Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100»)




Скачать 15,13 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100»)
Дата03.02.2016
Размер15,13 Kb.
ТипУрок
Урок русского языка в 3-ем классе. (УМК «Школа 2100»)

Составила учитель нач. классов МОУ СОШ с.Восточное - Т.А.Антоненко


Тема: «Суффикс- часть слова. Роль суффикса в слове».

Цели:

Предметные:

  • учащийся узнает особенности суффикса как части слова;

  • различает существенные признаки суффикса;

  • дает определение и формулирует правило;

  • фиксирует алгоритм поиска суффикса в слове.

Метапредметные:

  • учится использовать морфемный конструктор как способ словообразования;

  • учится переносить частный способ исследования части слова на общий способ познания;

  • использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания.

Личностные:

  • посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.




Вводная часть:

Орг.момент:

Создание эмоционального настроя.

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах (3 группы по 6-7 человек). Улыбнитесь своей группе - поддержите друг друга, улыбнитесь мне - зарядите меня хорошим настроением.

Работая в группах, вы имеете право обмениваться мнениями, доказывать свою точку зрения и помогать друг другу по теме нашего урока.

Успешность групп будем оценивать по известным вам параметрам: результативность, сплоченность, умение слушать друг друга, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Основная часть

1) Актуализация знаний.

-А сегодня мы отправляемся в очередное путешествие по составу

слова.

Приготовьте наши паровозики.



- Какие части слова вы знаете? (корень и приставку, окончание)

- Назовите главную. Назовите значимую. Что знаете о каждой?

- Итак, в путь.

2) План работы:

- Ознакомимся с путевым листом:

1. Ст. «Разминка»

2. Ст. «Знакомая»

3. Ст. «Словарная»

4. Ст. «Поисковая»

5. Ст. «Проверочная»

(Учитель знает, что первые две станции – «актуализация знаний», третья и четвертая станции – «открытие нового знания», последняя – «рефлексия»).


- Отправляемся- записываем в тетрадь число и «Классная работа».


3) Станция первая «Разминка». Минутка чистописания. Фронт. работа.

а) – Рассмотрите запись, вычлените лишнюю букву и догадайтесь, над какой буквой мы будем работать? (буква а)



б) - Обоснуйте свой выбор: почему именно буква а лишняя в этой записи?

(т.к. буква а всегда обозначает один звук, а остальные буквы в зависимости от позиции в слове могут обозначать как один звук, так и два звука)


-Охарактеризуйте букву «а».(гласная, обозначает один звук, показывает твердость согласного звука). Назовите верхнее и нижнее соединение.

Запись в тетради: аг, ах, ан, ая, ал, ам


в) Упражнение на развитие зрительной памяти. Самост. раб.

-Определите закономерность, повторите запись у себя в тетради.

(учитель открывает запись на 5-10 секунд и закрывает, дети записывают в тетрадь то, что запомнили, проверка фронтальная)




-Какое продолжение может быть у этой записи? Обоснуйте свой ответ.

(запись будет такая: а я а ю а а э а ь а ы а ъ ,т. к. буква а чередуется с буквами алфавита в обратном порядке)

4) Станция вторая «Знакомая». Орфографическая работа:

а) -В каких орфограммах участвует буква «а»?(Проверяемая безударная гласная, непроверяемая безударная гласная, правописание слов с сочетаниями ча- ща, правописание приставок.) Все эти орфограммы есть в словах:

п_сс_жиры, у пов_ра, на площ_ди, н_бег,

в ч_ще, с б_гажом, з_щита, на лош_ди


Задание в группах:

- Обсудите задание в группе и выпишите слова на перечисленные орфограммы и разберите их по составу.

1-ая группа- слова с проверяемой безударной гласной «а»; (у повара, на лошади)

2-ая группа- слова с непроверяемой безударной гласной «а»;(пассажиры, с багажом) 3-я группа- слова с гласной «а» в приставках; (набег, защита)

4-ая группа- слова с сочетаниями ча-ща; ( на площади, в чаще)

(По окончании работы, проверка по одному человеку у доски, а группа выполнившая задание без ошибок, поощряется)

5) Станция третья «Словарная». Работа в группах.

-Буква «а» подарит нам новое словарное слово. Вы его сами разгадаете.

Работа в группах.(дети получают карточки с окошками и заполняют их коллективно.)


а) Разгадывание:

1-ая буква парная согласная в корне слова «ловкий»

2-ая буква безударная гласная в слове «страна»

3-я буква парная согласная с буквой «к»

4-ая буква гласная в приставке слова «подъезд»

5-ая буква как удвоенная в слове «Анна».

(У каждой группы на парте лежит карточка с пятью пустыми ячейками, в которые дети вставляют буквы по мере их разгадывания).



б) Частичный фонетический разбор: (фронтальная работа)

-Сколько в слове слогов?

-Назовите ударный слог.

-Назовите все согласные звуки.

-Назовите звонкие согласные звуки.

-Назовите мягкие согласные звуки.

-Назовите все согласные буквы.

-Назовите гласные звуки.

-Сколько всего звуков?

-А букв?

-Какой вывод о правописании этого слова вы можете сделать?

(звучание и написание совпадает)

в) –Чтобы лучше запомнить слово попробуйте зашифровать его в ребус (работают в группах).

(дети предлагают варианты, а учитель показывает свой)



- Запишите новое слово в сой словарик.



г) Работа в группах.

- Подберите однокоренные слова, объясните их лексическое значение.

- Запишите 2 любых слова, обозначьте орфограмму. ( вагон, вагончик, вагоновожатый, вагонное депо, вагонище, вагонетка).

б) Физминутка.


6) Станция четвертая «Незнакомая».

а) Проверка домашнего задания:

-Дома вам нужно было выяснить, являются ли слова «ведьма» и «медведь» родственными? (Да, так как они имеют один общий корень «ведать», что означает что- либо знать)

б) Сообщение подготовленного ученика:

-Ведьма- знающая, знахарка. Когда-то это слово было «хорошим», ведь ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало «плохим». А медведь- зверь, который ведает, знает где добыть мед.


-Назовите общую часть этих слов, которая делает эти слова родственными. (вед)

-Какое значение она придает словам? (ведать, значит что-либо знать)


в) –А я знаю еще одно слово с таким корнем, что оно означает?

- Разберите его по составу. (групповая работа)

разведчики

(дети встречают затруднение, т.к. умеют определять в слове только корень и приставку)

-Сделайте вывод:

-Мы не все части слова знаем, есть еще и другие.

_- Какова тема нашего урока? (незнакомая часть слова)


Учитель открывает запись на доске:

_________________- часть слова.

-Какие вопросы возникли у вас при чтении темы урока? Какие задачи вы ставите перед нами?

Дети: -О какой части слова идет речь?

-Какое место в слове она занимает?

-Зачем нужна в слове и в русском языке?

-Как пишется?

Учитель: -На все эти проблемы вы сегодня найдете ответы.


г) Ознакомление с новой частью слова. Групповая работа.

- Расставьте буквы по номерам и вы узнаете название новой части слова:


Ф -3 С – 7 У -2 И – 5 К – 6


7

2


3

3

5

6

7

с

у


ф

ф

и

к

с



–Как называется новая часть слова? (суффикс).

-Как звучит тема нашего урока? (учитель вписывает на доске)


Суффикс - часть слова.


-Пронаблюдайте за этой частью слова по плану указанному в дневнике наблюдений и запишите свои мысли, а консультанты представят всем ваши выводы.




Дети, работая в группах, записывают в пустые ячейки свои наблюдения, что суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и образует новые слова. По окончании работы консультант каждой группы зачитывает полученное определение суффикса. Группа, успешно справившаяся с заданием, поощряется.

-Сверим ваши выводы с выводами учебника.

Ученики вклеивают новое определение на свои паровозики.

д) Учитель:

-Суффикс удивительная часть слова.

Иногда они звонят, как колокольчики: -еньк-, -оньк-, -ушк-,

стучат каблучками: -ик-, -ек-, -чик-, -ник-;

иногда поют, как птицы: -ец--чив-, -лив-;

ласкают слух: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-.

-Скажите, где в повседневной жизни вам может пригодится знание этих суффиксов?

е) Первичное закрепление. Работа в группах:

-С помощью суффиксов образуйте новые слова.

Каждая группа получает части слов и суффиксы. Ребята образуют новые однокоренные слова, выделяют суффиксы (суффиксы ранее обозначенные).

1-ая гр.: мал + еньк, береза + оньк, изба + ушк,

2-ая гр.: ключ + ик, зверь + ек, вагон + чик, лес + ник,

3-я гр.: мороз + ец, измена + чив, трус + лив,

4_ая гр.: мышь + онок, кот + енок, мышь + ат, утка + ят,


При проверке дети называют образованные слова и указывают суффикс (устно с места). Учитель одновременно отмечает «крышечкой» встретившиеся суффиксы на доске. За верно выполненное задание они получают поощрение.

-С помощью чего вы образовали эти слова? (с помощью суффикса)

-Как можно назвать этот способ образования слов? (суффиксальный)


ж) Работа с учебником.(упр. 193 на стр. 131)

Проверка: -Назовите суффиксы, с помощью которых вы образовали слова.

5) Станция пятая «Проверочная». Индивидуальная работа.


а) Индивидуальная игра «Плюсы и минусы». (Правила: если утверждение верное, то под нужным номером ставим знак (+),

а если утверждение неверное, то ставите знак (-).


  1. Суффикс значимая часть слова.(+)

  2. Суффикс стоит перед корнем.(-)

  3. Суффикс образует новые слова.(+)

  4. Суффикс стоит после корня. (+)

  5. Суффиксы со словами пишутся раздельно.(-)

  6. Суффикс входит в основу слова.(+)

  7. Суффикс стоит между корнем и окончанием.(+)

  8. Суффикс главная часть слова.

  9. Суффиксов в слове может быть больше, чем один.(+)


(При проверке дети соединяют плюсы по возрастанию номеров. Если все ответы были верными, то на листочке должен получится силуэт цифры 5.

- У кого получилась цифра 5 - это ваша оценка за урок. У кого не получилась, тому надо вернуться к этой теме еще раз и завтра повторить работу на следующем уроке.

- 2


+3 +1

-5


+4 +6 -8


+9 +7


б) Включение нового знания в систему знаний о составе слова.

Работа с перфокартами в группах:




- По описанию, определите о какой части слова идет речь и найдите ее место в карточке. ( Проверку проводит учитель. Группа, верно выполнившая задание, поощряется)



Зак-лючи-тель-ная часть

  1. Подведение итогов работы групп по параметрам заданным в начале урока.

-Успешнее всех сегодня работала___ группа? Как вы думаете, почему?

(они были дружнее, собраннее, внимательнее)


-Но сегодня я хотела бы отметить работу___ группы, они не спорили,а доказывали свою точку зрения друг другу, не мешая работе других групп .

- Лучше всех аргументировали свои выводы ребята ___ группы.

(так учитель отмечает положительные стороны каждой группы)


2)Подведение итогов урока.

-Выберите и закончите фразу:

Я хорошо знаю, что…

Я должен знать, что…

Я уверен, что смогу…

Мне еще надо…

  1. Дом. задание:

а) выполнить упражнение;

б) оформить новую часть слова в опорную карточку;

в) выучить определение суффикса.

Похожие:

Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconУрок русского языка в 6 классе на тему
Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconУрок внеклассного чтения в 3 классе «Сказки о путешествиях»
Урок внеклассного чтения в 3 классе «Сказки о путешествиях». Мусина Т. Н, учитель начальных классов. Программа «Школа- 2100». 2010...
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconПлан-конспект урока русского языка 8 классе
Тип урока: урок-семинар, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconУрок подготовки к егэ по русскому языку в 10-м классе. Тема: "Роль языка в жизни общества" Садриева Наиля Тимуровна, учитель русского языка и литературы
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconУрок русского языка
Это даёт возможность реализовать ценностный учебный, развивающий и воспитательный аспекты русского языка как учебного предмета
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconУрок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши»
Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении...
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconУрок русского языка в 9 классе 27. 11. 2010г
Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях, формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных...
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconРабочая программа 2 класс «Школа 2100»
Обучение по образовательной программе «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным...
Урок русского языка в 3-ем классе. (Умк «Школа 2100») iconУрок русского языка в 8 классе
С. И. Львова, В. В. Львов. Русский язык. 8 класс. В 2ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница