Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы»




Скачать 27,33 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы»
Дата03.02.2016
Размер27,33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА


Автор Молохина Г.А.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


« Организация психологической службы»

для студентов заочной формы обучения


Ростов-на-Дону

2012


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030300.62 Психология.

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психологии и управления персоналом» и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.


Составитель: к.псх.н., доц. Молохина Г.А.


Рецензент: д.псх.н., проф. Пищик В.И.


Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 5

1.3.1 Лекции 5

1.3.2 Практические занятия 5

1.3.3 Интерактивные занятия 6

1.4 Самостоятельная работа 7

1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8

1.5.1 Основная литература 8

1.5.2 Дополнительная литература 8



1. Рабочая программа дисциплины


1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель: сформировать у студентов целостное представление работе практического психолога и о технологиях создания психологической службы в организации.

Задачи:

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО

Перечень дополнительных компетенций

Иметь представление:

Знать:

  • нормативно-правовую базу регламентации деятельности психологическлй службы в организации;

  • должностные и функциональные обязанности психолога в огранизации;



Уметь:

  • использовать диагностические методы в работе практического психолога;

  • организовывать коррекционную и тренинговую работу с сотрудниками организации;





1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. Часов

/З/С

1

Планирование работы психологической службы в организации

Цели, задачи психологической службы. Структура психологической службы.

План работ психологической службы. Содержание работы специалиста психологической службы. Принципы организации работы с работниками организации. Организационно-правовые аспекты деятельности психолога.

Нормативно-правовая документация организации работы психологической службы (Положение о психологической службе, Должностные обязанности психолога, План работы психологической службы). Основные положения этического кодекса психологической службы.

1

2

Основные требования к личности психолога в организации

Профессиональное место психолога в учреждении. Личность как «орудие труда» психолога (профессиональные аспекты Я-концепции психолога). Личностные качества психолога. Психограмма психолога. Профессиограмма психолога.

Мораль и психологическая практика.

1

ИТОГО:

2

1.3.2 Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. Часов

/З/С

1

Направления деятельности психолога в организации.

Взаимодействие науки и практики в психологической службе. Различные формы организации психологической службы.

Психолог на предприятии - социальный инженер. Участие психолога: в проектировании систем организации труда на предприятии, организации рабочих мест с учетом эргономических требований; в совершенствовании системы материального и морального стимулирования; разработке методов управления кадрами и социальным развитием предприятия.

Значение и виды супервизии в психологической службе


1

2

Содержание психологической диагностики, задачи и виды диагностики.

Психологический мониторинг в практике психологической службы Психологическая диагностика. Задачи и виды психологической диагностики. Психология маркетинга.


1

3

Особенности групповой психотерапии и тренинговой работы психолога в организации

Психологическая работа с персоналом в организациях

Групповая психотерапия. Роль психотерапии в психологической службе. Тренинговая работа психолога психологической службы в организации.

Травматический стресс и посттравматические стрессовые расстройства как объект работы психологической службы

2

ИТОГО:




.

1.3.3 Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

З/С

1

Особенности групповой психотерапии и тренинговой работы психолога в организации

Освоение элементов тренинговой работы психолога с трудовым коллективом.

2

ИТОГО:

4



1.4 Самостоятельная работа





п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов З/С

Форма контр.

1

Составление словаря основных терминов

10

Словарь терминов

2

Составление конспектов по темам дисциплины

12

Конспекты лекций и практических занятий

3

Сравнительный анализ особенностей функционирования психологической службы в организациях разного профиля (сходства и различия)

22

Сравнительная таблица

4

Разработка проекта создания психологической службы в организации (цели, задачи, содержание работы психологической службы)

22

Отчет

ИТОГО:

66





1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.5.1 Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособие: для студ. вузов. / Е.И. Изотова. – 2-е изд.. – М.: «Академия», 2009. – 288 с.

2

Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакуство. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.

3

Психологическая служба: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Г.В.Матвеева. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 63 с.

4

Психология труда / Пер. Г.В.Матвеевой. – М.: Профиздат, 2009. – 216 с.

5

Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации / М.Ю.Шейнис. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. -224 с.






1.5.2 Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Боронова Г.X. Психология труда. Конспект лекций / Г.X.Боронова, Н.В.Прусова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

2

Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 448 с.

3

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2001. – 24 с.

4

Практическая психология образования: Учеб. пособие. 4-е изд. /Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2003, 2006. – 592









1.5.3 Информационно-методическое обеспечение





п/п

Перечень

1




2






2. лекционные занятия


2.1 План и содержание лекционных занятий


2.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий

3. Практические занятия

3.1 Планы и содержание семинарских занятий


Занятие 1.

1.

2.

3.


3.2 План и содержание практических занятий



3.3 План и содержание интерактивных практических занятий

4. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ



4.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями


1. Название темы (указать компетенцию, которой необходимо овладеть)


4.2 Перечень тем учебных проектов


  1. Личность как «орудие труда» психолога (профессиональные аспекты Я-концепции психолога).

  2. Супервизия как основной способ профессиональной поддержки.

  3. Мораль и психологическая практика.

  4. Развитие компетентного общения как одно из направлений деятельности психологической службы

  5. Различные формы организации психологической службы.

  6. Организационно-правовые аспекты деятельности психолога.

  7. Профессиональное место психолога в учреждении

  8. Структура психологической службы

  9. Содержание работы специалиста психологической службы

  10. Профессиональное сообщество психологов (формы и виды деятельности профессиональных объединений психологов)

  11. Психологическая работа с персоналом в организациях

  12. Основные положения этического кодекса психологической службы

  13. Психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога

  14. Взаимодействие науки и практики в психологической службе

  15. Значение и виды супервизии в психологической службе

  16. Обеспечение психического и психологического здоровья сотрудников и клиентов учреждения как важнейшая цель деятельности психологической службы

  17. Психологическая работа с персоналом в организациях

  18. Психология маркетинга

  19. Роль психотерапии в психологической службе

  20. Травматический стресс и посттравматические стрессовые расстройства как объект работы психологической службы



5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


5.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов


5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ


5.3 Варианты контрольных работ


Тема 1. Роль психологической службы в образовании.

  1. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.

  2. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.

  3. Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (ДОУ, школа, лицей, колледж, интернат и пр.).


Тема 2. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом.

  1. Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира.

  2. Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования.


Тема 4. Организация деятельности психологической службы

  1. Каковы специфические особенности позиции практического психолога, работающего: а) в психологической консультации; б) в социальной организации?

  2. Со специалистами каких областей возможно сотрудничество психолога? Какие задачи могут быть решены благодаря объединению психолога с представителями других специальностей?

  3. Ожидания администрации, сотрудников предприятия, на котором психолог начинает свою профессиональную деятельность, не всегда могут быть адекватны статусу психолога, его задачам. Представьте возможные пути формирования адекватных представлений о роли и месте психолога, предложите способы соотнесения стратегических планов психолога и работодателя.


Тема 5. Направления деятельности педагога-психолога.

  1. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.

  2. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.

  3. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике.

  4. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.


Тема 6. Документация психологической службы.

1. Проанализировать документацию психологической службы одной из организаций и подготовить ее письменный анализ и рефлексию.


Тема 7. Личность педагога-психолога.

  1. Опишите образ человека, который, как вам кажется, будет для вас «трудным клиентом» (приход этого клиента расстроит, напугает или разозлит вас). Проанализируйте свои возможные чувства. Какие ваши личностные особенности или события из истории отношений могут быть причиной таких чувств и состояний?

  2. Подготовьте и возьмите интервью у психологической знаменитости института или города. Обратите внимание на личностные особенности профессионала.


При подготовке беседы можно использовать следующие вопросы:

  1. Назовите трёх самых выдающихся, на Ваш взгляд, психологов.

  2. Почему Вы решили стать психологом?

  3. В чём секрет Ваших профессиональных успехов?

  4. От чего в работе Вы получаете наибольшее удовольствие?

  5. От чего Вы страдаете в своей профессиональной деятельности?

  6. О каком случае из своей психологической практики Вы любите рассказывать своим коллегам, ученикам?

  7. С какими людьми Вам нравится работать?

  8. Как вы учились в школе?

  9. Есть ли у Вас слабости?

  10. Что Вам больше всего нравится в женщинах (мужчинах)?

  11. Что в жизни доставляет Вам наибольшее удовольствие? Самое приятное событие Вашей жизни?


Тема 8. Профессиональное сообщество психологов.

  1. Ознакомиться с одним из периодических изданий по психологии и подготовить краткую информацию о нём по следующей схеме:

а) Вид и жанр издания.

б) Учредители, редакционная коллегия и редакционный совет издания.

в) Цели и задачи, которые ставит перед собой редакция.

г) Основные разделы.

д) Направления и характер материалов.

е) Собственные впечатления от издания.

2. Используя периодическую печать, информацию от преподавателей и практических психологов, подготовьте «карту» психологических сообществ (различных служб, ассоциаций, профессиональных клубов, объединений и т.д.) города, страны и мира.


Тема 9. Супервизия. Организация профессионального консультирования практических психологов.

  1. Каково значение супервизии в профессиональном становлении психолога?

  2. Какие вы знаете формы супервизии?

  3. Назовите основные принципы супервизорской работы.


5.4 Перечень рекомендуемой литературы


  1. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособие: для студ. вузов. / Е.И. Изотова. – 2-е изд.. – М.: «Академия», 2009. – 288 с

  2. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакуство. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.

  3. Психологическая служба: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Г.В.Матвеева. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 63 с.

  4. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации / М.Ю.Шейнис. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. -224 с.

  5. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 448 с.



6. самостоятельная работа студентов



6.1 План и содержание самостоятельной работы


  1. Составление словаря основных терминов по дисциплине.

  2. Составление конспектов по темам дисциплины.

  3. Сравнительный анализ особенностей функционирования психологической службы в организациях разного профиля (сходства и различия).

  4. Разработка проекта создания психологической службы в организации (цели, задачи, содержание работы психологической службы).



6.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы




7. Контрольные вопросы по дисциплине


  1. Определение психологической службы образования.

  2. Теоретические основы психологической службы образования.

  3. Цель психологической службы образования.

  4. Задачи психологической службы в образовании.

  5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы.

  6. Структура службы.

  7. Становление и развитие школьной психологической службы за рубежом.

  8. Становление и развитие школьной психологической службы в России.

  9. Организация деятельности службы.

  10. Договор о работе психолога в образовательном учреждении.

  11. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении.

  12. Психологическая служба в организациях различного типа (образование, бизнес, армия)

  13. Организационно-правовые аспекты работы психолога.

  14. Контракт и его рамки в процессе психологической практики.

  15. Психологический мониторинг в практике психологической службы.

  16. Психологическое просвещение: задачи и содержание.

  17. Психологическая профилактика: задачи и содержание.

  18. Психологическая диагностика: задачи и виды.

  19. Психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога.

  20. Психологическая коррекция.

  21. Основные принципы ведения документации.

  22. Документация педагога-психолога. Кодировка документации.

  23. Регистрационно-содержательная часть документации.

  24. Профессиональная аппозиция педагога-психолога.

  25. Интеллектуальные способности психолога.

  26. Личностные особенности практического психолога.

  27. Деятельность профессиональных ассоциаций по оказанию правовой, информационной и методической поддержки в научной и практической деятельности психологов.

  28. Формы и виды деятельности профессиональных объединений психологов.

  29. Средства профессиональной информации (психологические газеты, журналы, бюллетени).

  30. Супервизия как основной способ профессиональной поддержки. Формы и методы супервизии.



Контактная информация преподавателя


Фамилия, имя, отчество:

Молохина Галина Анатольевна

Ученая степень:

Кандидат психологических наук

Должность:

Доцент

Кабинет:

301

Телефон:

8-908-191-18-71

e-mail:

molokhina@yandex.ru



Приложение А

Образец оформления титульного листа контрольной работы




НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


Контрольная работа


По дисциплине:

Вариант: №




Выполнил

(фамилия, имя, отчество)

5-й курс, НЗ-501

(курс, группа)




Проверил

(фамилия, имя, отчество)




(должность, звание, подпись)



Ростов-на-Дону

2011


Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «исследование операций»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математическое программирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая география и региональная экономика»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Схемотехника ЭВМ
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминология» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация психологической службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница