Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации




Скачать 25,37 Kb.
НазваниеСтратегия государственной национальной политики Российской Федерации
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер25,37 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Стратегия
государственной национальной политики
Российской Федерации


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации (далее - Стратегия) - официально признанная система современных политико-правовых взглядов, определяющая цель, принципы, задачи, главные направления и механизмы реализации государственной национальной политики.

Стратегия является базовым документом государственной национальной политики, исходит из исторически сложившихся особенностей и актуальных проблем развития России, как федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества.

2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте российского многонационального государства.

3. Стратегия разработана с учетом действующего законодательства, стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в области национальной (государственной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры, а также других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

4. Государственная национальная политика носит комплексный, межотраслевой характер, социально обусловлена, основывается на федеративном устройстве российского государства, призвана органически сочетать общегосударственные интересы и этнокультурные потребности народов России, развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации как единой социально-политической общности.

5. В настоящей Стратегии используются следующие понятия:

государственная национальная политика Российской Федерации - совокупность организационно-правовых, Финансово-экономических, культурно-просветительских и информационных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемых во взаимодействии с институтами гражданского общества, по обеспечению этнокультурных потребностей и прав граждан, достижению гражданского и межнационального согласия;

российская нация (многонациональный народ Российской Федерации, россияне) - сообщество граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историко-культурную и гражданскую общность, политико-правовую связь с российским государством (согражданство);

политика согражданства - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с участием институтов гражданского общества по формированию российской гражданской идентичности и достижению согласия граждан Российской Федерации;

общероссийская гражданская идентичность - общее и единое для граждан Российской Федерации осознание своей принадлежности к российской нации;

этническая общность (народ, этнонация) - исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием;

национальность - этническая принадлежность (этничность), осознанная человеком на основе самоопределения принадлежность к тому или иному народу;

коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

иммиграция (внешняя миграция) - въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию с целью перемены постоянного места жительства и при обретения российского гражданства, а также совершаемый с целью временного трудоустройства и выполнения работ, оказания услуг (временная трудовая миграция), участия на сезонных работах (сезонная трудовая миграция), получения или продолжения образования (образовательная миграция);

внутренняя миграция - реализация права граждан Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на всей ее территории;

межнациональные (межэтнические) отношения - взаимодействие между людьми разной этнической принадлежности на индивидуальном и коллективном уровнях по поводу реализации прав на этнокультурное и языковое развитие, участия в общественно- политической жизни общества;

межнациональный (межэтнический) конфликт - конфликт, в котором хотя бы одна из сторон организуется и действует по признаку национальной (этнической) принадлежности или от имени той или иной этнической группы;

гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений – обеспечение конструктивных и уважительных отношений между представителями разных этнических общностей (народов) в целях недопущения или преодоления межэтнической напряженности и конфликтов, обретения знаний об истории и культуре собственного и других народов, формирования чувства гражданской ответственности, сотворчества и российской гражданской идентичности.

  1. СОСТОЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6. Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (по данным переписи 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и сыграло историческую роль в создании российской государственности и культуры.

Все народы, проживающие в России, равноправны и их культурное и языковое многообразие охраняется государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

7. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории российского государства сформировалась уникальная цивилизационная общность - многонародная российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной. Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации основана на сохранении русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России.

8. Российская Федерация избрала федерализм и национально-культурную автономию как два пути организации управления и политики интеграции, сохранения многообразия и единства культурного пространства страны.

Федеративное устройство Российской Федерации обусловило распределение полномочий по выработке и реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, что создало правовую основу для свободного этнокультурного развития народов России.

Национально-культурная автономия, национально-культурные объединения, как институты гражданского общества, создали условия для реализации этнокультурных прав граждан вне зависимости от территории их проживания.

9. Многообразие национального состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, учет традиций и интересов всех проживающих на ее территории народов составляют интеграционный ресурс российской нации, укрепления государственности определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

10. Вместе с тем, сохраняются негативные факторы, часть которых обусловлена последствиями советской национальной политики, ослаблением государственности в 1990-е годы, ростом ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис российской гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, этнотерриториальный сепаратизм, вооруженный терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества вплоть до возможного распада страны.

11. К негативным факторам относятся современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов.

12. Высокий уровень социального и имущественного неравенства в обществе, региональной дифференциации, этнополитизация различных сфер жизнедеятельности являются факторами, негативно влияющими на развитие страны по пути ее модернизации.

Продолжает оставаться сложной ситуация с сохранением и развитием сообществ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на предпринимаемые меры, традиционные отрасли хозяйственной деятельности слабо приспособлены к современным экономическим условиям. Острыми остаются вопросы сохранения языков и самобытной культуры, охраны здоровья и доступности образования.

13. В условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культуры народов России, проникновения в культурно-информационную систему идей и принципов, чуждых культурным и религиозным основам жизни народов Российской Федерации, фрагментации единого социокультурного пространства, экспансии экстремисткой идеологии возникла опасность принижения роли традиций культуры как главной основы в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.

14. В сфере образования не уделяется должного внимания воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества, формированию на этой основе российской гражданской идентичности.

15. Факторами, препятствующими гармонизации межнациональных отношений, являются низкий уровень доверия граждан органам власти и управления, коррупция, неверие граждан в равенство перед законом и судом, предвзятость отдельных представителей власти к культуре и обычаям некоторых народов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить законные интересы людей.

16. В системе управления сферой государственной национальной политики не

решены вопросы межведомственной и межуровневой координации, раннего предупреждения проявлений ксенофобии, радикализма и экстремизма. Поддержание межнационального согласия, своевременное урегулирование конфликтных ситуаций, содействие диалогу, пропаганда взаимоуважительных отношений между представителями различных национальностей не стали приоритетными в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

17. Законодательство Российской Федерации в области межнациональных отношений не в полной мере соответствует потребностям общества по укреплению гражданского единства, снижению межнациональной напряженности, не содержит достаточных норм, способствующих межэтническому взаимодействию, обеспечению гражданского и межнационального согласия.

18. На рубеже ХХ-ХХI веков сформировался комплекс этнополитических проблем, обусловленных новыми вызовами и рисками, которые имеют общемировой характер. Среди них унифицирующее влияние глобализации, международный терроризм, экстремизм, кризис политики мультикультурализма в европейских странах.

19. Негативное влияние на состояние межнациональных отношений в Российской
Федерации оказывают некоторые аспекты миграционных процессов. Многие иммигранты обладают не только низким уровнем образования и знания русского языка, но часто не предрасположены к принятию и соблюдению российских законов и правил поведения, принятых у народов России, что порождает мигрантофобию и приводит к обострению этнического экстремизма.

Миграционное законодательство Российской Федерации, касающееся иммигрантов, не содержит достаточных мер, способствующих их адаптации и интеграции в российское общество, отсутствует реальная ответственность работодателей за соблюдение требований миграционного и трудового законодательства.

20. Эти и другие вызовы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики. Принятыми в 2000-е годы мерами по укреплению государственности, реализацией Концепции государственной национальной политики 1996 года удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для
формирования российского гражданского единства на основе общей судьбы народов, восстановления исторической связи времен и гражданского примирения.

Современная Россия совершенствует государственную политику в сфере межнациональных отношений, основным инструментом про ведения которой является настоящая Стратегия.


  1. ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


21. Целью государственной национальной политики современной России является сплочение многонационального российского общества в единую политическую нацию на основе патриотических ценностей и социальной солидарности, которая предусматривает:

укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации;

сохранение и развитие культуры народов России;
гармонизацию межнациональных отношений;

обеспечение адаптации и интеграции внешних мигрантов (иммигрантов) в социально-культурное пространство российского общества и внутренних мигрантов к традициям и обычаям принимающих сообществ.

Эта цель достигается непрерывными совместными действиями общества и государства и является основой стабильного и суверенного развития России, благополучия ее граждан, решения долгосрочных задач в государственном строительстве, экономике, социально-культурной сфере, внешней политике, области обеспечения национальной безопасности.

22. Основными принципами государственной национальной политики в

Российской Федерации являются:

равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
государственная целостность и национальная безопасность Российской Федерации;
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, происхождения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

право каждого гражданина добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности;

знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;

право каждого гражданина на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
запрещение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также действий, направленных на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

гарантия и обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в сохранении и развитии родного языка и культуры, в укреплении их связей с Россией;

комплексность решения задач государственной национальной политики с учетом их межотраслевого характера;

включенность институтов гражданского общества в выработку и реализацию задач государственной национальной политики;

преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России.

23. Задачи государственной национальной политики Российской

Федерации

Межнациональные отношения находятся в фундаментальной взаимосвязи со всеми
другими общественными отношениями. Задачи государственной национальной политики
учитываются в документах стратегического планирования и при формировании
федерального, региональных и местных бюджетов.

23.1. Задачи государственной национальной политики в сфере прав граждан и
государственного управления:


обеспечить открытость и публичность рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных отношений, их непредвзятое и ответственное освещение в средствах массовой информации;

сформировать систему мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, позволяющую оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;

проводить мониторинг международных событий, способных повлиять на межнациональную стабильность в стране;

обеспечить вовлечение институтов гражданского общества, в том числе общественных национальных и многонациональных объединений граждан, национально- культурных автономий в систему взаимных обязательств о совместном противодействии росту межнациональной напряженности, межэтническому насилию, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти;

внести в действующее законодательство изменения, предусматривающие правовые гарантии политики согражданства, в том числе:

наделить национально-культурные автономии правом осуществления деятельности по межэтническому сотрудничеству, гармонизации межнациональных отношений, интеграции и адаптации мигрантов;

признать социально ориентированной деятельность российских некоммерческих организаций в области этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, а также межэтнического сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации;

наделить органы государственной власти разных уровней полномочиями по вопросам реализации государственной национальной политики, включая участие в создании условий для формирования общероссийской гражданской идентичности, адаптации и интеграции внешних и внутренних мигрантов;

принять федеральный закон о недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

принять государственную и федеральную целевую программы, направленные на укрепление единства российской нации, гражданского и межнационального согласия и этнокультурное развитие народов России;

принять региональные концептуальные документы, нормативные правовые акты, программы, направленные на этнокультурное и языковое развитие российских народов, гармонизацию межнациональных отношений, адаптацию и интеграцию внешних и внутренних мигрантов;

обеспечить замещение должностей государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов и судебной системы и формирование федерального и регионального кадрового резерва на основе соблюдения принципа равного доступа граждан к замещению должностей;

обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации

государственных и муниципальных служащих, выполняющих функции в сфере государственной национальной политики, в учебных заведениях, уполномоченных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

23.2. Задачи государственной национальной политики в сфере федеративных отношений

добиваться сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, способствовать сокращению уровня их социально-экономической дифференциации, совершенствовать межбюджетные отношения как условий укрепления федеративных отношений и обеспечения гражданского и межнационального согласия;

осуществить меры политического, экономического и правового характера, обеспечивающие государственную поддержку и стимулирование экономической активности субъектов Российской Федерации;

развивать практику формирования крупных территориально-промышленных районов в Российской Федерации, апробируя в них новые формы территориального управления, обусловленные совокупностью природно-климатических, экономических и этнокультурных факторов;

придать приоритетный характер вопросам поддержания межнационального согласия, профилактики конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

учитывать в субъектах Российской Федерации, образовавшихся в результате объединения, этнокультурный фактор, включая традиционные формы самоуправления народов Российской Федерации, и принятие программ поддержки культур и родных языков проживающих на этих территориях народов;

установить ответственность и меры стимулирования должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за динамику состояния межнациональных отношений и общественно-политическое развитие соответствующих территорий.

23.3. Задачи государственной национальной политики в сфере общественной
безопасности


Учитывая, что этнический сепаратизм, международный терроризм представляют угрозу помимо специальных мер, необходимы:

а) профилактика этнического сепаратизма и этнополитического экстремизма, которая предполагает:

формирование в обществе неприятия идей экстремизма, как негативного явления по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально- экономической и общественно-политической стабильности;

укрепление правовых основ и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлений экстремизма и терроризма;

вовлеченность этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, их лидеров в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму инетерпимости;

организацию с участием институтов и представителей гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;

запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, прав и свобод граждан, возбуждение этнонациональной и расовой ненависти и вражды;

законодательное закрепление ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных представителей власти и правопорядка за действия и бездействие, провоцирующие межнациональную напряженность и конфликты;

реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

б) прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов, которые предполагают:

совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и с осужденными в системе исполнения наказаний;

мониторинг состояния межнациональньх отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

создание общественно-государственной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующейся на диверсификации источников информирования (в т.ч. на использование данных мониторинговой деятельности, осуществляемой общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительными органами, экспертными сообществами) и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;

обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации;

создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации центров, обеспечивающих мониторинг и анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях, в том числе на языках народов Российской Федерации.

  1   2   3

Похожие:

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconУказ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 "о стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconПроект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconПрограмма разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации; положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.
Общегражданский мир и межэтническая толерантность в томской области на 2012 2014 годы
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconУказ президента российской федерации о национальной стратегии
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconД. И. Менделеев в документе «Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации» в главе «Стратегия развития образования до 2020года» отмечается в качестве стратегической цели государственной
«Стратегия развития образования до 2020года» отмечается в качестве стратегической цели государственной политики в области образования...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconУказ президента российской федерации о стратегии национальной безопасности
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconУказ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "о стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconОсновы государственной политики повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения
Ере использования земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации на период 2012-2017 годы. Основной целью государственной...
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации iconРегиональная безопасность в российской федерации: теория, политика и стратегия обеспечения
Работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница