Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература»




НазваниеДипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература»
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер25,8 Kb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально – педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)


Факультет филологический


Кафедра педагогики


Формирование познавательного интереса у подростков

средствами активных методов обучения


Дипломная работа

по специальности 050301 «Русский язык и литература»


«Допущена к защите» Исполнитель:

Скотникова Светлана Серафимовна

Протокол №________ от_____________ (группа ФЛ–ЛБZ–63) __________________


Заведующий кафедрой: Научный руководитель:

Н.К. Сергеев, Сергеева Е.В.,

д-р пед. наук, проф. кандидат пед. наук, доцент

_______________________________ _________________________


Регистрационный номер:________


Волгоград

2013

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………. …3 – 8

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения.

1.1. Сущностная характеристика познавательного интереса у подрост-

ков……………………………………………………………………………...9 – 24

1.2. Сущностная характеристика активных методов обучения, как средства


формирования познавательного интереса у подростков…………………. 25– 31


Выводы по первой главе.................................................................................31 – 32


Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения.

2.1. Методика формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения ………………………............... .33 –42

2.2. Диагностика познавательного интереса подростков………………….42 – 48

2.3. Опыт работы в МОУ СОШ №62 г. Волгограда Красноармейского района…………………………………………………………………………48 – 66

Выводы по второй главе................................................................................. 66 – 69

Заключение......................................................................................................70 –74

Список используемой литературы………………………………………………75 –


Введение

В современном образовании одним из ведущих является принцип целостности, направленный на развитие и воспитание духовной, с активной жизненной позицией, творческой личности, способной, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их для решения жизненных проблем. Чтобы развить данные способности, надо выработать у подростка высшие человеческие потребности, стимулирующее его нравственные идеалы, деятельность для других, стремление к творчеству, к позитивной деятельности.

Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте школы важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и другое.

Жизнь показала несостоятельность подхода, при котором принцип воспитывающего обучения понимался весьма упрощенно: ребенок обучается, значит, он воспитывается. Методы современной педагогики открывают для ребенка не только богатство человеческих знаний, но и отношений, чувств. Важным условием полноценного развития личности является приобщение к культурным ценностям человечества, познанию мира и своего места в этом мире. В то же время социальный заказ общества на современном – этапе развития ориентирует образование школьников на развитие творческой личности, умеющей определить себя в новой экономической и социально – политической системе.

Поэтому проблема интереса в обучении стояла и стоит по сей день?

Одним из важнейших условий этого является осознание учеником своего интереса к учению, к приобретению нового знания, к освоению новых способов деятельности. Проблема развития интереса к знаниям обостряется в подростковом возрасте, когда интерес к учебной деятельности в той или иной степени вытесняется другими интересами и мотивами.

Специальные исследования свидетельствуют, что проблема развития познавательного интереса в условиях современной школы приобрела особую актуальность, поскольку, как свидетельствуют данные многочисленных исследований, низкий уровень познавательного интереса, отрицательное отношение к учению является основной причиной неуспеваемости обучающихся. Именно потому столь актуальны в настоящее время проблемы отбора средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса обучающихся, разработка новых методов, стимулирующих развитие познавательной активности.

Проблема формирования и развития познавательного интереса у подростков является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Теоретический анализ феномена познавательного интереса, представленный в трудах ведущих педагогов Ю.К. Бабанского, А.С.Белкина, Н.В.Бордовской, А.А.Реана, В.В.Буткевич, В.И. Гинецинского, Л.В. Занкова, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернера, Р.С. Пионовой, И.Ф. Харламова, И.И. Цыркуна и психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Т. Ерчака, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.А. Якунина определил направления дальнейшего научного поиска в условиях современной школы. Исследованием педагогических проблем формирования познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев,А.К. Маркова, М.В. Матюхина, М.П. Осипова.

При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [1;183-184].

На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследования акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности.

Анализ современного состояния педагогической теории и практики позволил выделить противоречие между: необходимостью повышения качества знаний обучающихся по литературе,что отмечено в Государственном образовательном стандарте второго поколения по учебному предмету «Литература», и низкой эффективностью в применении активных методов и форм обучения на уроках литературы в школе, несмотря на то, что в современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), значительно облегчающие труд учителя и делающие информацию более доступной.

Это противоречие способствуют совершенствованию обучения, его приспособлению к изменяющимся требованиям общества.

Необходимость разрешения указанного противоречия обусловила постановку проблемы исследования: каковы теоретические и методические аспекты изучения познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения в современной образовательной школе?

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования:

«Формирование познавательного интереса у подростков средствами

активных методов обучения».

Объект исследования – учебно – воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования – процесс формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения.

Цель исследования – теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка методики формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения (на материале уроков литературы).

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование познавательного интереса у подростков на уроках литературы средствами активных методов обучения будет эффективной, если:

1) рассматривать формирование познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения в школе как процесс по выявлению уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков на всех этапах обучения по дисциплине «Литература»;

2) формирование познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения обеспечивает в более широкой системе – образовательном процессе в школе – реализацию мотивационной, рефлексивной, диагностической, информационной, развивающей и воспитательной функций при системообразующей роли мотивационной функции;

3) будет разработана методика формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения в школе,обеспечивающая отслеживание процесса формирования знаний, умений и навыков на всех этапах обучения по дисциплине «Литература»;

4) при формировании познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения учащихся на уроках литературы в школе будет обеспечено выполнение следующих условий: ориентация на потребности учащихся, готовность учащихся и учителя к применению активных средств обучения, обеспечение систематической обратной связи.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой предполагается решение следующих задач:

1) уточнить сущностную характеристику познавательного интереса у подростков;

2) рассмотреть сущностную характеристику активных методов обучения;

3) обосновать систему активных средств обучения по формированию познавательного интереса у подростков;

4) определить средства диагностики познавательного интереса подростков;

5) экспериментально проверить разработанную систему активных средств обучения по формированию познавательного интереса у подростков.

Активные методы обучения будут формировать познавательный интерес у подростков более эффективно, если: для решения поставленных задач и проверки выдвинутых положений нами была использована совокупность общенаучных и педагогических методов:

1. Теоретические: изучение, анализ психолого – педагогической и дидактической литературы, методы теоретического обобщения, системного анализа педагогических явлений.

2. Эмпирические: опросно – диагностические методы (анкетирование, опрос, тестирование, интервьюирование беседа), прямое и косвенное наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Данные методы позволили выявить современное состояние проблемы, оценить эффективность условий и фактов, способствующих развитию познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения.

Теоретико – методологическую базу исследования составили:

  • фундаментальные положения философского учения о возрастной

обусловленности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович);

  • теория проблемного образования (Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин,

З.И.Калмыкова В. В.Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин);

  • теория личностно – ориентированного обучения (В.В, Давыдов, В. П.

Зинченко, А. В. Петровский);

  • основы диагностики качества образования (В.С. Аванесов, Л.Н. Давы-

дова, Е.А. Михайлычев, М.Б. Челышкова и др.), послужившие важным методологическим ориентиром при выявлении роли познавательного интереса на уроках литературы в современной образовательной школе, а также при разработке его методики и обосновании условий реализации.

Теоретическая значимость: выявлена сущность познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения.

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по формированию познавательного интереса учащихся средствами активных методов обучения на материале уроков литературы и экспериментально проведены.

База исследования: МОУ СОШ №62 Красноармейского района

г.Волгограда.

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения

1.1. Сущностная характеристика познавательного интереса у подростков

Одной из основных целей образования в современной педагогической парадигме принято считать всестороннее развитие личности с целью полноценной подготовки индивидуума к жизни и творческой деятельности в современном обществе. Как один из важнейших факторов становления личности современности педагогика рассматривает познавательную активность ученика.

Познавательная потребность, познавательная деятельность, познавательная активность, познавательный интерес – эти понятия взаимосвязаны и дополняют друг друга,образуя целостное представление о побудительных силах учения. Лидером этой группы понятий является философская категория – познание, которая определяет общественно – исторический процесс создания информационной базы личности, на основе которой возникают цели и мотивы деятельности.

Познавая, человек не просто получает сигнал о свойствах объекта, но и чувственный образ (восприятие) в логических операциях мышления преобразует в представление – информационный образ, отношение к которому определяется с позиций собственного жизненного опыта. Информационный образ отображается вербально или в определенной знаково – символьной форме. На основе правил, выбранных интеллектуальным опытом человечества, проводится его интерпретация – сознанием отбираются наиболее характерные признаки множества представлений, и формируется обобщенный, абстрагированный образ – понятие, которое включается в общую систему миропонимания, систему культурных ценностей человека. Процесс формирования понятий представляется как «присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета»[55,43]. Этот процесс реализуется в общении людей,во взаимодействии их культур.Сопоставление, систематизация, выяв- ление отношений между понятиями,определение их значения и смысла порождает знание, освоение операций, как с реальными, так и их мысленными образами включение их в деятельностную сферу создает умение, автоматизация операций, свертывание их в обобщенные структуры, т.е. навык.

Таким образом, познание – это процесс получения, преобразования, осознания и оценки информации человеком, закрепления ее в его социально – речевой и других видах деятельности, оценка с позиций собственной системы ценностей и смыслов. В результате познания информация становится значимой, включается в духовную сферу личности.

«Смертный грех учителя – быть скучным» (Гербарт). Это высказывание часто и определяет понимание учителем место познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках. Влияние мастерства учителя на познавательный интерес учащихся – неоспоримый факт, подтверждаемый всей многовековой историей школы (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев),современными исследованиями (Ф.Н.Гоноболин, А.В.Кузьмина) и повседневной практикой учителей.

Познание осуществляется согласно В.А.Жукову [20, 234]:

  • в пространстве «вечных смыслов», в котором человек воспринимается

как неповторимое, самобытное творение, самоценность – отсюда интерес к другому человеку как личности;

  • в пространстве культуры, в котором другой человек рассматривается

как партнер по созданию духовных ценностей – отсюда интерес к системе интеллектуальных ценностей личностей и общества в целом;

  • в социальном пространстве, где другой человек рассматривается как

носитель социальной роли – отсюда интерес к общественной деятельности;

  • в ситуативном пространстве, в котором другой человек рассматривает-

ся как средство достижения собственных целей – отсюда интерес к взаимоотношениям с другим в конкретных ситуациях.

С позиций философской теории отражения, выделяющей три типа отражения: чувственное, логическое и прагматическое [11,56], познавательный интерес – это активные действия личности, направленные на получение прагматической информации, активная избирательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности,связанное с положительным эмоционально – окрашенным отношением к познанию объекта,к включению его в сферу деятельности.

В данной работе мы хотели бы раскрыть понятие познавательного интереса. Под познавательным интересом понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий сделать ему процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

Познавательный интерес - явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда знаний» – всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

Познавательный интерес как категория педагогики – это то, что делает ученика субъектом образовательного процесса,побуждает его нравственную сферу,помогает понять и принять цели, поставленные учителем в учебно–воспитательном процессе, это мотив деятельности ученика, цель и результат обучения [32,67].

Л.С.Выготский считал интерес воздействием «на интегральные качества личности; мировоззрение, убеждение, отношение к труду, на свободу личности в выборе цели и средств деятельности» [13].Важнейшим детерминантом деятельности ученика считал А.Н.Леонтьев [37,56] звено «цель – мотив», определяющее отношение к учению, ценность учебного предмета, интерес к нему ученика.

Проблему развития познавательного интереса с позиций современной педагогики рассматривали: А.С.Айзенкович, Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, В.В.Бондаревский, А.Г.Здравомыслов, В.Г.Иванов, В.С.Ильин, И.Я.Ланина,Н.Г.Морозова, В.М.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Ф.К.Савина.

В.С.Ильин [26], Ф.К.Савина [55;13], рассматривая познавательный интерес как интегративное качество личности, указывали на его продуктивные свойства: социальную и личностную обусловленность, предметную направленность, полифункциональность, осознанность, динамичность, избирательность, эмоциональную окрашенность, наличие волевого напряжения, уровневый характер.

Ф.К.Савина подчеркивала необходимость рассматривать все компоненты интереса, все его функции как целостность, так чтобы «формирование познавательных интересов не потеряло значимости, исключительности, специфичности» [55]. Она указывала на необходимость интеграции признаков, механизмов, средств развития интереса и обращает внимание на субъективный аспект интереса,считая, что, будучи интегральной характеристикой,познавательный интерес отражает в своей сущности движение мотивов на основе накопления субъективного опыта, обращение в познавательной деятельности к своему «Я».

Б.А.Грушин, В.В.Зайцев связывают интерес со свободой, полагая, что интерес у ребенка может вырасти лишь на основе свободного выбора. Особое внимание Б.А.Грушин [14] уделяет проблеме истинной свободы и свободы мнимой, когда у индивида создается только иллюзия свободы. Это происходит, на его взгляд, в тех случаях, когда реализуемые в деятельности интересы диктуются не внутренней природой человеческого «Я», не стремлением этого «Я» раскрыть свои подлинные сущностные силы, а разного рода внешними обстоятельствами, носящими ситуационный, текущий характер.

В определении Ф.К.Савиной [61;7] «познавательный интерес – особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». Познавательный интерес проявляется и как отношение к окружающей действительности,и как избирательность в поиске информации, и как направленность деятельности, и как эмоционально – познавательное отношение к миру, и как психологическая потребность личности.

И.Я.Ланиной [38] показано, что познавательный интерес является побудительной силой и регулятором развития, коммуникационных, социально–нравственных свойств личности. Процесс становления познавательного интереса как свойства личности и интереса к определенной области знания имеет свою логику, этапы и уровни. В качестве диагностических показателей сформированного интереса к учебной деятельности И.Я.Панина использует устойчивость и гармоничность мотивационной сферы, способность ученика включаться в учебные ситуации, самостоятельность в выборе направленности интересов, реализация свободы выбора, владение методами получения,преобразования и использования информации, потребность во взаимодействии с другими учениками в информационных процессах.

Общим условием возникновения интереса является активность при восприятии окружающего мира и самого себя, ситуация «Я – включенности» личности в деятельность [24]. В основе его лежат образовательные потребности личности, определяющиеся общественно–историческими и индивидуальными условиями жизни человека. Содержание, широта, устойчивость, действенность познавательного интереса во многом определяют качество обучения,положительный эмоциональный настрой на решение учебных задач, а это одно из важнейших условий творческого отношения к учебному процессу. Эмоциональное подкрепление интереса в процессе деятельности приводит к его усилению, что позволяет постепенно усложнять цели, содержание и операции учебной деятельности.

Сторонники теории свободного воспитания, идеи которых берут начало в эпохе Возрождения, воспринятые Ж. - Ж. Руссо, Л.Н.Толстым, развитые Э.Кей, М.Монтессори, Ф.А.Рау, К.Н.Вентцелем, С.Т.Шацким, полагали, что область интересов ребенок формирует самостоятельно.С позиции теории свободного воспи тания ребенок единственный субъект образовательной системы, его складывающиеся интересы определяют направление дидактических процессов. Так, представителям вальдорфской школы, приобретающей ныне современные формы, роль сотрудников, способствующих развитию ребенка в том направлении, в котором он сам хочет развиваться и совершенствоваться.

Сторонники теории управления познавательной деятельностью считают единственным субъектом дидактической системы учителя, который должен сформировать систему познавательных потребностей, определить сферу интересов и руководить процессами их развития.

В практике образования недавнего прошлого ни учитель, ни тем более ученик, реально не были субъектами образования. Учителю отводилась роль «проводника идей», ему поручалось «в интересах общества» вводить познавательную деятельность ребенка в определенное русло, управлять системой его ценностей и смыслов. Не он определял цели образования, направленность процессов формирования личности. Ученик рассматривался как объект педагогического воздействия, от него требовалось выполнять указаниясвоихруководителей,следовать«образцам»,отобранным,проверенным,идеализированным и идеологизированным[18].

В современном демократическом обществе образовательные процессы строятся на принципах веры в возможности личности, на стремлении всемерно содействовать ее естественному развитию. Современная педагогика решает проблемы создания систем открытого образования, призванных обеспечить свободу выбора образовательной траектории, области концентрации активности, ритма и интенсивности познавательной деятельности. В этих условиях управление познавательной деятельностью учащихся рассматривается как процесс взаимодействия учителя и ученика, как процесс совместной поисковой деятельности.

Давая характеристику любому понятию, необходимо учитывать полезность и целесообразность его применения для людей. В своей работе мы рассматриваем формирование познавательного интереса подростков, поэтому необходимо знать психолого – педагогические особенности подросткового возраста. В педагогике принято
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Для группы специальностей: 050709 – «Преподавание в начальных классах», 050704 – «Дошкольное образование», 050301 – «Русский язык...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению 050300 филологическое образование Профили: 050301 «Русский язык и литература»
...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconЛекция «Филология» книги издательства «Флинта»
Ы: Литературоведение – русская литература и зарубежная литература; Психология; Педагогика; Риторика; Русский язык как иностранный;...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс по Введению в языкознание является одним из основных составляющих основной образовательной программы специальности 050301 «Русский язык и литература» исоставлен для студентов 1 курса факультета лингвистики и словесности пи юфу
Пи юфу. Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с гос впо 2000 г и гос впо 2005 г., программами по соответствующим...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Дипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература» iconРеспублики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница