Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии»




Скачать 21,44 Kb.
НазваниеСамообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии»
Дата03.02.2016
Размер21,44 Kb.
ТипУрок
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ


учителя химии и биологии

первой квалификационной категории

МКОУ-Теренгульская СОШ


НЕЗНАХИНОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ


2012г


Тема самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии»

Цель. Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся в условиях информационного общества через использование информационных технологий


Задачи. 1. Ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

2. Формировать информационную грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.

3. Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

4. Максимально использовать субъектный опыт учащихся для получения ими новых знаний.


Основная задача школы - воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе. Отсюда вытекает и задача, в первую очередь, стоящая передо мною, как перед учителем – не только насыщение учеников определённым объёмом знаний, но и развитие творчества, стремление к поиск и уверенности в себе. А уверенным человек может быть тогда, когда он хорошо знает или представляет устройство окружающей действительности, т.е. естественнонаучную картину мира.

Естественнонаучная картина мира – это идеальная модель природы, включающая общие понятия, принципы, законы и теории естествознания на определённом этапе его развития.

Основная задача курсов химии и биологии, как дисциплин естественнонаучного цикла – поиск таких подходов к преподаванию предметов, при которых учащиеся уходят с урока не с «мертвым грузом» ненужной информации, а с актуальными знаниями и умениями, которые позволят им решать насущные задачи, как в настоящем, так и в будущем.

Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь при этом в рамках примитивных бытовых примеров? Как создать условия для личностного развития школьников на уроках, посвященных изучению сугубо теоретических вопросов? Как, в конце концов, «оживить» фундаментальные законы природы, показав детям их глубину, универсальность и значимость для каждого мыслящего человека?

Эти вопросы волнуют меня как педагога уже не один десяток лет. Я всё время ищу новые, наиболее оптимальные формы и методы обучения, помогающие ответить на эти вопросы.

Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.

Я считаю, что успешно двигаться вперёд можно лишь основываясь на всём многообразии предыдущего педагогического опыта. Внедрение интерактивных технологий в учебный процесс не должно отрицать традиционных форм обучения, если они направлены на развитие личности ребёнка.

Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.

Таким образом, актуальность моего педагогического опыта заключается в поиске наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Как бы то ни было, но урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому и необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, ресурсов Интернет и др. представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.

Мною поэтапно в течение предшествующих лет осуществлялась опытная работа по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета, выявлены условия, определено содержание, наиболее удачно отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция ученика и учителя в образовательном процессе.

Современные ученики средней школы – это поколение, полностью воспитанное под влиянием средств массовой информации и сети Интернет. Хотим мы этого или нет, но сегодня школа значительно уступает СМИ в формировании естественнонаучной картины мира. Выход - активно использовать на уроке те источники информации, которые наиболее привлекательны для учащихся: видео- и аудиозаписи, ресурсы сети Интернет, ЭОРы, CD и DVD-диски с готовыми программами или уроками.

Ведь многие учащиеся, имея приличный багаж знаний и решая даже самые трудные контрольные работы на отлично, не умеют переносить полученные знания на окружающую их реальность. Они не видят, что полученные знания – это знания об окружающим их мире, которые можно использовать в повседневной жизни.

Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показал, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при формировании у учащихся при проектировании уроков биологии и химии.

К таким объектам относятся:

  • видеофрагменты и цифровые фотографии (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов);

  • видеофрагменты, позволяющие наглядно показать биологические объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приёмами;

  • цифровые фотографии, позволяющие изучить макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности во времени и пространстве;

  • виртуальные модели: (демонстрационные (анимации), биологических явлений, которые невозможно наблюдать в природе;

  • манипулятивные (в том числе конструкторы и тренажеры) при помощи которых можно показать биологические модели явлений;

  • аудиоинформация (пояснения к видео, модели, фотографии, рисунку аудиосюжеты) при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;

  • компьютерные тесты (для отработки учебных умений, для контроля качества знаний и уровня сформированности умений).


Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы.

ИКТ позволяют:

  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;

  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

  • мобилизовать внимание учащегося;

  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

  • выходить в Интернет и использовать его в учебных целях;

  • видеть реальное применение или использование в жизни изучаемых процессов и явлений


Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Формы использования информационных технологий:

1. Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков)

2. Использование мультимедийных презентаций (готовых и созданных мною или учащимися)

3. Использование ресурсов сети Интернет

4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов или кейс-технологии.

6. Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач.


Основа моей работы - уроки с использованием ИТ. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

  • урок-презентация;

  • урок-исследование;

  • электронная лабораторная работа;

  • проекты;

  • электронное тестирование;

  • организация индивидуального обучения;

  • элементы кейс-технологии

  • урок-защита рефератов и др.


Презентации на уроках

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на компьютере.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше с презентацией, созданной учеником, познакомиться заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

Учебный материал обогащаю презентациями об истории открытия законов, химических элементов, о жизни и деятельности ученых.


Урок - электронная лабораторная работа


Химия – экспериментальная наука. Важность моей миссии как учителя здесь в том, что в моих руках эксперимент связан с жизнью. Учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки, убеждаются, что мир материален и его познание возможно. Но не всякий эксперимент возможен стенах школы, здесь и приходит на выручку компьютер. Ведь с его помощью можно легко моделировать химические процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира). Использую видеофрагменты опытов из электронных учебников, если их нельзя провести на уроке в полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования. Также достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, которые представляют непосредственную опасность для здоровья учащихся.

Урок с использованием кейс-технологии

Одним из разновидностей проектного метода является кейс – метод.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания.

По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации: «Домашние птицы п.Теренгуль», «Портреты ученых» и др.

Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD-дисков, ЦОРов, ЭОРов)


Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, которые развивают пространственное мышление школьников. Широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка.

Готовые ресурсы позволяет демонстрировать на уроке:

-фотографии животных, растений, известных людей и др.,

- физические или химические явления,

-отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,

-схемы и таблицы,

-тесты, кроссворды для проверки знаний,

-видеоматериалы на различные темы,

-аудиозаписи;

-музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.


Электронное тестирование

Компьютерное онлайн - тестирование, работа с текстом и анимациями помогают учащимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования.

Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Особенно актуальным становится такое тестирование при подготовке к ГИА и ЕГЭ.


Использование ресурсов сети Интернет

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Интернет позволяет реализовать три задачи:

  • найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;

  • отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;

  • сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.

Следует отметить, что представленные на Интернет-сайтах, виртуальные объекты являются полифункциональными. Они позволяют отобразить тонкости процессов и явлений. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока составлять основу для отработки у учащихся разнообразных познавательных умений.

Особое внимание поиску и отбору необходимой информации уделяю с учащимися при работе над рефератами по химии в 11 классе.

Использование на уроках отрывков из видеофильмов, телевизионных передач

В старших классах при изучении различных тем активно использую телевизионную рекламную информацию (рекламные ролики), с целью либо её анализа, либо примера применения в жизни. Например, в 11 классе при изучении темы «Растворы. Среда растворов» (рН кожи, ротовой полости, желудка), в 10 классе при изучении темы «Мыла и синтетические моющие средства» (рекламы жидкого и твёрдого мыла, различных СМС).

Основная цель использования видеофильмов или их отрывков на уроках – обучение школьников установлению логических связей в учебном материале и формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Например, фрагмент из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» можно использовать при изучении «Химических свойств глюкозы» в 10 классе. Фрагмент из фильма «Собака Баскервилей» можно использовать при изучении темы «Фосфор и его соединения» в 9 классе.


Проекты

Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

Этапы работы над проектом:

  • выбор темы

  • планирование

  • исследование (в том числе и теоретическое)

  • результаты и (или) выводы

  • представление (презентация)

  • оценка результатов.

Роль учителя при работе над проектом: помощь учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; координация процесса, поддержка и поощрение учеников, обеспечение непрерывной обратной связи для продвижения школьников в работе над проектом.

Роль ученика в создании проекта: намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность.

Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи.


Использование интерактивной доски

Программное обеспечение SMART Board, предназначенное для интерактивной доски для учащихся делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

Внеурочная деятельность

Использовать ИТ можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Информационные технологии особенно помогли мне при проведении «Недели химии» в школе, игры по химии «Что?Где?Когда?», интегрированной «Недели естествознания» в школе, воспитательного мероприятия для 5-7 классов по пропаганде здорового образа жизни «Сам себе я помогу и здоровье сберегу!».

Использование ИТ непосредственно учителем

  1. Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

  2. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета

  3. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы.

  4. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя. Возможность живого общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества. Электронные конференции, представленные как в текстовой форме (форумы, чаты), так и в форме видеоконференции позволяют мне не только обмениваться информацией, но и проводить открытые уроки, семинары, олимпиады.



В результате работы можно сделать общие выводы о значимости применения ИТ на уроках:

  • компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.

  • использование ИТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.

  • ИТ на уроках дают возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.

  • ИТ развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.

  • использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.

  • применение ИТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.

  • систематичное и активное использование ИТ на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.



Похожие:

Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconДоклад по теме «Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Тема моего доклада «Применение икт на уроках английского языка» на прямую пересекается с моей темой по самообразованию «Использование...
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconДоклад на научно-практической конференции по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся»
«Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений...
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconИспользование икт на уроках химии в архитектурных классах
Роль школы очень важна в формировании оптимальной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала учащихся. Использование...
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconИспользование информационных технологий на уроках географии
Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса....
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconДоклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconИзучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconИкт на уроках химии и во внеурочное время Учитель химии – Тутукова Елизавета Леонидовна
В этой связи необходимость использования эффективных педагогических технологий формирования познавательной самостоятельности школьников...
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconПрименение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся
Компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня...
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconЦель моей педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи
Использование современных образовательных технологий Федоровой В. П., учителем химии и биологии
Самообразования: «Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии» iconМоу «Гимназия №1 п. Навля» Блиновой Марины Владимировны
«Использование информационных технологий и мультимедиа на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница