«Здоровая школа» Пояснительная записка




Скачать 18,07 Kb.
Название«Здоровая школа» Пояснительная записка
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер18,07 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Педагогический проект

«Здоровая школа»


Пояснительная записка:

Включение охраны здоровья детей в число приоритетов деятельности образовательного учреждения, создание условий для гармоничного физического развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья по следующим направлениям: нормализация учебной нагрузки; нормирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни; поддержка программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей; создание адаптивной образовательной среды для детей с проблемами в здоровье и развитии.


Цель программы:

Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.


Задачи программы:

  1. Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

  2. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заин­тересованными службами.

  3. Создание и апробация здоровье сберегающих технологий в обра­зовательном процессе.

  4. Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни

Ожидаемые результаты программы:

  1. Снижение уровня заболеваемости детей.

  2. Формирование здорового образа жизни в семье.

  3. Физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни..

Основные направления реализации программы:

  • материально-техническое обеспечение образовательного учреж­дения;

  • диагностика, коррекция и развитие учащихся;

  • организация рационального питания;

  • формирование здоровье сберегающих знаний у учащихся и их родителей;

  • соблюдение санитарных норм и правил, адекватность методов и методик обучения и воспитания (физкультминутки, подвижные перемены);

  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;

  • отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб;

  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохра­нению здоровья у учащихся;

  • разработка и проведение игр, способствующих реализации целей данной программы;

  • система творческих классных часов и внеклассных мероприя­тий;

  • организация работы по формированию ценности здоровья и здо­рового образа жизни.



Актуальность программы «Здоровая школа»


Обстановка общего кризиса социально – политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.

По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя и ничем».

Вспоминается невеселая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.

Именно поэтому так остро стоит проблема сохранения здоровья наших детей, именно поэтому в школе разработана и принята на методическом Совете программа «Здоровая школа».

И произошло это не случайно. В школе и раньше велась эта рабо­та, но стало очевидным, что есть насущная необходимость привести все усилия в систему, создать эффективную доступную для внедрения в практику школы программу.

Это показал и проведенный анализ материалов опроса родителей.

Сопоставление характеристик желаемой школы и реально функционирующей позволило констатировать: наряду с тем, что зна­чимость и деятельность школы как учебного заведения, призванного дать знания, сохраняется, все большее значение приобретает социаль­но-психологический фактор, охрана здоровья, укрепление атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Эта традиция лежит в основе развития школы в современных усло­виях. Эту же цель преследует разработанная программа.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организа­ции здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследст­венность - все это слагаемые здоровья человека.

В последнее время показатели состояния здоровья населения ухуд­шаются. Особую тревогу вызывает здоровье детского населения. Каждый 2-ый школьник страдает хроническими заболеваниями, 6% школьников относятся к группе часто и длительно болеющих, более 1/3 детей имеют различные нарушения осанки.

По данным осмотра из 284 школьников не более 36% не имеют ка­ких-либо отклонений в состоянии здоровья или угрозы риска их появле­ния. Только 24% школьников относятся к I группе здоровья, остальные имеют различные нарушения:

  • нервной системы - 1%;

  • бронхиальная астма -3%;

  • органов зрения - 11%;

  • опорно-двигательного аппарата - 22%;

  • заболевания почек – 6%;

  • эндокринные - 8%.

Значительная часть детей имеет пограничную эндокринную патоло­гию (у детей определяется ювенальная гиперплазия щитовидной железы, причем у девочек она встречается в 4 раза чаще, чем у мальчиков).

По данным опроса школьников лишь 15% регулярно выполняют утреннюю гимнастику:

  • в 1-4 классах - 20%;

  • в 5-7 классах - 18%;

  • в 8-11 классах - 1,5%.

Занимаются в школьных спортивных секциях:

  • учащиеся 1-7 классов - 7%;

  • учащиеся 8-11 классов - 12%; вне школы:

  • учащиеся 1-7 классов- 13%;

В основном это дети 9-15 лет, в старших классах число спортсменов уменьшается почти в 5 раз.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большин­ство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значи­тельная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой кате­гории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что почти половина детей не успевают с 1 класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагруз­кам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Особое значение имеют условия обучения - освещенность, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям ребенка, воздухообмен, температурный режим, организация рационального питания.

Высокая суммарная нагрузка в школе и дома диктует необходимость рационализации режима дня, правильной организации вне учебного вре­мени, расширения занятий детей физической культурой и спортом.

Особое внимание уделяем урокам физической культуры, проблеме их организации и методики проведения. Изучение и анализ деятельно­сти преподавателей физической культуры обсуждался на МО учителей, совещаниях при директоре.

Перед учителями поставлена задача апробации на уроках новых методов проведения занятий с более высоким уровнем двигательной активности, учетом индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности, интересов и потребностей детей. Введение в практику обязательных домашних заданий по физической культуре, соот­ветственно разработав методику проверки их выполнения. Организо­вать проведение обязательных занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Введение во всех классах различных оздоровительных методик.

Особое значение приобретает разъяснительная работа с учащимися, родителями о важности систематических занятий детей физическими упражнениями, воспитания у них привычки самостоятельно играть, бегать, кататься на лыжах и коньках, совершать прогулки, выполнять утреннюю гимнастику и т. д.

В этом направлении в школе проводится определенная работа:

  • 3 раза в год проводятся общешкольные Дни здоровья;

  • в течение года проходят «Веселые старты», спортивные соревнования, включающие в себя участие в различных районных, общешкольных соревнованиях и мероприятиях;

  • функционируют спортивные секции;

  • кружок прикладного творчества, так называемая трудотерапия, которая помогает снять нервное напряжение, развивает мелкую моторику и т. д. («Умелые руки», где ребята обучаются вышивке, процессу приготовления пищи, обработке ткани)

- элективный курс «Психология» (10 класс).

Программа курсов призвана обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход к уча­щимся с учетом их психологических и возрастных особенностей, по­ловых различий, а также их семейной ситуации и социокультурной ситуации микрорайона школы.

На развитие личности ребенка, с опорой на ценностные ориенти­ры, такие как: здоровье (психическое и физическое), семью, Отечество, культуру, нравственность направлены уроки здоровья и здорового образа жизни (для учащихся 5 -7 классов).

Задача программы уроков: ознакомить девочек и мальчиков с пси­хологическими и физиологическими изменениями в подростковом возрасте, а также рассказать о личной гигиене, пропаганда здорового образа жизни.

Социально - психологической службой школы ведется в этом направлении следующая работа:

  • диагностика эмоционально-личностного состояния учащихся по аспектам:

  • самооценка,

  • уровень тревожности,

  • способы психологической защиты,

  • индивидуальное и групповое консультирование по результатам диагностики;

  • тематически психологические классные часы, направленные на формирование навыков межличностного общения, способов ре­шения конфликтных ситуаций;

  • психолого-профилактические беседы в ходе родительских собра­ний по профилактике психосоматических заболеваний и созданию условий для обеспечения психологического здоровья учащихся;

  • исследования уровня адаптации учащихся (по различным возрастным группам), уровня утомляемости и факторов, влияющих на них;

  • организация и проведение тренингов пси­хологом;

Работа социально – психологической службы имеет значение для решения ряда воспитатель­ных и социальных проблем и позволяет сгладить следующие современ­ные негативные явления и тенденции:

  • неудовлетворительное состояние психического и физического здоровья и угроза ухудшения генофонда страны;

  • низкий экономический, культурный уровень населения;

  • социальная незащищенность детей;

  • факты насилия и жестокости по отношению к детям со стороны семьи, улицы; общее семейное неблагополучие;

  • некомпетентность большинства родителей в вопросах сохранения здоровья, защиты и охраны прав детей;

  • рост правонарушений и преступности среди детей и юношества;

  • распространение алкоголизма и наркомании.

родительский, ученический, учительский всеобуч по профилак­тике наркомании, который включает в себя: диагностику видов зависимости. Проблема состояния здоровья обсуждается на педсоветах:

- «Состояние здоровья и перегрузки»,

Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа

жизни ведется в системе классных часов и учебных предметов.

Цель программы «Здоровая школа» видится в содей­ствии всестороннему гармоничному развитию личности, слагаемыми которой являются: здоровье (психическое и физическое), хорошее фи­зическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, обоснованный образ жизни, знания и навыки в области здоровья, умение осуществлять полученные знания в жизни.


Программа рассчитана не на один год и имеет следующие направ­ления:

  • физкультурно-оздоровительное;

  • социально-психологическое;

  • медико-просветительское;

  • работа с родителями.

Что включает в себя программа?


/. Организационные мероприятия

  1. Обсуждение программы на педсовете, родительских собраниях с приглашением работников здравоохранения детской поликлиники и районного спорткомитета.

  2. Ежегодно на производственных совещаниях с приглашением ра­ботников здравоохранения рассматривать вопрос о состоянии здоровья школьников.

  3. Доводить до сведения родителей показатели состояния здоровья детей (на родительских собраниях: общешкольных и классных).

  4. Изучить выполнение программы в параллелях классов (в систе­ме ВР в классах). Итоги заслушать на педсовете школы, совещаниях при директоре, заседаниях УС школы.

  5. Провести семинар с классными руководителями по реализации данной программы (с привлечением медицинских работников, психо­лога).

  6. Создать три временные проблемы группы (начального, средне­го, старшего звеньев) педагогов, работающих по проблеме «Здоровье и педагогический процесс».


//. Создание оптимальных условий для сохранения здоровья учащихся и педагогов в процессе воспитательной и учебной деятельности

1. Использовать методы диагностики состояния здоровья и оздоро­вительной работы, включающей:

  • комплексную оценку состояния здоровья физического развития;

  • организацию коррекционно-реабилитационной работы, имеющей в основе профилактику и коррекцию основных видов патологий, психотерапевтическую коррекцию невроз подобных состояний, девиантного поведения учащихся и учителей, предупреждению стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе;

  • пропаганда не медикаментозных методов оздоровления:




  • закаливание,

  • различные виды гимнастики,

  • фитотерапия,

  • аутотренинг,

  • ароматерапия,

  • элементы психотерапии (арт -, игровой, трудотерапии).




  1. Своевременно проводить динамическое наблюдение за детьми группы риска по заболеваемости, в том числе и социального риска.

  2. Обеспечить полную диспансеризацию школьников и педагогов. Профилактика травматизма (работа с учащимися и их родителями).

  3. Обеспечить построение школьного расписания согласно гигие­ническим правилам.

  4. Консультативная работа и здоровье сберегающее обучение:




  • разработка и введение в образовательный процесс уроков здоро­вья;

  • факультативы по различным вопросам здоровья;

  • дни Здоровья;

  • проведение тематических классных часов по проблемам здоро­вья, профилактики вредных привычек, Приобретению навыков ЗОЖ;

  • продолжение работы спортивных секций и танцевальных студий;

  • проведение уроков здоровья (1-4 классы), «Земляне и природа» (5-7 классы), «Основы межличностных отношений» (8-11 клас­сы);

  • создание кабинета психологической разгрузки для учителей и уча­щихся.

6. Создание оптимального теплового режима и освещенности классных кабинетов.

7. Учет современных требований в организации уроков физической
культуры:

  • апробация на уроках физической культуры новых методов про­ведения уроков с более высоким уровнем двигательной активно­сти;

  • организация проведения обязательных занятий с учащимися, от­несенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

  • введение в практику обязательных домашних заданий по физи­ческой культуре, соответственно разработав методику проверки их выполнения.




  1. Организация консультативной работы по вопросам здоровья с уча­щимися, их родителями и педагогами.

  2. Организация активного отдыха на переменах с использованием музыки.




  1. Введение на каждом уроке во всех классах различных оздорови­тельных методик (офтальмо тренажер по методике В. Базарного, гимна­стика для глаз по системе йогов и т. д.).

  2. Введение в практику совместных занятий спортом детей и роди­телей - «Папа, мама и я - спортивная семья» (походы, экскурсии, игры, спортивные соревнования).

  3. Использование научно-практического потенциала родителей с целью реализации программы.

Давайте же сделаем здоровье наиглавнейшей заботой нашей жизни.


Реализация программы «Здоровая школа»

Данная программа направлена на создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирования ценностей здорового образа жизни.

Медицинские работники школы совместно с классными руководи­телями должны проводить диагностику здоровья детей.

В формировании системы спортивно-оздоровительной работы в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников: «День здоровья», «Веселые старты», турниров по баскетболу, волейболу, мини футболу.

Вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения посвящены заседания совета старшекласс­ников, проведены конкурсы стенгазет и плакатов, а также материалы уроков дополнены информацией о здоровом образе жизни. Это уроки биологии, химии, литературы, ОБЖ, и физического воспитания.

  1   2   3

Похожие:

«Здоровая школа» Пояснительная записка iconНаучно-практическая конференция школьников моу гимназии №18 «Здоровый город, здоровая страна, здоровая нация» «Как влияет употребление нецензурной речи на наше здоровье»
Научно-практическая конференция школьников моу гимназии №18 «Здоровый город, здоровая страна, здоровая нация»
«Здоровая школа» Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2011 -12 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа
«Здоровая школа» Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2012 -13 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа
«Здоровая школа» Пояснительная записка iconПояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кочетовская средняя общеобразовательная школа»

«Здоровая школа» Пояснительная записка iconПояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Людинова Калужской области
«Здоровая школа» Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №935
«Здоровая школа» Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка 1 Введение
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Богучаровская средняя общеобразовательная школа имениА. С. Хомякова
«Здоровая школа» Пояснительная записка iconОбразовательная программа «Школа России» пояснительная записка
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373; на основе анализа деятельности мбоу наро-Фоминской...
«Здоровая школа» Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания
«Здоровая школа» Пояснительная записка iconПояснительная записка средняя общеобразовательная школа №3 является муниципальным общеобразовательным учреждением г. Брянска. Школа расположена в Советском районе г.
Брянска. Школа расположена в Советском районе г. Брянска Брянской области, имеет статус городской общеобразовательной школы. В микрорайоне...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница