Регулирования государственной службы республики беларусь




Скачать 26,78 Kb.
НазваниеРегулирования государственной службы республики беларусь
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер26,78 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Белорусский государственный университет


УДК 351.081.71(476)(043.3)





ЧУПРИС

ОЛЬГА ИВАНОВНА


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора

юридических наук по специальности 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право


Минск, 2010

Работа выполнена в Белорусском государственном университете.


Научный консультант Василевич Григорий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист Республики Беларусь,

Генеральный прокурор Республики Беларусь.


Официальные оппоненты: Абрамович Александр Михайлович,

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист Республики Беларусь;


Князев Станислав Никифорович,

доктор юридических наук, профессор,

профессор Государственного учреждения образования «Институт национальной безопасности Республики Беларусь»;


Рябцев Леонид Михайлович,

доктор юридических наук, профессор,

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь.


Оппонирующая организация Академия управления при Президенте Республики Беларусь.


Защита состоится 7 октября 2010 г. в 14.00 на заседании совета по защите диссертаций Д 02.01.01 при Белорусском государственном университете по адресу: 220030, г. Минск, ул. Ленинградская, д. 8, ауд. 407, тел. 226-55-41.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета


Автореферат разослан «___» ____________ 2010 года.


Ученый секретарь

совета по защите диссертаций

кандидат юридических наук, доцент В.Н.Сатолин


КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ


Государственная служба представляет собой важнейшее динамично развивающееся социально-правовое явление. С одной стороны, она непосредственно связана с работой государственных органов и претворением публичных интересов, а с другой – обращена к взаимоотношениям государства и личности и затрагивает интересы каждого человека. Связь отмеченных аспектов обусловливает роль государственной службы как повседневного средства обеспечения жизнедеятельности государства, компонента, способного во многом предопределять его эффективное функционирование. Социальная значимость государственной службы Республики Беларусь детерминирует необходимость ее совершенного правового регулирования, которое в настоящее время основывается на Законе «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о государственной службе) и имеет ряд системных проблем, не позволяющих рассматривать ее как единый внутренне непротиворечивый элемент правовой системы с отлаженным правовым механизмом.

Общий значительный объем научных исследований, посвященных государственной службе, позволяет констатировать ее неизменную актуальность. В работах отечественных и зарубежных авторов как в комплексе, так и по отдельности исследованы различные аспекты государственной службы, сформулированы предложения о совершенствовании национальных законодательств. Вместе с тем достаточный научный анализ реалий государственной службы в конкретных государствах и исследование многих ее сторон отдельными специалистами не восполняют пробел в ее теоретическом комплексно-системном исследовании, о чем свидетельствует немногочисленность монографических работ о государственной службе, выполненных на основе комплексных методик.

Для национальной юридической науки значимость системно-комплексного исследования тем более велика, поскольку в Республике Беларусь наиболее масштабные исследования велись лишь на основе совмещения отраслевого и функционального уровней с опорой на объем и содержание правового регулирования, установленные действующим законодательством. В них используется преимущественно такой способ методологии исследования, как описание существующих реальных форм. Вносимые авторами предложения касаются чаще всего изменений отдельных положений законодательных актов с учетом специфики конкретной отрасли. В то же время сложность объекта исследования предопределяет необходимость его дополнения поиском идеального типа с целью разработки наиболее современного методологического подхода к выявлению комплексно-системных проблем в реальном и установлению путей их преодоления. Исходя из указанного, в настоящем исследовании сделан акцент не на анализ отдельных правовых норм, а на представление о правовом регулировании государственной службы как едином системном явлении. Именно этот подход определяет место данной диссертации среди иных научных работ о государственной службе.

В основе настоящей работы лежит авторская сущностная концепция государственной службы, на которой базируется анализ как всей совокупности ее правовых отношений, так и критическое восприятие комплекса действующего законодательства о государственной службе. Данный подход, а также использование достижений юридических и других общественно-социальных наук, позитивного опыта в этой сфере зарубежных государств позволили автору сформулировать концептуальные выводы о месте государственной службы в правовой системе Республики Беларусь, модели ее правового регулирования для наилучшей систематизации законодательства и соответственно определить направления развития нормативных правовых актов о конкретных частях государственной службы и ее отдельных норм. Важным итогом явилось также разрешение теоретико-прикладного вопроса о соотношении смежных отраслей права, прежде всего административного и трудового.

В совокупности указанного среди трудов отечественных и зарубежных ученых данная диссертация является первым научным исследованием. Учет сделанных автором настоящей работы теоретических и практических выводов одновременно с реализацией предложений иных ученых-правоведов будет способствовать повышению эффективности государственной службы Республике Беларусь. Эта работа может послужить также теоретическим заделом для дальнейших научных разработок в данной сфере.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Связь работы с крупными научными программами (проектами), темами

Работа соответствует Перечню приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2010 годы, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 512, и выполнена в рамках научных тем: в 2002–2005 гг. «Эффективность осуществления и защиты права как гарантия создания правового государства» (№ ГР 2001926); в 2006–2010 гг. «Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь» (№ ГР 20061345); в 2006–2008 гг. «Провести комплексный анализ современного законодательства Республики Беларусь, регулирующего приоритетные и социально значимые области общественных отношений; подготовить новый правовой классификатор, обеспечивающий оптимальное построение законодательства по отраслям, целостность и согласованность правовых норм, и создать на базе этого классификатора “пакетные” сборники правовых актов в электронном виде» (№ ГР 200661169).

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в разработке соответствующей современным реалиям научной концепции системно-комплексного правового регулирования государственной службы Республики Беларусь.

Основные задачи исследования:

– выработать авторскую методологию системного исследования, отвечающую сложности его объекта;

– раскрыть сущность государственной службы Республики Беларусь и ее ключевые признаки как целостного явления, подлежащего правовому регулированию, на основе чего сформулировать ее научное и усовершенствованное легальное определение;

– определить систему государственной службы Республики Беларусь, очертив пределы сферы ее правового регулирования, и охарактеризовать ее основные виды;

– систематизировать принципы государственной службы Республики Беларусь, их уточнить и выделить основополагающие для совершенствования законодательства;

– выявить систему и особенности отношений государственной службы как объекта правового регулирования и метода их правового регулирования;

– выявить проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь;

– уточнить место государственной службы в правовой системе Республики Беларусь, сформировав модель ее структурной и содержательной частей;

– пересмотреть ключевой категориально-понятийный аппарат и ввести в научный оборот понятия, ориентированные на системно-комплексную интерпретацию норм о государственной службе;

– разработать концептуальные предложения о преодолении системных теоретических и практических проблем правового регулирования государственной службы.

Объектом исследования выступает государственная служба Республики Беларусь как правовое явление. Предмет исследования – доктринальные основы, свойства и характеристики государственной службы, влияющие на правовое регулирование, отдельные правовые нормы и законодательство в целом, регулирующие государственную службу.

Выбор объекта и предмета исследования обоснован комплексом существующих проблем правового регулирования государственной службы Республики Беларусь, который не соответствует современным подходам к системному законотворчеству и не отражает фактического состояния государственной службы Республики Беларусь как социального явления. Невозможность их преодоления обоснована отсутствием научной концепции, реализация идей которой способствовала бы устранению теоретических коллизий, отраслевых противоречий и определению места государственной службы в правовой системе Республики Беларусь.

Положения, выносимые на защиту

  1. Авторская методология исследования государственной службы, которая базируется на сущностном подходе к государственной службе Республики Беларусь, идее ее единства и системной целостности, а также конституционных основах единой государственной власти и системы государственных органов. Данная методология, в отличие от традиционной, позволила не вычленять отдельные элементы правового регулирования и (или) определять пути его совершенствования с позиций конкретной отрасли права, а выявить комплексно-системные проблемы теоретического и практического свойства. При этом используется преимущественно принцип интегрированного научного знания.

  2. Сущностная концепция государственной службы Республики Беларусь, определяемая комплексом признаков, в совокупности отличающих ее понимание от иных научных представлений. При разработке данной концепции выдвинуты новые, а также подвергнуты концептуальному развитию существующие научные взгляды об отдельных признаках государственной службы.

Основные положения концепции:

2.1. ключевым признаком данной службы выступает ее сущностное назначение как деятельности по реализации государственной власти в интересах всего общества, а в ее основе лежит приоритет публичных (административных) проявлений. Теоретическим источником данного вывода послужил аксиоматический тезис о неразрывной связи государственной службы с государством;

2.2. государственную службу определяет также комплексный признак – место ее осуществления как совокупность ее государственных органов и государственных должностей, объединенных стажем государственной службы. Четкое закрепление этого признака в законодательстве позволит предельно прозрачно и единообразно очертить пределы государственной службы, сгладив социальные противоречия;

2.3. в государственной службе сочетаются (а не противостоят, как считалось в науке ранее) два начала: публичное и частное, что должно лежать в основе комплексного правового регулирования;

2.4. авторская классификация принципов государственной службы как объединяющего фактора системного научного представления о ней, требующая соответствующего правового регулирования. Выделение принципов, лежащих в основе продуктивного правового регулирования.

3. Научное обоснование необходимости: выделения политико-административной службы Республики Беларусь, что связано с наличием у ее специфических признаков; выделения и унифицированного правового регулирования военизированной службы, что обосновывается общностью черт государственной службы в органах внутренних дел, органах и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; признания государственной службой службы в государственных организациях, наделенных функциями органов государственного управления, что базируется на сущностной концепции и вытекает из анализа правового статуса данных организаций.

4. Определение системы государственной службы Республики Беларусь и предложения о ее правовом закреплении с учетом следующих видов: политико-административная, служба представительных органов, судейская, аппаратная, прокурорская, военная и военизированная, с выделением при этом в аппаратной службе дипломатической и таможенной служб, а также службы в государственных организациях, наделенных функциями органов государственного управления. Приводится научная характеристика отдельных видов государственной службы.

Система государственной службы не закреплена в законодательстве Республики Беларусь. В отличие от ранее проведенных научных исследований, не имеющих в основе концептуального подхода, предложенная система опирается на сущностную концепцию и конституционные положения.

Признание системы государственной службы в предложенном варианте позволит преодолеть сложности правоприменения и неоднозначность понимания правовых норм, обеспечить конечную цель единства правового регулирования различных видов государственной службы с установлением их взаимосвязи. Характеристика отдельных видов государственной службы обеспечит теоретическую основу закрепления их правового статуса в законодательстве.

5. Научное обоснование существования системы отношений государственной службы как единой комплексной сферы правового регулирования, объединяющей неоднородные элементы (в отличие от ранее высказанных в науке представлений о ней как об однородной сфере или неоднородной, но не единой, подлежащей соответственно раздельному отраслевому правовому регулированию).

Данный вывод опирается на научные позиции о многообразии, различной отраслевой принадлежности и совмещенной юридической природе отношений государственной службы, которые подвергнуты дальнейшему развитию.

Отличительными признаками предлагаемого автором системного видения правовых отношений государственной службы являются доказательства: 1) их многоуровневости на основе выделения классификационных групп; 2) наличия в них неоднородных элементов различного свойства; 3) существования их в едином системном органичном комплексе; 4) специфичной комплексности метода их правового регулирования.

Предложенная теория правовых отношений государственной службы, совмещающая противоположные научные позиции, может быть использована в качестве системообразующей при совершенствовании их правового регулирования.

6. Новое научное представление о государственной службе (праве государственной службы) как комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь, требующей ее выделения в Едином правовом классификаторе Республики Беларусь.

Научно обоснованная структура права государственной службы как комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь и соответствующая этой отрасли система законодательства.

Особенными признаками предложенного подхода к систематизации законодательства о государственной службе являются: признание кодификации как необходимой формы его систематизации; определение системы данного законодательства; доказательство необходимости включения норм трудового законодательства и положений законодательных актов, регламентирующих отдельные виды государственной службы, в Кодекс государственной службы с возможностью их модернизации применительно к специфике объекта правового регулирования.

Предложенная теоретическая модель является новой для юридической науки и устанавливает доктринальные основы систематизации законодательства в сфере государственной службы на основе кодификации. Эта модель базируется на существующей в общей теории права концепции о правовом регулировании разнородных правовых отношений, образующих самостоятельные комплексы (сферы), в рамках системы законодательства, развивает отраслевые представления о государственной службе как комплексном правовом институте и отрасли права, а также основывается на выводах ученых в части систематизации нормативных правовых актов.

В основе институционально-подотраслевого деления отрасли лежит авторский подход к классификации правовых отношений государственной службы, используются как традиционные, так и инновационные подходы к вычленению правовых институтов (подинститутов).

Выделение государственной службы Республики Беларусь как комплексной отрасли законодательства и принятие Кодекса государственной службы, во-первых, исключат противоречия теоретического характера, связанные с множественностью научных представлений о ней, во-вторых, создадут теоретическую основу правового обеспечения государственной службы, соответствующую отрасли законодательства, в-третьих, будут способствовать системному совершенствованию законодательства о ней.

7. Практические предложения о совершенствовании правового регулирования институтов организации государственной службы, включающие следующие позиции: 1) формирование промежуточного типа государственной службы, находящегося между существующими открытым и закрытым типами, дополненного карьерным принципом ее построения; 2) совершенствование правового института должности и создание единого реестра типовых государственных должностей; 3) создание системы резерва кадров по всем должностям государственной службы; 4) расширение перечня вопросов квалификационных экзаменов для кандидатов на государственную службу и установление обязательности сдачи его лицами, имевшими перерыв в государственной служебной деятельности; 5) расширение сферы применения оценок моральных качеств кандидатов на государственную службу и их надлежащее правовое закрепление; 6) развитие организационных форм обеспечения качественного комплектования государственной службы; 7) унификация и системное изложение общих требований для поступления на государственную службу; 8) совершенствование контрактной формы с перспективой отказа от нее; 9) создание единой системы управления государственной службой.

8. Научно обоснованные предложения о совершенствовании правового регулирования институтов реализации (осуществления) государственной службы, касающиеся: 1) систематизации основных элементов правового статуса государственных служащих; 2) унифицированной регламентации вопросов дисциплинарной ответственности; 3) исключения из законодательства компенсационных выплат в связи с превышением норм служебного времени; 4) введения новых правовых институтов; 4) совершенствования положений об аттестации государственных служащих; 5) дифференцированного подхода к установлению доплат государственным служащим за ученые степени и звания.

9. Научно обоснованные предложения о перспективном правовом обеспечении отдельных подотраслей права государственной службы как отрасли законодательства по следующим направлениям: 1) для подотрасли службы представительных органов установить как ее отграничение от других подотраслей, так и, наоборот, сближение их правовых статусов путем внесения изменений в законодательство; признать необходимость осуществления службы представительных органов на местном уровне на профессиональной основе; 2) для политико-административной службы закрепить место Президента страны в системе государственной службы; регламентировать правовой статус данной службы; 3) подотрасль судейской службы требует большей регламентации с позиций служебного права, в связи с чем необходимо усовершенствовать путем изменения правовых норм вопросы назначения судей, обеспечения процесса их деятельности и осуществления дисциплинарного производства; 4) подотрасль прокурорской службы подвергнуть дальнейшему развитию в части исключения субсидиарного, в отдельных случаях противоречивого применения норм трудового законодательства, а также технико-юридического совершенствования норм законодательства о ней; 5) положения военной и военизированной служб усовершенствовать на основе подходов, выработанных Общей частью служебного права в отношении дисциплинарной ответственности, служебных споров и контрактов, взаимопроникновения военной (военизированной) и аппаратной служб, уточнения терминологии, в том числе понятий военной и воинской служб, унификации порядка прохождения государственной службы в отдельных подвидах военизированной службы.

Внесенные предложения (п. 7–9) позволят системно урегулировать государственную службу Республики Беларусь как единое комплексное явление; гармонизировав отраслевое законодательство, преодолеть некоторые имеющиеся в нем пробелы и противоречия; исключить избирательный подход к правовому регулированию отдельных видов государственной службы и установить взаимосвязи ее различных видов; развить правовое регулирование существующих и включить в сферу правового регулирования новые общественные отношения. При анализе новых для отечественной государственной службы институтов в научный оборот вводятся не используемые в настоящее время в законодательстве термины, которые вместе с тем отражают суть его перспективного правового регулирования.

Личный вклад соискателя

Диссертация является результатом самостоятельных многолетних исследований автора, в ходе которых проанализированы теория и практика правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь и зарубежных государствах. Сформулированные в ней основные положения и выводы получены автором лично.

Апробация результатов диссертации

Результаты исследования были апробированы на:

международных научных и научно-практических конференциях: «Конституционный процесс и развитие политической системы общества» (Минск, 2002 г.); «Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов» (Минск, 2005 г.); «Правовые средства обеспечения развития экономики Республики Беларусь» (Минск, 2007 г.); «Актуальнi проблеми тлумачення i застосування юридичних норм» (Львов, 2008 г.); «Правовое обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь» (Гомель, 2010 г.); «Становление, функционирование и развитие правовых систем современности: проблемы науки и практики» (Одесса, 2010);

международном научном симпозиуме «Дни сравнительного правоведения» (Киев, 2009 г.);

международных школах-практикумах: «Эффективность законодательства и современные юридические технологии» (Москва, 2008 г.); «Правовые проблемы научного прогресса» (Москва, 2009 г.);

республиканских научных и научно-практических конференциях: «Конституция Республики Беларусь – основа преобразований государства и общества (к 10-летию Основного Закона)» (Минск, 2004 г.); «Правовое обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь в контексте интеграционных процессов» (Гомель, 2006 г.); «Формирование правовых основ инновационной экономики» (Минск, 2008 г.); «Демократическое социальное правовое государство – основной вектор развития Республики Беларусь» (Минск, 2009 г.);

круглых столах: «Конституционный процесс и развитие политической системы в Республике Беларусь» (Минск, 2005 г.); «Институты прямой демократии: законодательство и практика» (Минск, 2006 г.); «Совершенствование государственного управления: теория и практика» (Минск, 2007 г.); «Механизм государственного управления» (Минск, 2008 г.); «Конституция Республики Беларусь и вопросы правоприменения» (Минск, 2009 г.).

Отдельные результаты докладывались на заседании кафедры конституционного права Белорусского государственного университета.

Результаты работы реализованы в учебном процессе юридического факультета БГУ и нашли отражение в разработанном автором электронном УМК «Государственная служба», главе 11 «Правовой статус государственных служащих» учебного пособия «Курс административного права Республики Беларусь» (2002, 2006 гг.), что подтверждено соответствующими актами о внедрении. Ряд практических рекомендаций о совершенствовании законодательства в сфере государственной службы положительно оценены государственными органами и внедрены в их практическую деятельность, о чем имеются соответствующие акты и иные документы. Некоторые теоретические и прикладные положения диссертации реализованы в ходе работы автора в составе рабочей группы над Концепцией проекта Кодекса Республики Беларусь о государственном управлении и местном самоуправлении, разработанной в соответствии с Распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г. № 52р, о чем имеется соответствующая справка.

Опубликованность результатов диссертации

По результатам исследования автором опубликовано 53 научные работы, в том числе в соответствии с п. 18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь: одна единолично написанная монография (17,6 авт. л.); 21 статья, из них две в зарубежных научных изданиях (12,95 авт. л.); а также семь учебных и учебно-методических изданий; три статьи в энциклопедии; шесть статей в сборниках научных трудов; 15 материалов конференций и тезисов докладов.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, общей характеристики работы, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В главе 1 (не содержит деления) дается аналитический обзор литературы и описывается парадигма научного исследования. Главы 2–5 делятся на разделы, а главы 3–5 – также на подразделы. В главе 3 подраздел 3.1.2 содержит пункты. В главах 2–5, исходя из методологии научного исследования, последовательно раскрываются вопросы темы и решаются поставленные задачи. В заключении выделяются два подраздела: «Основные научные результаты диссертации» и «Рекомендации по практическому использованию результатов».

Полный объем диссертации составляет 368 страниц, в том числе 11 приложений занимают 57 страниц. Библиографический список (76 страниц) содержит 788 наименований, включая публикации автора.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Регулирования государственной службы республики беларусь iconМинистерства внутренних дел республики беларусь
На основании Закона Республики Беларусь "О пожарной безопасности" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики...
Регулирования государственной службы республики беларусь iconГражданских воздушных судов в соответствии со
Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от...
Регулирования государственной службы республики беларусь iconЗакон республики беларусь 4 января 2010 г. №100-З
Настоящий Закон определяет статус военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих,...
Регулирования государственной службы республики беларусь iconКодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь постановляет
Об утверждении программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011 2015 годы
Регулирования государственной службы республики беларусь iconОбщероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии» министерство спорта российской федерации олимпийский комитет россии
Профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международного института государственной службы и...
Регулирования государственной службы республики беларусь iconПостановление Совета Министров Республики Беларусь 03. 06. 2010 n 860 положение о практике студентов, курсантов, слушателей
Кодекса Республики Беларусь об образовании, определяется порядок организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения...
Регулирования государственной службы республики беларусь iconПеречень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований на 2013 год
Ционной комиссии Республики Беларусь от 1 февраля 2012 г. №21 (c изменениями и дополнениями, внесенными приказами Председателя Высшей...
Регулирования государственной службы республики беларусь iconПервый заместитель Министра образования Республики Беларусь
Председатель Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Регулирования государственной службы республики беларусь iconОбеспечение воспитательной деятельности классного руководителя
Законодательные акты Республики Беларусь и нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь
Регулирования государственной службы республики беларусь iconАдминистрации Президента Республики Беларусь информационный материал №6 (54)
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – является представительным и законодательным органом страны
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница