Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка




Скачать 20,92 Kb.
НазваниеТема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка
Дата03.02.2016
Размер20,92 Kb.
ТипДокументы
Фрагменты занятий по ОЗОЖ с учащимися 7 класса.

Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка.

Цель: дать конкретное представление о вредном воздействии алкоголя на человека.

Учитель рассказывает о несчастном случае, произошедшем из-за употребления алкоголя. (Важно, чтобы подчеркивались не пьянство или алкоголизм, а простое употребление алкоголя, приведшее к автодорожной катастрофе, травме, пожару.) Это случай из жизни. Сгорели два человека заживо, от тлеющей сигареты. Далее учитель знакомит ребят с влиянием ал­коголя на нервную систему, на органы пищеварения, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, на кровь, анализируя вместе с ними, что происходит в организ­ме человека под воздействием алкоголя, почему происхо­дят несчастные случаи.

Форма подачи должна быть образной, хорошо иллюстрированной картинками или слайдами, муляжами. Желательно не про­сто рассказывать, а вести беседу, вовлекая в «путешест­вие» по организму как можно большее число ребят, задавая им вопросы, комментируя и дополняя их ответы. Наглядные пособия всегда найдутся в кабинете биологии.

Ход занятия. Примерный рассказ учителя.

Расскажу случай из жизни. Полгода назад одна моя знакомая стояла на остановке в ожидании автобуса. Его долго не было, собралось много народа. Все внимательно вглядывались в сторону, откуда должен был появиться автобус. Вдали показался лишь грузовик, мчащийся на большой скорости. Приближаясь к остановке, он вдруг въехал на тротуар и в считанные секунды «смял» останов­ку и людей. Многие погибли. Моя знакомая осталась жи­ва, но у нее были переломаны руки и ноги. Она до сих пор лечится. При расследовании этого трагического случая выяснилось, что водитель был пьян. (Если среди учащих­ся находятся желающие рассказать свой случай, надо дать им высказаться.)

Под воздействием алкоголя водитель просмотрел пово­рот, не заметил автобусной остановки, не успел затор­мозить, мчался, превышая скорость.

Почему под воздействием алкоголя люди лишаются обычных своих способностей? Из уроков биологии вам известно, что человек - это сложный живой организм, его составляют сердце, легкие, желу­док, печень, почки, органы чувств. Каждый выполняет свою особую работу, слаженно взаимодействуя друг с другом, и любое токсическое вещество, как, например, алкоголь, может нарушить их слаженность.

Сравним наш организм с большой фабрикой, где име­ется множество цехов. В них кипит работа, изготовля­ется нежная ткань. А алкоголь уподобим разбойнику, который проник на фабрику. Проникнув вместе с вином, водкой или пивом, алкоголь ведет токсическую, образно говоря, «вредитель­скую» деятельность.

Прежде всего он спешит в «цех» нервной системы. (Учитель подходит к изображению (схеме) нервной систе­мы человека.) Вспомним, ребята, что относится к нервной системе человека. Правильно! Головной мозг, спинной мозг и нервы: одни, по которым бегут сигналы от на­ших органов чувств к мозгу, и другие, по которым воз­вращаются приказы мозга к мышцам, внутренним ор­ганам. Образно мозг можно представить в виде кукло­вода. Тот держит в своих руках нити управления кук­лами. А мозг управляет нашим поведением, настроени­ем. Когда же алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования. Вот почему он выступает главным виновником автотранспортных ка­тастроф и аварий. Нетрезвые водители часто наезжают на людей, потому что не успевают вовремя затормо­зить, объехать, свернуть. Но алкоголь не только замедля­ет реакцию, он отрицательно воздействует на способ­ности: человек, что называется, тупеет. В начале нашего 21 в. проводились эксперименты с участием детей, кото­рые показали, что употребление даже небольших доз алкоголя здоровыми, способными детьми ухудшает их па­мять. Они не могут выучить даже небольшое стихотворение, а 13 - 14-летние мальчики не в состоянии своими словами рассказать прочитанное, в арифметических дейст­виях делают грубейшие ошибки. Таким образом, алко­голь гасит лампу разума.

Но он поражает не только нервную систему. Попав в ор­ганизм, он направляется и к другим жизненно важным органам - сердцу, легким, нарушая их нормальную дея­тельность.

Вы помните, ребята, что наше сердце работает, не оста­навливаясь ни на минуту на протяжении всей жизни. Его можно сравнить с работой насоса. Сердце перека­чивает кровь, заставляя ее течь в самые отдаленные уголки нашего организма (показывает на схеме). Мы мо­жем почувствовать его работу, прощупав у себя пульс (предлагает ребятам сделать это). Но чтобы неустанно работать на протяжении всей жизни, сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислоро­да. Алкоголь же, токсически воздействуя на мышцу серд­ца, препятствует усвоению ею этих питательных веществ и кислорода, в результате чего сердце может остано­виться и наступает смерть. Ученые считают, что отравление алкоголем в 18,5 % случаев является причиной смерти. Так что авария может произойти не только из-за снижения скорости реакции нетрезвого водителя, но и от внезап­ной его смерти из-за остановки сердца.

Другим жизненно важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются легкие. Они так же, как и сердце, не останавливаются ни на минуту в течение всей нашей жизни. (Учитель предлагает ребятам сосчитать, сколько вдохов и выдохов они делают за одну минуту.) Вы помните, легкие (показывает на схематичном рисун­ке) отдают во внешнюю среду отработанный, бедный кислородом воздух и забирают (засасьвают) свежий, бо­гатый кислородом воздух, т. е. они, как и сердце, рабо­тают как насос, только воздушный. Алкоголь непосред­ственно повреждает ткань легких, делая ее проницаемой для микробов, которые вызывают различные легочные заболевания. (Учитель показывает это на рисунке, где алкоголь в виде разбойника открывает ворота для микро­бов в ткани легкого.)

Алкоголь вредно действует и на кровь. Вы все, конечно, знаете, что собой представляет кровь. Она красного цвета потому, что в ней содержатся красные кровяные шарики. Они способны соединяться с кислородом воздуха и достав­лять его к каждой клеточке организма. (Рассказ иллю­стрируется рисунками.)

Вспомните, долго ли, если вы укололи палец, течет из него кровь. Недолго, потому что в крови кроме красных кровяных шариков есть еще красные кровяные тельца, которые склеиваются друг с другом и закрывают место укола или пореза, и кровь не вытекает. И наконец, в кро­ви есть белые кровяные тельца, которые борются и уничто­жают микробов, проникших в организм. Алкоголь токсиче­ски, воздействует на все эти элементы крови, снижая их возможности. Белые кровяные тельца уже не могут ус­пешно бороться с микробами, красные - разносить кисло­род и помогать останавливать кровотечение. Нарушается нормальная работа всего организма. Но он начинает бо­роться с алкоголем, стремится как можно скорее обезвре­дить и вывести его вон. И таким органом, который всту­пает в единоборство с алкоголем, является печень (Учи­тель показывает схему либо муляж с изображением пе­чени.) Она обезвреживает алкоголь. Но для этого требует­ся время: час на 1 г алкоголя. Чтобы обезвредить, например, 10 г алкоголя, печени необходимо 10 ч. Не всегда в сражении с алкоголем побеждает печень. Неко­торые ее клетки, пораженные алкоголем, гибнут. А иногда скорость токсического воздействия настолько превосходит скорость обезвреживания печенью, что случается смерть. В особенности это касается детей, у которых этот орган еще не совсем сформирован и легко поддается токси­ческим воздействиям.


Тема. О предрассудках по поводу «полезности» алкогольных напитков.

Цель: убедить школьников в ложности этих предрассудков.

Методические приемы и наглядность.

Класс делится на две команды, выбираются капитаны, и начинается дискус­сия. Одна команда приводит доводы в пользу широко распространенного мнения о пользе алкогольных напит­ков. Другая команда с помощью научных фактов до­казывает ложность и ошибочность подобных утвержде­ний. Учитель направляет дискуссию, следит, чтобы не уга­сал интерес участников, подсказывая идеи, наводя на мысль обе команды. Если же команда, опровергающая предрассудки, не может убедительно доказать ложность того или иного положения, учитель приходит ей на помощь и научно обосновывает неправомочность утверждений. Для этого он сам должен быть компетентен в этих во­просах. Ниже мы приводим наиболее распространенные в обыденной среде предрассудки по поводу «полезности» алкогольных напитков.

Ход занятия.

Ребята! Начался 21 в., идет новый виток научно-технической революции, компьютеры и сложнейшие авто­матические приборы входят в нашу жизнь, но, к сожа­лению, в сознании отдельного человека и населения в целом еще много всевозможных предрассудков, т. е. лож­ных понятий и представлений о тех или иных предметах или явлениях. Например, об алкогольных напитках, об их свойствах, полезности.

Для начала дискуссии учитель использует при­ем незаконченного рассказа, т. е. приводит какой-то жиз­ненный эпизод, а ребят просит продолжить его.

— Представьте себе, что какой-то взрослый человек простыл. У него кашель, насморк, поднялась температура, а на работе срочные дела и болеть никак нельзя. Возвра­щаясь домой, он встречает соседа, которого не раз видел под хмельком, и тот ему советует... «Что он советует?» — спрашивает учитель у команды, доказывающей пользу алкогольных напитков. Как правило, ребята знают не один рецепт лечения простуды с помощью алкоголя. Удобно их все записать на доске с тем, чтобы команда, опровер­гающая эту пользу, по каждому из них дала исчерпываю­щий ответ.

Если она не может привести убедительные аргументы «против», учитель корректно, не умаляя достоинства ребят и не уличая в невежестве, поясняет классу этот вопрос. Примерно так: «Это сложный вопрос, связанный с меха­низмом действия алкоголя, и я вам поясню, в чём тут дело».

Алкоголь не оказывает прямого обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы орга­низма, препятствует в нейтрализации или уничтожении этих микробов. В крови есть специальные клетки — лейкоциты и лимфоциты, которые, окружая болезнетворные микро­бы, растворяют, «пожирают» их. Такой процесс называ­ется фагоцитозом. Если же в крови имеется алкоголь, процесс замедляется или вовсе не происходит.

Таким образом, существующее мнение о том, что алко­гольные напитки помогают лечить простуду, заблуждение.

Обсуждение продолжается. Команда называет другие наиболее распространенные мнения о пользе спиртных напитков, а вторая команда доказывает обратное.

В помощь учителю приводим научные данные по поводу алкогольных предрассудков.

Некоторые люди считают, что алкогольные напитки (вино) улучшают аппетит. Это неверно. Использование вина в этих целях ведет к извращению нормальной деятель­ности желудка и кишечника. Дело в том, что состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется. В нем становится много хлори­стоводородной (соляной) кислоты и мало пепсина, который необходим для пищеварения. Выделяемая кислота обжи­гающе действует на слизистую оболочку желудка, что может вызвать в нем боли, способствует развитию гаст­рита. А регулярное употребление алкогольных напитков с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка и вследствие этого — к ухудшению усвояемости пищи, в особенности витаминов. Таким образом, употребление алкогольных напитков дает прямо противоположные ре­зультаты.

Другие люди с помощью алкоголя пытаются снять уста­лость, повысить настроение. Это не более чем иллюзия, данная веселость — эйфория — нездоровая, ибо она вы­звана расстройством центральной нервной системы. Ал­коголь производит токсическое торможение центральной нервной системы и в первую очередь коры головного мозга, приводя к временному возбуждению более низкие, подкорковые центры.

Таким образом, алкоголь и отдых несовместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, наоборот, работа его затрудняется. Даже после небольшой дозы спиртного на 8 - 20 дней теряется способность к сообрази­тельности, творчеству, интеллектуальному труду. Не слу­чайно знаменитый советский физик Ландау говорил, что рюмка спиртного способна вывести его на месяц из твор­ческого состояния.

Другой академик, Е. К. Сепп, в ответ на вопрос, почему он никогда в жизни не употреблял алкоголя, отвечал: «Потому что с величайшим уважением отношусь к высо­чайшему творению природы — мозгу и не хочу нарушать его деятельность».

Существует мнение о питательности и пользе вин, как ценных пищевых продуктов, содержащих витамины, мине­ральные вещества и т. п., что вино — это дар солнца, солнечный нектар и т. д. Чтобы рассеять это мнение, достаточно сравнить данные о питательной ценности про­дуктов и алкоголя, в особенности пива, так как о его по­лезных свойствах говорят всюду, называя даже жидким хлебом. К примеру, сравним состав одного литра пива и одного литра молока.

В пиве (в граммах) воды - 915, углеводов - 43, азо­тистых веществ - 5, алкоголя (являющегося внутриклеточ­ным ядом) – 37.

В молоке (в граммах) воды - 870, углеводов - 47, бел­ков - 34, жиров - 38, витаминов - А, В, С, Д, Е, РН, РР, минеральных солей - 7; есть также микроэлементы - йод, марганец (мг).

Кроме того, в пиве, так же как и в вине, содержатся в большом количестве другие микроэлементы: кобальт, мышьяк, медь, которые неблагоприятно действуют на сердечную мышцу, т. е. на сердце.

Что же касается вина и водки, то в них концентра­ция алкоголя (внутриклеточного яда) еще выше: в вине - в 3-4 раза, в водке и коньяке - в 10-12 раз.

Бытует мнение, что приступ стенокардии облегчает рюм­ка коньяка или водки, так как якобы алкоголь в малых дозах расширяет сосуды сердца.

Многочисленные исследования давно опровергли и эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширя­ются лишь периферические (находящиеся в коже) крове­носные сосуды. После кратковременного расширения ар­терий наступает их резкое сужение. Общепризнано, что алкоголь учащает сердцебиение, создавая дополнитель­ную нагрузку на сердечную мышцу в тот момент, когда она нуждается в максимально длительных паузах отдыха.

В настоящее время установлено, что алкоголь оказы­вает прямое токсическое воздействие на мышцу сердца. Хроническая алкогольная интоксикация неизменно сопро­вождается поражением мышцы сердца. Этиловый спирт, являясь внутриклеточным ядом, тормозит обменные про­цессы, угнетает образование энергии и таким образом лишает мышцу сердца необходимого энергетического по­тенциала для перекачки крови. Поэтому у лиц, употреб­ляющих или злоупотребляющих алкоголем «слабеет» сердце. Кроме того, к непосредственному повреждаю­щему воздействию алкоголя на сердце подключаются еще и нарушения обмена веществ во всем организме, они неминуемы (в 100 % случаев) при злоупотреблении ал­когольными напитками.

Учеными развенчан также широко распространенный миф о том, что алкоголь укрепляет сосуды. Все как раз наоборот. Обмен веществ между кровью и клетками организма осуществляется через микрососуды - капилля­ры. Кровь, богатая кислородом, питательными веществами через артериолы попадает в капилляры, через капил­ляры кислород и питательные вещества поступают в клетки организма, а углекислый газ и шлаки забираются и через венулы подаются в венозное русло крови. У лиц, зло­употребляющих алкогольными напитками, очень рано по сравнению с непьющими наступают болезненные изме­нения именно на уровне микрососудов - повышается про­ницаемость и ломкость артериол, капилляров и венул, нарушается их тонус, появляется извитость. В результа­те кровь из артерии непосредственно поступает в венулы, минуя капилляры. Таким образом формируется «непитающий» кровоток. Кроме того, внутри сосудов выявляется слипание красных кровяных телец (эритроцитов). Образно говоря, внутри сосудов образуются как бы мелкие про-бочки, что существенно замедляет кровоток. Выраженные расстройства микроциркуляции нарушают доставку кисло­рода и питательных веществ к клеткам и как следствие этого приводят к их гибели, т. е. наступают так называемые дегенерационные процессы в различных органах и тканях организма.

И в заключение прокомментируем еще один очень жи­вучий предрассудок о том, что вина марки «Кагор» улучша­ют кровь, помогают в лечении малокровия. Вначале о том, что такое малокровие, или анемия. Красные тельца крови — эритроциты — переносят кислород. Если в орга­низме возникает недостаток этих телец из-за кровопотери или они болезненно изменены и не могут в нужном объеме переносить кислород, то такое состояние называ­ется малокровие, или анемия. Алкоголь, входящий в спирт­ные напитки, не только не способствует «выздоровле­нию» эритроцитов или увеличению их числа, а тормозит эти процессы, так как он затрудняет усвоение костным мозгом (место, где образуются в организме красные кровяные тельца) железа, необходимого для построения эритроцитов. Кроме того, алкоголь ухудшает всасывание в кишечнике витамина В6/ который также необходим для формирования полноценных эритроцитов, а в тонком ки­шечнике - фолиевой кислоты, отчего нарушается процесс созревания в костном мозге эритроцитов. Как результат этого, в крови появляются незрелые эритроциты, которые быстро разрушаются, что приводит к тяжелой форме анемии.

Как видим, алкоголь никоим образом не способствует улучшению крови, а наоборот, вызывает тяжелые формы анемии.


Ролевые игры проводятся как с диагностической, так и с профилактической целью. Они представляют собой моделирование ситуаций, в которых ребятам или предлагают попробовать наркотическое, токсическое вещество или рассказывают о нем, убеждая в его безвредности. Участникам игры предоставляется возможность самостоятельно определить линию своего поведения. Разыгрываемые сцены наблюдают, обсуждают и оценивают другие учащиеся. В результате всё, связанное с игрой, хорошо запоминается.

Вот один из сюжетов ролевой игры. Приглашаются двое мальчиков и две девочки. Учитель поясняет им начало сюжета: «Представьте себе, что две девушки отправились в многодневный групповой туристский поход. Здесь девушки знакомятся с двумя молодыми людьми, прекрасный отдых, речка, лес, костер. Как-то за ужином ребята предлагают им попробовать вина. Девушки сначала пытаются отказаться, потом пробуют. Им очень жаль портить отношения с такими симпатичными молодыми людьми. На другой день ребята предлагают попробовать наркотик. Ребята очень понравились девушкам. Но наркотик - это страшно! Что же делать?»

Игра завершается обсуждением, цель которого - выработка определенного мнения относительно употребления наркотиков.


Некоторые вопро­сы, волнующие учащихся.

Вопрос. Большая ли нужна сила воли, чтобы само­стоятельно прекратить употребление наркотиков?

Ответ. Краснодарский нарколог Карина Саакян по­пытку самостоятельно прекратить прием наркотиков считает равносильной попытке выпрыгнуть на полном ходу из курьерского поезда.

Вопрос. Не сгущаете лы вы краски о вредности наркотиков? Известно, что лекарства-наркотики дают тяжелым больным, чтобы облегчить их страдания, что­бы они не чувствовали боли. И эти больные, выздоро­вев, почему-то не становятся наркоманами.

Ответ. Да, но при врачебном применении дозы наркотика не превышают определенного предела. К тому же наркотические препараты чередуются с дру­гими обезболивающими средствами, поэтому орга­низм к ним не привыкает.

Вопрос. Почему после первых употреблений спирт­ного человек еще не становится алкоголиком, а после первого укола его уже называют наркоманом?

Ответ. У алкоголя и наркотиков различный меха­низм действия. Наркотик предельно легко и быстро включается в обмен веществ, как и желудочный сок, к примеру. Нет очередной дозы — нарушен обмен. На­чинаются физические страдания. Вот почему уже пер­вый прием наркотика зачастую оказывается роковым и безвозвратным. Стоит ли рисковать здоровьем, судь­бой, жизнью?

Вопрос. Если кто-то начал употреблять наркотики, но хочет избавиться от дурной привычки, а силы воли недостаточно, стоит ли обращаться к врачу?

Ответ. Этому человеку надо как можно скорее пойти к врачу. Все равно он попадет к нему, только в более тяжелом состоянии.

Вопрос. Мы знаем, что закон жесток к распростра­нителям наркотиков, для них предусмотрены различ­ные наказания, вплоть до десяти лет лишения свобо­ды. А как наказывать человека за хранение наркотиков, если, скажем, он не знал, что хранит?

Ответ. Нужно знать. Общеизвестно: незнание за­кона не освобождает от ответственности.


Разыграть такую ситуацию: «Ты в гостях у друга. Он показывает тебе банки пива в холодильнике и говорит: «Давай по глотку!». Вы дома одни, родителей нет. Как вы бы поступили?».

Подумать над возможными положительными и отрицательными последствиями, обосновать своё решение.

Похожие:

Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconКомпьютер друг или враг?
В прошлом году мне купили компьютер и стали возникать вопросы: что будет с людьми, которые целый день сидят за компьютером? Как компьютер...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconВлияние алкоголя на организм человека (краткий конспект)
В школьном возрасте люди правильно понимают проблему алкоголизма. Но во взрослой жизни проблема злоупотребления спиртными напитками...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconПлан I. Введение 3 >II. Анализ информации по проблеме 5 Влияние курения на растущий организм 5
В 2002 году вышел указ президента о запрещении курения в общественных местах. Действительно ли курение приняло такие опасные для...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка icon«Одноатомные спирты и их влияние на организм человека». Сегодня на уроке мы познакомимся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотрим влияние этилового спирта на организм человека
Цель: познакомить учащихся с предельными одноатомными спиртами, физическими и химическими свойствами; рассмотреть влияние этилового...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconЗадачи: дать начальные знания о вреде табака, алкоголя, наркотиков; показать пагубное влияние вредных привычек на детский организм; приобщать учащихся к спорту, к закаливанию, к соблюдению режима дня
Привычка – вторая натура. В народе говорят: «Посеешь привычку – пожнешь характер». Надо очень постараться, чтобы дурные привычки...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconКлассный час «Курение. Влияние на организм человека»
Цель: Познакомить детей с вредным влиянием курения на здоровье человека; сформировать представление об отрицательном влиянии курения...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconАртериальная гипертония: влияние метеорологических, геогелиофизических факторов и алкоголя на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в г. Астрахани
...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconСтили детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconТема: Содержание витамина с в соке и овощах
Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций. Иммунная...
Тема. Влияние алкоголя на растущий организм ребёнка iconДиск №1 Алкогольный и наркотический террор против России. (фильм-dvd)
В фильме рассказывается действие алкоголя на организм человека с биологической точки зрения. А также и воздействие на социальный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница