Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана




Скачать 17,08 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплина История Башкортостана
Дата03.02.2016
Размер17,08 Kb.
ТипРабочая программа
Сибайский педагогический колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина История Башкортостана

Для специальности

050305- «Дошкольное воспитание»


Сибай - 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Знание истории и культуры родного края – один из важнейших источников воспитания патриотических чувств, осознанного отношения к истории своей родины, формирования у учащихся широкого взгляда на прошлое Башкортостана и его народов.

Знания по истории Башкортостана способствуют гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому необходимость изучения курса «История Башкортостана» очевидна.

В программе рассматриваются хронологический период с древнейших времен до настоящего времени, затрагиваются основные события, повлиявшие на формирование Башкортостана, а также его социально-экономическое развитие, в результате чего учащиеся получают целостную картину истории родного края.

При изучении необходимо использовать межпредметные связи с Историей Отечества.

Целями курса являются:

  1. создать целостную картину жизни Башкортостана с глубокой древности до наших дней.

  2. показать основные хронологические события истории и особенности разных периодов развития Башкортостана.

  3. способствовать развитию умений самостоятельной работы с краеведческими источниками.

  4. способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.

В результате изучения учебной дисциплины


студент должен знать:

— основные этапы истории Башкортостана, факты, даты, события и имена исторических деятелей;

— достижения нашей республике в экономике, культуре, науке и т.д.;

— место и роль в РБ в России и мире;

— особенности республики, его населения, культуры.

Студент должен уметь:

1 определить отличительные черты каждого исторического периода в жизни Башкортостана;

  1. уметь использовать исторические источники, краеведческие справочники, использовать для самостоятельной работы над историей Башкортостана;

  2. уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам отношения к истории родины.

Программа курса рассчитана на объем 36 учебных часов.

В программе планируются самостоятельные работы, определены требования к знаниям и умениям учащихся по каждой теме


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

всего


самост. и

практич.

работы

Введение

Раздел I: История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в.

Тема 1.1 Первобытно-общинный строй и его разложение на территории Южного Урала.

Тема 1.2. Древние башкиры

Тема 1.3. Башкортостан в составе Золотой Орды

Тема1.4.Присоединение Башкортостана к Русскому государству

Тема 1.5. Социально-экономическое развитие Башкортостана в середине XVII-XVIII вв.

Тема 1.6. Народы Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

Тема 1.7. Участие народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.

Тема 1.8. Кантонная система управления

Тема 1.9. Крестьянская реформа в Башкортостане и его пореформенное развитие.

Раздел II: Башкортостан в XX веке

Тема 2.1. Башкортостан в начале XX в.

Тема 2.2. Участие Башкортостана в Великой Отечественной войне

Тема 2.3. РБ в период перестройки и демократизации общества

Тема 2.4. Современный Башкортостан



1


2


4

2

2


2


4


2


2


2


4

4


4


4



1


1


1


1


1


1


1

Итого

39

7



Примерное содержание учебной дисциплины


Введение

Значение изучения истории РБ, содержание курса


РАЗДЕЛ I: ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX В.


Тема 1.1 Первобытно-общинный строй и его разложение на территории Южного Урала


Древнейшее заселение Южного Урала. Каменный век. Начало распада первобытно-общинного строя. Бронзовый век. Железный век. Древнейшие государства на Южном Урале. Оседлые скотоводческо-земледельческие племена.

Студент должен знать:

-типы археологических культур, которые были на Южном Урале;

-основные археологические памятники на территории Урала (Шульганташ, Филипповский курган);

-протогорода древней цивилизации на Южном Урале (Аркаим);

-какие скотоводческо-земледельческие племена заселили территорию Южного Урала.

Студент должен уметь:

  1. работать с картой;

  2. находить на карте археологически памятники на Южном Урале;

  3. проследить эволюцию человека и первобытного общества на территории Южного Урала.

Тема 1.2. Древние башкиры


Происхождение башкир. Этногенез башкир. Ранние башкиры. Этноним «башкорт». Башкирские племена. Территория расселения. Культура. хозяйство и общественный строй башкир IX-XII вв.

Студент должен знать:

  1. заселение Урала тюркскими племенами;

  2. этногенез башкир;

  3. происхождение этнонима «башкорт»;

  4. хозяйство древних башкир.

Студент должен уметь:

  1. выделить признаки развития башкирских племен;

  2. проследить за этногенезом башкир;

  3. объяснить происхождение этнонима «башкорт».


Тема 1.3. Башкортостан в составе Золотой Орды


Завоевание Башкортостана татаро-монголами. Последствия татаро-монгольского завоевания. Культура, социальная структура, налоги, повинности. Борьба за освобождение.

Студент должен знать:

  1. причины и этапы завоевания Башкортостана Золотой Ордой;

  2. последствия завоевания: изменения в этническом составе, условия быта, поборы и повинности башкир;

  3. в период завоевания.

Студент должен уметь:

  1. раскрыть истоки и знание борьбы с иноземными захватчиками;

  2. соотносить исторические события, происходящие в Башкортостане с теми же процессами на Руси;

  3. выделить причины признания башкирских ханов.


Самостоятельная работа: сообщение «Утверждение ислама среди башкир»


Тема 1.4.Присоединение Башкортостана к Русскому государству.


Причины и ход присоединения. Условия принятия подданства и историческое значение присоединения.

Студент должен знать:

  1. причины присоединения Башкортостана к Русскому государству, особенности присоединения;

  2. основные условия присоединения;

  3. переход зауральских башкир под власть русского царя после завоевания Западной Сибири;

  4. значение присоединения.

Студенты должны уметь:

  1. выделять причины, особенности, основные условия и значение присоединения Башкортостана к Русскому государству;

  2. работать с исторической картой, как с источником знаний.


Тема 1.5. Социально-экономическое развитие Башкортостана в середине XVII-XVIII вв.


Территория. Население. Хозяйство. Общественный строй. Административное управление.

Студент должен знать:

1 территорию Башкортостана, население;

  1. административное устройство;

  2. хозяйство башкир, основные занятия, общественный строй, башкирские феодалы

Студент должен уметь:

знать карту, отмечать на ней территорию Башкортостана.


Самостоятельная работа: составить таблицу « Башкирские восстания в XVII-XVIII вв.»


Тема 1.6. Народы Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.


Причины массового участия народов Башкортостана в Крестьянской войне. Начало. Первый этап. Поражение главных повстанческих сил весной 1774 года. Второй этап (апрель – июль1774 г.). Третий этап (июль 1774-1775 гг.). Подавление восстания. Значение. Итоги.

Студент должен знать:

1 причины массового участия народов Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

  1. народных героев - Салавата Юлаева, К. Арсланова, И.Баиметова;

  2. подавление восстания;

  3. значение участия народов Башкортостана в Крестьянской войне.

Студент должен уметь:

  1. раскрыть значение крестьянской войны;

  2. составлять развернутые характеристики героям крестьянской войны из Башкортостана.


Тема 1.7. Участие народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.

Участие башкирских, мещарских, тептярских и казачьих полков в военных действиях русской армии. Боевые действия башкирских полков в заграничных походах.

Студент должен знать:

  1. какие башкирские полки действовали в Отечественной войне 1812 г.;

  2. в каких военных действиях участвовали башкирские полки;

  3. значение участия Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.

Студент должен уметь:

  1. работать с картой;

  2. показать роль и значение башкирского народа в разгроме армии Наполеона.


Тема 1.8. Кантонная система управления

Структура кантонной системы управления в Башкортостане. Чиновничья иерархия. Военная служба и другие повинности.

Студент должен знать:

  1. структуру кантонной системы;

  2. повинности, которые несли башкиры в пользу Русского государства.

Студент должен уметь:

  1. объяснить суть кантонной системы;

  2. рассказать административный строй в Башкортостане.


Тема 1.9. Крестьянская реформа в Башкортостане и его пореформенное развитие.

Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Расхищение башкирских земель. Башкирская деревня в пореформенный период. Помещичьи и крестьянские хозяйства. Развитие промышленности. Рост городов. Изменение социального состава населения.

Студент должен знать:

  1. подготовку крестьянской реформы в Башкортостане;

  2. отмену крепостного права в Башкортостане;

  3. развитие промышленности в пореформенном Башкортостане;

  4. изменение социального состава населения;

  5. итоги реформы.

Студент должен уметь:

  1. самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях;

  2. сравнивать, как протекли реформы 60-80-х гг. в Башкортостане с Россией.


РАЗДЕЛ II: БАШКОРТОСТАН В XX ВЕКЕ


Тема 2.1. Башкортостан в начале XX в.


Социально-экономическое развитие Башкортостана в начале XX в. Революция 1905-1907 гг. Башкортостан в годы Февральской и Октябрьской революций. Установление советской власти, преобразования большевиков в Башкортостане. Образование Башкирской АССР.

Студент должен знать:

  1. социально-экономическое развитие Башкортостана в начале XX в.;

  2. последствие революции 1905-1907 гг., ее особенности в Башкортостане;

  3. прохождение Февральской и Октябрьской революций в Башкортостане, установление советской власти;

  4. Образование Башкирской АССР;

  5. О личности Заки Валиди.

Студент должен уметь:

  1. раскрывать социально-экономическую обстановку накануне революций;

  2. называть причины революций и их последствия в Башкортостане;

  3. сравнивать события в России и Башкортостане.


Тема 2.2. Участие Башкортостана в Великой Отечественной войне


Участие воинов Башкортостана в ВОВ. 116 Кавалерийская дивизия. Герой Советского Союза – Башкирского Зауралья. Перестройка экономики Башкортостана на военный лад. Наука, здравоохранение, культура, образование для фронта.

Студент должен знать:

  1. участие воинов Башкортостана в основных событиях ВОВ;

  2. помощь тыла Башкортостана фронту;

  3. путь 116 Кавалерийской дивизии;

  4. героев Советского Союза Башкортостану;

Студент должен уметь:

  1. раскрыть значение участия башкирского народа в войне;

  2. пользоваться справочной литературой, периодической печатью для получения информации;

  3. составлять доклад об участниках войны.


Самостоятельная работа: реферат «Участник ВОВ из моего района»


Тема 2.3. РБ в период перестройки и демократизации общества


Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере республики. Переход в 1985 г. к политике перестройки. Движение за изменение правового статуса Башкортостана. Принятие Декларации о государственном суверенитете РБ. Подписание договора между Башкортостаном и Российской Федерацией «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». Принятие Конституции РБ и выборы Президента и нового Парламента.

Студент должен знать:

  1. договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерацией;

  2. декларацию о суверенитете;

  3. принятие Конституции РБ.

Студент должен уметь:

  1. выделять причины принятия суверенитета в Башкортостане;

  2. значение суверенитета для народов, проживающих на территории республики


Тема 2.4. Современный Башкортостан


Современное положение экономики Башкортостана. Правовой статус республики. Социальное развитие. Управление государством.

Студент должен знать:

  1. современное развитие Башкортостана;

  2. структуру управления республикой;

  3. экономическое развитие РБ.

Студент должен уметь:

  1. оценивать современное развитие республики;

  2. находить информацию из периодической печати.


Самостоятельная работа: найти политинформацию о современном Башкортостане из периодической печати.


Список использованной литературы


  1. Кульшарипов М.М. История Башкортостана. XX век. Учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 2001 – 178 с.

  2. Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана с древнейших времен до XIX в. Методическое пособие для учителей. – Уфа: НМЦ «Эдвис», 2004 – 149 с.

  3. Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана XX век. Методическое пособие для учителей. – Уфа: НМЦ «Эдвис», 2003 – 180 с.

  4. Зарипов А.Б. Юго – восточный Башкортостан. 1917-1922 гг. – Уфа: Изд-е БГУ, 2001 – 213 с.

  5. Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г.: История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащихся среднего профессионального образования. – Уфа, 2000. – 380 с.

  6. Кульшарипов М.М. У истоков суверенной республики (к 80-летию объявления автономии Башкортостана). – Уфа, Изд-е БГУ, 1997 – 64 с.

  7. Советская Башкирия. Исторические очерки / Под ред. Р.Г. Кузеев, А.И. Харисова, отв. ред. Б.Х. Юлдашбаев. – Уфа: Китап, 1957 – 371 с.

  8. История Башкортостана с древнейших времен до 60- х гг. XIX в. / Под ред. Х.Ф. Усманов. - Уфа: Китап, 1996 – 520 с.

  9. Хрестоматия по истории Башкортостана. Ч. II. 1917 -2000 гг. Учебное пособие / Сост. Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 2001 – 608 с.

Похожие:

Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconТематическое планирование уроков культуры Башкортостана в четвертом классе
Живые родники (История, литература и культура Башкортостана). – Уфа: Китап, 2010
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе на 2011-2012 учебный год
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 7 классе на 2011-2012 учебный год
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 9 классе на 2011-2012 учебный год
Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа дисциплины «История и методология химии»
Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих...
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 01 «История и философия науки»
Научная специальность 05. 16. 01 «металловедение и термическая обработка металлов и сплавов»
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 03 «История и философия науки»
Научная специальность 05. 13. 18 «математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 03 «История и философия науки»
Научная специальность 05. 22. 06 «железнодорожный путьт, изыскание и проектирование железных дорог»
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 03 «История и философия науки»
Научная специальность 05. 11. 13 «приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий»
Рабочая программа Дисциплина История Башкортостана iconРабочая Учебная программа Дисциплина: «История культуры народов Поволжья»
Для студентов направлений 071800. 62 «Социально-культурная деятельность», 100400. 62 «Туризм»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница