Литература




Скачать 31,97 Kb.
НазваниеЛитература
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер31,97 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8
Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе.


Содержание


Введение…………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Теоретические аспекты организации здоровьесберегающей

среды в общеобразовательных учреждениях……………………………..

1.1. История вопроса, современные подходы к решению проблем…………….. 8

1.2. Здоровье школьников как педагогическая проблема……………….…… 14

1.3. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса

в школе……………………………………………………………………………... 31

Глава 2. Управление развитием здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе…………………………………………………

2.1. Реализация программы «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе» в муниципальном образовательном учреждении

«Бальзинская средняя общеобразовательная школа»…………………………... 53

2.2.Ресурсное обеспечение управления развитием здоровьесберегающей

среды в школе……………………………………………………………………... 61

2.3. Мониторинг состояния здоровья учащихся ………………………………... 67

Заключение …………………………………………………………………………73

Приложения………………………………………………………………………... 75

Литература………………………………………………………………………...122

Введение


Актуальность. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие. 1.1. га, мест рекреации, учебно0мирование здорового образа жизни.-ичного развития ребёнка, целей его воспитания, как об условии

Конец двадцатого столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения. За этот период сложились определённые представления о концептуальных основах такой работы и её основных направлениях, получены обнадёживающие результаты по определённым аспектам оздоровительной деятельности. В то же время стало очевидным, что для превращения обычной массовой школы в школу содействия здоровью недостаточно простого набора отдельных профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования на 2000—2010 гг. в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников

Оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней физического, нервно-психического развития ребёнка, функционального состояния органов и систем, наличия или отсутствия хронических заболеваний, врождённых пороков развития. По данным многолетних наблюдений, проведённых Институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

В связи с усложнением и увеличением учебной нагрузки у обучающихся выявляется повышенная невротизация и констатируется увеличение количества больных детей. А ведь известно, что здоровые, полноценно развитые молодые люди смогут успешно пройти социализацию во взрослой жизни и творчески трудиться на своё и общественное благо.

Несмотря на достаточную изученность данной проблемы, в то же время следует отметить, что ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения. Неразработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся в условиях школы обусловлена следующими противоречиями. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья учащихся; с другой стороны, между отсутствием системы работы в школе и необходимостью разработки содержания работы по здоровьесбережению, спецкурсов и осуществлению мониторинга результативности организации здоровьесберегающей деятельности. Перечисленные противоречия обуславливают необходимость поиска новых, нетрадиционных путей организации школьников в целях сохранения их здоровья, что и стало проблемой нашего исследования. Актуальность исследования и проблемы обусловили выбор темы научно-практического исследования: «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе».

Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность в школе.

Предмет исследования: управление развитием здоровьесберегающей среды в школе

Цель: определить управленческие основы развития здоровьесберегающей среды в школе

Гипотеза: управление, организация здоровьесберегающей деятельности

в школе будет эффективна, если:

  • в структуре школы будут созданы программы, осуществляющие деятельность по здоровьесбережению;

  • обогащается содержание образования по здоровьесбережению;

  • осуществляется мониторинг результативности организации здоровьесберегающей деятельности.

Задачи:

  1. Раскрыть научные предпосылки проблемы здоровьесбережения школьников, определить «здоровье» как поленаучную категорию в контексте психологии, педагогики, физиологии, медицины.

  2. Рассмотреть современное состояние проблемы организации здоровьесберегающей деятельности в школе.

  3. Раскрыть организационно-содержательные аспекты создания Центров.

  4. Разработать программы спецкурсов по здоровьесберегающей деятельности.

  5. Осуществить мониторинг результативности организации здоровьесберегающей деятельности в школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретические методы исследования:

- анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования.

2. Психолого-педагогические методы исследования:

- изучение школьной, учительской и ученической документации, опрос (индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение)

3. Медико-биологические методы исследования:

- антропометрия.

Также были использованы диагностические методики.

Наше исследование проходило на базе Бальзинской средней общеобразовательной школы. Участвовали родители, учащиеся, учителя.

Исследование по данной проблеме осуществлялось в 2006-2008гг. в 3 этапа: I этап: 2006-2007 г. Определение проблемы, определение научного аппарата и основных научных положений исследования.

II этап: 2007-2008 гг. Обобщение и систематизация материалов исследования, постановка эксперимента, мониторинг процесса и результатов опытно-экспериментальной работы.

III этап: 2008-2009 гг. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Анализ итогов исследования. Оформление текста дипломной работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «здоровье», «здоровьесбережение», раскрытии управленческо-организационно-содержательных аспектов реализации здоровьесберегающих условий.

Практическая значимость заключается в том, что разработаны:

- программа «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы»;

- программа «В здоровом теле здоровый дух» (физкультурно- оздоровительное направление учебно-воспитательной деятельности школы;

- положения об общешкольном конкурсе «Спортсмен года», «Самый здоровый класс»

- методические рекомендации для педагогов школы, включающие учебный план, превентивные методики диагностики состояния здоровья педагогов, учеников, критерии оценки утомления-переутомления педагогов, учеников.

- в разработке и реализации программ спецкурсов по формированию ценности здоровья;

- в разработке и практическом применении системы мониторинга результативности организации здоровьесберегающей деятельности.

Достоверность результатов исследования определяется положительными результатами опытно-экспериментальной работы, эффективностью выбранной методики, что получило подтверждение в результатах количественного анализа полученных данных.

Структура работы состоит из введения, 2х глав, заключения, библиографического списка (61 наименование), приложений (21). Текст дипломной работы сопровождается таблицами, анкетами.


Глава 1. Теоретические аспекты организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях

1.1. История вопроса, современные подходы к решению проблем

Школа и общество — сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за послед­ние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходя­щие практически каждые 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной — «проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития» (46,8). Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? Не потому ли, что за прошедшие 100 лет состояние здоровья детей России постоянно вызывало тревогу, опасение за будущее страны. В последнее время мы много говорим о резком ухудшении здоровья детей, но и начало XX века в России нельзя было считать благополучным. Это были годы высокой детской смертности. Чрезвычайно низок был уровень общей и особенно гигиенической культуры насе­ления и гигиенических условий жизни. Не лучше были гигиенические и прочие условия обучения в народных школах и училищах.

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию.

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия» (47, 85).

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и пред­ложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здо­ровье и физическое развитие учащихся.

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определя­ющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Даже в относительно спокойные и сравнительно благополучные годы, когда отмеча­лось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое сни­жение или полная ликвидация ряда заболеваний (например, туберкулеза, полиомиелита), индекс здоровья школьников был достаточно низким, наблюдалось резкое ухудшение зре­ния, осанки, рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями в течение всех лет обучения в школе.

Вероятно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентиро­ванная на получение большого количества информации и обширные теоретические зна­ния по разным предметам, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения (неприспособленные помеще­ния, занятия во вторую смену, большое количество детей в классе, несоответствие школь­ной мебели, массовое отсутствие спортзалов и т.п.) вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин «школьных болезней», на которые специалисты обращали внимание еще в 70-х годах XIX века. Например, работами профессора Н.И. Быстрова и доктора В.Г. Нестерова было установлено, что процент учащихся, страдающих от головных болей и расстройств нервной системы, увеличивается пропорционально возрас­ту и количеству часов, уходящих на систематическое обучение. В это же время именно в России впервые был введен «врачебный надзор за школами, определены рекомендации по организации школьной жизни» (46,307).

Следует заметить, что «вторжение» врача в школу вызывало недовольство педагогов, считавших, что только они могут решать чему и как нужно учить ребенка, опасавшихся, что соблюдение гигиенических требований может расстроить сложившуюся систему пре­подавания, изменить учебные планы, снизить образовательный уровень учащихся. Задачи врача и педагога не совпадали. И за последние 100 лет ситуация изменилась мало. Быть может, у педагогов того времени были какие-то основания для того, чтобы счи­тать организацию школьной жизни удовлетворительной (47,66). Однако, на наш взгляд, более объективны характеристики двух великих российских мыслителей того времени — писа­теля Л. Н. Толстого и педагога К.Д. Ушинского.

Л.Н. Толстой выделяет особое «школьное состояние души», при котором «все выс­шие способности — воображение, творчество, соображение — уступают место каким-то «полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания».

К.Д. Ушинский еще более категоричен: «Изучая процесс памяти, мы видим, как бессо­вестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, ес­ли из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет... Как мало еще сделала педа­гогика для облегчения работы памяти — мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках».

Все это, по-видимому, определило особую роль школы в охране и укреплении здоровья школьников. Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, т.к. через школу проходят все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют боль­шую часть времени бодрствования каждого ребенка.

С 1930—31 учебного года в России было введено обязательное начальное обучение. В 1932 году государственными службами (Наркомздравом и Наркомпросом РСФСР) был разработан режим дня школьников, предложены примерные нормы продолжительности приготовления домашних заданий, т.е. впервые законодательно решалась проблема учеб­ной и внеучебной нагрузки, нормативно определялись условия сохранения физического и психического здоровья школьников.

В 1933 году правительство России впервые выделило в числе задач школы ответствен­ность педагогов за здоровье детей и их гигиеническое воспитание и расширило обязаннос­ти школьного врача. В 1935 году правительство СССР (СНК СССР) вновь обратило внимание на учебную нагрузку школьников и определило продолжительность учебных занятий в школе в тече­ние учебного дня и недели. Однако с 1937 года функции школьного врача были переданы участковому педиатру, и школа потеряла специалистов, только начавших совместную ра­боту с педагогами по нормализации учебной нагрузки и охране здоровья школьников.

Война (1941-1945) изменила приоритеты в проблеме охраны здоровья детей, главными в этот период были противоэпидемические мероприятия, организация питания и другие жизненно важные проблемы. Но уже в 1944 году в составе Академии педагогических наук России был создан Институт физического воспитания и школьной гигиены (в настоящее время — Институт возрастной физиологии Российской академии образования), первым директором которого стал академик Н.А. Семашко. Институту было поручено провести комплексное изучение влияния войны на здоровье детей и подростков, разработать оздоро­вительные мероприятия, а также пятилетний план развития школьной гигиены, т.е. разра­ботать основные направления здоровьесберегающей деятельности школы. Эта работа про­должается в Институте возрастной физиологии в течение всех 60 лет его существования.

С 1945 года в школах вновь появились врач и медсестра, были уточнены их задачи, ви­ды их работы. Для решения тех задач, которые стояли перед школьными врачами, необхо­димы были данные о возрастных особенностях развития детей, динамике состояния их здоровья, последствиях войны. В тот же период было проведено первое послевоен­ное изучение физического развития и состояния здоровья детей России, которое показа­ло, что за годы войны снизились показатели физического развития, изменились сроки по­лового созревания девочек и мальчиков, ухудшились показатели состояния здоровья.

В 50-е годы появились новые задачи охраны и укрепления здоровья и новые проблемы научных исследований, связанные с массовым развитием детского спорта, проведением детских соревнований (спартакиад), открытием детских спортивных школ.

Перестройка всей жизни общества в конце 80-х годов коренным образом изменила и жизнь школы. Однообразная, жестко регламентированная, с едиными программами, учеб­никами, методиками, структурой школьного обучения школа раскололась на сотни разных вариативных школ, каждая из которых считал, а делом чести работать не по традиционным, а по своим программам, разработать свои учебные пособия, предложить свой план обуче­ния. Именно в середине 90-х годов прошлого века возникли предпосылки для разработки концепции здоровьесберегающей школы, реализующей ком­плексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников. Тогда же были опре­делены основные компоненты здоровьесберегающей деятельности школы, включающие не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую организа­цию учебного процесса, здоровьесберегающие (т.е. соответствующие возрастным и инди­видуальным возможностям) методики обучения и специальные учебные программы фор­мирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

В конце XX в. В России получило распространение новое научное направление науки и практики – валеология (в пер. с лат. – наука о здоровье). Валеология – это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека.

Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов и др. специалистов в создании учения о здоровье и оздоровительных технологиях» (32, 79).

Особый вклад в становление педагогической валеологии оказали работы В.Бехтерева, в частности, его труд «Личность и условия развития её здоровья».

И все же мы прошли это сложное десятилетие не без потерь. Социальные потрясения, падение уровня жизни, ухудшение качества общедоступной медицинской помощи в соче­тании с плохим питанием и возрастающими учебными нагрузками ухудшили состояние здоровья школьников. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. За время обучения 70 % функциональ­ных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию шко­лы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольнои среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12 %, а в старшей — 21 %. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна — развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обо­стрение хронических заболеваний.

В так называемых школах «нового типа» — гимназиях, лицеях — нагрузки настолько высоки, что в V—IX классах достоверно чаще по сравнению с массовыми школами отмеча­ются клинически выраженные вегетативно-сосудистые расстройства (19,3%, в массо­вых— 3,8%), нейроциркуляторная дистония (10,4 и 2,9%), неврологические расстройства (14,0 и 3,2%). До 80 % учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нару­шения состояния здоровья.

Особенностью последнего десятилетия является рост социально обусловленных болез­ней, которые выросли с 1991 по 1997 годы (например, у подростков — сифилисом в 21 раз, наркоманией в 12 раз, алкоголизмом в 24 раза). Следует учесть, что практически нулевая заболеваемость в 1991 году не может не вызывать сомнения, но ежегодный рост количест­ва заболевших подростков не вызывает сомнения. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье. Отдельные программы, реализуемые по инициативе региональных Управлений образования, отдельных энтузиастов, создающиеся в последние годы «Шко­лы здоровья» пока не стали массовыми. Информация, которую получают школьники на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности разроз­нена, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

Есть надежда, что происходящая в данное время в России модернизация образования, числе основных целей которой выделено сохранение и укрепление здоровья школьников, сможет решить эту задачу, сформулированную педагогами и гигиенистами России более 100 лет назад, но так и нерешенную до настоящего времени.


1.2. Здоровье школьников как педагогическая проблема

Российская педагогическая энциклопедия подчёркивает, что «здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье – состояние телесного, душевного и социального благополучия». Тем самым, данное определение указывает на недопустимость «узкого» истолкования понятия здоровья как чисто медицинской (а тем более соматической) категории и явно обращает внимание на сочетанный (интерактивный) характер этого понятия.

Это означает, что наряду с медицинскими (понимаемыми как соматический и психический) компонентами здоровья, необходимо учитывать такие аспекты, как психологический, социальный, валеологический, экологический и другие (63, 2).

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.

Здоровье физическое рассматривается в двух аспектах: медицинское определение – это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Е. Гольдсмит (1980г.) считает, что «здоровье - такое состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, т.е. длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий».

По определению И. И. Брехмана (1990г.): «Здоровье - способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока - сенсорной, вербальной и структурной информации».

Определение данное А. Я. Иванюшкиным (1982г.) предлагает три уровня ценностного смысла «здоровья» и «болезни»:

1) биологический - изначальное здоровье - это:

· совершенство саморегуляции организма;

· гармония физиологических процессов;

· максимум адаптации, как следствие.

2) социальный - это:

· мера социальной активности;

· деятельное отношение к миру.

3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание её в смысле преодоления, т.к. здоровье - не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека».

Таким образом, здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А.Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность».

Поиски причин «школьных болезней» привели врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения – недостаточная освещённость классов, плохой воздух школьных помещений, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями.

По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросло число заболеваний эндокринной системы, органов пищеварения, расстройств питания, обмена веществ. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12%). Увеличилось число школьников, имеющих несколько диагнозов (школьники 7-8 лет) имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4- диагноза, а 20% старшеклассников – подростков имеют 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья школьников можно рассматривать проведенную в 2002 г. Министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15—17 лет (16,5).

Колоссальное увеличение с возрастом претерпевает частота встречаемости травматизма. Если в 10-11 лет эта цифра составляет 21-25%, то к 16 годам она достигает 40% у девушек и 42% у юношей, то есть увеличивается почти в 2 раза. В группе шестнадцатилетних травматизм у юношей оказывается выше, чем у девушек.

По данным некоторых исследователей, в 71,2% случаев у российских детей и подростков состояние осанки в наши дни требует внимания медиков и в 44,1% - серьёзной коррекции. Нарушенная осанка – это не только плохой внешний вид человека. Любые искривления позвоночника нарушают функцию периферических нервов в определенных зонах, за деятельность которых отвечает каждый сегмент позвоночного столба. По этим причинам наступают изменения нормальной функции тех или иных органов и систем, а затем развиваются хронические болезни.

Поэтому, чем раньше начинаются коррекционные и лечебные мероприятия по формированию ЗОЖ, тем более вероятны положительные прогнозы в отношении здоровья каждого человека, начиная с детского возраста. По данным НИИ гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодёжи, около 90% школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.

За период школьного обучения усиливается (1,5-2 раза) тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как миопия, нервно-психические расстройства, плоскостопие, аллергические заболевания, ожирение. С возрастом в процессе обучения в школе прогрессивно нарастает число заболеваний тонзиллитом, гайморитом, кариесом, являющиеся первопричиной развития хронических заболеваний сердечно-сосудистой, мочеполовой, двигательной и других систем.

В общих тенденциях роста заболеваемости особое место принадлежит подростковому возрасту. В биологическом отношении он является одним из критических, характеризующихся мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию вредоносных факторов, в частности – к вредным для здоровья привычкам. Вместе с тем, исследования показывают, что уровень алкоголизации среди мальчиков в ряде регионов в России колеблется от 54% до78%, а среди девочек – от 43% до 66%. К 11 классу курят около половины юношей и четвертая часть девушек. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых Силах.

Отсутствие знаний по культуре здоровья или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 30% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 62% не занимаются физической культурой и спортом, около 32% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, 31% познали «животный» секс, на 28% возросла заболеваемость гонореей у юношей и девушек 14-16 лет.

Основными причинами роста заболеваемости принято считать резкое ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания. Действительно, материальное обеспечение большинства российских семей находится на очень низком уровне. Это в первую очередь относится к молодым семьям, имеющим детей дошкольного и младшего школьного возраста. Только 28% этих семей (по данным 1994 года) имеют душевой доход выше прожиточного минимума. Снижение доходов семей, естественно, отражается на рационе питания детей. Так, по данным Минздравмедпрома, дефицит полноценных белков в рационе детей в последние годы составляет 25% витаминов группы В-20-30%, витамина А-30%, аскорбиновой кислоты 41-48%, пищевых волокон – 40%.

Таким образом, преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья детей и подростков требует организации активных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии. Для их успешного осуществления необходимы меры экономического, социального, правового, образовательного и медицинского характера.

Важнейшими показателями соматического благополучия человека являются его физическое развитие и физическая работоспособность.

Мониторинг физического развития школьников в 90-е годы, проведённые сотрудниками НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, свидетельствует о негативных изменениях в физическом статусе детей. Отклонения в физическом развитии чаще всего проявляются в виде дефицита массы тела. Так, доля детей с пониженной массой тела среди первоклассников достигает 20-33%, а среди учащихся средних классов – 27%. Соответственно растёт число детей, имеющих низкий рост. Замедление физического развития современных школьников не могло не отразиться на уровне их физической работоспособности. Так, по показателям физической выносливости и мышечной силы подростки 90-х годов на 10-12% отстают от своих сверстников 60-х гг. и на 18-21% слабее ровесников70-хгодов (32,13).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Литература iconКрупнейшие Электронные библиотеки
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line. Здесь собрана художественная, учебная и техническая литература и книги различных...
Литература icon1. Античная литература Апулей
Скандинавская литература 9 авторов, 52 текста; 10. Польская литература 6 авторов, 20 текстов
Литература iconРабочая программа 5 класс Литература пояснительная записка
«Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год; умк состоит прежде всего из учебника «Литература....
Литература iconЛитература основная литература общая
Электронный вариант. Саратов, 2005. Патентное законодательство. Юридические акты и комментарий. М.: "Юрид литература", 1994. Справочник...
Литература iconЛитература второй половины 19 века Литература конца 19 и начала 20 века Литература первой половины 20 века Литература второй половины 20 века Тест имеет следующую структуру: Раздел «Теория литературы»
Тест состоит из 30 заданий, к каждому из которых даны варианты ответов. Задания расположены по принципу возрастания трудности. При...
Литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Литература iconКазанский государственный университет Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского
Литература. Литературоведение. Народное поэтическое творчество. Художественная литература. 20
Литература iconЛитература: тематический план
Тематическае планы лекционных курсов, практических занятий и экзаменационные вопросы, рекомендуемая литература
Литература iconРабочая программа утверждена на заседании
По специальности: 021702 – Филология. Языки и литература народов России. (Якутский язык и литература)
Литература iconЛитература по математическим методам в педагогике литература
Введение в экспериментальную педагогику: Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во, 2003. 77с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница