного финансирования, средства работодателей (социальных партнеров) - 19631,1 тыс. рублей. В процессе реализации Программы объемы финансовых средств, направляемых на ее выполнение, могут корректироваться.

Конкретные мероприятия Программы и объемы ее финансирования могут уточняться ежегодно при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Финансирование программных мероприятий по строительству учреждений профессионального образования предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели Законом Волгоградской области от 20 декабря 2010 г. N 2139-ОД "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Вместе с тем могут возникнуть риски, связанные:

с недостатками в управлении Программой;

дефицитом средств областного бюджета.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны:

ошибками при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий, что приведет к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей;

большими, чем было запланировано, сроками реализации мероприятий, что приведет к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий и снижению эффективности использования бюджетных средств;

недостаточной компетентностью менеджеров в области управления организационными изменениями, что приведет к решению инновационных задач традиционным функционалом, не приводящим к запланированному эффекту от реализации Программы, и неоперативности принятия управленческих решений.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отраслей, могут быть вызваны:

недостаточным учетом результатов мониторинговых исследований регионального рынка труда в разрезе его перспективных потребностей, что приведет к отсутствию привязки программных мероприятий к реальной ситуации и дисбалансу в подготовке востребованных рынком кадров;

изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы.

Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление запланированных темпов развития инфраструктуры вследствие снижения поступлений из областного бюджета. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых показателей.


8. Механизм реализации Программы


Реализация Программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации Волгоградской области, Главы Администрации Волгоградской области, приказами Комитета по образованию и науке.

Комитет по образованию и науке - заказчик-координатор Программы:

управляет реализацией Программы;

несет ответственность за реализацию Программы в целом;

координирует деятельность исполнителей мероприятий Программы по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию Программы;

в установленном порядке вносит предложения по уточнению и корректировке программных мероприятий, по распределению и перераспределению финансовых средств;

принимает нормативные правовые акты по порядку реализации мероприятий Программы.

Финансирование и определение исполнителей мероприятий Программы, реализация которых осуществляется за счет привлеченных средств, производятся в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Волгоградской области.

Учреждения профессионального образования на основе заключенных договоров используют учебно-материальную и производственную базу предприятий.

Создание информационных банков данных производится в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Центр будет действовать на базе государственного образовательного учреждения, арендуя помещение на безвозмездной основе.

Оптимизация деятельности государственных образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию и науке, предполагает следующие этапы:

подготовка и утверждение нормативно-правовой документации;

изменение организационно-правовой формы, типа и вида образовательных учреждений;

интеграция государственных образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в черте одного города или на расстоянии небольшой отдаленности друг от друга;

присоединение государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Заказчики Программы:

участвуют в формировании предложений по мероприятиям Программы;

выполняют мероприятия Программы в соответствии с утвержденными сроками и в рамках выделенного бюджетного финансирования;

представляют заказчику - координатору Программы отчеты о выполнении мероприятий Программы по установленным формам.


9. Организация управления Программой и контроль

за ходом ее выполнения


Управление Программой осуществляет заказчик - координатор Программы.

Заказчики Программы несут ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, эффективное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.

Заказчик - координатор Программы при необходимости в установленном порядке вносит предложения по внесению в Программу необходимых уточнений и изменений, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации целевой Программы, исполнителей Программы.

Заказчик - координатор Программы сообщает Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области и Комитету экономики Администрации Волгоградской области о государственных контрактах и договорах со всеми участниками реализации Программы по их финансированию из внебюджетных источников Волгоградской области.

Срок реализации Программы может быть продлен не более чем на год. При необходимости продления срока реализации Программы более чем на год разрабатывается новая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в установленном порядке.

Обеспечение публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей Программы, результатах анализа реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей мероприятий Программы, а также о проводимых конкурсах и критериях определения их победителей обеспечивается путем размещения информации на официальном сайте заказчика - координатора Программы в сети Интернет.


10. Оценка эффективности социально-экономических

и экологических последствий реализации Программы


Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации Программы будут использоваться следующие целевые индикаторы Программы:

соответствие образовательных услуг учреждений профессионального образования требованиям регионального рынка труда;

модернизация материальной инфраструктуры учреждений сетевого профессионального образования;

улучшение материально-технической базы учреждений профессионального образования.

Основные показатели Программы представлены в следующей таблице. Расчет показателей Программы производится на основе статистических данных.


┌───┬─────────────────────┬───────────┬──────────┬────────────┬───────────┐

│ N │ Наименование │ Базовый │ Плановое │ Плановое │ Плановое │

│п/п│целевого индикатора, │показатель │ значение │значение во │значение в │

│ │ показателя │(2010 год) │ в первый │второй этап │третий этап│

│ │ │ │ этап │ реализации │реализации │

│ │ │ │реализации│(2012 - 2014│(2015 год) │

│ │ │ │(2011 год)│ годы) │ │

├───┼─────────────────────┼───────────┼──────────┼────────────┼───────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

└───┴─────────────────────┴───────────┴──────────┴────────────┴───────────┘

1. Доля выпускников 6186 23,5 24 процента 25

образовательных человек процента процентов

учреждений текущего

года, поступивших

в учреждения

начального

профессионального

и среднего

профессионального

образования


2. Доля учреждений 5 20 50 100

профессионального учреждений процентов процентов процентов

образования, имеющих

управляющие

(попечительские

и т.п.) советы


3. Количество ресурсных 2 2 6 ресурсных 6 ресурсных

центров, ресурсных ресурсных центров центров

обеспечивающих центра центра

сетевое

взаимодействие

образовательных

учреждений

профессионального

образования


4. Доля учреждений 37 50,8 63 процента 64 процента

профессионального процентов процента

образования, имеющих

договоры

о совместном

использовании

ресурсов, в том

числе

с работодателями


5. Доля выпускников 15 20 30 40

с повышенным процентов процентов процентов процентов

(4 - 5)

квалификационным

разрядом


6. Доля выпускников, 5 5 5,5 6

получивших дипломы процентов процентов процента процентов

с отличием


7. Доля выпускников, 15 20 30 40

получивших процентов процентов процентов процентов

дополнительные

профессиональные

квалификации


8. Доля проходящих - 2 2,5 3 процента

обучение процента процента

на контрактной

основе

с работодателями


9. Доля педагогических - 19 25,5 32,5

и руководящих процентов процента процента

работников

учреждений

начального

профессионального

образования

(среднего

профессионального

образования),

прошедших стажировку

на предприятиях

и в ведущих

образовательных

организациях, в том

числе за рубежом


10. Доля учреждений 50 75 100 100

профессионального процентов процентов процентов процентов

образования, имеющих

действующие органы

студенческого

самоуправления


11. Доля обучающихся, 10 12 15 17

включенных процентов процентов процентов процентов

в спортивно-массовые

мероприятия и/или

охваченных

дополнительным

образованием,

в общей численности

обучающихся

учреждений

начального

и среднего

профессионального

образования


12. Количество - 1 объект 1 объект -

построенных объектов

государственных

образовательных

учреждений

профессионального

образования

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────


По итогам реализации Программы за отчетный период при достижении значений целевых индикаторов и показателей Программы менее 50 процентов установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности Программы и досрочном прекращении ее реализации.

Методика оценки эффективности реализации мероприятий Программы приведена в приложении 2.

Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы:

повышение качества профессионального образования;

улучшение условий для получения образовательных услуг в учреждениях профессионального образования и достижение социального равенства в получении профессионального образования, в том числе детьми с ограниченными возможностями;

увеличение количества молодежи, подготовленной в условиях удовлетворения потребностей региональной экономики (увеличение количества трудоустроенных или перешедших на следующую ступень образования выпускников учреждений профессионального образования);

повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений профессионального образования, прошедших экспертизу основных профессиональных образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);

увеличение количества лиц, получающих дополнительное профессиональное образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

обновление учебно-материальной базы учреждений профессионального образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования, увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам);

увеличение количества инновационно-активных образовательных учреждений и сетевых образовательных структур.

Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается за счет реализации программных мероприятий. Мероприятиями по улучшению материально-технической базы сферы профессионального образования предусмотрено строительство объектов государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Строительство объектов государственных образовательных учреждений профессионального образования осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией при наличии положительного заключения государственной экспертизы.

В соответствии с законодательством предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Проектно-сметной документацией предусматривается увязка проектируемого объекта строительства с существующей окружающей застройкой и благоустройством, оборудование его необходимыми инженерными коммуникациями, разработка природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативных воздействий на окружающую среду в период строительства и эксплуатации объекта.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в период строительства объектов в результате поступления в него продуктов сгорания топлива от двигателей автотранспорта, используемого для завоза строительных материалов, а также дорожно-строительной техники, поступления загрязняющих веществ, выделяющихся в атмосферу при проведении земляных, сварочных и окрасочных работ, носят кратковременный характер и не оказывает кардинального влияния на компоненты окружающей среды. При дальнейшей эксплуатации объектов уровень загрязняющих веществ в атмосфере не будет превышать предельно допустимой концентрации.

Соответствующими разделами проектно-сметной документации предусматриваются мероприятия по минимизации уровня воздействия на поверхностные и подземные воды (отсутствие сбросов хозяйственно-бытовых стоков в открытые водоемы, установка биотуалетов и др.).

Проектно-сметной документацией определяется перечень и класс опасности отходов производства и потребления в период строительства и эксплуатации объекта, способы их использования, обезвреживания и размещения лицензионными организациями в соответствии с природоохранными правилами и нормативами. С целью улучшения экологической обстановки в районах застроек проектно-сметной документацией предусматривается компенсационное озеленение прилегающих территорий, что позволит снизить уровень шума и запыленности. В период строительства снижение шумового воздействия достигается проведением работ в дневное время, применением исправной техники на строительной площадке.

Комплексный характер задач Программы и выполнение соответствующих мероприятий позволит:

повысить качество профессионального образования и его соответствие требованиям региональных работодателей;

усилить инвестиционную привлекательность сферы профессионального образования;

внести вклад в развитие современной системы непрерывного профессионального образования.

Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, при выборе которых используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Реализуя экономическую функцию воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и социальную функцию поддержки молодых граждан, система профессионального образования обеспечит подготовку квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения обеспечит выполнение требований работодателей к качеству подготовки выпускников и определит новое содержание профессионального образования.

Совершенствование учебно-материальной базы, создание ресурсных центров по профессиям (специальностям) промышленности и агропромышленного комплекса позволят внедрить в учебный процесс инновационные технологии, что, в свою очередь, обеспечит качество профессионального обучения и конкурентоспособность выпускников, а также явится решающим фактором в повышении престижа профессий и специальностей.


11. Перечень имущества, создаваемого в ходе реализации

Программы


В ходе реализации программных мероприятий планируется приобретение (создание) имущества, указанного в приложениях 3, 4.


12. Сведения о правах юридических лиц на имущество

и перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе

реализации Программы


Имущество, созданное или приобретенное в ходе реализации Программы за счет средств областного бюджета, поступает в собственность Волгоградской области, принимается на баланс государственных учреждений Волгоградской области и закрепляется за ними на праве оперативного управления.


Приложение 1

к долгосрочной областной целевой

программе "Комплексная программа

развития профессионального

образования Волгоградской области

на 2011 - 2015 годы"


  1   2   3

Похожие:

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconОб утверждении долгосрочной областной целевой программы
Волгоградской области от 2 июля 2010 г. N 633-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Формирование доступной среды...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconОб утверждении областной долгосрочной целевой программы
Администрации Ростовской области от 29. 10. 2009 n 330 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие государственной...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconПостановление от 17. 05. 2012 №418 г. Ростов-на-Дону Об утверждении отчета о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе развития туризма в Ростовской области на 2011 2016 годы и эффективности использования финансовых средств за 2011 год
«Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы развития туризма в Ростовской области на 2011 – 2016 годы» и постановлением...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconОб утверждении долгосрочной областной целевой программы
Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconРаспоряжение Администрации Ростовской области от 24. 07. 2009 n 205 "О разработке Областной долгосрочной целевой программы "Культура Дона (2010 2012 годы)"
В связи с пролонгацией Областной долгосрочной целевой программы "Культура Дона (2010 2013 годы)", утвержденной постановлением Администрации...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconОбластная долгосрочная целевая программа
Об утверждении областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconПостановление от 22 сентября 2010 г. N 788 об утверждении долгосрочной областной целевой программы "повышение энергетической эффективности экономики воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011 2015 годы"
Воронежской области от 13. 07. 2010 n 439-р "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Повышение энергетической...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconПостановление от 23 января 2013 г. N 1-п об утверждении долгосрочной целевой программы омской области "доступная среда" на 2013 2017 годы
Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Доступная среда" на 2013 2017 годы"
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconРоссийская Федерация Ростовская область Администрация Семикаракорского района постановление 22. 11. 2012 №1865 г. Семикаракорск
Администрации Семикаракорского района от 18. 04. 2011 №572 «Об утверждении районной долгосрочной программы «Комплексные меры противодействия...
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы iconПаспорт Программы
Об утверждении областной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы Тамбовской области (2010 2013 годы)"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница