Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с




Скачать 21,74 Kb.
НазваниеПриведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с
страница1/8
Дата03.02.2016
Размер21,74 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с.


О некоторых проблемах
в работе с одаренными детьми



Н.Ю. Синягина, д.психол.н., профессор, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», г. Москва


В рамках Шанхайского образовательного форума 2009, участником которого была и автор статьи, широко обсуждались вопросы государственной политики в области обучения и воспитания одаренных детей в разных странах мира, проблемы диагностики и развития одаренности. Заслушан доклад «Современные взгляды и подходы в решении проблемы развития одаренности в России» (Н. Синягина, Россия), представлен опыт инклюзивного образования в Великобритании (Л. Флориан, Великобритания) обсуждены пути решения глобальной проблемы отношений мегаполиса и образования (Т.Танг, Китай), кросскультурные различия успешных студентов США и Китая (Б. Плакер, США), модель развития одаренных студентов (Л. Кромберг, Австралия) и др.


В рамках форума озвучена необходимость осмысления и преодоления трудностей и препятствий в работе с одаренными детьми.

Прежде всего, это касается проблемы «Зачем и кому нужны одаренные?». Этот вопрос, хотя и имеются попытки его решения на государственном уровне, к сожалению, открыт и поэтому по-прежнему значительное число студентов хотело бы покинуть Россию после окончания вуза, в первую очередь из-за значительных возможностей в самореализации, перспектив в индивидуальной карьере и желания достичь высокого уровня жизни. По нашим данным среди студентов, показывающих достаточно высокий уровень интеллектуальных способностей их почти 31%. Проблема выбора одаренными людьми собственной траектории жизни и работы стоит не только в России. Так, Б. Плакер (США), сравнивая системы работы с одаренными в США и Китае, привел такие данные, что китайские студенты, получив образование на родине, стремятся к получению дополнительного образования вне ее и перспективной считают карьеру вне Китая. Поэтому в политике КНР последних лет значительное место уделяется вопросам повышения престижа и привлекательности карьеры специалистов после вуза именно в родной стране.

Значительную трудность представляют и вопросы выявления (диагностики) одаренности в силу ее разноплановости и неравномерности проявления в разные годы развития личности. Поскольку имеющиеся психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения, они не всегда могут применяться в реальной общеобразовательной практике и это порождает процент так называемой «незамеченной одаренности». Замечу, что оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Даже самые ярко выраженные, выдающиеся способности ребенка не являются основанием для прогноза его достижений в будущем. Достаточно высока вероятность, что признаки одаренности ребенка, ярко выраженные в детские годы, могут со временем исчезнуть. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, хорошей социализации, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Понятно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом, в случае, если семья прилагает усилия по его развитию, будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

За одаренность можно также принять стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие обычных детей, хотя я не исключаю возможности, что обычный ребенок имеет шансы стать выдающимся: трудолюбие, усидчивость, благоприятные условия развития, доброжелательность со стороны окружения, поддержка родителей часто способствуют этому. Это отмечал еще Сократ, когда говорил: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

Значительную трудность представляет и диагностика так называемой скрытой одаренности. Б. Плакер (США), изучая кросс-культурные различия успешных студентов США и Китая, отметил следующее. Китайцы учат все, ориентированы на активные методы обучения, способны учению уделять много времени, их активность к познанию и учению высока в детские и юношеские годы и практически отсутствует в зрелые и пожилые годы. Одаренные американцы учат, что интересно, больше ориентированы на индивидуальные методы познания, их активность значительно вырастает с возрастом и практически не ослабевает в течение жизни. Названные различия в значительной степени затрудняют создание методики диагностики одаренности, поскольку как китайские, так и американские вузы являются многонациональными.

Важным аспектом диагностики одаренности выступает и осознание самим ребенком своей уникальности и талантливости. В ряде случаев это тоже выступает определенной трудностью в работе по развитию такого ребенка.

Присутствуют трудности, связанные как с формированием общественного понимания необходимости проведения специальных работ с одаренными детьми и конкретной реализацией мероприятий по ее развитию. Это и трудности ценностно-мотивационного уровня, и сложности материальной обеспеченности учебно-воспитательного процесса, и проблемы взаимодействия участников образовательной деятельности: педагогов, учеников, родителей.

Это касается и преодоления в сознании многих людей так называемого антиинтеллектуализма, ориентации на «обыкновенного», «среднего» человека, недоверие к «умникам». С такими установками в обществе вырастить новое, значительное по численности, поколение талантливых людей достаточно сложно. По данным Леоне Кромберг (Австралия), такие установки присущи не только родителям и педагогам, но и ряду исследователей проблемы, которые пытаются снизить значимость роли одаренных в развитии цивилизации. Тем не менее, отметим, понимание того, что прогресс двигают люди, не такие, как все, растет.

Необходимо обратить внимание и на научно-методические трудности, исходящие из множества противоречивых теоретических подходов и методов, вариативности современного образования и обусловленные разнообразием типов и видов одаренности.

Существуют трудности, определяемые необходимостью теоретического обоснования всей системы работы с одаренными детьми и технологического ее обеспечения, обоснованием возрастных и индивидуальных подходов в работе с категорией одаренных детей.

Целая группа трудностей связана с особенностями проявления одаренности ребенком и вызывающие у него различные проблемы. На проявление этого влияет присутствие у ребенка таких качеств как индивидуализм, нестабильность интересов, повышенная требовательность к себе и другим, неприязнь к школе, заниженная самооценка, отвержение стандартных требований, изоляция от других детей и др.

Есть трудности, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми, в образовательных учреждениях различного типа: в системе дошкольного и школьного образования (школы, гимназии, лицеи), государственного и негосударственного образования, в системе дополнительного (внешкольного) образования и т.п. Понятно, что важная роль в развитии одаренности ребенка принадлежит учителю, педагогу. Вырастить одаренное поколение может специально подготовленный педагог. У такого учителя должна быть четко сформулированная позитивная «Я-концепция», он должен отличаться зрелостью и эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного интеллектуального развития

Данные наших исследований свидетельствуют о том, что среди профессиональных проблем педагогов, работающих с одаренными детьми:

  • отсутствие систематических знаний об одаренных детях и признаках одаренной личности для диагностики;

  • слабая психологическая подготовка, недостаточное развитие собственных исследовательских навыков и навыков организации совместной исследовательской деятельности в работе с одаренными детьми;

  • отсутствие методик обучения одаренных детей и неумение разрабатывать собственные программы по развитию одаренной личности;

  • отсутствие возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка в систематическом русле, в соответствии с индивидуальным темпом, его продвижения при изучении конкретного предмета или ряда учебных предметов и др.

Это актуализирует задачу усиления внимания к практике подготовки учителей к работе с одаренными детьми и проведение ряда мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований.

Отмеченные в статье трудности и препятствия выделены нами как перспективные направления собственных научных исследований в области проблемы одаренности на ближайшее время.


Одаренность: ответ через полтора столетия


Д.Б. Богоявленская, д.психол.н., профессор, руководитель группы диагностики творчества Психологического института РАО, г. Москва


Одаренность относится к такому типу психологических проблем, решение которых просто невозможно вне целостно-личностного подхода, за рамками которого явление как таковое не схватывается. Это четко было осознанно праотцом данной проблематики Ф. Гальтоном.

По его мнению, гениальность отражает сплав трех важных компонентов – таланта (как высшего проявления ума), характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной работе (как энергетического показателя). При этом он выделил талант и характер, как содержательные термины, «исчерпывающие» гениальность, ибо «они включают всю человеческую духовную природу, насколько мы способны ее понимать»1. В «широкую одаренность» Гальтон включил наряду с «интеллектуальной силой» и эмоционально – личностный компонент – исключительно характерную для деятельности одаренного человека – приверженность делу.

Следует поражаться проницательности Гальтона, поскольку он не просто предполагает наличие личностных черт в структуре одаренности, но, главное, четко осознает их функциональное значение. Оно заключается в обеспечении реализации ума. Когда сегодня сводят одаренность к умственным способностям «выше статистически среднего», то отмечают средство, но упускают суть того, что есть одаренность. Почему потеряна квинт-эссенция этого понятия? Как ни грустно, но начало отхода от его понимания заложил сам Гальтон.

Суммарным итогом, учитывающим различные проявления гениальности, выступает, по Гальтону, репутация - глубокое общественное признание. Для подкрепления своего доказательства наследования гениальности и полагая, что социальный статус является ее надежным показателем, Гальтон, обратился к анализу выдающихся английских семейных кланов. Необходимо было формализовать этот массив данных. Для этого их нужно было, прежде всего, измерить, т.е. сопоставить большое число разнообразных признаков с соответствующими им «единицами».

Материал для рассмотрения оборотной стороны высоких проявлений ума – потерю интеллекта – Гальтон нашел в работах психиатра Сегэна. Это позволило Гальтону установить континуальность распределения природных способностей. Введение представления о континуальном распределении проявлений способностей в популяции было ключевым для формирования измерительного подхода. Гальтон установил совпадение содержательных интерпретаций репутации, как высшего выражения гениальности, и способностей. При сопоставлении двух классификаций – гениальности и способностей – он установил в целом сходные тенденции популяционных распределений их проявлений, и на основании этого допустил, что преимущественно умственные способности репрезентируют гениальность.

Будучи действительно фундаментальным, исследование Гальтона отразило всю сложность проблемы и те исходные противоречия, которые сопутствуют ее решению с XIX по XXI век. Гальтон как бы наметил своего рода Сциллу и Харибду, между которыми мечутся все последующие ученые, ею занимающиеся. Их понимание одаренности с необходимостью включало личность, а именно ее духовную зрелость. Г. Ревеш призывает: «..мы должны охранять одаренных, отдающих свою энергию углублению своей духовной и моральной жизни», но вместе с тем, он замечает, что: «Особенное затруднение для определения характерных для одаренности свойств представляет тот факт, что пока систематически может быть исследован только интеллект, тогда как другие качества могут подлежать лишь несистематическому наблюдению»2. Не только предельно четко, но и по сути верно намечает путь определения одаренности В.М.Экземплярский. Он подчеркивает, что имел выраженное стремление установить основное ядро, которое является определяющим для одаренности, чтобы понять таковую в конечном итоге как некоторый цельный комплекс, а не только как сумму изолированных функций». Как нельзя более точно он указывает на «гордиев узел» проблемы: «Мы хотели бы оставить в дальнейшем обозначении проблемы одно слово одаренность, имея в виду, что в качестве идеальной задачи стоит, конечно, определение высоты развития всех основных свойств психической жизни, и интеллектуальной, и эмоциональной, и волевой, и лишь недостаточность имеющихся у нас экспериментальных методов для определения высоты развития эмоционально - волевой сферы и, наоборот, значительное развитие методики количественного исследования интеллекта ограничивают до сих пор по преимуществу интеллектуальной сферой разрешение проблемы. С этим ограничением естественно придется считаться и в самом принципиальном выяснении проблемы и путей к ее разрешению...»3.

С именем В.Штерна связан целый этап в понимании и измерении одаренности. Его позиция последовательна: потребность измерения приводит к сужению понятия одаренности: «Мы не только ограничиваем умственную одаренность от эмоциональных и волевых свойств индивидуума, но отводим ей ясно очерченное место и среди интеллектуальных функций»4. Таким образом, на многие десятилетия в психологии воцарилось это редуцированное представление об одаренности и сведение ее измерения к IQ.

Итак, раскрытие понятия завязано на способе измерения. Именно этот факт лежит в основе тенденции, которую Л.С.Выготский назовет поэлементным анализом - сведения целого к одной его части. Но «на пути отождествления целого с элементами, проблема не решается, а просто обходится»5. Вместе с тем, данная тенденция четко прослеживается и далее на протяжении XXв. при классификации видов одаренности, что все более уводит от решения проблемы.

В структуре Гилфорда все факторы независимые способности. Это и создает объективную возможность рассмотрения факторов, отраженных в тестах «интеллекта» и специальных тестах «креативности» и их коэффициентов как отдельных показателей, что и демонстрируют многочисленные сопоставительные исследования креативности и интеллекта на протяжении второй половины XX века. Эти исследования проходят в триаде, которую определило включение обучаемости (или профессиональной успешности) как показателя жизненной валидности тестов интеллекта и креативности. Эти три показателя и легли в основу классификации одаренности на три отдельных вида: академическая, проявляющаяся в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний, интеллектуальная, творческая.

Думается, что предлагаемое деление одаренности весьма прагматично и скорее просто привязано к типу диагностической процедуры (отметкам, тестам “IQ”, тестам “Cr”). Таким образом, способ измерения определяет объект, а не наоборот. При таком подходе не вскрывается сущность явления и в его основе лежит ориентация на частные признаки.

При этом, расщепление одаренности на три вида отражает само понимание природы творческих способностей. Оно от прямого отождествления с интеллектом перешло подчас к прямому их противопоставлению (критическое мышление тормозит генерацию идей). Согласно новому подходу, повторим, факторы креативности существуют параллельно факторам, фиксируемым тестами интеллекта и имеют свою локализацию (факторы дивергентного мышления). Выделение Гилфордом коэффициента креативности "Cr", отличного от "IQ"- показателя интеллекта иллюстрирует тенденцию, которая заключается «в колебании от полного отождествления к столь же метафизическому, столь же абсолютному разрыву и разъединению». А затем, начинается установление между ними «чисто внешней механической зависимости как между двумя различными процессами», что характерно именно для поэлементного анализа6. Этот факт с одной стороны подтверждает прогностичность выдвинутого Выготским методологического принципа и лежит в основе объяснения понимания творческих способностей и одаренности, которое складывалось на протяжении IХХ - ХХ в. С другой - его идея, что психология, желающая изучать сложные единства, должна заменить методы разложения на элементы, методами анализа, расчленяющего на единицыError: Reference source not found, требует для корректного раскрытия понятия одаренности выделения единицы его анализа.

Основная трудность в понимания одаренности как системного качества, как было показано выше, заключалась в невозможности систематического наблюдения всех его компонентов: эмоциональных, мотивационных, волевых и т.д. Действительно, систематически наблюдаемыми трудно одновременно сделать отдельно все компоненты целого. Но это можно сделать, если мы «схватили» целое, выделив его «единицу анализа», что соответствует методологическим представлениям Л.С.Выготского.

Думается, что все согласятся с тем, что одаренность проявляется в том, как человек овладевает деятельностью и далее ее развивает. В «Рабочей концепции одаренности» нашло отражение мое понимание одаренности, Поскольку деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е., например, ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять свой престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт7. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью, «приверженность к делу» по Ф.Гальтону. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, т.е. проявляет познавательную самодеятельность. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самой личности и есть творчество, как проявление одаренности». Предельно точно эту мысль выразил М.Горький: «Мне кажется, что вдохновение ошибочно считают возбудителем работы, вероятно оно является уже в процессе успешной работы, как следствие ее… Талант – это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – есть только любовь к делу, процессу работы…»8.

Поскольку одаренность мы оцениваем через успешность овладения деятельностью и ее развитие, то при таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности.

Развитие же деятельности приводит к получению творческого продукта, что, в конечном счете, определяет ценность одаренности как таковой. В тоже же время, способность к развитию деятельности по собственной инициативе можно рассматривать как единицу ее анализа и операциональное раскрытие одаренности.

Исторический анализ проблемы одаренности позволяет утверждать, что реализация «холистического» (целостного) подхода реально может быть осуществлена лишь при выделении «единицы анализа», как сущностной характеристики его высшей, ставшей формы. В других случаях любой учет личностных факторов приобретает случайный характер и не может дать целостного представления об одаренности. Действительно, при отсутствии исходного определения, раскрывающего существо исследуемого феномена, его эмпирическое изучение, лишенное направляющего вектора, обеспечивает лишь его частичное представление.

Выше было показано, как редукция понятия одаренности определялась наличными методами измерения. Понятие не может быть рабочим, если оно не сопровождается процедурой его идентификации. В соответствии с этим, метод идентификации одаренности как способности к развитию деятельности по собственной инициативе должен содержать две плоскости: шкалированную фиксацию заданной деятельности и также шкалированую плоскость фиксации выхода за пределы требований заданной деятельности в область непредзаданную как результата ее развития. Разработанный мною ранее психодиагностический метод «Креативное поле» для исследования высшей формы творчества – «спонтанных открытий» соответствует этим требованиям и может рассматриваться как валидный метод идентификации одаренности (Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е., 2005)9. Его наличие позволило сделать одаренность в своей целостности «систематически наблюдаемым» феноменом. «Гордиев узел» оказался разрубленным.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconУважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе III всероссийской научно-технической конференции с международным участием “Жизненный цикл...
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconСборник статей IV заочной студенческой научно-практической конференции. Май 2009 г. Азов: ООО азовПечать, 2009. 108 с. В сборнике представлены статьи студентов гоу впо «Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове»
Социальные проблемы современного общества: диагностика, анализ, пути решения. Сборник статей IV заочной студенческой научно-практической...
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconДоклад Стр. 1 Ковалева Анастасия, ученица гоу «Средняя общеобразовательная школа №1 г п. Хотимска»
Молодежь против наркотиков: Сборник материалов международной научно-практической конференции 16 апреля 2010 г. / Под общей ред. Старостенков...
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconО проведении 3 Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Технологии и оборудование химической, биотехнологической...
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconСовет молодых ученых
Беларуси, по решению программного комитета, будут опубликованы в рецензируемом приложении журнала «Весцi нан беларусi». Материалы...
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции «социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной россии»
Боровская М. А. – доктор экономических наук, профессор, ректор Южного федерального университета (Ростов-на-Дону)
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconПрименение экономико-математического моделирования для улучшения финансовой устойчивости коммерческого банка // Финансовая политика инновационного развития
Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической...
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconМеры предотвращения несостоятельности (банкротства) государственных предприятий // Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения
Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической...
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconПлан мероприятий шмо по работе с одаренными детьми на 2010-2011 год
Заседание шмо «Эффективность индивидуальной работы учителей методического объединения с одаренными детьми» (обмен опытом)
Приведенные ниже статьи опубликованы в сборнике «Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции» / Науч ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М., 2010. – 297 с iconРоссийская академия медицинских наук сибирское отделение восточно-Сибирский научный центр Межрегиональная научно-практическая конференция молодых ученых
Межрегиональной научно-практической конференции. В рамках конференции планируется проведение конкурса среди представленных устных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница