Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе)




Скачать 17,69 Kb.
НазваниеПушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе)
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер17,69 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина


Образ Ярославны в лирике брянских поэтов

(Исследовательский реферат по литературе)


Выполнила: Огурцова Евгения, ученица

11 академического класса №1


Руководитель - Пузанова Н.А.


Брянск

2013 уч. г


Структура работы:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Образ Ярославны в стихотворении С. К. Баренца "Ярославна" . . . . .7

Глава 2. Образ Ярославны в стихотворении "Когда в жизнь женщины приходят испытанья..." . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Глава 3. Образ Ярославны в переводе "Плача Ярославны" Н.А. Асташова . .10

Глава 4. Образ Ярославны в произведении Н.И. Рыленкова . . . . . . . . . . . . . .12

Глава 5. Образ русской княгини в творчестве В.Д. Динабургского . . . . . . 14

Глава 6. Образ Ярославны в лирике А.Л. Буряченко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Приложения


Введение

Летят века, приходят и уходят поколения, человека испытывают на верность отчизне войны. На крутых виражах истории нам есть на кого оглянуться, есть на кого равняться. Через века слышим мы голоса предков, нравственная мощь которых до сих пор остаётся образцом силы. "Слову о полку Игореве" в истории русской литературы и искусства отводится особое место. В этом произведении запечатлено наше героическое прошлое. И у брянцев особые отношения с этим памятником.

Целью данной научно-исследовательской работы является изучение того, каковы место и роль образа Ярославны в творчестве брянских поэтов, какого его символическое значение. Задачи исследования:

  1. Изучить лирику поэтов Брянщины, отражающую интерес авторов к истории родного края.

  2. Проследить, как используется образ Ярославны ("Слово о полку Игореве...") в творчестве брянских поэтов.

  3. Изучить и проанализировать стихотворения по исследуемой теме.

  4. Обобщить полученные результаты в серии листовок "Брянские поэты о Ярославне" (см. приложение)

Новизна представленной работы заключается в том, что образ Ярославны в лирике брянских поэтов не исследовался. Существуют лишь исследования на тему "Образ Ярославны в творчестве русских поэтов". В ходе своей работы я убедилась, что поэзия брянской земли не менее богата образами "Слова...", чем вся русская литература.

Краеведение - важное и увлекательное занятие. Оно возникает исключительно от желания узнать больше о своей малой Родине. Познакомившись на уроках литературы со "Словом о полку Игореве", я заинтересовалась, как связан этот древний памятник с Брянщиной. Чуть позже состоялась поездка в Трубчевск к памятнику Бояна - "Соловья старого времени". Как оказалось, автору этой замечательной бронзовой скульптуры, А.И. Кобылинцу, принадлежит также известный памятник Ф.И. Тютчеву в селе Овстуг. К имени древнерусского певца сказителя, первого поэта Руси, не раз обращается создатель "Слова о полку Игореве". Но это не единственная связь брянской земли с древнерусской поэмой. В "Слове..." воспевается трубчевский князь Всеволод, родной брат князя Игоря, отличавшийся и большой физической силой, и чувством любви к отеческой земле. За храбрость и мужество безвестный автор называет Всеволода Буй туром.

Поэты, уроженцы брянщины, не могли остаться равнодушными к столь богатому историческому наследию своей малой Родины. В их творчестве картины былых времен, воспоминания о ратных подвигах, о великом мужестве защитников Отечества, их благородстве и любви к природе родного края, об их мудрости и душевной красоте говорят читателям о бессмертии "Слова о полку Игореве".

В своей заметке "Вечное живое слово", написанной по поводу 750-летия памятника, брянский поэт и литературовед Георгий Исаевич Стафеев пишет: "В русской...классической литературе "Слово" живёт новой, второй жизнью, словно на старом пепелище молодой костер, разложенный сотнями мудрых факельщиков - носителей света и разума".

Многие выдающиеся поэты, "факельщики", переводили "Слово о полку Игореве". У каждого из них было своё видение событий далекого времени в истории нашей Родины. Славили героизм предков, сознание личной ответственности русских князей за судьбу Отечества. Но при этом неизменной была нежность и безграничный восторг перед Ярославной, образ которой обладал удивительно притягательной силой.

Ярославна - реальное историческое лицо, жена князя Игоря Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла. Княгиня в тексте именуется по отчеству, считается, что имя её - Ефросинья.

Образ тоскующей по мужу Ярославны - одно из ярчайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова». В княгине воплотился идеал женщины Древней Руси. Ярославна - это прообраз многих русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Ярославна несет мир и любовь. В образе княгини преобладает народное начало. Недаром, брянский поэт В. Д. Динабургский характеризуя плач Ярославны, назовет его "всенародным".

Плач - это особый фольклорный жанр и важнейший элемент поэтического строя "Слова...". Княгиня, проливающая горькие слезы на стене Путивля, заклинает силы природы. В обращении к ветру («О ветер, ветрило!»), Днепру («О Днепр Словутич!») и солнцу («Светлое и трижды светлое солнце!») звучит и упрек («Зачем, господин, моё веселье по ковылю ты развеял?»), и призыв о помощи («Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я к нему слёз на море рано»). Природные стихии, словно отзываясь на мольбы княгини, начинают помогать Игорю в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Ярославны, жалобы её напоминают крик кукушки. Голос тоскующей женщины словно летит над замлей.

«Плач Ярославны» – самая яркая и эмоциональная часть «Слова о полку Игореве» – так считал Пушкин, утверждавший, что все русские поэты восемнадцатого века «не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны».

Образ скорбящей женщины постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня становится героиней ряда произведений, а ее Плач - постоянным источником разноплановых реминисценций.

Сразу же после опубликования «Слова» к этому образу стали обращаться поэты (М.М.Херасков, Ф.Н.Глинка). Возник ряд поэтических переводов Плача на русский язык (В.А. Жуковский, А.Н. Майков, Н.А. Заболоцкий). Особенно дорожили образом Ярославны поэты XIX - XX веков, среди них К. Случевский, В.Я. Брюсов, М.И. Цветаева, О.Ф. Берггольц, П.Г. Антокольский и другие.

Горе Ярославны красочно описывают все поэты. Она "причитает", "простирает руки" (Н.А.Асташов), она "вздыхает", "облегчает душу слезами" (Н.И. Рыленков), ее плач "вековечный, безысходный" (В.Д. Динабургский), её молитва "горька" (Буряченко), звучный голос напоминает стон горлицы или одинокой лесной кукушки. Она плачет о раненом муже-господине, оказавшемся в плену, о его воинах, которые в далекой степи полегли за землю Русскую.

Плач Ярославны нашел отражение и в драматургии. Его использовали в своих трагедиях Г.Р. Державин («Евпраксия», 1808) и Д.В. Аверкиев. Самое знаменитое воплощение образа княгини - в опере А.Б. Бородина «Князь Игорь» (1869-1887). А Б.И. Тищенко создал балет «Ярославна» (1974).

Ярославну запечатлели в своих работах графики, живописцы, иллюстраторы В.Г. Перов, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, Н.К. Рерих, И. Голиков, И.С. Глазунов, К. Васильев, Н.Р. Шарлемань, К. Вейерман, Д.С. Моор, В.И. Семёнов и многие другие.

Образ женщины, тоскующей по мужу, не может оставить равнодушным. Он трогает душу читателя, каждого чем-то своим - красотой, верностью, пылкостью любви к своей земле… Возможно, именно поэтому образ Ярославны много раз был воспет и переосмыслен и в произведениях брянских поэтов С.К. Баренца, Н.А. Асташова, Н.И. Рыленкова, В.Д. Динабургского, Г. Зайцева, А.Л. Буряченко и других.

Как и с какой целью поэты-брянцы использовали в своем творчестве образ русской княгини? В произведениях какой тематики встречается интересующий нас образ? Какую цель ставили перед собой, обращаясь к образу Ярославны? Данное ислледование направлено на поиск ответов на заданные вопросы.


Характер и структура реферата

Работа научно-исследовательская; состоит из введения, шести глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Методы исследования:

  1. Анализ поэтических текстов и систематизация полученных результатов. В каждой главе рассматривается лирическое произведение и определяется роль и место образа Ярославны в творчестве каждого из названных авторов.

  2. Обобщение результатов исследования.


Глава 1. Образ Ярославны в стихотворении С.К. Баренца "Ярославна"


Обратимся к творчеству Сергея Баренца. Одно из его стихотворения называется "Ярославна" (см. приложение).

Это стихотворение вошло в шестой поэтический сборник "Расстояния", опубликованный в издательстве Министерства обороны. Произведение это как отклик на "Плач Ярославны". Поэт обращается к проблеме, поднятой неизвестным летословцем. Одинокая женщина горюет о своем любимом муже, попавшем в плен на поле брани, но в то же время поднимается над своим личным несчастьем и тоскует по "солдатским матерям и вдовам", по их сыновьям и мужьям. Это способность женщины открыться душой чужому горю, сострадать ближнему, как ни странно, помогает ей пережить все невзгоды жизни.

Стихотворение условно можно разделить на две части. Сначала поэт говорит о страданиях Ярославны:

Грустно ей в пустых светлицах дома,

Гложет сердце горькая тоска,-

Муж её любимый возле Дона

Пленником у хана Кончака...

Душевные терзания не покидают измученную женщину. Она бродит "по светлицам дома", поднимается на высокую крепостную стену, где" с красным солнцем делится печалью", но не может избавиться от мыслей о горькой судьбе мужа:

Неужель разбойничьего хана

Не сумеет Игорь обмануть?

Что видит она вокруг себя? Безутешное горе. Ещё одна душа страдает - это душа народа. Она едина, ибо люди мыслят об одном: скорее бы кончилась война. Матери и жены ждут своих мужчин живыми и здоровыми, да и русские богатыри устали от кровопролитий и наверняка соскучились по своим семьям. Народное горе от поражения в войне, от многочисленных смертей и потерь не может оказаться в стороне, оно тревожит сердце Ярославны:

И о них тоскует Ярославна

И глядит из предвечерней мглы,

Как привольно над полями славы

Кружатся могучие орлы.

Наверное, смотря на "могучих орлов", Ярославна сравнивает храбрых мужчин, защитников отечества, с вольными птицами, кружащими над "полями славы". Может быть, ждет их смерть, но в одном нет сомнений: подвиг во имя родины принесет им великую славу, и будет жить она вечно.

Баренц восхищается Ярославной, её мужеством, терпением, мудростью. Ярославна вышла замуж за Игоря незадолго до его похода. Ее горе особенно глубоко еще и потому, что после отъезда мужа она осталась одна в чужой для нее обстановке; это заставляет ее чувствовать себя особенно одинокой:

Плачет безутешно Ярославна

На высокой крепостной стене:

Затерялся муж её державный

В дальней половецкой стороне...

Поэт несколько раз повторяет в стихотворении, что Игорь - любимый муж, а Ярославна - любимая жена. Это важно подчеркнуть: трепетное чувство между супругами в разлуке только усиливается. Кажется, Ярославна могла бы ждать Игоря целую вечность:

Горизонт затянут желтой пылью,

По степи опять прошла война...

Но, как прежде, на стене Путивля

Князя ждет любимая жена.

Характерно, что автор и рисует княгиню одну в "пустых светлицах", без окружающих ее боярынь или служанок. На плечи хрупкой женщины легла большая ответственность: она жена князя, а значит, на неё устремлены взгляды людей, должна она быть сильной, чтобы поддерживать дух народный. Но Ярославна прежде всего представительница прекрасного пола, нежная, любящая, чувствительная, беззащитная. Для поэта она стала символом высокой любви и верности, светлым образом идеальной женщины.

Глава 2. Образ Ярославны в стихотворении "Когда в жизнь женщины приходят испытанья..."


Почти ту же мысль высказывает в своем стихотворении "Ярославна" и другой автор, который создаёт простую формулу женского счастья:

Когда в жизнь женщины приходят испытанья,

Протянет руку и поддержит Ярославна,

Она напомнит всем, читавшим "Слово",

Что жизнь жены и матери сурова,

Но что в любой беде помогут вновь и вновь

Надежда, Вера и Любовь.

Это особый взгляд на образ Ярославны. Теперь она помощница всем женщинам последующих поколений. Она будто спускается со страниц книги к тем, кто нуждается в её совете. Вспомнишь, посмотришь, и уже солнце ярче светит, и "вера окрыляет", в дом возвращается счастье, даже ветер в "дни ненастья приласкает".

Плач Ярославны. Во все времена слышится он:

Плач Ярославны - страстная мольба,

Из века близкая нам женская судьба.

Стихотворение по тому оптимистично и жизнеутверждающе. Да, жизнь женщины тяжела и горька, но во всем нужно искать светлый стороны. Лейтмотивом произведения звучат строки: "В любой беде помогут вновь и вновь Надежда, Вера и Любовь".

Удивительно, насколько актуален образ Ярославны и в наши дни. Как бы ни изменялись представления об идеале женщины, её прародительницей является прекрасная во всех смыслах Ефросинья. Ярославна живет свыше и за пределами своего исторического времени, она оживает в каждой влюбленной женщине...


Глава 3. Образ Ярославны в переводе "Плача Ярославны"

Н.А. Асташова


В 1985 году газетой "Неделя" проводился Всесоюзный конкурс, посвященный 800-летию "Слова о полку Игореве", на лучший перевод "Плача Ярославны". Звания лауреата конкурса был удостоен Николай Алексеевич Асташов (1953 - 1999 гг.), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания факультета начальных классов Брянского государственного педагогического института имени академика И.Г. Петровского (см. приложение).

Автор четко и очень поэтично переводит напевные строки. Язык его понятен современному читателю, но в то же время связь с эпохой, создавшей оригинал "Слова..", не потеряна. Знакомясь с переводом, мы опускаемся в атмосферу XII века благодаря использованным автором устаревшим словам ("лада", "вражьи","лик", "светило").

Ярославна - "неизвестная птица". Плач Ярославны трудно сравнить с криком какой-либо определенной птицы, он ни на что не похож, это особый звук, вырывающийся из самой человеческой души, чуждый окружающей природе:

Глас утраты - с чем ему сравниться!

Он бедою бед тяжел - велик.

Ярославна раненною птицей

Бьется устремляя к солнцу лик.

Не смогут крики женщины долететь до любимого, как бы сердце её ни разрывалось, все мольбы тщетны:

Отчего Дунай сегодня черен? -

Неизвестной птицей поутру

Плачет Ярославна! Обреченно

Стынет плач на ледяном ветру.

Горечь вдовьей доли "извечна", и плач женщины "плывет, как дым", не рассеивается.

Ярославна изображена беззащитной, хрупкой и очень несчастной. Она бы все сделала ради любимого, пожалуй, и полетела бы. Она бьется, мечется, "простирает руки" к небу, пытается взлететь, но беспощадно нанесенная рана не позволяет ей оторваться от земли. К личному горю Ярославны примешивается еще и общественное:

Боль за всех мужей, что полегли

За родное русское раздолье.

За свободу матери - земли.

Ярославна близка к природе. Со своими мольбами она обращается к ветру, "Днепру Словутичу" и "светлому-пресветлому светилу"(эти обращения взяты из оригинального текста). Но ответа на просьбу нет: "обреченно стынет плач на ледяном ветру". В голосе Ярославны звучит упрек беспощадной судьбе Игоря и его дружины, природе. Она винит в беде ветер:

Почему ж несешь ты вражьи стрелы

Лишь на войско лады моего?

Молит "великого без меры" Днепра. Но более всего она обижена на солнце:

Почему ж жарой испепелило

Ты дружину лада моего?

Отчего в безводном поле брани

Жаждой луки развязало им?

Не находя ответа, Ярославна снова и снова повторяет попытки, она не теряет надежду:

...день и ночь с забрала

Не уходит - рано слышен глас...

Стихотворение звучит как заунывная песня, такого эффекта добился автор с помощью перекрестной рифмы и отсутствия деления на строфы. Произведение читается на одном дыхании.


  1   2   3

Похожие:

Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconУрок по литературе в 8 классе «Тема узничества в лирике М. Ю. Лермонтова» Подготовил учитель русского языка и литературы Горин М. Н
Лирический герой – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору, но не тождественен ему. Лирический герой...
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconРоссийской Федерации Общеобразовательное учреждение Урывская муниципальная средняя общеобразовательная школа Образ-символ волк в лирике М. И. Цветаевой
Введение. Цель исследовательской работы по теме "Образ-символ волк в лирике М. И. Цветаевой"
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconКонспект урока по литературе в 7 классе тема: «Образ повествователя в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
А теперь поменяйтесь тестами с товарищем по парте и проверьте правильность ответов. За каждый правильный ответ-1 балл
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconТема «дружества» в лирике А. С. Пушкина
Он был счастлив в дружбе, «лицейское братство» вошло в легенды, стало образцом. С течением времени отношение Пушкина к дружбе менялись,...
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconПоэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова
Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,...
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconИсследовательская работа по литературе. Н. Н. Гончарова – жена и муза А. С. Пушкина
«Чистейшей прелести чистейший образец»(стихотворения А. С. Пушкина, посвященные жене)
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconОбраз «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Тема урока: образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) icon«медный всадник» А. С. Пушкина: концептуально-поэтическая инвариантность в русской литературе ХХ века (1917
Типология стихии в «Медном всаднике». Авторская интерпретация мифа о потопе. О катастрофическом художественном сознании Пушкина
Пушкина Образ Ярославны в лирике брянских поэтов (Исследовательский реферат по литературе) iconРеферат Бащенко Руслана, учащаяся 8 «а» класса, воспитанница кружка «Здоровый образ жизни»
Реферат «Никотин – друг или враг?» посвящен самому распространенному в мире виду эпидемии, охватившей все слои населения. В связи...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница