Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»




Скачать 14,88 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер14,88 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН


Хмель И.В.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«ФИЛОСОФИЯ»


для студентов очного отделения юридических специальностей


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2012


Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Финансы и кредит».

Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, краткий план лекций, перечень тем для рефератов, описание модулей.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Гуманитарных дисциплин Института управления, бизнеса и права, протокол № 1 от 27.10.2012 года и рекомендован к печати Учебно-Методическим советом Академии Национальной Безопасности, протокол №2, от 2.11.2012


Составитель: к. ф.н. Хмель И.В.

Рецензент: д. ф.н. Тазаян А.Б.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Рабочая программа

1.1 Учебно-тематический план дисциплины……………………………….

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины

1.3. Формируемые компетенции

1.4. Содержание дисциплины

1.5 Требования к уровню усвоения программы

1.6. Учебно-тематическое обеспечение дисциплины

1.6.1. Перечень основной литературы

1.6.2.Перечень дополнительной литературы

1.6.3. Ресурсы Интернет

2. Конспекты лекций………………………………………….

3. Практика

3.1. Планы проведения семинарских занятий………………………………..

4. План самостоятельной работы студентов

5. Контроль

5.1. Примеры тестов для самопроверки

5.2. Примеры итоговых тестовых заданий

5.3. Примеры заданий к тесту по остаточным знаниям

5.4 Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами компетенций …………………

6. Модули……………………………….

6.1. Описание дисциплины

6.2 План изучения дисциплины

6.3. План аттестации дисциплины

7. Контактная информация преподавателя


1.1 Учебно-тематический план дисциплины.



Модуль 1 Лекции Семинары

Тема 1. Специфика философского знания. 2 часа


Тема 2. Восточная философская традиция. 2 часа

Тема 3 . Древнегреческая философия. 2 часа

Тема 4. Средневековая философия. 2 часа

Тема 5. Философия Нового времени 2 часа

Тема 6. Немецкая классическая философия. 2 часа

Тема 7. Русская философия 19-нач.20 в. 2 часа


Тема 8. Европейский иррационализм и

экзистенциализм 2 часа 2 часа

По модулю 1 10 часов 8 часов


18 часов

Модуль 2


Тема 9. Онтология 2 часа

Тема 10. Позитивизм 2 часа

Тема 11. Религиозное освоение мира 2 часа

Тема 12. Философия науки 2 часа

Тема 13 Сознание как философская проблема 2 часа

Тема 14. Общество как объект философского анализа 2 часа

Тема 15. Этика и эстетика 2 часа

Тема 16 Проблема человека в философии 2 часа


По модулю 2 8 часов 8 часов

18 часов


ВСЕГО 18 часов 16 часов


1.2 Цели и задачи изучения дисциплины

1.1.1 Цель курса

Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

1.1.2 . Задачи курса

Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.


1.3.Формируемые компетенции


а) иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

в) знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

г) иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

д) понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.


1.4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. Восточная философия.


Специфика восточного мировоззрения. Особенности восточной ментальности. Специфика китайской цивилизации.

Дао-де –цзин - учение о пути. Легизм. Монизм.

Личность Кунь-цзы. Конфуцианство как государственная религия Китая. Роль конфуцианства в политической и социальной жизни Китая.

Личность Будды. Учение Будды. 4 благородные истины. Основные понятия буддизма. Представления о мире и о роли человека. Философия хинаяны и махаяны


ТЕМА 2. Древнегреческая философия


Роль древнегреческой культуры в становлении европейского мышления и системы ценностей. Периодизация древнегреческой философии.

Натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Пифагор. Софизм. Атомизм.

Философия эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Философия индивидуализма. Неоплатонизм.

Проблема человека и его место в древнегреческой философии и культуре.


ТЕМА 3. Философия Нового времени и Просвещения.


Рациональность и протестантизм как основание новоевропейского стиля мышления. Научно-техническая революция. Характерные черты философии нового времени. Эмпиризм. Вера во всемогущество науки.

Философские взгляды Ф. Бэкона. Эмпиризм и «идолы познания».

Дуализм декартовской философии. Рассуждения о методе. Принцип сомнения и его место в познании. «Мыслю, следовательно, существую».

Агностицизм Беркли и Юма. Сенсуализм Локка. Гоббс о познании.


ТЕМА 4. Немецкая классическая философия.


Социально-исторические условия возникновения немецкой философии. Общая характеристика немецкой классической философии.

Этическая теория Канта и категорический императив. Критический метод Канта. Агностицизм. Учение о «вещи в себе». Проблема априорных и апостериорных знаний.

Диалектика Гегеля. Учение об абсолютной идее и ее саморазвитии. Диалектика и ее основные законы. Философия истории. Свобода и дух. Система и метод Гегеля. Противоречие между системой и методом.


ТЕМА 5. Европейский иррационализм 19-20 вв. Философия экзистенциализма и герменевтика.


Общая характеристика европейского иррационализма начала ХХ века. Особенности антропологической философии. Проблема ценности бытия и смыла жизни.

Волюнтаризм и антисциентизм А. Шопенгауэра. «Философия жизни» Ницше. Человек и сверхчеловек. Критика традиционного рационализма и онтологизма. Два начала бытия и культуры: дионисийское и апполоновское.

Интуитивизм А. Бергсона.

Зарождение экзистенциализма как философского направления. Человек в пограничной ситуации.

Герменевтика как искусство понимания и интерпретации. Основные представители: Гадамер, Хабермас, Шлейермахер. Герменевтический круг.


ТЕМА 6. Проблема бытия в философии


Историко-философские представления о бытии. Бытие как чистая мысль: начало онтологии. Отождествление бытия с физической природой.

Понятие материи. Формы материи. Субстанция и самоорганизация. Материя как субстанция.

Движение – как атрибут материи. Основные типы движений. Формы движения материи.

Пространство и время. Социальное пространство и время. Их специфика. Движение и развитие.


ТЕМА 7 Религиозная картина мира


Религия как форма мировоззрения. Особенности религиозного сознания. Уровни религиозного сознания. Философия и религия – общее и различие. Христианская картина мира. Представление о Боге.

Религиозные представления о пространстве. Христианская иерархия сущего. Религиозные представление о времени. Время циклическое и линейное. Место человека в религиозных картинах мира.

Исторические формы религии.


ТЕМА 8. Философия науки


Понятие науки. Зарождение науки. Два уровня научного исследования – теоретический и эмпирический.

Эксперимент как основа эмпирического исследования. Важнейшие экспериментальные методы.

Эмпирические и теоретические законы. Идеализация. Методы научного исследования (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, описательный).

Идеалы науки. Этика ученого. Философия и наука.


1.5 Требования к уровню освоения программы


Исходя из требований государственного образовательного стандарта, предлагаемый курс призван решить несколько взаимосвязанных задач и закрепить у студентов следующие представления:

  • о научной, философской и религиозных картинах мира и сущности человеческого бытия

  • о смысле и содержании ряда философских терминов

  • о понятийном аппарате философии как науки высокого уровня обобщений

  • о сущности и структуре основных философских концепций.

  • о диалектике как методе философского исследования.

Курс «Философия» для студентов специальности «Финансы и кредит» рассчитан на 40 аудиторных часов (лекции – 16 часов, семинары - 24 часа), что определяет структуру и содержание предлагаемой программы.


1.6 Учебно-тематическое обеспечение дисциплины


1.6.1 Перечень основной литературы


  1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 1998.

  2. Золотухина- Аболина Е. В. Страна философия. - Ростов н/Д, 1995.

  3. История философии. – Ростов н\Д., 1999.

  4. Курбатов В. И. История философии: конспект. – Ростов н\Д., 1997.

  5. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

  6. Радугин А. Н. Философия: курс лекций. - М., 1995.

  7. Рассел Б. История западной философии. - Ростов н\Д., 1999.

  8. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 томах. - . М., 1994-1997.

  9. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

  10. Спиркин А. Философия. – М., 1999.

  11. Философия: учебное пособие для ВУЗов (изд. 2-ое). – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  12. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.


1.6.2 Перечень дополнительной литературы


1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

2. Вебер М. Избранное. – М., 1999.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991.

6. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

7. Личность в XX столетии. – М., 1992.

8. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

9. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

11. Марксистская философия в XIX в. – М., 1979.

12. Нарский Н.С. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1974.

13. Наука в зеркале философии XX в. – М., 1992.

14. Ницше Ф. Сочинения. – М., 1990.

15. Петров Н.К. Самосознание и научное творчество. – Ростов н/Д, 1992.

16. Проблема человека в западной философии. – М., 1998.

17. Русский космизм. – М., 1993.

18.Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

19. Сорокин П. Цивилизация и общество. – М., 1982.

20.Феномен человека. – М., 1993.

21.Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

22. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1988.

23. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

24. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

25. Эпистемология и постнеклассическая наука. – М., 1992.

26. Ясперс К. Смысл и познание истории. – М., 1994.


1.6.3 Ресурсы Интернет

1. http://books.atheism.ru/philosophy/

2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/

3. http://www.polit.ru

4. http://velikanov.ru/philosophy/://filosof.historic.ru/

5. http://www.philosophy.ru

6. http://www.mini-soft.ru/bemt/fil1.php

7. http://www.velikanov.ru/philosophy/

8. http://clarino2.narod.ru/phylosophy.htm

9. http://www.philosoff.ru/

10. http://filosofia.ru/


2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия права»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, учебно-тематический план, конспект лекций, планы проведения семинарских...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Теория и практика психологического консультирования в бизнесе» разработан...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» гуманитарного факультета иубиП 29...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей экономического профиля «Государственное и муниципальное управление»
Результаты конкурса в номинации «Учебно-методический комплекс. Комплект учебно-методических материалов»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология» для студентов заочного отделения всех специальностей0503 ростов-на-дону
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине "Культурология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Философия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «исследование операций»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математическое программирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница