Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание»




Скачать 14,49 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание»
Дата03.02.2016
Размер14,49 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

10 класс, профильный уровень (105 часов, включая право: обществознание – 80 ч., право – 25 ч.; 3 ч/нед.).


Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы по обществознанию для 10 – 11 классов, профильный уровень: авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год; учебника «Обществознание» для общеобразовательных учереждений, профильный уровень под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение», 2007 год; а также программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.


Рабочая программа для 10 класса полностью учитывает федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (обществознание - профильный уровень, право – базовый уровень).

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит в 10 классе 105 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». На изучение непосредственно вопросов курса «Обществознание» в соответствии с авторской программой отведено 80 учебных часов, причем каждая тема программы и учебника разбита на смысловые части, на каждом уроке предусмотрена практическая работа по теме с использованием современных методов обучения; отдельно вынесены уроки-практикумы, как правило, по завершении изучения каждой большой темы.

Представляется целесообразным распределение учебного материала по обществознанию именно таким образом. На каждом уроке предусмотрено оптимальное соотношение теоретической и практической частей урока.

Резерв учебного времени – 25 часов – направлен на изучение правовых вопросов в соответствии с программой данного курса.

Планирование курса права в 10 классе основано на согласовании компонентов содержания программы по курсу «Право» для 10-11 классов под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год и учебника авторов Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина «Право» для 10 -11 классов (М., «Вита», 2009 г.) В качестве дополнительного и лекционного материала по темам, отсутствующим в учебнике (тема 1,2,3 календарного планирования) используется содержание учебника Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» (М., «Русское слово», 2010 год).


Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимо­связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социоло­гии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в классах экономического профиля как самостоятельный курс изучается экономика. Поэтому экономические вопросы в данном курсе подробно не рассматриваются. Ввиду отсутствия курса «Право» как самостоятельной дисциплины в курс обществознания вводятся правовые вопросы в соответствии с программой и федеральным компонентом. Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.

Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характе­ризуется как система, включающая ряд элементов и под­систем, и в то же время рассматривается как историчес­ки изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения поня­тий, идей, выводов социальной философии, антрополо­гии, социологии, социальной психологии. Знания, полу­ченные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — эти вопро­сы дают содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предпо­лагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антро­пологии, философии науки.

Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» про­фильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема обще­ния — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном ми­ре. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.


Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, яв­ляющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «Геогра­фия», «Литература» и др.

Изучение обществознания в старшей школе на про­фильном уровне направлено на достижение конкретных целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Содержание курса «Право» отвечает двум основным усло­виям:

Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «Обществознание» в 10 классе.

Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубле­ние и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Главные содержательные линии курса «Право»:

  1. Государство (6ч)

  2. Форма и структура права (6ч)

  3. Основы конституционного права (8ч)

  4. Судебная власть в Российской Федерации(4ч)

  5. Итоговое повторение (1ч)


При изучении правовых вопросов не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание осно­вы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном дополнительном выборе модели дальнейшего профессионального образования.


Изучение каждой содержательной части данного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле­нии приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— объяснение изученных положений на самостоятель­но подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;




  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Учебно-методический комплект.


1. Программа по курсу «Обществознание», 10 -11 классы, профильный уровень, авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук; М., «Просвещение», 2009 год.


2. Программа по курсу «Право», 10-11 классы, профильный уровень, под редакцией А.И.Матвеева, М., «Просвещение, 2009 год.


3. Учебник «Обществознание» для 10 класса общеобразовательных учреждений, профильный уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.А.Лабезниковой, Н.М.Смирнова и др., М., «Просвещение», 2007 год.


4. «Практикум по обществознанию», пособие для учителей и учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова,

М., «Просвещение», 2010 год.


5.Учебник «Право» авторов Кашаниной Т.В., Кашанина А.В. для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, М., «ВИТА», 2009 г.


6. Учебник Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры» в 2-х частях для 10 класса; М.,»Русское слово», 2010 год.


7. Сорокина Е.М. «Поурочные разработки по обществознанию, профильный уровень, 10 класс, М., «ВАКО», 2010 год.


8. Кишенкова О.В. «Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классах», М., «Русское слово», 2009 год.


9. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах», М., «ЭКСМО», 2011 год.

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconУтверждаю Директор моу «Средняя общеобразовательная школа №121»
Пояснительная записка к рабочей программе А. И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников»
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка к рабочей программе по физике 7 класса
Авторская программа «Физика 7–9 классы», рекомендованная Департаментом общего образования мо РФ. (Автор программ, А. В. Перышкин,...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка к рабочей программе по географии
Коринская В. А., Душина И. В., Щенёв В. А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа,-2011. 319С., в соответствии с обязательным...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено на основе: программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка к рабочей программе по математике
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных общеобразовательных школ для незрячих детей, рекомендована...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка Статус документа
Положения о рабочей программе моу уйско-Чебаркульской сош, обуп и уп образовательного учреждения. Рабочая программа конкретизирует...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Мировая художественная культура» в средней общеобразовательной школе (11 класс)
Изучение мхк осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта об­щего образования...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка Учитель: Падуряну С. В
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 11 класса разработана на основе
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе
«Информатика и икт». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический...
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «обществознание» iconПояснительная записка (к рабочей программе по истории, 6 класс)
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница