Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология»




Скачать 18,74 Kb.
НазваниеПрограмма Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология»
Дата03.02.2016
Размер18,74 Kb.
ТипПрограмма


НАЧОУ ВПО СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ





3


программа

ВступительнОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению подготовки

030300.68 «ПСИХОЛОГИЯ»


8679.01.01;ПВЭ.01;1


Вступительный тест для поступления в магистратуру (магистерская программа

«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ »)


Рассмотрена и одобрена на заседании Ученого совета СГА

Протокол № 5 от «22» января 2013 г.


Москва 2013

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В МАГИСТРАТУРУ



ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Разработчик: Макаров В.А., канд. псих. наук, доц.

Рецензент: Сыромятников И.В., д-р псих. наук, проф.


I Содержание дисциплины

1 Темы и их краткое содержание

Тема 1. Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли психологической науки

Методологические основы психологии труда. Виды труда. Специфика ручного и машинного труда. Связь психологии труда, инженерной психологии и эрганомики с различными отраслями знания. История становления. Особенности советского периода развития. Эргатические системы и функции. Трудовой пост его структура. Средства и условия деятельности. Психологические аспекты труда.

Становления представлений о предмете психологии труда и инженерной психологии. Предмет психологии труда и его специфические особенности. Человек как субъект труда и управления.

Роль и место профессионально значимых качеств и свойств личности. Специфические свойства человека труда: сенсорные, перцептивные, когнитивные, психомоторные, волевые и эмоциональные.

Особенности предмета психологических исследований в эргатических системах. Современные психологические взгляды на роль эргономики в обеспечении эффективности труда.

Тема 2. Методы и программы научно-психологического исследования

Характеристика основных методов исследования. Классификация методов психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Содержание теоретических и эмпирических методов исследования.

Методологические проблемы исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. Особенности применения методов психологии в целях изучения деятельности различных специалистов. Личностный и алгоритмический метод описания профессий. Структурный метод и системный анализ.

Современные требования к подбору и использованию приемов и способов психологической и групповой диагностики. Методы: анкетирование, анализ документов, письменный и устный опрос, наблюдение (самонаблюдение и самоотчет), трудовой метод анализа результатов деятельности. Фотография рабочего дня и формы протоколов. Особенности использования эксперимента.

Тема 3. Концепции понимания трудовой деятельности в отечественной и за рубежной психологической науке

Становления представлений о психологии трудового процесса в России. Этапы развития. Роль и место Центрального института труда (ЦИТ). Психотехника. Становление и развитие деятельностного подхода. Субъект труда и его характеристики. Подготовленность и готовность к труду. Трудовая реабилитация. Стиль трудовой деятельности.

Группы как субъекта труда. Психология производительного труда. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. Эмоции и воля в труде. Роль психических познавательных процессов в труде.

Западные концепция понимания труда и современность. Система
Ф. Тейлора. Принципы организации управления. Классификация умений и навыков. Отбор и обучение специалистов. Сотрудничество и разделение труда. Явление ответственности. Возникновение индустриальной психотехники. Современные американские и японские концепции психологического обеспечения трудового процесса. Европейские традиции организации трудового процесса. Профориентация, профотбор и профобучение.

Тема 4 Технологии исследования и психологического обеспечения профессиональной деятельности

Технология и процесс психологического исследования. Классификация технологий диагностики мотивационной, когнитивной и моторно-волевой сферы личности.

Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров.

Технологии обследования и прогнозирования успешности профессиональной деятельности.

Психологическое обеспечение труда. Принципы и методы психологического сопровождения. Психологическая поддержка специалиста: содержание и направленность.

Тема 5. Научно-теоретические аспекты изучения состояний и операторской деятельности в особых условиях

Психическое состояние человека: сущность и особенности проявления в деятельности. Становление и развитие отрицательных психических состояний. Классификация состояний. Понятия особых и экстремальных условий труда. Психические состояния специалистов в особых условиях труда. Психологические факторы.

Методы анализа деятельности оператора. Метод оценки напряженности рабочего процесса. Методы алгоритмического описания процессов управления. Методы отображения деятельности оператора.

Диагностика психических состояний и способы управления. Оценка устойчивости психики. Сущность психологической подготовки. Психопрофилактика и психогигиена труда. Профилактика негативных психических состояний сотрудников. Методы оказания психологической помощи.. Технологии саморегуляции психических состояний. Посттравматический синдром в трудовой деятельности. Психологическая и социально-психологическая реабилитация

Тема 6. Управляющая деятельность оператора

Управляющая деятельность оператора, ее основные этапы и средства. Группы управляющих движений. Показатели управляющих движений.

Классификация органов управления. Характеристика органов включения, выключения, переключения. Требования к темпу повторяющих движений. Органы управления с дозированием движений. Органы непре­рывного слежения. Критерии выбора направления перемещения органов управления оператора.

Характеристика и основные параметры рабочих движений оператора. Сопротивляемость органов управления. Речевые управленческие действия.

Тема 7 Психология профессионализации личности

Проблемы профессионализации. Сущность понятий: профессия, специальность, должность. Основные подходы к классификации профессий. Психологические аспекты классификации профессий и специальностей. Профессиограмма и психограмма. Организация деятельности по разработке профессиограмм.

Психологическая характеристика профессионализма: критерии, показатели и уровни. Становление и развитие личности профессионала. Профессиональное самоопределение. Методы и приемы профессиональной диагностики. Профессионализация и обучение. Профессиональные способности. Особенности становления и развития профессионала.

Тема 8. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом

Потребности человека в труде: сущность и специфика проявления. Мотивация поиска работы. Выбор профессии: содержание, диагностика и причины. Понятие «трудовая мотивация». Мотивы и смысл профессиональной деятельности. Уровень профессиональной мотивации и профессиональные планы специалиста.

Содержание понятия профессиональная направленность специалиста. Типология работников на основании направленности. Подготовленность, готовность к труду и мотивация. Удовлетворенность трудом и мотивация. Процесс формирования положительной мотивации на профессиональную деятельность. Дефекты, отклонения профессиональной мотивации и их профилактика. Приемы и способы саморегуляции на положительное развитие трудовой деятельности специалиста.

Тема 9. Профессиология как область знания: сущность и значение

Профессиология как наука: цели и задачи. Профессионально важные качества: роль и место в процессе профессионализации. Квалификационные требования к специалисту. Проектирование профессии и профессиональной деятельности. Психологический портрет специалиста. Рабочее место и его психологическая и социально-психологическая значимость.

Отечественные и зарубежные разработки профессиологии. Технология аттестации кадров. Оценка эффективности деятельности и ее связь с профессиографированием труда. Текущее и углубленное обследование специалистов на основе профессиограммы. Диагностика профессионально-важных качеств специалиста. Изучение взаимодействия сотрудников.

Тема 10. Психология безопасности и инженерно-психологические аспекты охраны труда

Психология безопасности в труде. Психология травматизма. Психологические причины нарушений техники безопасности. Понятие “человеческий фактор”. Психологические и социально-психологические условия обеспечения безопасности труда.

Режим работы и профессиональная пригодность специалиста. Психология профессионального здоровья. Психологическое обеспечение профессионального долголетия. Безопасность труда и эргономические, управленческие и психолого-педагогические условия взаимодействия. Психические качества человека, способствующие его безопасному труду.

Роль и место психолога и психологической службы в реализации задач безопасного труда.

Тема 11. Эргономические факторы оптимизации трудовой деятельности

Понятие эргономика и эргономические факторы. Современные требования к эргономическому обеспечению эффективной деятельности. Классификация основных эргономических факторов. Психологическое обеспечение эффективности работы основных анализаторных систем человека (зрительного, слухового, обонятельного, тактильного и др.). Взаимодействие различных специалистов и психологов по созданию благоприятных эргономических систем.

Тема 12. Психологическое проектирование и моделирование профессиональной деятельности

Психологические аспекты проектирования систем: “человек – машина”, “человек – машина – человек”, “человек – человек – машина”. Проектирование психологических особенностей взаимодействия человека и машины. Инженерно-психологические требования к средствам отображения информации, органам управления, рабочему месту оператора.

Сущность понятия “моделирование”. Роль и место моделирования в инженерно-психологических исследованиях. Принципы моделирования индивидуальной и групповой деятельности. Моделирование образа эффективной предстоящей деятельности специалиста. Контроль сформированного образа и его реализация в профессиональной деятельности.

Тема 13. Акмеологические характеристики труда: критерии, показатели и уровни

Акмеология как специальная область знания. Особенности рассмотрения характеристик труда в акмеологии. Акмеологические критерии: сущность и значение. Классификация акмеологических критериев: общие и частные.

Иерархические связи акмеологических критериев. Показатели оценивания эффективности труда: по степени общности, по уровню достижения цели, по соотнесению направленности развития объекта (субъекта), по размерности, по значимости, по математическому описанию и др.

Частные критерии эффективности: пригодность для успешности, превосходство, приоритетность. Понятие результативности труда.

Тема 14. Проблемы профессиональной адаптации и реадаптации специалистов

Психологическая сущность профессиональной адаптации. Понятия “адаптация”, “адаптивность”, “дезадаптация”. Типы адаптации. Психологическая адаптация. Первичная и вторичная адаптации.

Особенности и психологические закономерности профессиональной адаптации специалистов к условиям профессиональной деятельности. Особенности социально-психологической адаптации специалистов. Специфика и динамика адаптации анализаторных систем. Методы изучения профессиональной адаптации молодых специалистов к условиям трудовой деятельности.


2. Примерный перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

  1. Объект, предмет и задачи психологии труда.

  2. Методология инженерной психологии.

  3. Предметная сфера эргономики.

  4. Основные виды труда.

  5. Психотехника и этапы ее развития.

  6. Эргатические системы и функции: сущность и отличие

  7. Трудовой пост и его структура

  8. Психологические аспекты труда.

  9. Человек как субъект труда.

  10. Сущность и задачи трудовой экспертизы.

  11. Закономерности выработки и тренировки трудовых навыков.

  12. Классификация профессий.

  13. Принципы и методы определения надежности человека как субъекта труда.

  14. Профессиональная мотивация: сущность и значение

  15. Содержание профессионально значимых качеств

  16. Характеристика методов исследования.

  17. Методологические проблемы исследований в психологии труда, инженерной психологии и эргономике.

  18. Методы психологического изучения профессий

  19. Экспериментальные методы психологии труда.

  20. Технология и психологические основы профотбора.

  21. Сущность психологического сопровождения.

  22. Психологическая поддержка специалиста.

  23. Общая характеристика западных систем организации труда.

  24. Американские и японские концепции психологического обеспечения труда.

  25. Европейские традиции организации трудового процесса.

  26. Особенности становления психологии труда в России.

  27. Деятельностный подход в психологии труда, инженерной психологии и эргономике.

  28. Стиль трудовой деятельности.

  29. Группы как субъекта труда.

  30. Психология экстремального труда.

  31. Психологические факторы экстремальности.

  32. Психические состояния специалистов в особых условиях.

  33. Классификация психических состояний.

  34. Сущность психологической подготовки специалиста.

  35. Характеристика профессионализации.

  36. Особенности профессионального образования.

  37. Сущность понятия профессиограмма.

  38. Психограмма и ее назначение.

  39. Характеристика профессионализма.

  40. Развитие личности профессионала.

  41. Сущность профессионального самоопределения.

  42. Методы и приемы профессиональной диагностики.

  43. Профессиология как область знания.

  44. Рабочее место специалиста и его психологический анализ

  45. Психология безопасности труда.

  46. Психологическое обеспечение безопасности труда.

  47. Профессиональное долголетие: сущность и возможности

  48. Деятельность психолога в обеспечении безопасного труда.

  49. Психологические факторы трудовой деятельности.

  50. Сущность понятия “оптимизация” профессиональной деятельности.

  51. Основные эргономические факторы труда.

  52. Общие эргономические требования к рабочему месту.

  53. Психологические аспекты проектирования систем: “человек – машина”

  54. Психологические аспекты проектирования систем: “человек – машина – человек”.

  55. Психологические аспекты проектирования систем:“человек – человек – машина”.

  56. Инженерно-психологические требования к средствам отображения информации (СОИ).

  57. Основные виды органов управления оператора.

  58. Динамика надёжности деятельности оператора.

  59. Инженерно-психологические требования к органам управления (ОУ).

  60. Инженерно-психологические требования к рабочему месту оператора.

  61. Роль и место моделирования в инженерно-психологических исследованиях.

  62. Сущность понятия «акмеология».

  63. Акмеология и профессиональная деятельность

  64. Сущность работоспособности и трудоспособности.

  65. Психологическая сущность профессиональной адаптации.

  66. Особенности социально-психологической адаптации специалистов.

  67. Адаптация анализаторных систем

  68. Психологическая профилактика и психогигиена труда: сущность и содержание.

  69. Технологии саморегулирования психических состояний.

  70. Сущность посттравматического синдрома.

  71. Психологическая реабилитация.

  72. Психологический анализ эффективности деятельности.



Литература



Основная

  1. Климов, Е. А. Психология труда [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов, Носкова О.Г. - М. : Академия, 2011.

  2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]
    / Е. А. Климов
    . – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012.

  3. Сергеев, С.Ф. Инженерная психология и эргономика [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.Ф. Сергеев. - М.: Народное образование. НИИ школьных технологий, 2008


Дополнительная

  1. Гербарт, Д. Организационная психология. Человек и организация [Текст]
    / Д. Гербарт, Л. Розенштиль. – М. : Гуманитарная академия, 2006.

  2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2005.

  3. Зинченко, В. П. Эргономика [Текст] : учебник / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. – М. : Логос, 2004.

  4.  Романова, Е.С. 147 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е.С. Романова. - М.: Аспект-Пресс, 2011

  5. Сергиенко, С. К. Практикум по инженерной психологии и эргономике [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. К. Сергиенко, Ю. Э. Писаренко, В. А. Бодров. – М. : Академия, 2003.

  6. Стрелков, Ю. К. Инженерная и профессиональная психология [Текст] : учеб. пособие / Ю. К. Стрелков. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005.





Похожие:

Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру факультета психологии ноу впо мпсу по направлению подготовки 030300 Психология
Настоящая программа составлена на основании требований фгос впо по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень)...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) "бакалавр"). Дисциплина «Педагогика»
Базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла для студентов, обучающихся по направлению 030300 «Психология». В...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма государственных аттестационных экзаменов по направлению 030300 «психология»
«Бакалавр психологии». Государственная аттестация на факультете психологии проводится по направлению «Психология» и подтверждает...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма дисциплины политология направление подготовки 030300 психология
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки 030300 «Психология» всех форм обучения
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма дисциплины Психология исследовательского поведения и решения комплексных задач для направления/ специальности 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 "Психология"...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма дисциплины Теория организации для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика» включает в себя: Цели и задачи освоения дисциплины. Место дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология магистерская программа «Клиническая психология»
Программа вступительных испытаний для лиц, имеющих профильное впо и поступающих на направление подготовки 030300 – Психология, магистерская...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология магистерская программа «Социальная психология»
Программа вступительных испытаний для лиц, не имеющих профильного впо и поступающих на направление подготовки 030300 –Психология...
Программа Вступительного экзамена по направлению подготовки 030300. 68 «психология» iconПрограмма Вступительного экзамена по направлению подготовки 230100. 68 «информатика и вычислительная техника»
Программа предназначена для подготовки кандидатов в магистратуру сга к вступительным экзаменам и рассчитана на уровень подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница