«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе




Скачать 17,54 Kb.
Название«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер17,54 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины


РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ


Направление подготовки

030300 – ПСИХОЛОГИЯ


Профиль подготовки

_____________________


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная



Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО "МПСУ»

(протокол № ___ от 20__ г.)

Одобрено кафедрой __________________________

(протокол № ___ от __________________ 201__ г.)

Зав.кафедрой _______________________________



Москва

2012

Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных дисциплин.

Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата; компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины (модуля); структуру и содержание дисциплины (модуля); образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).


Рецензент Рабочей программы Родзинский Дмитрий Леонидович – кандидат философских наук, доцент



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины (модуля) «Религиоведение» являются:

обучающие: вооружить студентов знаниями о сущности, структуре и закономерностях функционирования религии; представить основные сведения по истории религии и многообразии ее проявлений; показать взаимовлияние религии и различных сфер жизни общества; дать наиболее полную информацию о сектах (неокультах) с целью профилактики их воздействия на группу риска студенческой молодежи; нацелить на активное освоение материала дисциплины «Религиоведение» для профессиональной деятельности будущего психолога;

воспитательные: способствовать воспитанию толерантности современного молодого человека: формировать уважительное отношение к носителям различных типов мировоззрения.


  1. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина (модуль) «Религиоведение» относится к вариативной части ГСЭ в подготовке бакалавров. Она взаимосвязана с такими дисциплинами ГСЭ, как История, Философия, Культурология, Этика, Эстетика и входит как необходимая составляющая в профессиональную подготовку психолога.

За редким исключением (колледжи, спецкурсы в отдельных школах, выпускники воскресных школ, семейное воспитание) «входные» знания в области религиоведения являются практически нулевыми.

Дисциплина (модуль) «Религиоведение» не ставит перед собой задачу исчерпывающе изложить все накопленные знания о религии: она рассматривает религиозные традиции различных эпох и конфессий с тем, чтобы студент получил возможность самостоятельно судить о религиях, оценивать их этический потенциал, особенности психологии верующего человека. Тем более необходимость разносторонней информации в вопросах религиоведения насущна для будущих психологов, в практической работе которых возможны встречи с носителями определенных религиозных убеждений, которые могут в значительной степени переструктурировать личность консультируемого, однако отнюдь не являются симптомами каких-либо деформаций либо отклонений.

Изучение данной дисциплины сопровождается специфическими особенностями и трудностями. Историческое пространство религий эмоционально насыщено. Мировоззрение преподавателя и студента часто отличаются, мир ценностей каждой личности неповторим. Соотнести эти позиции и сохранить объективность в преподавании и познании материала непросто. Однако именно такая специфическая особенность курса и предполагает формирование у студента терпимости, толерантности как мировоззренческого принципа и как эмоционального состояния современного молодого человека. Студент должен обладать подлинной свободой для самостоятельного мировоззренческого выбора и адекватной интерпретации сущности религий.

От научного атеизма предлагаемый курс отличается тем, что в нем снимается дух нетерпимости по отношению к религии, показана ее ценность для духовного возрождения общества. В отличие от теологии данный курс не рассматривает религию как способ связи человека с потусторонним миром, а анализирует ее в качестве реально существующего общественного явления, которое значимо в социальной жизни, а потому требует изучения и оценки.

В соответствии с законодательством Российской Федерации преподавание дисциплины (модуля) «Религиоведение», таким образом, носит информационный, культурологический характер. Больше внимания уделяется рассмотрению мировых религий и конфессиям, представительство которых наиболее заметно на территории России. Содержание дисциплины отвечает положениям основных международных и внутригосударственных правовых актов о свободе совести и вероисповедания.

Дисциплина предполагает рассмотрение вопроса о роли религии в современном мире, о множестве и многообразии течений в рамках официальных конфессий и всякого рода сект и религиозных объединений. Эти сведения как никогда актуальны и необходимы сегодня, когда и сами молодые люди часто становятся объектом воздействия подобного рода религиозных пропагандистов.

Знания бакалавров, полученные в результате освоения дисциплины (модуля) «Религиоведение», будут непосредственно востребованы в курсах Философии, Эстетики, Профессиональной этики и в дисциплинах профессиональной подготовки психолога.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Религиоведение


В результате изучения курса «Религиоведение» бакалавр должен:

знать:

- роль и место Религиоведения в системе знаний о религии и его связь с другими гуманитарными дисциплинами;

- теологическую и научную точку зрения на природу и происхождение религии, ее основные функции, роль и место в процессе общественного развития, функции религии (ОК-2);

- основы вероучения, особенности культа и религиозной организации национальных и мировых религий, их основных течений и наиболее распространенных неокультов (ОК-2, ПК-20);

- взаимосвязь религии с моралью, искусством, политикой, правом (ОК-1);

- правовые акты Российского государства по вопросам свободы совести и вероисповедания (ОК-14);

уметь:

- учитывать специфику религиозного сознания верующих в профессиональной деятельности психолога и в человеческом общении (ОК-7);

- определять принадлежность и ориентацию того или иного религиозного направления по основным элементам вероучения, находить оптимальную и ответственную стратегию отношений с верующими, а также жертвами сектантских влияний (ОК-8);

- прогнозировать поведение человека по его религиозной ориентации и уметь строить с ним профессиональный и человеческий диалог (ОК-2);


владеть:

- организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности в условиях многонационального и многоконфессионального общества (ПК-16, ПК-20);

- нормами взаимодействия и сотрудничества, толерантностью; социальной мобильностью в общении с представителями разных вероисповеданий (ОК-7);

- культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений религиоведения для работы с разными категориями населения по признаку вероисповедания (ОК-3);

- навыками анализа своей деятельности (ОК-6);

- умением применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния в работе с инакомыслящими людьми (ОК-6);


уметь использовать информацию учебного курса в ситуациях:

- при анализе влияния религиозного фактора на сферу, в которой специалист трудится;

- в межрелигиозных отношениях в стране и в мире, влияющих на внутреннюю и внешнюю политику государства.


  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов


Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Введение. Методологические основания изучения Религиоведения.

1

7

1




1




5







Проверка штудирования конспектов лекций и учебной литературы

2

Тема 2. Религия в контексте культуры.

1

9

1




1




7







Фронтальный опрос

3

Тема 3. Ранние формы верований и культа.

1

7

1




1




5







Проверка таблицы

4

Тема 4. Национальные религии.

1

10

1




2




7







Опрос, оценка докладов и сообщений

5

Тема 5. Буддизм как древнейшая мировая религия.

1

8

1




2




5







Опрос, оценка докладов и сообщений

6

Тема 6. Христианство: история возникновения, основные этапы развития.

1

7

1




1




5







Групповая работа над сравнительной таблицей трех ветвей христианства

7

Тема 7. Православие и Русская Православная Церковь.

1

10

2




2




6







Опрос, оценка докладов и сообщений

8

Тема 8. Католицизм.

1

8

1




2




5







Продолжение работы над таблицей

9

Тема 9. Протестантизм.

1

8

1




2




5







Продолжение работы над таблицей

10

Тема 10. Ислам и его роль в жизни современного общества.

1

8

1




2




5







Обсуждение проблемы, оценка докладов

11

Тема 11. Нетрадиционные религии (неокульты).

1

11

2




2




7







Опрос, ситуативный анализ

12

Тема 12. Свободомыслие как социокультурное явление

1

8

1




2




5







Опрос, дискуссия

13

Тема 13. Религия и право

1

7







2




5







Проверка конспектов, обсуждение проблемы



  1   2   3

Похожие:

«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Ермолаева Марина Валерьевна, д псх н., профессор, заведующая кафедры возрастной психологии
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Ермолаева Марина Валерьевна, д псх н., профессор, заведующая кафедры возрастной психологии
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Ермолаева Марина Валерьевна, д псх н., профессор, заведующая кафедры возрастной психологии
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат)
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов-психологов мпси (бакалавриат)
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Практикум по методам клинико-психологической диагностики и коррекции (часть 1) является одним из основных практически ориентированных...
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Составитель Рабочей программы Заманская Валентина Викторовна – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных...
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направлению 030300 «Психология»....
«московский психолого-социальный университет» факультет психологии утверждаю проректор по учебной работе icon«московский психолого-социальный университет» факультет логопедии утверждаю проректор по учебной работе
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница