Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения




Скачать 25,49 Kb.
НазваниеМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Дата03.02.2016
Размер25,49 Kb.
ТипМетодические указания


МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»



Кафедра гостеприимства и межкультурной коммуникации


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор


________________В.И. Малюк


Рег. № М-3246


КУЛЬТУРОЛОГИЯ




Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения





Специальность 080502(8) - Экономика и управление на предприятии туризма

и гостиничного хозяйства




Санкт-Петербург

2012

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания


Составитель

канд. филос. наук, доц. О.В. Архипова


Подготовлено на кафедре

гостеприимства и межкультурной коммуникации


Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем


© СПбГИЭУ, 2012

Содержание


  1. Общие положения……………………………….….………..4

  2. Методические указания к изучению

дисциплины…………………………………………………..6

  1. Методические указания к выполнению контрольной

работы………………………………………………..……….7

  1. Темы контрольных работ……………………………………9

  2. Требования к оформлению

контрольной работы………………………………………..11

  1. Список литературы…………………………………………12

Приложение 1. Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины).……...15

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы……………………………………………....17


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цель и задачи дисциплины



Цель дисциплины «Культурология» - дать системные знания в сфере культуры, сформировать фундаментальные знания в области теории и истории культурологии.

Основными задачами дисциплины являются:

  • приобретение теоретических знаний по истории и теории культуры, теории искусства.

  • обобщение представлений о культуре как универсальном способе отношения человека к миру, важнейшем условии его духовного развития;

  • комплексное изучение эволюции и основных тенденций в развитии культуры, художественных эпох, стилей, направлений, видов и жанров искусства;

  • формирование навыков самостоятельного изучения истории и теории культуры;

  • формирование общей культуры и широкого кругозора будущего специалиста в сфере туризма.




    1. Место дисциплины в системе подготовки

специалистов


Дисциплина «Культурология» изучается в соответствии с графиком учебного процесса. Программа дисциплины «Культурология» определяет базовую подготовку студентов туристского профиля в дальнейшей учебной, научной и профессиональной деятельности.

Дисциплина направлена на ознакомление с культурно-историческими ценностями России и Санкт-Петербурга. Логика курса выстраивается по схеме от общего к частному, то есть с общетеоретических проблем культурологии к частным вопросам стилей и жанров, которые изучаются в процессе лекционных и семинарских занятий.


1.3. Связь дисциплины с другими науками

Дисциплина «Культурология» связана с дисциплинами «Культурология на иностранном языке», «Мировая культура и искусство», «Искусствоведение», где закладываются базовые знания в области теории культуры, истории культуры и искусства, истории культуры России. Другой базовой дисциплиной является ИЭДГП на русском языке как введение в культурно-историческую проблематику.



1.4. Требования к знаниям и умениям специалиста


В результате изучения дисциплины «Культурология» студенты должны:

  • овладеть знаниями в области теории и истории культурологии;

  • осознать сущность предмета теории культуры и основные определения культуры, рассмотреть наиболее значимые культурологические концепции;

  • знать основные художественные стили, направления, течения, школы в истории русского и западноевропейского изобразительного искусства.


1.5. Контроль знаний студентов


Формы текущего контроля:

  • доклады по темам и их обсуждение;

  • устный опрос;

  • выполнение контрольной работы.

Форма итогового контроля – зачет.


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Самостоятельная работа над учебным материалом дисциплины «Культурология» включает в себя:

  1. Самостоятельную работу студента в музеях;

  2. Работу с рекомендуемой литературой.

Изучение дисциплины необходимо начинать согласно принципу и логике построения курса «Культурология» (см. Приложение №1). При самостоятельном изучении дисциплины необходимо обращать особое внимание на следующие аспекты каждого раздела:

- типологическая характеристика соответствующего периода в истории культуры (истоки и условия формирования; особенности художественного мировоззрения и эстетические идеалы; художественные направления, стили, школы; виды художественного творчества и их взаимосвязь; судьба художественного наследия эпохи).

- характеристика одного или нескольких художественных произведений эпохи (наименование, автор, годы создания местонахождение, сохранность; принадлежность к художественному направлению, стилю, школе; идея, замысел, жанр, сюжет (или тип архитектурного строения), композиция, колорит, особенности художественного языка; историческая судьба художественного произведения; оценка его современниками, потомками (профессионалами и любителями).

Самостоятельная работа в музейных залах и рекомендуемой литературой также выстраивается согласно тематическому плану рабочей программы дисциплины.

Полный перечень необходимой литературы приводится в списке литературы.

При самостоятельной работе в музейных залах необходимо учиться работать непосредственно с оригиналом художественного произведения, учиться смотреть и видеть работы.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Основная цель контрольной работы по дисциплине «Культурология» заключается в формировании у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы над темой, повышении культуры методологической и научно-исследовательской работы, что предполагает решение следующих задач:

  • самостоятельно разработать план работы, с выделением ключевых аспектов темы;

  • осуществить глубокий, всесторонний анализ темы работы в основных главах;

  • определить круг литературы и источников (библиографии) по исследуемой теме;

  • сформулировать основные выводы исследования.

Рекомендации по технологии выполнения контрольной работы

Обязательными структурными элементами контрольной работы являются:

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (Пример оформления титульного листа контрольной работы см. в Приложении № 2.)

2. СОДЕРЖАНИЕ (План работы)


3. ВВЕДЕНИЕ

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ГЛАВЫ)

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Составление плана контрольной работы является самостоятельной, творческой работой студента и диктуется логикой самого исследования, задачами последовательного рассмотрения темы работы. План работы выносится в раздел «СОДЕРЖАНИЕ». Заголовки «СОДЕРЖАНИЯ» должны точно повторять заголовки в тексте.

Во «ВВЕДЕНИИ» к контрольной работе необходимо обосновать выбор темы работы, сделать обзор основной литературы, избранной для раскрытия темы, определить основные задачи работы.

«ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» контрольной работы может состоять из нескольких глав (от 2 до 4). Содержание глав должно точно соответствовать теме работы, эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал. В каждой главе рассматриваются основные вопросы, раскрывается проблематика содержания главы, делаются основные выводы.

Итоговый вывод работы формулируется в «ЗАКЛЮЧЕНИИ» контрольной работы. Эта часть исполняет роль концовки, носит форму синтеза накопленной в основной части информации. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. В этой части работы можно сформулировать и собственное отношение, оригинальную оценку рассмотренной темы и основных выводов работы.

При определении темы работы следует обратиться к таблице для выбора варианта контрольной работы.


Предпоследняя цифра № зачет. книжки

Последняя цифра номера зачетной книжки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1,2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3,4

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

5,6

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

7,8

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

9,0

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50


Необходимо отметить, что добросовестный процесс выполнения контрольной работы является важным этапом подготовки к зачету по курсу «Культурология», поскольку позволяет глубоко рассмотреть ряд проблем и вопросов, выносимых на зачет.

4. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Специфика культурологического знания.

  2. Историческое развитие представлений о культуре.

  3. Культурология в России: опыт становления и перспективы развития культурологического знания.

  4. Сюжеты и образы итальянской живописи эпохи Возрождения.

  5. Портрет в изобразительном искусстве итальянского Возрождения.

  6. Леонардо да Винчи и гуманистические идеи итальянского Возрождения.

  7. Рафаэль и образ человека в искусстве Высокого Возрождения.

  8. Образ Мадонны в живописи Рафаэля.

  9. Скульптурное творчество Микеланджело.

  10. Искусство портрета в творчестве Тициана.

  11. Русская икона: особенности художественного языка.

  12. Сюжеты и образы древнерусской иконописи.

  13. Иконописные школы в искусстве Древней Руси.

  14. Творчество Дионисия.

  15. Художественные школы в архитектуре Древней Руси.

  16. Декоративно-прикладное искусство в Древней Руси.

  17. Барокко в архитектуре Италии XVII века.

  18. Итальянская живопись XVII века. Творчество Караваджо.

  19. Итальянская скульптура XVII века. Творчество Д.Л. Бернини.

  20. Мастера фламандской живописи XVII века.

  21. Портретная живопись Испании XVII века.

  22. Бытовой жанр в голландской живописи XVII века.

  23. Живопись «малых голландцев».

  24. Натюрморт в европейской живописи XVII века.

  25. Классицизм в живописи Франции XVII – XVIII веков.

  26. Рококо в искусстве Франции XVIII века.

  27. Иностранные мастера и формирование русской национальной художественной школы.

  28. Русская гравюра XVIII века.

  29. Художественные стили в русской архитектуре XVIII века.

  30. Портрет в русском искусстве XVIII века.

  31. Садово-парковое искусство в России XVIII века.

  32. Романтизм в живописи Франции XIX века.

  33. Романтизм в английской живописи середины XIX века. Прерафаэлиты.

  34. Импрессионизм в живописи Франции: художественные и эстетические принципы.

  35. Творчество Клода Моне.

  36. Скульптор Огюст Роден.

  37. Символизм в западноевропейском изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ века.

  38. Мастера постимпрессионизма в живописи Франции.

  39. Русская академическая школа в изобразительном искусстве XIX века.

  40. Русская портретная живопись XIX века.

  41. Русская пейзажная живопись XIX века.

  42. Бытовой жанр в русской живописи XIX века.

  43. Русская историческая живопись XIX века.

  44. Монументальная скульптура в России XIX века.

  45. Художественные объединения, салоны, кружки в России XIX века.

  46. Стиль модерн в русском искусстве рубежа XIX-ХХ веков.

  47. Художественные объединения, салоны, кружки в России рубежа XIX-ХХ веков.

  48. Символизм в русской живописи конца XIX– начала ХХ века.

  49. Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала ХХ века.

  50. Портрет в русской живописи конца XIX– начала ХХ века.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Контрольная работа должна быть набрана на компьютере и распечатана. В виде исключения контрольная работа может быть исполнена в рукописном варианте.

Титульный лист оформляется по единым правилам, пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы см. в Приложении № 2.

Нумерация страниц проставляется внизу от центра страницы. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится.

Рекомендуется оформление подстрочных ссылок внизу страницы с использованием знаков в виде звездочек или цифр. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ.соч.». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Список литературы в конце работы составляется по правилам, закрепленным в ГОСТ 7.1. – 2003.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Основная:

  1. Архипова О.В., Кайсаров Е.А. Культурология: учебное пособие. – СПб, СПбГИЭУ, 2011.

  2. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

  3. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Изд-во Лань, Москва: ООО Изд-во Омега-Л, 2007.

6.2. Дополнительная:

  1. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., СПбГАК, 1994.

  2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: С-Петерб. Ун-т, 2003.

  3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.

  4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990.

  5. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мир книги: литература, 2006.

  6. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс,1986. Т. 1-2.

  7. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Прогресс, 1984.

  8. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-традиция, 2001.

  9. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: АСТ: Астрель, 2006.

  10. Гуревич П. С. Культурология. М.: Юнити, 2006.

  11. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Известия, 2003.

  12. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Аст-Пресс: Галарт, 2000.

  13. Емельянов Ю. Н. Введение в культурную антропологию. СПб.: СПбГУ, 1992.

  14. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 2000.

  15. Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсальность и самобытность. М.: Наука, 2002.

  16. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1-2. СПб.: Петрополис, 2001.

  17. Каган М.С., Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга (+ 2 CD-ROM). Учебный комплекс. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. – 320с.

  18. Кондаков И. В. Культура России. М.: Ун-т, 2000.

  19. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.

  20. Культурология / Под. ред. А.А. Радугина. М.: Библионика, 2005.

  21. Культурология / Под. ред. Г.В. Драча. М.: Альфа-М: Интра-М, 2006.

  22. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2. Гл. ред. С.Я. Левит. СПб.: Университет. кн., 1998.

  23. Культурология ХХ века: Антология. М.: Юристъ, 1995.

  24. Лихачев Д. С. Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1984.

  25. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001.

  26. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: Аст: Ермак, 2003.

  27. Межуев В. М. Культура и история. М., 1980.

  28. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Прогресс: Пангея, 1995.

  29. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

  30. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М.: МГТУ, 1993—1995. Т. 1—3.

  31. Моль А. Социодинамика культуры. М.:URSS, 2005.

  32. Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.: Наука: Ленингр. отд-е, 1984.

  33. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. Курс лекций. М.: Центр, 2002.

  34. Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: УРСС, 2004.

  35. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.:Аграф, 1999.

  36. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: Лениздат: союз, 2001.

  37. Смирнов П.И. Социология личности. СПб.: Социол. общество им. М. М. Ковалевского, 2001.

  38. Соколов Э. В. Культурология. Ростов-на–Дону: Феникс, 2006.

  39. Сорокин П. А. Человек, общество, цивилизация. М.: Политиздат, 1992.

  40. Тойнби А. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2006.

  41. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-Пресс, 2006.

  42. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1992.

  43. Фромм Э. Душа человека. М.: Аст: Транзиткнига, 2004.

  44. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Аст, 2004.

  45. Швейцер А. Культура и этика. Вильнюс: Минтис, 1989.

  46. Шендрик А.И. Теория культуры. М.: Юнити: Единство, 2002.

  47. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Айрис-Пресс, 2006.

  48. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

  49. Яковец Ю. В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995.

6.3. Интернет ресурсы:

1. Культурологический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. cr-journal.ru

2. «Сетевое сообщество "РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.culturalnet.ru


Приложение 1

Содержание дисциплины

(Извлечение из рабочей программы дисциплины)


Тема 1. Что такое культура? Понятие культуры в обыденном сознании, в гуманитарных науках и философии. Культура и природа: формы и этапы взаимодействия. Культура и цивилизация. Существует ли прогресс в сфере культуры? Теории «линейного» и «локально-циклического» развития культуры.


Тема 2. Древнерусское искусство

Общие сведения о Русском музее – музее русского искусства в России. Происхождение коллекции. Архитектура здания музея. Древнерусское искусство в Русском музее. Иконы XII-XVII в.в. Отдел истории русской культуры в Эрмитаже.


Тема 3. Ренессанс

Живопись эпохи Возрождения. Лоджии Рафаэля. Интерьеры Нового Эрмитажа. Искусство Италии.


Тема 4. Барокко.

Общие сведения о Государственном Эрмитаже – одном из крупнейших музеев мира. История музея. происхождение коллекции. Архитектура здания музея. интерьеры Зимнего дворца. Интерьеры Малого Эрмитажа. Искусство Испании. Искусство Голландии. Рембрандт. Искусство Фландрии.


Тема 5. Роккоко.

Искусство России начала XVIII в. Светский портрет. Развитие портретного жанра. Появление жанров ландшафта, натюрморта, декоративного панно. Скульптурное изображение. Искусство Франции.


Тема 6. Классицизм.

Первый русский профессор исторической живописи – Лосенко. Академия Художеств в Санкт-Петербурге. Художники – академисты. Айвазовский – маринист.


Тема 7. Романтизм.

Искусство Германии. Искусство Англии.


Тема 8. Реализм.

Реалистическое направление в Русской живописи второй половины XIX века. «Передвижники». Репин.


Тема 9. Искусство конца XIX-начала XX веков.

Художественные направления конца XIX- начала XX веков. «Мир искусства». Коллекция Импрессионистов в Эрмитаже.

Приложение 2

Пример оформления титульного листа контрольной работы


МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Факультет туризма и гостиничного хозяйства


Кафедра гостеприимства и межкультурной коммуникации


Контрольная работа по дисциплине

КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Выполнил:______________________________________________

(Фамилия И.О.)

студент_____курса________________спец.___________________

(срок обучения)

группа_____________№ зачет.книжки_______________________

Подпись:________________________________________________


Преподаватель:_________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность:______________________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка:______________________Дата:_______________________

Подпись:________________________________________________


Санкт-Петербург

20__



Похожие:

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Данные методические указания для студентов заочной формы обучения включают в себя
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Приложение 1 Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Приложение Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 20
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Экономика и управление на предприятии машиностроения и направления подготовки 080500 – Менеджмент (производственный)
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Задание Расчет длительности цикла простого процесса при различных видах движения предмета 13
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальностей «061100»
Методические указания к выполнению контрольной работы составлены на основании Государственного образовательного стандарта высшего...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» усвоение теоретических основ современных концепций и методов стратегического менеджмента...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальность 080100. 62 «Экономика»
Она реализуется в комплексы задач по изучению способов формирования, видов и экономических последствий функционирования рыночных...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения iconМолчанова В. С. Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница