Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина




Скачать 29,91 Kb.
НазваниеАвтор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина
Дата03.02.2016
Размер29,91 Kb.
ТипДокументы
Локальные особенности женского костюма с. Бяково Навлинского района Брянской области.

( историко – этнографическое исследование)

Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г.р.

учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А.С. Пушкина

Руководитель: ГРОДНЕНСКАЯ Елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А.С. Пушкина.

Cодержание

  1. Введение…………………………………………………………

  2. Историография……………………………………………..

  3. Локальные особенности женского костюма с. Бяково Навлинского района Брянской области.

1.История прихода церкви Николая Чудотворца в судьбах жителей деревень: Калиновка, Муравлёвка, Селище, Бяково…………………………………………

2/Описание элементов женского крестьянского костюма деревни Бяково Навлинского района Брянской области: рубаха;понёва;передник (хвартук), головной убор;украшения (нагрудные, ушные)-обувь;

1У. Заключение…………………………………………………

У. Список литературы………………………………….

Приложения………………………………………………«Ничто в настоящее время

Так быстро не теряется,

Как старинный костюм».

П. И. Якушкин,(1822-1872 гг.).

I. Введение.

В мае 2011 года в Москве в Главном управлении МВД России состоялось совещание по противодействию экстремизму, где Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о «…воспитании молодёжи в духе уважения к ценностям и традициям нашего народа» 1. .

Гипотеза исследования основана на предположении, что своеобразие женских костюмов юго – восточных районов Брянской области связано с культурой вятичей и более архаичных племен полехов (балтов), проживающих на данной территории в древности.

Цель работы: описание женского народного костюма с. Бяково и деревень Бяковского сельского поселения Навлинского района Брянской области. Для ее реализации необходимо решить следующие задачи: ---выяснить названия элементов костюма, его структуру;

-написать историю прихода церкви Николая Чудотворца с. Бяково и помещиков, владевших в разное время этим селом;-связывая археологический и этнографический материал, объяснить своеобразие данного костюма, его отличие от соседних сёл и населённых пунктов; -создать необходимый теоретический материал для воссоздания костюма детским творческим объединением «Театр моды «Силуэт» и «Кройки и шитья» при Навлинском детско-юношеском центре;

-проследить причины и этапы исчезновения национального костюма на территории Брянской области;

-создать фотогалерею старинных фотографий из личных архивов жителей села с изображением костюма и его элементов.

Объект исследования - национальный костюм конца 19-ого - начала 20-ого века с. Бяково и деревень Бяковского сельского поселения; Навлинского района Брянской области (ранее - село Бяково Навльского уезда Орловской губернии). Предметом исследования стали: материалы Государственного архива Брянской области,фонды Навлинскогомузея Партизанской славы, личные коллекции жителей с. Бяково и Бяковского сельского поселения,фонды музеев г. Москвы, г. Сергиево-Посада, г. Смоленска, Брянска и Брянской области,-картины художника В. Е. Маковского-воспоминания сторожил и их семейные и архивы.

Хронологические рамки определяются: нижняя грань определяется концом 19-ого века, верхняя - настоящим временем. Исследовательская работа проведена в 2010 -2011 годах; Географические рамки ограничены Навлинским районом Брянской области – это посёлок Навля, село Бяково, деревни: Муравлёвка, Калиновка, Селище, хотя работа частично касается и соседних территорий (г. Карачев). Эмпирическая база стали источники разнообразные по типам и видам. В работе использованы письменные, картографические, изобразительные источники, фото- и видеоматериалы, материалы семейных архивов и предметы личных коллекций наших семи информантов.2 В ходе экспедиций в п. Навля и в деревни: Бяково, Муравлёвка, Калиновка Навлинского района был собран интересный этнографический материал и обнаружены разрозненные элементы Бяковского национального крестьянского костюма. К фактографическим источникам относятся материалы Государственного архива и фонды краеведческих музеев и музейных комнат Брянской области;

II. Историография.

В музее Партизанской славы п. Навля Брянской области хранится фотография знаменитого учёного-этнографа Наталии Ивановны Лебедевой и её книга «Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки. Часть первая. Народный костюм, прядение и ткачество», 1927 года издания. Данная книга является библиографической редкостью. Н. И. Лебедева – первый этнограф, давший наиболее полное описание национальных костюмов Брянского уезда Орловской губернии.. В своих этнографических мемуарах она пишет: «Вот весь материал, которым можно было располагать при изучении нашего Полесья. Материал разрозненный, отрывочный, наводящий чаще на мысли, на вопросы, чем дающий ответы. Главный недостаток всего имеющегося материала - отсутствие в нём точных описаний, точных классифицирующих признаков и отсутствие границ распространения этнических явлений». [Л, 8].

Продолжая дальнейшие поиски материалов по истории Бяковского костюма, я посетила Брянскую областную библиотеку им. Ф. И. Тютчева, где в читальном зале подробно изучила работы Масловой Г. С. «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19-начала 20 века»,Козловской Н. Б. «Традиционный народный костюм Брянской области», Печикиной Н. В. «Славянский народный костюм и рушник» -Брянск, а во время посещения Музея декоративно- прикладного творчества в Сергив – посаде Московской области удалось приобрести книгу «Русское народное искусство.» под редакцией Н. И. Жигулёва. а также широко были использованы справочники, словари, энциклопедии и этнографические атласы.

III. Локальные особенности женского костюма с. Бяково Навлинского района Брянской области.III.1..История Бяковского прихода.

Село Бяково Навлинского района Брянской области находится в 7 км к северо-востоку от п. Навля. Сейчас включает в себя деревни: Муравлёвка, Калиновка, Селище и Жары (современное поселение 20-ого века). По данным археологических материалов Брянского областного краеведческого музея, нам стало известно, что данная территория в древности была заселена племенами вятичей. При раскопках, проведённых экспедицией Брянского педагогического института имени академика И. Г. Петровского, 1980-ых годах 20-ого века в деревне Селище были найдены женские височные кольца вятичей, хранящиеся в фондах областного краеведческого музея, а в книге «Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки» Н. И. Лебедева указывает, что на данной территории проживали архаичные племена балтов, которые местное население часто называло «палехами» [Л, 6-7], что также подтвердили нам при личной встрече ведущие археологи Брянской области А. А. Чубур и Г. С. Поляков. В 18-19-ых веках являлось владением помещиков: Небольсиных, зобразовых, Толбузиных, Подлинёвых, Молчановых, Кошкаровых.3 В начале 20-ого века село принадлежало Н. П. Зиновьеву, который в 1902 году продал его Великому Князю Михаилу Александровичу Романову.4 Деревня Селище (устаревшее название Максимовка) также входила в состав села Бяково и находится в 2-х км от восточной окраины п. Навля. Упоминается с 18-ого века как сельцо, владение Толбузиных, Молчановых; позднее Хитровых и других. Во 2-ой половине 19-ого века – имение братьев Ф. И. и Н. И. Масловых, где их гостями были: русский композитор С. И. Танеев, художник В. Е. Маковский, которые создавали здесь свои музыкальные и художественные произведения. Все перечисленные населённые пункты являлись приходом Церкви Николая Чудотворца, взорванной в 1930г.

Ш.2.Описание элементов женского крестьянского костюма деревни Бяково Навлинского района Брянской области:

Рубаха.

Рубаха была основным элементом крестьянского женского костюма для всех возрастов. Так же она часто одновременно играла роль и белья, и выходной одежды. На изученной мной территории женщины, конца 19-ого – начала 20-ого веков носили рубахи с прямыми поликами. Бяковская рубаха состояла из стана, рукавов и подола, деталей, разных по качеству, цвету, ткани и отделке. Стан делался из отбеленного домотканного холста, рукава либо кумачные с жёлтой ромбовидной вышивкой,5 либо затканные красной нитью с добавлением жёлтой, зелёной, синей и чёрной.6 Подол – красная затканка с элементами чёрной и жёлтой нитей. Стан рубахи шился из 4-х полотнищ домотканного льняного холста.7 Сборки – «бухты» вокруг горловины присоединялись к небольшой стоечке высотой 1-1.5 см, называемой «передня» или «вошник» (более позднее).8 На концах стоечки находились две прорезные петли для стягивания воротника шнурком (ленточкой). У некоторых были самодельные пуговицы. Передня вышивались мелким крестом, чёрной или красной нитью. Женская рубаха была с прямым разрезом на груди по шву, доходящим до пупка.9 Разрез назывался пазухой. В Бяковской рубахе полик делается прямоугольным и пришивается по утоку к основным полотнищам рубахи, доходя до их края. Рукав пришивается к полику. Полик (плечо) – оплечник рубашки (В. И. Даль, 261). В селе Бяково крестьянами полики не вышивались. Рукава рубахи были разными по фасону. В костюме Савиной В. В. (урожд. Кряжковой), 1939 г. р., из д. Калиновка,10 рукава были из кумача. В центре рукавов ромбы, вышитые жёлтой нитью. Это древний язык забытых символов, означающий землю, плодородие, изменяемость и движение, и уходящий своими корнями глубоко в язычество, существовавшее во времена вятичей. У жительниц п. Навля: Симоновой Т. Н. и Козловой Н. М. сохранились рукава – «затканки».11 Рукава Симоновой Т. Н. (уроженки д. Жары) являлись «суцельными» [Л, 18], и затканы красной нитью с добавлением зелёной, чёрной, синей и жёлтой. Кроились из цельного полотна, шириной в 40 см, а под мышкой вставлялась ластовица из кумача в виде квадрата 13 на 13 см. В нижней части рукава, на уровне запястья делалась плотная сборка, которая образовывала довольно пышную оборку, называемую «брыжи». В данных рукавах не сохранилась и была стилизована в виде трёх ленточных полос синего, жёлтого и розового цвета, с чёрными плетёными кружевами – «харботами» на концах. Цельные рукава являются позднейшим вторичным наслоением, но для Украины и для южных славян – единственно известной формой. Таким же древним покроем они являются и для рубах Трубчевского района Брянской области [Л, 19]. Рукава Козловой Н. М.(уроженки д. Селище) прекрасно сохранились и находятся в музее (д. Селище) п. Навли, под инвентарным номером 1976. Такие рукава назывались «клинастыми» [Л, 18] и также затканы красной нитью, с добавлением жёлтой, чёрной, синей и зелёной, ширина полотна 40 см. В отличие от «суцельного» рукава, у «клинастого» была вставка из красного кумача, от подмышки до запястья, называемая «клином». «Клин» делал рукава объёмным и пышным. Заканчивался рукав «брыжой», в 10 см, и плетёными «харботами» белого цвета. Все три вышеописанных вида рукавов являлись праздничными. Со слов Рубчёнковой Л. Г. и Зайцевой С. И., «кумачные» рукава пришивались к рубахам молодых девок и женщин, а «затканки» - для женщин более зрелого детородного возраста. У старушечьих рубах рукава были без клиньев из холста, и без вышивок. Изучая материалы экспедиций Сергиево-Посадского музея-заповедника за 1976 год, я обнаружила описание «клинастых» рукавов из женского костюма Скопинского уезда Рязанской губернии, под названием «рукава с косяками». Здесь считают, что обрядовый характер «рубах с косяками» указывают на связь с очень древними традициями [Р.Н.Н., 109]. В Руженском национальном женском костюме, исследованном мною ранее, так же есть рукава с клиньями, называемые «вышиваные», которые предназначались для повседневного ношения. Нижняя часть рубахи заканчивалась «подолом», ярко-красного цвета. Подол – один из самых главных оберегов. Его цель собрать силу (энергию Земли-Матушки) для женского плодородия, и оградить «утекание» женского плодородия. Поэтому по подолу узор был шире.12 Подолы выполнялись в «закладной» технике – затыкание красной бумагой. Из опрошенных мною сторожил села, уже никто не помнит «закладной» техники». Но со слов Зайцевой С. И., данные подолы женщины их села покупали на ярмарке или заказывали мастерицам. У рубах для женщин пожилого возраста яркого подола уже не было. Материалом для рубах служил льняной холст. Для праздничных употреблялся более тонкий, для будничных – более толстый. Более тонким материалом являлся холст «бумажный»: основа – лён, а уток – «бумажная» нить. Более толстым – лён или «замашка». «Замашка» - это стебли конопли с тычинковыми соцветиями. Такие рубахи и были распространены в селе.

Понёва.

«Понёва – домотканая шерстяная юбка – старая национальная одежда южнорусских и белорусских крестьянок» (С. И. Ожегов. 561). Из материалов Н. И. Лебедевой, понева – это набедренная женская одежда, надеваемая непосредственно на рубашку. Является господствующей частью женского костюма [Л, 31]. , которую связывают с территорией расселения вятичей. В селе Бяково впервые понёва одевалась на молодую женщину после венчания и затем носилась постоянно. Окрас понёв был тёмно-синего вета.13 Но, во время экспедиции в Бяково была обнаружена понёва чёрного цвета в личной коллекции Рубчёнковой Л. Г., где хозяйка утверждала, что это единственная сохранившаяся старинная часть национального костюма, доставшаяся ей от прабабушки Макаровой Арины (годы жизни неизвестны). В целях сохранения полотна Лидия Григорьевна застрочила понёву разноцветными атласными лентами.14

У Н. И, Лебедевой я обнаружила : «По своей окраске понёвы изученной территории разделяются на 2 группы: понёвы с синим фоном, преобладающее большинство, и понёвы с красным фоном. Синий фон иногда заменяется чёрным, это или у очень старинных понёв, или у понёв, которые приготовлялись во время последней войны и в год революции, когда трудно было достать синюю краску... Растений для растительной синей краски на нашей территории не имеется, а для крашения в чёрный цвет употребляется и ольховая, и дубовая кора вместе с железными опилками» [Л, 33]. На картинах В. Е. Маковского «Молебен на Святой неделе» и «Застава на пути свадебного поезда», написанные художником в имении Масловых в Селище крепостные крестьянки одеты в понёвы чёрного цвета.

Бяковская понёва относилась к типу распашных. Это наиболее древний и распространённый тип понёв, длиной до щиколоток. Полотно для понёв ткалось в 2 нита, из тонкой овечьей шерстяной нити домашнего прядения, где для прядения использовали прялки и «стояки», и «лежаки»15. Рисунок полотна у всех был одинаков – клетчатый. Квадратная клетка 11 на 11 см образовывалась, благодаря сочетанию продольных и поперечных нитей красного, белого и жёлтого цветов, шириной 1,5-2 см, называемых «дорогами». Чем шире полосы – «дороги», образующие клетку, тем параднее считалась понёва. Понёва состоит из трёх полотнищ, называемых «полки», одно из которых приходится сзади,16 а два других, пришитых к нему, по бокам [Печикина, 11]. Спереди полотнища не сшивали. Места соединения полотнищ украшались вышивкой. Это чередующиеся квадраты 4 на 4 см синего, зелёного, красного и жёлтого цветов, выполненные в технике вышивки шлёнской нитью. Длина понёвы составляла около 77 см, ширина – 120 см. Верхний край понёвы подворачивался и подшивался. В подворот вставлялась «вздёржка», плетённая из шерстяных нитей в виде косы. С помощью «вздёржки» понёва подвязывалась по талии. По краю понёвы пришивался «поясок» - оберег, шириной 1см. Женщины села носили понёву с подтыканием. Правая пола поднималась нижним углом к поясу, образуя тупой угол сзади и оставаясь перевёрнутой наизнанку. Изнаночная сторона этого угла обязательно украшалась. На картинах В. Е. Маковского хорошо изображён этот способ ношения понёв. Обильно украшенные понёвы одевались по праздникам. Повседневно замужние женщины носили понёвы менее яркие.

Передник (хвартук).

Передник – неотъемлемая часть комплекса одежды крестьянки. В селе Бяково передник женщины называли хвартук. Значение хвартука – предохранять одежду при работе от загрязнения. Хвартуки были праздничные и будничные. Праздничные делились на два вида: хвартук из кумача и хвартук с браным концом (расшива) или концом с вышивкой по выдергу (вырезы). Первый шился из покупного ситца красного цвета спереди на кокетке со сборкой на груди. Длина – до подола рубахи. Хвартук был с «задником», то есть со спинкой по талии, без рукавов, одевался через голову, руки продевались в боковые отверстия, завязывался на поясе с боков на тесьму. Украшения хвартука – плетёные кружева по прямоугольной горловине, по кокетке, по низу хвартука. Такой хвартук одевали на невесту в день свадьбы, а затем по праздникам. Второй вид хвартука состоял из верхнего холщёвого выбеленного полотна и конца-расшивы. Концы были, или браные красной бумагой, или вышиваные по выдергу, называемые «вырезы» [Л, 64]. Длина верхней части хвартука – до середины бедра. От середины бедра пришивался конец, длиной до подола рубахи примерно 40 см. Браный узор был в виде ломаных линей и геометрических фигур и соответствовал узорам рукавов. Узор вышивки по выдергу имел растительные орнаменты, вышивался по выбеленному холсту красной или чёрной шлёнской нитью, в зависимости от возраста женщины. Хвартук с вышивкой по выдергу одевали женщины старшего возраста. Верхняя часть хвартука шилась из одного полотнища льняного холста, перегнутого по утоку, с разрезом полукруглой формы посередине для продевания головы. По горловине пришивалась оборка из кумача, которую называли «манишка». Боковые кромки сшивались вместе, оставляя отверстия в виде полукруглой проймы для продевания рук. Сзади посередине полотна делался разрез на ¾ его длины, чтобы дать возможность его надевать. Хвартуки были без рукавов. Низ конца украшался плетёным кружевом. Для повседневного ношения хвартук шился так же, как и второй вид праздничного, только без браного конца и без вырезов. По низу белого холщёвого полотна проходил небольшой узор – вышивка крестом – красной или чёрной шлёнкой. Затем пришивалось плетёное белое кружево. Для пожилых женщин узкая полоса узора была только чёрного цвета и в будние и в праздничные дни. От уроженки деревни Калиновка Зайцевой С. И. (урожд. Рубчёноковой), 1914 г. р., я узнала, что у богатой крестьянки было до 4-х костюмов, а у бедной – только 2 ( свадебный, а затем праздничный и будничный.

Головной убор.

Головные уборы в Бяково были 2-х видов: девичьи и уборы замужних женщин. Девичьи головные уборы практически не сохранились и старожилы села их уже не помнят. Это произошло потому, что на смену им пришёл покупной или домотканый платок, который быстро вытеснил прежний вариант. А вот уборы замужних женщин сохранены. Они относились к типу лопатообразных кичек [Л, 88]. Но местное население их называло «рогатыми кичками». Бяковский женский головной убор делился на следующие основные части: кичка; «вушечки»; «позатыльник»; «сорока», [Л, 92-93].

Кичка, лопатообразной формы, околыш размером 5 на 20 см, с надставкой – 1,5 на 20 см, на плотном картоне. Прямоугольное дно, шириной 17 см, длиной 30 см. У височной части головы по бокам имеются сборки, пришитые к краю околыша. По краю затылочной части кички, в подворот прямоугольного дна вдета «вздёржка», для обхватывания и стягивания затылка.17

«Вушечки» - полоса холста с чёрной бахромой по бокам из шелковых ниток с красным или с чёрным бисером по концам» [Л, 92]. В коллекциях Симоновой Т. И. и Рубчёнковой Л. Г. сохранились эти элементы головного убора, но старожилы села их называют «шоры».18

«Позатыльник» состоит из прямоугольной колодки 10 на 30 см, прямоугольного куска красного полотна 9 на 30 см, с плотной подкладкой (верхняя часть), и из «поднизи» из цветного бисера (нижняя часть). Колодка привязывается завязками, называемыми «привязочки». Они делаются из полосы ситца или сукна.

Во всех 3-х вариантах позатыльников, найденных в ходе экспедиции, сохранились только бисерные плетения. Узор плетений – ромбы или кресты. Длина бисерного плетения целиком зависела от возраста женщины: у молодых – длинные, у старух – короткие. Бисерное плетение позатыльника молодой женщины было с «кишками» и с «ножками».

«Кишки» - длинные полосы, плетённые из бисера в 6-8 нитей, достигающие иногда до 115 см, которые привешиваются по бокам поднизи, у виска [Л, 75]. «Ножки» - второй слой бисерных нитей, висящих отдельно сверх бисерной поднизи [Л, 75]. На исследуемых мною позатыльниках нет «ножек», а «кишки» - короткие, и вплетены своими краями в височную часть «поднизи», образуя полукольцо. Я предполагаю, что это пришло на смену височных колец – украшений женщин племени вятичей Рассматривая данные позатыльники, я пришла к выводу, что их носили не молодые женщины, а женщины в возрасте примерно от 30-35 до 40-45 лет. «Сорока» - головной бабий убор, род кички. Сорока крылатая была с боковыми лопастями с завязками, или крыльями В Бяково «сороку» называли «привязка» с лентами или «привязка» без лент. Из четырёх обнаруженных привязок, самая старинная хранится у Симоновой Т. Н.19 Она состоит: а) из «чела», переходящего на боках в крылышки; б) из крылышек; в) из верхней части «макушки» с прямоугольным дном. , Задней части – «хвоста» - у неё нет. «Хвост» - это покупные, яркие, атласные, цветные ленты, пришитые к верхней части «макушки».20 «Хвост» присутствовал в свадебном головном уборе у невесты, затем одевался по праздникам молодой женщиной, в течении первых пяти лет замужества.21 «Чело» состоит из плотной колодки 5 на 11 см, сшитой из холста и выложенной позументом монастырской работы крестообразной или ромбической формы, с добавлением пайеток, бисера и пуговиц. К челу по лбу и с боков пришита яркая хлопчатобумажная ткань, шириной до 20 см, переходящая в длинные ленты – завязки из кумача, с браной вышивкой, длиной до 60 см с каждой стороны, называемые «крылышки». По бокам чела находятся круглые помпоны - «пушки», диаметром в 2 см из цветной шлёнки, и кисточки из шёлковых нитей с бисером на концах, длиной в 3 см. Есть предположение, что это пришло на смену древним женским украшениям племён вятичей. 22 Н. И. Лебедева пишет: «Кички являются по всей изученной территории исчезающим головным убором». Она считает, что: «Первый момент исчезновения кичек совпадает с 1860-ми годами…» [Л, 78]. Принцип правильного увивания головного убора никто из опрошенных мной информантов уже не знает. .

Украшения (нагрудные, ушные).

К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали нагрудные и ушные украшения.К нагрудным украшениям относились: яркие стеклянные и дутые бусы, которые вешались ярусами и «цепочка». Цепочки носятся, главным образом, взрослыми девушками или молодыми бабами

По сравнению с Руженским костюмом, с которым я работала ранее, Бяковский костюм не имел спинных украшений в виде разноцветных атласных лент, они относились к украшениям головного убора.

В селе Бяково к ушным украшениям преимущественно относились серьги.23 Н. И. Лебедева в своих мемуарах пишет, что в селе Бяково ушными украшениями являлись также и «пушки». « Пушки – круглые шарики, деланные из белого гусиного пуха или из белых заячьих шкурок.

Обувь.

Основным видом обуви и зимой и летом для жителей деревни Бяково были лапти. Лапоть – древнейшая обувь, ее находят в курганных погребениях. Лапоть состоит из двух частей: головки и задника. Для деревни Бяково характерны были лапти так называемого московского, или русского типа с круглой головкой, плотными бортами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕыениекая база исследования.явузейных к0омнатховй с. ория :

В итоге выполненного исследования нам удалось найти подтверждение выдвинутой гипотезы о связи локальных особенностей женского костюма с. Бяково Навлинского района с культурой вятичей и более древних племен балтов( полехов), что подтверждается археологическим материалом и этнографическими элементами костюма: «рубахи с косяками», понева, головное с лопатообразной кичкой , бисерный позатыльник, привязки и ушные украшения. Кроме того данный костюм имеет возрастные и обрядовые особенности. Но, по сравнению с костюмом села Ружное Карачевского района ,он не так насыщен оберегами и ручной вышивкой, имеет меньшее количество вариантов. Мы связываем это с тем фактом, что крестьянки с. Бяково были крепостными, в селе Ружном крепостного права никогда не былоТакже в ходе исследования нам удалось: -Найти и сделать подробное описание элементов костюма с. Бяково .-Провести фотофиксационные работы и создать фотогалерею элементов костюма,старых фотографий из личных архивов моих информантов.

  • Передать материалы студии « Силует» Навлинского центра детского творчества для восстановления костюма.

  • Выявить причины исчезновения национального костюма. В ходе исследования мы пришли к выводу, что не всегда народ теряет традиции, костюм, а очень часто исторические события и обстоятельства безвозвратно уничтожают их. Так случилось на исследуемых нами территориях Утрата костюма начинается с 1861 года – отмены крепостного права. Большой урон нанесли: революция 1917-ого года, Гражданская война, раскулачивание, Великая Отечественная война и последний удар нанесла Чернобыльская катастрофа.

Список использованной литературы:

  1. ГАБО. Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии. Издание Орловского Церковного Историко-Археологического общества. Орёл, типография Губернского Правления, 1905 г. – Т 1;

  2. ГАБО. Ревизские сказки помещичьих крестьян и дворовых людей Карачевского уезда, 1858 г. Фонд 23, опись 2, дело 79;

  3. Газета «Известия». Федеральный выпуск. №89 (28350) от 24.05.2011г.;

  4. Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки (Этнографическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925-ом и в 1926-ом годах). Часть первая «Народный костюм, пряденье и ткачество». М., Этнографический отдел МГУ, 1927г.;

  5. Маслова Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах 19-ого - начала 20-ого веков. М., Наука, 1984г.;

  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., ООО «Инфотех», 2009г.;

  7. Печикина Н. В. Славянский народный костюм и рушник. Брянск, Методический центр «Народное творчество», 2005г.;

  8. Русское народное искусство. Под редакцией Н. И. Жигулёва. Сергиев-Посад, Издательский дом «Подкова», 1998г.;

  9. Русские ситцевые платки 19-ого – начала 20-ого веков в собрании Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника. Каталог. М., 1994г., стр. 6-7, Товарищество мануфактур Барановых;

1 1. Газета «Известия». Федеральный выпуск. №89 (28350) от 24.05.2011г.

2 См. приложение 3

3 ГАБО. Ревизские сказки помещичьих крестьян и дворовых людей Карачевского уезда, 1858 г. Фонд 23, опись 2, дело 79с34

4 1. ГАБО. Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии. Издание Орловского Церковного Историко-Археологического общества. Орёл, типография Губернского Правления, 1905 г. – Т 1;с.39

5 Со слов Каржковой М. М., см. приложение №3– старинные фото;

6 См. приложение 1.1

7 Со слов Каржковой М. М. (урожд. Куприковой), 1937 г. р., из д. Муравлёвка;

8 Со слов Зайцевой С. И. (урожд. Рубчёнковой), 1914 г. р., из д. Калиновка;

9 Со слов Зайцевой С. И. (урожд. Рубчёнковой), 1914 г. р., из д. Калиновка;

10 См. приложение 1.4

11 См. приложение 1.1

12 Сайт «Общество русской национальной культуры в Эстонии»;

13 Со слов Зайцевой С. И., 1914 г. р., Макаровой Н. А., 1924 г. р. и Козловой Н. М. , 1952 г. р.;

14 См. приложение 1.3

15 Записано со слов Зайцевой С. И. (урожд. Рубчёнковой), 1914 г. р., из д. Калиновка;

16 См.приложение 1.2

17 См. приложение 2.2

18 См. приложение 2.5

19 См. приложение 2.1

20 См. приложение 2/4

21 См. приложение 3

22 См.Приложение2.6

23 Со слов Зайцевой С. И. (урожд. Рубчёнуовой), 1914 г. р., из д. Калиновка;


Похожие:

Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconФормирование экономической компетентности у учащихся профессионального лицея в учебном процессе
Работа выполнена на кафедре общей и профессиональной педагогики гоу впо «Брянского государственного университета имени академика...
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconУрок по литературе. 9 класс (базовый уровень). Автор: Подгорская Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
«Два письма из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconСергей Некрасов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина
После гибели великого поэта поэтическая традиция воспевать «Лицея день заветный» продолжалась, но никогда уже не было создано ни...
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconМетодические рекомендации Мысковский г о. 2012г. Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconСовершенствование нормативно-правовой базы
Проблемный анализ текущего состояния образовательной системы лицея и задачи развития лицея на 2012-2013 учебный год
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconПубличный отчет 2009-2010
Моу «Лицей №1 Брянского района» расположено на территории Брянского района. Ведёт свою историю с конца XIX века. В 1982 г. Добрунская...
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconСтенгач Вадим Иванович Стенгач Людмила Николаевна Толковый словарь (глоссарий) терминов по курсу истории России
Утвержден на заседании Городского методического объединения учителей истории и обществознания 11. 11. 2007 г
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconПушкина Секция «Литературоведение»
А. С. Пушкина привлекает внимание литературоведов, критиков, философов, лингвистов и просто любителей русской словесности. Такой...
Автор: Мажукина Анна Александровна,1998 г р. учащаяся Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина гродненская елена Владимировна, учитель истории и обществознания Брянского городского лицея №1 им. А. С. Пушкина iconИгра «Поле чудес» по сказкам А. С. Пушкина (слайд№1) Цель: Развивать интерес детей к сказкам А. С. Пушкина
Оформление: игровое поле с волчком, иллюстрированные плакаты со сказками Пушкина, презентация
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница