Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону




Скачать 16,21 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер16,21 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


Г.С. Помаз


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины


«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010

Учебно-методический комплекс включает учебно-темати-ческий план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, содержание самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы по дисциплине, перечень контрольных вопросов по дисциплине, контрольные задания для студентов заочного отделения, перечень тем рефератов.


Составитель: ст. преподаватель Г.С. Помаз


Рецензенты: к.псих.н. Ж.В. Масликова,

д.псих.н., профессор Т.П. Скрипкина


СОДЕРЖАНИЕ


С.

Введение 4

1. Учебно-тематический план дисциплины 6

2. Учебная программа дисциплины 7

2.1. Содержание программы 7

2.2. Планы проведения семинарских занятий 26

3. Рекомендуемая литература 36

4. Темы рефератов 39

5. Варианты контрольных работ 41

6. Контрольные вопросы 44

7. Тестовый контроль 46

8. Словарь ключевых терминов и понятий 50


ВВЕДЕНИЕ


Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой личности, качественно изменяющегося во времени человека.

Целью преподавания дисциплины «Возрастная психология» является представление феноменологии процессов развития, формирование у студентов фундаментальных понятий о развитии человеческой психики на разных этапах онтогенеза.

Эти знания могут оказаться полезными для психологов, чья сфера профессиональной деятельности будет связана с работой в области детской, подростковой, юношеской психологии, психологии взрослого человека, а также геронтопсихологии. Кроме того, понимание закономерностей психического развития является условием становления специалиста любого профиля, так как актуальное психическое состояние человека является результатом его предыдущего развития.

В соответствии с этой целью выделяются следующие задачи дисциплины:

1. Познакомить студентов с современными отечественными и зарубежными теориями в области возрастной психологии.

2. Изучить основные понятия и методы возрастной психологии.

3. Познакомить с наиболее распространенными периодизациями психического развития человека.

4. Показать специфику возрастных изменений психики человека в разные периоды жизни человека.

5. Изучить особенности формирования личности на разных этапах его развития.

Дисциплина «Возрастная психология и психология развития» является логическим продолжением курса «Общая психология» и тесно связана с другими дисциплинами учебного плана.

Курс для студентов специальности 020400 – Психология читается в течение двух учебных семестров. В пятом учебном семестре курс включает в себя 90 часов, из которых для очной формы обучения даются 36 лекционных часов, 18 – семинарских и 36 часов – самостоятельная работа. Занятия завершаются сдачей зачета. В шестом учебном семестре курс включает 90 часов, из которых 32 часа составляют лекции, 16 – семинарские занятия и 38 часов самостоятельной работы. После окончания изучения курса студенты сдают экзамен.

Для заочной формы обучения: в пятом семестре – 16 аудиторных часов (10 – лекции, 6 – семинарские занятия), 74 – самостоятельная работа. В конце семестра студенты пишут контрольную работу и сдают зачет. В шестом семестре – 16 аудиторных часов (10 – лекции, 6 – семинарские занятия), 74 – самостоятельная работа. В конце семестра студенты пишут контрольную работу и сдают экзамен.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование тем

Всего

Аудиторная работа

Само-стоятельная работа

лекции

семинары

1. Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития




4/0

2/0

2/4

  1. История становления психологии развития




2/2

2

3/6

  1. Детство как предмет психологического исследования




2/0

2/2

3/6

4. Стратегии, методы и методики исследования психического развития ребенка




2/2

2

2/5

5. Основные факторы и условия психического развития




2/0

2/0

2/4

  1. Становление зарубежной возрастной психологии




4/2

2/0

3/6

  1. Психоаналитические теории детского развития




4/0

2/0

2/4

  1. Теория социального научения




2/0




2/4

  1. Когнитивное направление в психологии развития




2/0

2/0

2/4

10. Л.С. Выготский и его школа




2/2




3/6

11. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина




2/0

2/2

2/5

12. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии




2/0

2

3/6

13. Пренатальное развитие и рождение




2/0

2

2/4

14. Новорожденность




2/0

2/0

2/4

15. Период младенчества




2/2

2/2

3/6

16. Период раннего детства




4/1

2/0

4/8

17. Дошкольный возраст




4/1

2/2

5/9

18. Младший школьный возраст




4/1

2/0

5/10

19. Подростковый возраст




4/2

2/2

5/10

20. Юность




4/2

2/0

5/10

21. Ранняя взрослость




4/1

2/0

5/10

22. Средняя взрослость




4/1

2/0

5/9

23. Поздняя взрослость и старость




4/1

2/2

4/8

Итого:

180

68/ 20

34/ 12

74/ 148

Примечание:

  • числитель – очная форма обучения;

  • знаменатель – заочная форма обучения.

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Содержание программы


РАЗДЕЛ 1. Введение в возрастную психологию

и психологию развития


ТЕМА 1. Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития

Предмет, задачи и объект исследования психологии развития и возрастной психологии. Сходство и различие между этими дисциплинами. Возрастная психология как часть психологии развития.

Обыденные и научные теории развития. Задачи психологии развития, относящиеся к сфере применения на практике: ориентация в жизненном пути, определение условий развития и изменения, прогноз стабильности и изменчивости свойств личности, объяснение целей развития и коррекции, планирование коррекционных мероприятий, оценка коррекции развития.

Междисциплинарные связи психологии развития с биологией, генетикой, физиологией развития, этологией, культурной антропологией и этнологией, социологией и психологическими дисциплинами.

Понятие развития и варианты его рассмотрения: развитие как рост, развитие как созревание, развитие как совершенствование, развитие как универсальное изменение, развитие как качественное, структурное изменение, развитие как количественно-качественное изменение, развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.

Причины и условия возникновения возрастной психологии как науки. Структура возрастной психологии и ее связь с другими психологическими дисциплинами. Историческое изменение предмета возрастной психологии.

Специфика психического развития ребенка. Различные типы развития. Понятие «рост», «возраст». Понятие абсолютного и условного возраста. Хронологический, биологический, психологический, социальный, субъективный возраст.

Историография человеческого развития. «Психогенная теория истории» Ллойда Демоза.


ТЕМА 2. История становления возрастной психологии и

психологии развития

Описательный (донаучный) этап в становлении психологии развития. Возникновение психологических знаний в недрах педагогики, дифференцирующей развитие на возрасты в образовательных целях, в медицине и философии, пытающейся заложить минимальное обоснование, объяснение развитию. Этапы образования по Платону. Первая возрастная периодизация по Аристотелю.

Переход к опытной проверке выдвигаемых гипотез о развитии в 17 в. Возрастная периодизация развития Я.А. Коменского.

Работа Д. Тидемана «Наблюдения за развитием душевных способностей ребенка» как первая книга, положившая начало научному изучению детской души.

Появление в 18 в. двух противоположных подходов:

  1. идеи врожденности психических процессов, которые вызревают «естественным путем» и особенно не зависят от деятельности взрослых;

  2. идеи о ребенке как «чистой доске», утверждение о решающей роли обучения и воспитания.

Появление в 19 в. трех значений понятия «развитие»: преформированность, эпигенез и эволюция.

Оформление в конце 19 в. психологии развития как самостоятельной научной дисциплины. Появление книги В. Прейера «Душа ребенка» и привлечение внимания к развитию ребенка. В книге заложены основы научной методики в изучении детства, дан образец систематического сбора научного материала.

Работа С. Холла и появление педологии. Изучение детских игр в работах К. Гросса, обоснование им биологического понимания детства.

Изучение интеллекта детей А. Бине и Т. Симоном. Исследование психологии детства в психоанализе.

Появление культурно-исторического способа объяснения психического развития ребенка в дополнение к господствующему в 20 в. эволюционно-биологическому способу.

ТЕМА 3. Детство как предмет психологического исследования

Исторический анализ понятия «детство». Характеристика Д.Б. Элькониным двух парадоксов детского развития.

Связь истории детства с историей общества, с законами развития общественного производства. Историческое происхождение периодов детства. История изучения детства. Этнографические и антропологические исследования. Кросскультурные исследования закономерностей развития и воспитания детей М. Мид.

Детство как предмет науки. Вклад исторических и социальных наук в историю изучения детства. Взаимосвязь и различие между генетической психологией и детской психологией.

Историческое изменение предмета детской психологии. В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Расширение возможности практического внедрения детской психологии. Появление новой задачи – осуществление контроля над процессами обучения и воспитания.

Понятия детства и взрослости как социально-исторические понятия. Возраст и возрастные категории. Возрастная стратификация общества. Возрастной символизм культуры.

Этнография родительства. Родительство как социокультурный феномен. Различия и специфические функции материнства и отцовства. Родительское влияние на формирование личности ребенка.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» Ростов-на-Дону
Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- дону. Издательство юфу. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная психология для студентов заочного отделения Ростов-на-Дону
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconДисциплины «педагогическая психология» Ростов-на-Дону 2010 Учебно-методический комплекс включает
Педагогическая психология позволяет приблизить академическую науку психологию к педагогической практике, способствует становлению...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных способностей Для специальности: 030301 психология Специализация: 0303016512 психология развития и возрастная психология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-меодический комплекс дисциплины психофизиология ростов-на-Дону
Опд. Ф. 18 «Психофизиология» разработан в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта вые- ' шего образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины возрастная физиология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология семьи
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Специальная психология»
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Психология» гуманитарного факультета иубиП 29...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология»
Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Общая психология» (раздел «Внимание и память») разработан в соответствии с...
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология» ростов-на-дону iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница