А. Л. Гудков «31» августа 2012 г




Скачать 35,71 Kb.
НазваниеА. Л. Гудков «31» августа 2012 г
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер35,71 Kb.
ТипДокументы
  1   2
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»


Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

А.Л. Гудков

«31» августа 2012 г.


Рабочая программа дисциплины


Русский язык и культура речи


Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть


Направление подготовки

080200 – Менеджмент


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная, заочная


Институт менеджмента, экономики и предпринимательства


Кафедра – разработчик: кафедра русского языка


\


Калининград 2012


1 Цели освоения дисциплины

Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи, то есть способной к реализации в речевой деятельности своего личностного потенциала.

В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи:

  • познакомить с системой норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;

  • дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;

  • сформировать практические навыки и умения в области составления и продуцирования различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения;

  • сформировать умения, развить навыки общения в различных ситуациях общения;

  • сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.



2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавра

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки 080200 - Менеджмент, квалификация - бакалавр. Дисциплина занимает особое место как в системе социогуманитарных, так и в системе профессиональных наук. Курс формирует различные компетенции: языковую, лингвистическую, риторическую и коммуникативную. Эти компетенции являются залогом успешной профессиональной деятельности выпускника вуза. Дисциплина «Русский язык и культура речи» опирается на знания, полученные студентами на предыдущем этапе обучения, и тесно связана с социогуманитарными предметами, изучаемыми на первом курсе университета («История», «Иностранный язык», «Культурология»). Преподавание в университете ведётся на русском языке, который является государственным языком РФ. Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» связан со всеми дисциплинами учебного плана.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

-способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);

-владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

-умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: специфические черты функциональных стилей; технологию подготовки публичного выступления; нормы литературного языка; способы компрессии текста.

Уметь: выбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной интенцией и ситуацией общения; находить и корректировать речевые ошибки; составлять план, конспект, аннотацию, реферат; составлять личные деловые бумаги.

Владеть: навыками работы с ортологическими словарями; навыками сбора материала для публичного выступления; навыками адаптации текстов для устного или письменного изложения.


4 Структура и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»


4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч.

аудиторные занятия - 30 часов (14 часов – лекции, 16 часов - практические занятия), самостоятельная работа - 42 часа.. Итоговая аттестация по дисциплине – зачет.







п/п


Темы

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Трудоёмкость учебной работы по её видам (час.)

Формы текущего

контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




АЗ

Самостоятельная работа

Всего часов







Лекции

Практические занятия




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение.

Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.

2

1-3

2

2

4

8

  • Констатирующий

срез


12

Язык, речь, общение.

.

3-5

2

2

4

8

  • Проверка индивидуального задания

  • Публичное выступление




3

Языковая норма как центральное понятие культуры речи.

5-8

2

4

6

12

  • Проверка индивидуального задания

  • Публичное выступление

  • Тест (1 рубежный контроль)




4

Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка.



7-9

2

-

4

6

  • Проверка индивидуального задания




1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

Научный стиль.

Письменные жанры научного стиля.





9- 12

2

4

6

12

  • Проверка индивидуального задания

  • Публичное выступление




6

Официально-деловой стиль.




12-14

2

2

4

8

  • Проверка индивидуального задания

  • Публичное выступление

  • тест (2 рубежный контроль)

7

Публицистический стиль.

14-15

1

-

3

4

  • Публичное выступление Проверка индивидуального задания




8

Основы ораторского искусства.




14-16

1

2

5

8

  • Публичное выступление

  • Проверка индивидуального задания







Подготовка к зачету и его сдача

17

-

-

6

6

  • Зачет







ИТОГО:







14

16

42

72




30



4.2 Теоретические занятия (лекции)



п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Введение.

Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.

Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».

Культура речи изучает такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и речевого этикета позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Ортология. Речевой этикет. Культура речи – раздел науки о языке, изучающий систему коммуникативных качеств речи.

Языковая личность. Типы речевой культуры. Языковой вкус.

2

2

Язык, речь, общение.

.

Вербальные и невербальные средства общения. Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Феномен человеческого языка. Языки живые и мертвые, естественные и искусственные. Единицы языка. Функции языка и речи.

Положение русского языка в современном мире. Русский язык как национальный язык русского народа, как государственный язык, как язык межнационального общения, как мировой язык.

Формы существования национального русского языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты, литературный язык.

2

3

Языковая норма как центральное понятие культуры речи.

Основные этапы становления литературного языка. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка. Классификация языковых норм по количеству вариантов употребления: императивные и вариантные (диспозитивные). Источники изменения нормы. Типы эволюции нормы. Классификация норм по уровням языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы.

2

4

Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка.

Уместность как качество речи. Понятие стиля. М.В.Ломоносов и теория трех стилей.

Функциональные разновидности литературного языка. Стилеобразующие факторы. Функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический.

Язык художественной литературы и его специфика. Разговорная речь как некодифицированная функциональная разновидность литературного языка. Нормы разговорной речи.

2

5

Научный стиль.

Письменные жанры научного стиля.


Научный стиль. Специфические черты научного стиля. Термин и терминосистема. Языковые нормы. Академическое красноречие.

Научный стиль в его письменной разновидности. Научная статья и её структура. Компрессия первичного научного текста. Вторичные жанры: тезисы, реферат, конспект. Аннотация. Оформление научной работы: список источников, ссылки, цитирование.


2

6

Официально-деловой стиль.

Деловое общение и его особенности. Специфические черты официально-делового стиля. Языковые и текстовые нормы. Документ, формуляр, реквизит.

Классификация жанров официально-делового стиля. Личные деловые бумаги: заявление, доверенность, резюме. Деловые письма.

Особенности русской и международной школы делового письма.

2

7

Публицистический стиль.

Становление публицистического стиля в России. Публицистический стиль и язык СМИ. Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Образные средства русского языка.

Рекламные жанры: презентация, реклама. Способы выражения оценки в русском языке. Языковая «игра» в рекламе.


1

8

Основы ораторского искусства.

Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория. Этапы подготовки публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала; осмысление и записи прочитанного, выработка собственной позиции. Способы словесного оформления публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

1




Итого




14



4.3 Практические занятия



п/п

темы


Темы практических занятий


Кол-во часов




1

Констатирующий срез по орфографии, пунктуации, культуре речи. Коммуникативные качества хорошей речи. Точность и богатство речи (выбор слова и фразеологического оборота, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы)

2



2

Лексические нормы. Экспрессивно-стилистическая дифференциация лексики. Типы лексических ошибок. Практикум по орфографии и пунктуации.

2



3

Морфологические нормы. Случаи их нарушения. Орфоэпические нормы.

2



4

Синтаксические нормы. Случаи их нарушения. Тестирование.

2



5

Научный стиль в его письменной разновидности. Языковые нормы научного стиля. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспект. Аннотация и реферат как вторичные жанры научного стиля. Практикум по орфографии и пунктуации.

4



7

Деловые бумаги. Деловые письма. Этикетные формулы делового стиля. Практикум по орфографии и пунктуации.

2



8

Публичное выступление как разновидность ораторской прозы

2







Итого

16




    1. Самостоятельная работа студента





п/п

Вид (содержание) самостоятельной работы студента

Кол-во часов

Форма контроля

1

Освоение учебного материала, подготовка к практическим занятиям

16

Тесты (два)

2

Выполнение индивидуальных заданий (7 комплектов)

20

Проверка результатов выполнения заданий

3

Подготовка к зачету и сдача зачета

6

Зачет




Итого

42





4.5 Лабораторные работы не предусмотрены


4.6 Курсовые работы не предусмотрены


5 Образовательные технологии

Курс состоит из аудиторной (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы.

5.1 На лекциях рассматриваются важнейшие, узловые темы курса: вопросы динамики норм литературного языка, система функциональных разновидностей русского языка, культура научной и деловой речи, соотнесение коммуникативных качеств речи с уровнями языковой системы.

5.2 Практические занятия как вид аудиторной деятельности направлены на углубление научных лингвистических знаний, овладение коммуникативными умениями и совершенствование ортологических навыков. В ходе практических занятий студенты учатся свободно оперировать лингвистическими терминами, излагать самостоятельно изученный теоретический материал, готовить публичное выступление на заданную преподавателем тему, а также анализировать и оценивать выступления других; выполняют упражнения по лексике и фразеологии, грамматике и орфоэпии. На занятиях применяются активные формы и методы обучения.

5.3 Самостоятельная работа студентов заключается в изучении необходимой для понимания курса основной и дополнительной литературы, подготовке докладов и сообщений, выполнении практических заданий (7 комплектов) в письменной форме. Помимо регулярной работы с лексикографическими изданиями, студентам рекомендуется знакомство с интернет-порталами www.gramma.ru и www.gramota.ru.


5.4 В процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» при чтении лекций и проведении практических занятий используются следующие методы обучения:

  • учебная лекция

  • лекция-беседа

  • лекция - учебная конференция, проведение которой предполагает подготовку студентами докладов и публичных выступлений, а также обсуждение докладов;

  • лекция-визуализация. При подготовке данного типа лекций преподаватель так изменяет, переконструирует учебную информацию по теме лекционного занятия, чтобы представить её в визуальной форме (схемы и т.п.);

  • проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них задача требует нетипового решения.

  • тестирование (входной, текущий и итоговый тесты);

  • организация дискуссий на заданную преподавателем тему;

  • речевой тренинг;

  • консультации преподавателей и индивидуальная работа со студентами;

  • самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему и итоговому контролю. Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разработаны в учебниках и учебных пособиях, научных статьях и монографиях и не могут представлять особых трудностей при изучении студентами технического вуза.

При чтении лекций и проведении практических занятий используются мультимедийные программы.


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (задания для тестирования, индивидуальные задания) и итоговой аттестации по дисциплине (зачетные вопросы и задания) приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.


6.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов определено в разделе 7.

.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


7.1 Основная литература:

1.Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. – М.: Норма, 2002.

2.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001.

3.Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002.

4.Русский язык и культура речи/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под. ред. Черняк В.Д.- М.: Высшая школа, 2002.

5.Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2000. – 2007.

6.Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи: Учебное пособие / Л.Г. Драгилева. – Калининград: КГТУ, 2007. -2008.

7.Калинникова Л.Н. и др. Русский язык и культура речи: Конспекты лекций. Учебное пособие / Л.Н. Калинникова и др. – Калининград, 2008.


7.2 Дополнительная литература:

1.Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи. Книга для преподавателя: учеб. пособие / Л.Г. Драгилева.– Калининград, 2008. – 295с.

2.Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум/ Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др.; Под. ред. И.М.Рожковой и др. - М.: Флинта; Наука, 2000. - 2001

3.Паршакова Н.А. Русский язык и культура речи. Самостоятельная работа: учеб. пособие / Н.А. Паршакова.- Калининград, 2008.

4.Паршакова Н.А. Русский язык и культура речи. Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм обучения/Н.А. Паршакова.- Калининград, 2010.


7.3 Программное обеспечение и интернет-ресурсы


1. Программа тестирования по дисциплине «Русский язык и культура речи» (составитель доцент кафедры русского языка Л.Г. Драгилева)


2.http://lib.aldebaran.ru/author/maksimov_vladimir/maksimov_vladimir_russkii_yazyk_i_kultura_rechi_uchebnik_dlya_tehnicheskih_vuzov/

http://revolution.allbest.ru/languages/00044962_0.html

http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm

http://www.gramma.ru/

www.gramota.ru.

http://fictionbook.ru/author/darya_golovanova/russkiyi_yaziyk_i_kultura_rechi/read_online.html?page=1

http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm

http://shpora07.narod.ru/

http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl21.html

http://www.twirpx.com/files/languages/rus/


8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторные занятия проводятся в общих аудиториях, в том числе в аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием, в главном учебном корпусе, а также в учебных корпусах №1, №2 ФГБОУ ВПО «КГТУ» согласно учебному плану. Консультационные и индивидуальные занятия проводятся в кабинетах №№ 329, 386, 387, 326 кафедры русского языка главного учебного корпуса КГТУ в соответствии с графиком консультаций преподавателей.

Для самостоятельной работы в распоряжении студента имеются читальный зал периодических изданий (аудитория № 275), читальный зал гуманитарных наук (аудитория 273 главного учебного корпуса).


9 Особенности изучения дисциплины при заочной форме обучения

9.1 Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч.

аудиторные занятия – 8 часов (2 часа – лекции, 6 часов - практические занятия), самостоятельная работа – 64 часа. На заочном отделении предусмотрено выполнение контрольной работы.





п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов и

трудоемкость (часы)

Формы текущего

контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




АЗ

Самостоятельная работа

Всего часов







Лекции

Практические занятия




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение.

Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.

2

1

1

-

6

8

  • Тест




2

Язык, речь, общение.

.




-

-

8

8

  • Задания из контрольной работы




3

Языковая норма как центральное понятие культуры речи.

1

-

2

10

12

  • Задания из контрольной работы




4

Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка.







-

-

6

6

  • Задания из контрольной работы




5

Научный стиль.

Письменные жанры научного стиля.


1

1

2

9

12

  • Задания из контрольной работы




6

Официально-деловой стиль.




-

2

6

8

  • Задания из контрольной работы

  • Тест




7

Публицистический стиль.










4

4

  • Задания из контрольной работы




8

Основы ораторского искусства.













8

8

  • Задания из контрольной работы







Подготовка к к сдаче зачета и его сдача













6

6

  • Зачет




ИТОГО:







2

6

64

72




8
  1   2

Похожие:

А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconА. Л. Гудков «31» августа 2012 г
В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconА. Л. Гудков «31» августа 2012 г
В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconРектора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «московский государственный университет леса» №1170 «21» августа 2012г
На основании Правил приема в мгул 2012 года, составленных на основании действующего «Порядка приема граждан в имеющие государственную...
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconМп «31» августа 2012 год Годовой календарный учебный график

А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconУтверждаю проректор по учебно- методической работе А. Л. Гудков «25» 12 2013 г
...
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconБелгородскаяобласт ь администрация муниципального района «корочанский район» распоряжени е 14 августа 2012 г. №337-р
«Корочанский район» от 26 июня 2012 года №259-р «Об утверждении порядка определения уровня профессионального соответствия проектных...
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconМинистерство образования и науки российской федерации
Обсуждена на кафедре «Производственный менеджмент» от 31 августа 2012 г., протокол №1
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconУтвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года
Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (вниис)
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г iconВведено в действие Утверждено на педагогическом совете школы Приказом № от 28 Протокол №1 от августа 2009г. 28 августа
Руководство методическим кабинетом школы осуществляет (ют) заместитель (и) директора по методической работе
А. Л. Гудков «31» августа 2012 г icon31 августа 2012 г. Принята педагогическим советом школы
Информация о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница