Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве




Скачать 18,31 Kb.
НазваниеУрок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер18,31 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
Урок 4

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.


Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы нарягая,

Мужала с гением Петра

А.Пушкин

1Вступительное слово, повторение и обобщение пройденного. Беседа

Черты развития русской литературы XVIII века.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(становление государсвенности и секуляризация культуры связано с Петром I)

XVIII в. – время перелома и эпоха накопления. В литературе – время формирования новой русской литературы, которая

- приобретает светский характер

- вымысел признается одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения (это поизошло во второй трети XVIII века)

- Каковы особенности проявления категории «вымысел» в ДРЛ?

(Практически не было, соответствовала некоторым жанрам и служила цели создания образа, н-р, в житийном жанре, в чудесах)

- создается новая система жанров.

Русская литература XVIII века сохранила и преумножила лучшие качества литературы предшествующего периода.

- Какие?

(патриотизм, связь с УНТ, интерес к человеческой личности)

- Вывела на новый уровень обличительную направленность против социальных пороков, сатирическое осмеяние человеческих и счоциальных пороков

- Главная особенность – нерасторжимая связь со временем. Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, она вмешивалась в решение актуальных политических, социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество

- отсюда и главная задача литературы – социально и нравственно воспитывать современника

- основная закономерность развития литературы этого времени – процесс ее неуклонной демократизации. Вместо образованного монаха, мудрого князя автором произведений становится «грамотей, пишущий по заказу или прямо «по указу» царя». Изменился и герой – теперь это умный, хитрый, находчивый человек, добивающийся успеха. независимо от социального положения

- особой популярностью пользуется разнообразная беллетристика

- журналы

Херасков «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Доброе намерение»

Новиков – «Трутень», «Адская почта» (Эмин), «Пустомеля»

Екатерина II – «Всякая всячина»

Газета «Санкт-Петербургские ведомости»

- вместе с тем велика роль литературы XVIII века в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем «золотом веке»

2 Работа со ст. в учебнике и составление таблицы «Русская литература XVIII века» с. 35-41


Период

Характерные черты

Имена

Конец XVII – первые десятилетия XVIII в. Литература Петровского времени

Требование времени – подчинить деятельность гражданина «общественной пользе»

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопович

1730 - 1750

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. Осуществление стихотворной реформы – силлаботоническое стихосложение

А.Д.Кантемир

В.К.Тредиаковский

М.В.Ломоносов

А.П.Сумароков

1760 – первая половина 1770-х гг.

Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма. Поэзия уступает место прозе.

В.И.Майков

М.Д.Чулков

Н.И.Новиков

В.В.Тузов

М.М.Херасков

Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, стремление к реалистическому изображению действительности. Просветительские идеи, борьба с социальными пороками

Д.И.Фонвизин

Г.Р.Державин

А.Н.Радищев

И.А.Крылов

Н.М.Карамзин

И.И.Дмитриев


Определение понятия классицизм.

3 Запись в тетради. Работа со ст. в учебнике «Классицизм» с. 39

- истоки – Франция, Италия XVII- XVIII вв., в воззрениях драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н.Буало в трактате «Поэтическое искусство»

- основное свойство – обращение к образцам античности, нормативная поэтика

- в основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе», все подчинено строгой регламентации,правилам

- Характерные черты

А) культ разума

Б) художественное произведение организуется как искусственное, логически посторенное целое

В) строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

Г) жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные чкрты и свойства

Д) человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (говорящие фамилии), положительные и отрицательные герои противопоставляются

Е) идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей

- подчеркнутая объективность повествования

- активное обращение к общественной, гражданской проблематике

Для пьес эпохи классицизма характерно

- система амплуа – типов характера, переходящих из пьесы в пьесу (идеальная героиня, герой-любовник)

- сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике

- порок всегда наказан, добродетель торжествует

- принцип трех единств

А) времени – действие развивается не более суток

Б) места – автор не должен переносить действие из одного места в другое

В) действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено, нет побочных персонажей

- композиция

А) 4 акта – в 3 – кульминация, в 4 – развязка

- с главными персонажами знакомят второстепенные


Иерахия жанров

Высокие

трагедия, эпопея, ода

Низкие

комедия, сатира, басня

В них отражалась общественная жизнь, история

Герои – полководцы, монархи

Мифологические и библейские сюжеты

Идея служения государству, выполнению гражданского долга

Александрийский стих

Повседневная жизнь обычных людей

Использование прозы и разностопных стихов, бытовых деталей и разговорного стиля речи



Особенности классицизма в России

Формирование русского классицизма было обусловленовозникновением и развитием нового типа общественного сознания. Русскому классицизму оказались присущи типологические особенности европейского (прежде всего французского) классицизма

- нормативность и жанровая регламентация

- признание рационализма ведущей эстетической категорией, а разума – верховным судьей над окружающим миром

- резкое деление на положительных и отрицательных героев

- отсутствие динамики в образах, абстрагирование при создании образа

- требования от искусства правдоподобия, которое узко понимается и выражается в принципе трех единств

Однако формирование РК происходило позднее, чем в европейских странах, хотя в относительно сходных условиях укрепления абсолютизма), когда на смену рационализму пришло просветительство.

Особенности русского классицизма

- направленность на сущностные вопросы русской жизни, ей свойственен общественный, гражданский пафос

- обличительная направленность

- требование развивать образование, установить твердые законы, признать естественное равенство людей, внесозловную ценность человека

- связь с национальной традицией и УНТ

(А.П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве)

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Классицизм в России

Конец XVIII – XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Москвы, Петербурга и других городов.

Классицизм – европейское культурно-историческое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных шедевров, затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. В 1806-1823 гг. было построено здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом.

Говоря о скульптуре XVIII века, следует признать, что она представляет собой совмещение, слияние черт барокко и классицизма. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. Щедрин и Мартос дают образцы ясной гармонии, так сказать чистого классицизма.

«Медный всадник» на Сенатской площади воздвигнут при Екатерине II скульптором Э.Фальконе, установлен на цельной гранитной скале. Конь как-будто взлетает на волне, копытами попирая змею – символ измены. Сам Петр также в римском наряде.

Скульптура Летнего сада – круглая, монументальная и погрудный скульптурный портрет. Сюжеты – аллегорические фигуры, которые олицетворяют такие понятия, как Навигация, Архитектура, Мир и др. В целом прослеживаются традиции классицизма с элементами барочного искусства.

В 1714 г. было положено начало Петербургской Кунсткамере – первому естественно-научному музею в России, в Петербурге был основан и Ботанический сад.

Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра России – Академии наук, открытии которой состоялось уже после смерти Петра в конце 1725г.

Знаменательным событием в культурно-образовательном деле стало открытие в начале 1755 г. Московского университета. Идея создания этого высшего учебного заведения принадлежала великому русскому ученому М.В. Ломоносову. При университете существовало 2 гимназии – одна для дворян, другая - для некрепостных. Учебные занятия проходили на трех факультетах: медицинском, философском, юридическом. В отличие от зарубежных в Московском университете не было богословского факультета. При университете работала типография (директором стал Н.И. Новиков). Издавалась первая в России общественная газета «Московские ведомости».

1757 г - открытие Петербургской академии искусств. В России складываются и устанавливаются свои принципы изобразительного искусства – академический классицизм.

Всем своим творчеством с Академией были связаны Карл Брюллов «Последний день Помпеи» и Александр Иванов «Явление Христа народу».

До Петра в России не существовало общедоступного театра. При царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго. Сам Петр, любивший театр, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь стали давать представления. Актерами первоначально были иностранцы, потом стали набирать русские труппы.

Наряду с любительским театром стало развиваться профессиональное театральное искусство – драматическое, оперное, балетное.

Чрезвычайно большую роль в становлении русского профессионального театра сыграл Ф.Г. Волков, названный «отцом русского театра». Он открыл в Ярославле в 1750 г. свой театр, который Екатерина потребовала перевести в столицу, его блистательный театр имел успех и на берегах Невы.

Появились отечественные композиторы и исполнители музыки. «Русским Страдивари» считали современники скрипичного мастера И.А. Батова, ценились произведения Д.С. Бортнянского, В.Н. Фомина.

В начале XIX века некоторые помещики становились антрепренерами. В таких театрах играли крепостные (М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным, П.С. Мочалов – вырос в семье крепостного актера) и вольнонаемные актеры, такие театры становились общедоступными.

Вторая половины XVIII века – время расцвета литературы. Среди авторов выделялись Ломоносов, Державин, по всей России читали сатирические журналы Новикова («Трутень», «Живописец»), сама Екатерина II была причастна к писательскому труду.

Русская культура набирала силы, подкрепляя национальное самосознание, патриотические традические народа, Россия шла в XIX столетие.

Классицизм во Франции:

«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.

Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.

В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».

Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.

«Освобожденный Иерусалим» - главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.

«Танкред и Эрминия» - Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.

«Аркадские пастухи» - проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т.к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.

«Пейзаж с Полифемом» - Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.

На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличом, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.

ДЗ Пересказ ст. о классицизме

чтение комедии «Мещанин во дворянстве»

индивидуальное задание «Очерк жизни и творчества»


Урок 5

Ж.-Б. Мольер. Очерк жизни и творчества.


Цель – знакомство с биографией и очерком творчества Ж.Б.Мольера


1Повторение пройденного в форме письменной контрольной работы

- Отличительные особенности литературы XVIII столетия (перечислить)

- Основные направления в литературе и искусстве XVIII века

- С чем связано появление классицизма в Европе и России? (где и когда появился?)

- Дайте определение классицизма как литературного направления

- Основные черты европейского классицизма (тезисно перечислить)

- Подробно опишите, в чем заключается принцип «трех единств»?

- В чем состоит теория жанрового деления?

2 Вступительное слово о Мольере

Мольер – художник слова, органически впитывающих в себя черты классицизма и бароко. Он творец нового слова в искусстве. Создает особый театр с особым миром, в котором присутствует игра страсти и разума, где «сплошь и рядом ситуация, догадка, безудержная фантазия и эмоции одерживают верх над сугубо рационалистическим подходом к жизни». Он возвеличил комедийный жанр. Трагическое и комическое, возвышенное поэтическое и низкое прозаическое находятся в причудливой связи. Это своеобразный «смех сквозь слезы». Поэтику Мольера,его театр трудно обозначить одним понятие. Он был новатором с первых же шагов на сцене, он никогда не замыкался в рамках одного направления – господствующего классицизма.

3 Индивидуальное сообщение «Ж.-Б. Мольер. Очерк жизни и творчества».

4 Тезисное конспектирование

- настоящее имя Ж.- Б.Поклен (1621-1673), сын королевского обойщика

- образование в Клермонском (юридическом) колледже

- 1 января 1644 г. – открытие Блистательного театра, в числе его создателей имена Мольера, семьи Бежаров. Осенью 1645 г. – разорение театра

- Первый парижский период его театральной карьеры был бесславным и продолжался около года

- долговая тюрьма, провинциальные гастроли (1645-1658)

- цель – изменить статус и смысл своего ремесла

- комедия дель арте – театр импровизации, Мольер начал варьировать сюжеты, набрасывать роли – становится драматургом. Наиболее выдающиеся произведения – «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» (1670 г.), «Тартюф» и «Мезантроп»

- создатель комедии-характера, где главную роль играло не действие, а нравсттвенно-психологическое состояние героя

- умер на сцене во время представления собственой комедии «Мнимый больной»

ДЗ Соблюдены ли в комедии Мольера требования классицизма?

Подтвердите свои наблюдения текстом

  1   2   3   4   5

Похожие:

Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconРабочий лист по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века»1
Прочитайте пункт «Состояние экономики России на ру­беже XVII-XVIII веков» (стр. 122) и выделите черты экономики страны к началу XVIII...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconУрок на тему: «Развитие Тверского края в 30-80 гг. XVIII века»
Приложение Урок на тему: «Развитие Тверского края в 30-80 гг. XVIII века». Авторы: Митрофанова Лариса Петровна («Рождественская сош»),...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconРабочая программа по дисциплине История русской литературы ХХ века. Ч. 1
Лекционный курс представляет собой первую часть основного курса «История русской литературы ХХ века», которая читается студентам...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconЛ. Е. Герасимова История русской литературы и культуры ХХ века часть 3
Герасимова Л. Е. История русской литературы и культуры ХХ века. Ч. 3: Учебно-методическое пособие для студентов отделения журналистики....
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconЛитература ХIХ века
Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ века (свобода,...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве icon«Серебряный век в русском искусстве» (2 часа)
Опережающая работа: учащиеся готовят выразительное чтение предложенных стихотворений; повторяют изученный материал по теме «Литература...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconДержавинская традиция в русской литературе XIX начала XX века
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А. М. Горького
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconОбраз Христа в русском искусстве XIX века
России. И библейская тематика, образ Христа как никакие другие темы становятся отражением сложной психологической атмосферы того...
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconРабочая программа по литературе 10 класс
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
Урок 4 Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве icon«Приглашение на казнь» Владимира Набокова и тенденции западноевропейской литературы первой четверти XX века
Это обусловлено многими факторами и особенно политическим, ведь истоки этого пласта русской литературы относятся к концу ХIХ началу...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница