Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове»




НазваниеСборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове»
страница1/10
Дата03.02.2016
Размер21,1 Kb.
ТипСборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Азове


КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, МАТЕМАТИЧЕСКИХ

И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН





СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА:

ДИАГНОСТИКА, АНАЛИЗ, ПУТИ РЕШЕНИЯ


Сборник статей

IV заочной студенческой научно-практической конференции


Май 2009 г.


Азов

2009

ББК 60.54я431


Печатается по решению Совета филиала ГОУ ВПО

Филиал Российского государственного социального университета

в г. Азове


Социальные проблемы современного общества: диагностика, анализ, пути решения. Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. – Азов: ООО АзовПечать, 2009. – 108 с.


В сборнике представлены статьи студентов ГОУ ВПО «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове», выполненные на кафедре гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин и принявшие участие в IV заочной студенческой научно - практической конференции 2009 года «Социальные проблемы современного общества: диагностика, анализ, пути решения».

Материалы сборника посвящены сущности социальной работы по анализу актуальных социальных проблем современной России, способам их диагностики и решения. Содержание сборника отражено в 4 разделах: «Человек и общество: проблемы взаимодействия», «Социальная работа с детьми и молодежью», «Социальная работа с семьей и пожилыми людьми», «Социальные аспекты профессиональной деятельности человека».

Материалы сборника могут быть полезны специалистам социальной сферы, социальным педагогам и психологам, студентам социальных вузов специальности «Социальная работа».


Общая редакция Андреевой О.И., доц., к.п.н., зав. кафедрой гуманитарных,

математических и естественнонаучных дисциплин АФ РГСУ.


© Коллектив авторов, АФ РГСУ,

2009


РАЗДЕЛ I.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Зинченко Н.

Андреева О.И., к.п.н.


Профилактика психологии бедности

как направление работы социальной сферы


С начала 90-х годов ХХ столетия бедность прочно стала темой номер один в социальной сфере России. Причиной этому послужили объективные обстоятельства, связанные, прежде всего с тем, что начало экономических реформ повлекло обесценивание сбережений населения, рост открытой и латентной безработицы, появление и развитие феномена хронической задолженности по заработной плате и социальным пособиям, резкую социально-экономическую дифференциацию регионов. Реальный уровень доходов и потребления большей части населения России существенно сократился.

В целях решения этой проблемы одним из методов государственной политики явилось создание учреждений социальной направленности, а также введение новой профессиональной отрасли «социальная работа». Оказание помощи бедным и малоимущим, чьи ряды резко увеличились в 90-е года, вот была главная цель специалистов по социальной работе. Поэтому одним из важнейших направлений современной социальной политики в России, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в условиях радикальных экономических преобразований является решение проблемы бедности.

В последнее время самой актуальной и самой обсуждаемой проблемой во всем мире стал – кризис. Кризис беспрецедентен и будет затяжным, российская власть пока реагирует на него ситуативно, не ведя активной политики. Какой она должна быть, представления нет. Ни государство, ни общество не готовы к преодолению кризиса. Поэтому, мы считаем, что исследование психологии бедности как социальной проблемы крайне важно для практики в ходе последних событий в нашей стране в частности, поскольку здесь заключены большие резервы повышения эффективности принимаемых на государственном уровне решений.

В своем исследовании мы предположили, что одним из факторов устойчивости бедности как явления в современной России является широкое распространение субкультуры бедности и недооценка психологического аспекта этого явления не только в общественном сознании, но и в профессиональной деятельности социальных служб, что снижает эффективность их работы с малоимущими гражданами.

В теоретической части раскрыты социологические подходы к изучению бедности, даны определения понятия «бедность», критерии ее измерения и причины воспроизводства бедности. Итак, бедность – это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи.

Далее в работе освещается понятие социальной стратификации – как некой структуры общества и отдельных слоев населения или страт. В работе рассматриваются причины бедности в представлении россиян, из которых мы выделили следующую триаду: собственно сама экономическая политика в стране, личные качества человека, а также его стартовые социальные возможности (семья, образование и т.д.)

Бедность - категория не столько экономическая, сколько психологическая. И в этом смысле с нею очень нелегко бороться. Печально констатировать тот факт, что существующие стратегии борьбы с бедностью не рассматривают бедность как культурный феномен и поэтому они малоэффективны. В работе сделан акцент на анализе психологических характеристиках субкультуры бедности.

Под субкультурой бедности мы понимаем своеобразный сгусток сознания в виде определенной картины мира и вытекающих из нее специфических норм, ценностей, символов, стереотипов, языка (диалекта, сленга) этикета, восприятия.

Субкультура бедности имеет свои характерные черты :

  • экономическая и социальная зависимость;

  • отсутствие четких моделей ролевого поведения;

  • девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;

  • отчуждение и политическая пассивность;

  • отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

  • повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);

  • доминирующее положение женщины в семье;

  • ранний секс;

  • преклонение перед физической силой.

Для подтверждения гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование. Оно проводилось в 3 этапа.

Первым этапом нашего исследования стала вторичная обработка данных социологического опроса, проводимого сотрудниками ВЦИОМ и Левада-Центра, с целью измерения уровня бедности в России с 90-х годов до настоящего времени.

Было выявлено, что субъективные оценки бедности по данным Левада-Центра оказываются заметно выше официальных расчетов Госкомстата РФ, в первую очередь по сравнению с показателем «численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума». Однако и расчеты Левада-Центра, и данные Госкомстата имеют одинаковую динамику. Они фиксируют всплеск распространения бедности в 1998-1999 годах как результат финансового кризиса 1998 года. Затем происходит ощутимое снижение доли бедных семей все последующие годы вплоть до настоящего времени. Причем темпы снижения примерно одинаковые: показатель «численность населения с доходами ниже прожиточного минимума», рассчитываемый Госкомстатом, уменьшился в 4 квартале 2002 года по сравнению с 1998 годом на 24%, доля бедного населения, рассчитываемая в Левада-Центре, за этот же период уменьшилась на 20%.

Таким образом, мы проследили, что бедность - явление не скоротечное и возникло не в ходе последних реформ государства, что доказывает устойчивость этого явления в современной России.

Второй этап нашего исследования был поделен на два блока. Первым блоком мы проанализировали отношение респондентов к народным пословицам и поговоркам с целью определить наличие элементов психологии бедности в массовом сознании. Второй блок данного этапа – это опрос (анкетирование) населения с условным разделением по категориям «бедные» и «богатые».

В опросе приняло участие 70 респондентов, мужчины и женщины в возрасте от 17 до 57 лет.

Исследование показало, что реальная картина отражения богатства и бедности в современном российском самосознании находится где-то посередине между двумя этими крайностями. Достаточно посмотреть на отношение россиян к пословицам и поговоркам о бедности и богатстве, в которых аккумулирована народная мудрость, чтобы убедиться: с того времени, как они появились, согласие с ними большинства населения по-прежнему сохраняется Анализ данных, представленных в таблице показал, что в сознании российских граждан обнаруживаются как различия, так и сходства в отношении к ряду пословиц у представителей условно «богатых» и «бедных» слоев населения. Некоторая разница (на 2,5%) наблюдается во взгляде на взаимозависимость между умом и богатством, люди с более высоким доходом (18,5%) охотнее обнаруживают параллель этих характеристик. В свою очередь, бедные придерживаются позиции о том, что именно в них заключен источник общественной добродетели (77% бедных на 59% от богатых респондентов).

Следующим шагом нашей исследовательской деятельности стал опрос жителей Азова, методом случайного отбора.

Путем математической обработки данных, полученных в ходе опроса, нами были сформулированы следующие результаты:

На нужды первой необходимости хватает средств 58,1% опрошенным, 48,8% опрошенных считают себя свободными (не закрепощенными) людьми, однако 55,8% при этом иногда испытывают комплекс неполноценности.

Людей, которые в своей жизни испытывали хоть какой-нибудь вид насилия выявилось – 61%, в том числе: моральному – 58,1%, физическому – 2,3%, психологическому – 39,5%, сексуальному – 2,3%.

И, наконец, на вопрос о том, что необходимо для счастья ответы были следующими:

70,3% – необходимы деньги,

14,8% – хотят власти,

11,1% – нуждаются в образовании,

40,7% – респондентов не достает любви,

14,8% – выбрали здоровье.

Печален тот факт, что люди, у которых признаки бедности видны не вооруженным глазом, вообще отказывались даже читать анкету, ссылаясь, кто на отсутствие очков, кто на ненужность данного исследования. Поэтому наше предположение выявить элементы субкультуры бедности и степень ее распространения с одной стороны не нашли своего полного подтверждения. А с другой, латентно проявили себя некоторые признаки субкультуры бедности, такие как:

  • Экономическая зависимость,

  • Отсутствие уверенности в себе.

Итак, второй этап исследовательской деятельности позволил констатировать факт присутствия элементов субкультуры бедности в массовом сознании населения в явной и латентной ее форме. Все это дало нам право перейти к следующему этапу нашего исследования, одним из направлений которого стал анализ учета особенностей психологии бедности и эффективности функционирования учреждений социальной направленности при работе с малоимущими гражданами.

На третьим этапе нашего исследования мы проанализировали нормативно-правовую документацию учреждений социальной защиты населения, а также провели экспертный и социологический опросы.

Анализ документов показал: что деятельность работников социальной сферы не идет в разрез с правовой базой, но имеется несоответствие нормативно-правовой базы деятельности социальных служб.

Таким образом, мы выявили, что одной из причин низкого качества работы социальной системы является отсутствие должного внимания к психологическим особенностям клиентов, т.е. недооценка аспекта субкультуры бедности сознанием работника.

Для подтверждения этого вывода мы провели экспертный опрос 5 сотрудников учреждений социальной защиты граждан, занимающих руководящие должности. Подводя общий вывод, мы вынуждены констатировать факт низкой культуры и профессионализма наших респондентов, т.к. не один из экспертов не смог назвать направления и технологии социальной работы по профилактике бедности в современном социуме.

Далее, согласно хода, исследования, естественным стал вопрос о получении гражданами помощи от государства. Из 70 опрошенных граждан только 10% (7 человек) ответили положительно, остальные 90% - нет.

Таким образом, общий анализ данных, полученных в ходе третьего этапа исследования, подтвердил, что недооценка психологического аспекта бедности в массовом сознании лиц, нуждающихся в социально-экономической помощи, широко распространена не только в социуме, но и в профессиональной деятельности социальных служб, что резко снижает эффективность их работы с малоимущими гражданами.

Обобщив все результаты, полученные нами в ходе исследовательской деятельности, мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза о том, что одним из факторов устойчивости бедности как явления в современной России является широкое распространение субкультуры бедности и недооценка психологического аспекта этого явления не только в общественном сознании, но и в профессиональной деятельности социальных служб, что снижает эффективность их работы с малоимущими гражданами, нашла свое всестороннее подтверждение.

В заключительной третьей главе мы рассмотрели направления государственной социальной политики в решении проблем профилактики бедности и предложили комплекс психологических упражнений, направленных на профилактику бедности среди населения.

Бедность, по-прежнему остается глобальной проблемой у нас в стране и во всем мире. Мы пришли к выводу, что ее нельзя полностью искоренить, но можно уменьшить. Это позволило нам в окончании дипломной работы рекомендовать ряд психологических тренингов, способствующих минимизации психологии бедности в массовом сознании населения.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи реализованы, а гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.


Гресив К.

Давлятова С.В., к.пс.н.


Феномен маргинальности

в современном российском обществе


Трансформация социально-экономической и политической систем современного российского общества способствует активизации процессов переструктурирования социальных объектов и формирования новой социальной структуры, что ведет к интенсификации процессов маргинализации и образованию большого количества переходных и периферийных маргинальных групп. Вследствие этого происходит изменение социальной структуры российского общества в сторону увеличения маргинального сегмента, изучение которого является актуальным с точки зрения исследования трансформирующегося общества и социальных явлений, сопровождающих этот процесс.

Маргинализации в современной России подвергаются не только традиционные социальные аутсайдеры, но и молодежь, которая является основным агентом социального воспроизводства. Маргинализация молодежи носит преимущественно структурный характер, определяется вытеснением молодежи на социальную периферию, исчезновение ясных социальных перспектив.

В ходе выполнения данной работы мы столкнулись с распространенным убеждением о том, что молодежь является маргинальной социальной общностью. В своем исследовании мы высказываем предположение о том, что современная молодежь не является маргинальной общностью, а ее противопоставление себя социуму, условно названное нами «культурным бунтом», объясняется особенностями возрастной психологии.

Первая глава диплома теоретическая и посвящена рассмотрению маргинальности как социального явления, а также изучению проблемы маргинализации современного российского общества.

Вторая глава работы практическая и посвящена изучению маргинализации молодежи в современном российском социуме. Особого внимания в этой главе заслуживает эмпирическое исследование, проведенное нами в целях доказательства выдвинутого нами предположения.

Согласно данным, полученным нами в ходе анализа литературы, маргинальность определяется четырьмя основными критериями:

1) осознание себя как отделенной социальной общности, выделяющейся по различным критериям из общей совокупности социальных групп;

2) отрицание маргинальной группой общепринятых в социуме ценностей;

3) повышенный уровень девиантности в маргинальной группе;

4) неприятие обществом ценностей маргинальной группы.

В ходе критического анализа литературных источников, представленного нами, мы констатировали несколько особенностей возрастной психологии, присущих современной молодежи, таких как, нигилизм, эгоцентризм, максимализм и предрасположенность к социальному экспериментированию. Именно этим, с нашей точки зрения, и объясняется некоторая обособленность молодежной общности в социальной структуре современного российского общества. Для того, чтобы доказать это, мы предложили молодым людям в количестве 90 человек ответить на вопросы предложенной нами анкеты.

Респонденты были поделены нами на 3 группы, согласно их занятости и условно эти группы были названы как младшая (14-18 лет - учащиеся), средняя (18-24 года – студенты и работающие) и старшая (25-30 лет – специалисты, семьянины), количественно эти группы были представлены равным составом по 30 человек.

24% от опрошенных нами молодых людей не идентифицируют себя с этой возрастной группой, т.е. мы не можем констатировать факт наличия в современном социуме неделимой социальной общности именуемой молодежью. Это мы можем объяснить повышенным уровнем эгоцентризма распространенного в молодежной среде, т.к. каждая возрастная группа, условно выделяемая в этом социальном слое замкнута исключительно на свои проблемы.

Проанализировав жизненные стремления молодых людей в разных возрастных группах, мы можем утверждать, что ценностные ориентации претерпевают значительные изменения в процессе социализации и интеграции молодежи в общество. Более ранние жизненные стратегии характеризуются юношескими амбициями, максимализмом и другими особенностями возрастной психологии.

Следующим этапом нашего исследования стал сравнительный анализ жизненных позиций и ориентаций молодежи и старшего поколения. Для этого к проводимому нами опросу мы подключили 90 респондентов старшего возраста в возрастном критерии от 31 до 75 лет.

Анализ ценностей распространенных в молодежной среде выявил социальную ориентированность установок современных молодых людей. При этом анализ ценностей и установок двух возрастных групп: молодежи и старшего поколения, не обнаружил существенных различий в их представлениях, о значимости предложенных им категорий для себя и для общества в целом. Современная молодежь показала, что обладает значительным социо-культурным потенциалом, следует подчеркнуть выявленную тенденцию преемственности ценностных систем поколений «отцов» и «детей». Хотя ценностные ориентации имеют и некоторые различия на наш взгляд, вытекающие из характера нынешних социально-экономических условий. При этом нам удалось зафиксировать экспериментальную направленность молодежи, это выражается в повышенной любознательности и здоровой доле нигилизма в отношении к не существенным, по мнению молодых людей, ценностям общества.

Сравнительный анализ отношения молодежи и старшего поколения к различного родам девиациям, распространенным в обществе показал, некоторую отстраненность молодежи в оценке негативности этих явлений для социума. С нашей точки зрения это можно объяснить нигилизмом молодежи, а также отсутствием интереса к проблеме, не затрагивающей каждого конкретно. При этом проявления негативных социальных явлений: курения, алкоголизма и наркомания, среди опрошенных нами респондентов близко по своим характеристикам, исключение составляет только наркомания, распространенная преимущественна в среде молодежи.

Анализ статистических данных о проявлении девиантности в молодежной среде выявил высокий уровень преступности и других негативных поведенческих характеристик. Однако, по нашему мнению, причины этих проявлений кроются отнюдь не в проблеме маргинализации современного молодого поколения, а скорее в проблеме падения духовных и культурных ценностей во всем социуме и в причине не заинтересованности власти в сохранении здоровья своей нации.

Таким образом, гипотеза о том, что современная молодежь не является маргинальным социальным слоем, а ее поведенческие особенности обусловлены спецификой возрастной психологии, нашла свое подтверждение.

Все это позволило нам сформулировать ряд рекомендаций по формированию благоприятной социальной среды для снижения уровня маргинализации современной молодежи.


Зелинская А.

Громакова В.Г., к.б.н.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconРоссийский государственный социальный университет
Научное творчество студенческой молодежи: социально педагогический аспект. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции...
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconВ сборнике собраны материалы, отражающие степень заинтересованности студентов по самым актуальным проблемам современности. Авторы, принявшие участие в
Интеллектуальный ресурс – 2009 : сборник докладов 4-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. – В 2-х ч. Ч. –...
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconТезисы докладов
Современный социум глазами студентов: Тезисы докладов студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2007 года. Азов: ООО...
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconСборник статей /Под ред. Андреевой О. И. (Проблемы социальной работы; Вып. 3). Азов: ООО «АзовПечать»
Семья в современном социуме: актуальные проблемы социально-психологического здоровья. Сборник статей /Под ред. Андреевой О. И. (Проблемы...
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconФедеральное агенство по образованию российский государственный социальный университет
Россия в эпоху перемен: социальный вектор. Сборник материалов III студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2008 года....
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconБийский технологический институт (филиал)
Прикладные аспекты химической технологии полимерных материалов и наносистем (Полимер-2009): материалы III всероссийской научно-практической...
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconПриведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с

Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconИтоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой научно-практической конференции (г. Казань, 24-25 июня 2012 г.)
История России и Татарстана: Итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции...
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconНаучно-практической конференции
Мир изучаемого языка: лингвистика, переводоведение, культура: мат-лы студенческой научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во...
Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове» iconПрограмма 68-ой научно-практической конференции студентов
Сборник тезисов 68-й научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета международных отношений бгу....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница