О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии




Скачать 17,99 Kb.
НазваниеО. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер17,99 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии


Л.А. Кравцевич

О.Г. Хоров


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО СТОМАТОЛОГИИ

И

ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА


ГРОДНО 2008

УДК 616.322-002.2(07)


Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол № 2 от 29.12.2008 г.).


Авторы: ассистент кафедры оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Л.А. Кравцевич;

зав. кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии, проф., д-р мед. наук О.Г. Хоров.


Рецензент: зав. кафедрой хирургии № 1 д-р мед. наук, профессор

К.Н. Жандаров


Л.А. Кравцевич


Методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии и челюстно-лицевой хирургии для студентов лечебного факультета / Л.А. Кравцевич, О.Г. Хоров. – Гродно: ГрГМУ, 2008.- 19 с.


Методические рекомендации составлены в соответствии с программой по стоматологии и челюстно-лицевой хирургии для студентов лечебного факультета.


Ответственный за выпуск: первый проректор, д.м.н., профессор И.Г. Жук

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………… 2


Занятие № 1 Методы обследования пациентов с основными заболеваниями челюстно-лицевой области………………………………………………3

Занятие № 2 Кариес зубов и его осложнения. Болезни слизистой оболочки полости рта………..9


Занятие № 3 Гнойно – воспалительные заболевания челюстно-лицевой области……………………….13


Занятие № 4 Травматические повреждения челюстно-лицевой области……………………….15


Занятие № 5 Особенности развития и клинических проявлений опухолевых процессов челюстно-лицевой области и шеи……………………………17


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время в Республике Беларусь около 95% населения страдают болезнями зубов и более 85% больных с хирургическими болезнями челюстно-лицевой области первоначально обращаются к врачу лечебнику общей практики. Хорошо известно, что патология зубочелюстной системы может быть причиной ряда общих заболеваний (ревматизм, миокардит, полиартрит, нефрит и др.). Кроме того, осложнения заболеваний зубов (абсцессы, флегмоны, острый остеомиелит челюстей) могут привести к тяжелым последствиям и даже к смерти. Вопросы одонтогенной инфекции остаются актуальными для врача – лечебника общей практики. Их не следует рассматривать как чисто хирургическую проблему, так как частота воспалительных заболеваний лица и шеи в значительной мере зависит от эффективности лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний периодонта, острых и хронических заболеваний, острых и хронических заболеваний других органов и систем.

Методические рекомендации составлены с учетом обучить будущего врача распознаванию диагностических признаков при повреждениях челюстно - лицевой области, оказанию первой помощи при переломах челюстей. Осуществлению профилактики осложнений и принципам лечения при травмах костей лицевого скелета.

Настоящие методические рекомендации составлены исходя из программы обучения на 5 курсе лечебного факультета и направлены для улучшения усвоения теоретического материала при подготовке к практическим занятиям для того чтобы:

  1. Научить будущего врача основным методам обследования челюстно-лицевой области.

  2. Научить студентов оценивать состояние и поставить правильный диагноз при болезнях челюстно-лицевой области.

  3. Научить студентов оказывать первую врачебную помощь при основных заболеваниях челюстно-лицевой области.

  4. Научить студентов профилактике основных хирургических стоматологических заболеваний.



Занятие № 1


«МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ОСНОВНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕЛЮСТНО - ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ».


МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ


Знание методики обследования стоматологического больного необходимо для врача любой специальности, особенно тогда, когда при отсутствии врача-стоматолога ситуация требует оказания экстренной помощи. Обследование полости рта, лица и шеи должно входить в план общего обследования всех больных.


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:


Научиться основным методам обследования челюстно-лицевой области. Они включают: опрос больного, внешний осмотр, пальпацию мягких тканей и костей челюстно-лицевой области, обследование полости рта, дополнительные методы исследования.


СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:


  1. Краткие анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области.

  2. Общие сведения о прорезывании, анатомии и гистологии зубов.

  3. Зубную формулу.


СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


  1. Провести первичное обследование пациента с заболеваниями челюстно-лицевой области.

  2. Собирать и анализировать жалобы больного и анамнестические данные.

  3. Осуществлять внешний осмотр и пальпацию челюстно-лицевой области.

  4. Производить осмотр полости рта.

  5. Использовать данные основных специальных (дополнительных) методов исследования челюстно-лицевой области: электроодонтодиагностики (ЭОД), рентгенографии, морфологического исследования.

  6. Читать рентгенограммы больного с основными заболеваниями челюстно-лицевой области.

  7. Оформить документацию по результатам первичного обследования пациента.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:


  1. Какие анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области.

  2. Этапы обследования челюстно-лицевой области.

  3. Методы обследования пациентов с основными заболеваниями челюстно-лицевой области.

  4. Специальные методы исследования (ЭОД, томография, ортопантомография, сиалография, цистография, фистулография и др.).

  5. Правила составления зубной формулы.


ЛИТЕРАТУРА:


Основная:


  1. Бажанов Н.Н. Стоматология: Медицина, 1991


Дополнительная:


  1. Луцкая И.К., Артюшкевич А.С. Руководство по стоматологии, Ростов-на-Дону, 2000

  2. Артюшкевич А.С.Воспалительные заболевания и травмы челюстно-лицевой области, Минск «Беларусь», 2001



Схема обследования стоматологических больных



Этапы обследования

На что следует обратить внимание

Средства и условия

1.Выяснение жалоб

Обследование больного всегда начинают с жалоб. Они могут быть разнообразны: на боль в той или иной области лица, боль в зубах, при открывании рта, появлении припухлости лица, в подчелюстной области, тканей дна полости рта, наличие деформаций мягких и костных тканей лица и др.

Опрос больного

А. при жалобах

на боль

Установить возможную причину ее воз-никновения (от раздражителя или самост-ятельно), ее интенсивность (сильная, средняя, слабая), продолжительность (кратковременная, длительная, постоян-ная), распространение (локализованная, разлитая), характер (ноющая, тупая, жгучая, рвущая, режущая), в какое время суток появляется или превалирует.




Б. при жалобах на припухлость

Выяснить их происхождение (врож-денные, приобретенные), при приобретен-ных – уточнить, с чем их связывает больной (травма, заболевание и др.)




2. Сбор анамнеза

Необходимо определить длительность заболевания, с каких симптомов началось, что по мнению больного, послужило причиной заболевания. Определить динамику развития патологического процесса, выяснить предшествующее лечение, какие лекарственные средства применял больной, эффект от них.

Опрос больного, а при бессоз-нательном состо-янии больного – сопровождащих лиц.




Выявить перенесенные и сопутствующие заболевания, их связь с имеющимся в момент обследования патологическим процессом, вредные привычки. аллергологический статус. У больного с травмой челюстно-лицевой области, необходимо установить время, место, обстоятельства получения травмы, ее характер (бытовая, производственная, спортивная и др.), чем нанесена травма, была ли потеря сознания, тошнота, рвота, где, когда кем оказана первая помощь, в чем она заключалась.




3. Внешний осмотр

В зависимости от общего состояния больного осмотр производить сидя или в лежачем положении. Определяют наличие или отсутствие нарушений конфигурации правой и левой половины лица. Обратить внимание на цвет кожных покровов, их эластичность, наличие рубцов, их характер, форму, окраску, состояние слизистой оболочки красной каймы, наличие на ней трещин, язв, степень открывания рта. Наличие припухлости лица чаще всего является результатом воспаления, травмы или опухолевого процесса. При этом необходимо обратить внимание на ее локализацию, характер распространения (разлитая, ограниченная, с четкими контурами или нечеткими), состояние и цвет кожных покровов (нормальные, блестящие, гиперемии-рованы, цианотичны, бледны). У больных с деформацией и дефектом мягких и костных тканей (после механической и огнестрельной травмы, ожогов, волчанки или оперативных вмешательств, связанных с удалением тканей или органов лица), с врожденными расще-линами необходимо определить характер и локализацию дефекта, его форму, размеры, отметить, какие анатомические образования разрушены, и имеются ли нарушения функции жевания, глотания, речи.

перевязочная

4. Пальпация, положение рук врача

Этим методом определяют все неровности, утолщения, плотность, болезненность. При наличии припухлости воспалительного происхождения опреде-ляют ее болезненность, конституцию (мягкая, плотная), зону распространения, собирается ли кожа в складку, наличие очагов размягчения, флюктуации и т.д. Одним из важных моментов диагностики стоматологических заболеваний является осмотр и пальпация шеи. Особое значение придается исследованию регионарных лимфатических узлов. Важно соблюдать последовательность осмотра групп лимфатических узлов. Необходимо определить:

  1. Локализацию

  2. Размеры

  3. Форму

  4. Консистенцию

  5. Болезненность

  6. Смещаемость

  7. Отношение к окружающим тканям

При наличии опухоли надо обратить внимание на консистенцию новообразования (мягкость, плотность, упругость), размеры, характер поверхности, подвижность в различных направлениях, состояние регионарных лимфатических узлов.

Целесообразно производить двумя руками одновременно или же пальцами одной руки производить пальпацию, а другой рукой удерживать голову больного в необходимом положении.

5. Осмотр тканей и органов полости рта.

Определяют состояние слизистой оболочки полости рта, состояние зубов, краевого пародонта и прикуса. Осматривая слизистую оболочку губ, щек, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, языка, подъязычной области, определяют ее цвет, степень влажност, наличие высыпаний, изъяз-влений, отечности, новообразований, рубцов и др.

При осмотре зубов устанавливают их количество, расположение, форму, цвет, величину, наличие очагов поражения, отложение зубного камня, степень подвижности.

Перкуссией (постукиванием по зубу), или зондированием определяют наличие болевых или неприятных ощущений. Обязательным является определение прикуса (физиологического, патоло-гического и анамалийного). Для определения инфильтратов, новообра-зований в толще мягких тканей необходима пальпация, которую лучше производить двумя руками (одной рукой пальпируют со стороны полости рта, а другой – снаружи, со стороны кожи).

Желательно производить в зубоврачебном кресле, используя специальные инструменты: стоматологическое зеркало, зубо-врачебный пинцет и зонды. В ином случае исползуют стул и имеющийся инструмент (шпатель, пинцет и т.д.)

6. Электроодонто-диагностика (ЭОД)

Этот метод исследования ответной реакции нервных элементов пульпы зуба на раздражение их электрическим током. Помогает в дифференциальной диагно-стике пульпита, периодонтита, неврита или невралгии тройничного нерва. Результаты исследования определяют силой тока, вызывающего реакцию. В норме здоровая пульпа реагирует на ток силой 2-8 мкА. Реакция пульпы на ток до 60 мкА позволяет думать о наличии патологических изменений в коронковой пульпе. Повышение порога болевой чувствительности до 100 мкА свидетельствует о гибели пульпы и возможном развитии патологического процесса в периодонте зуба (периодонтит)

Специальным аппаратом ОД- 2м или ИВН-1

7.Рентгенография

Этот метод позволяет уточнить и дополнить клинические данные при заболеваниях зубов, костей лицевого скелета, слюнных желез и других околочелюстных мягких тканей.

Для рентгенографии зубов и околозубных тканей, отдельных участков альвеолярных отростков, а также выявления камней в протоках слюнных желез производят внутриротовые снимки.

Для рентгенографического исследования костей лицевого скелета, придаточных пазух носа, слюнных желез производят внеротовые снимки в различных проекциях (передняя, боковая, аксиальная, полуаксиальная и др.).

Рентген-кабинет

Рентген-аппарат

А. Томография

Этот метод рентгенологического исследования, дающий возможность получить снимок на определенной глубине наружного слоя изучаемой структуры того или иного анатомического образования.

томограф

Б. ортопантомография

Это панорамная томография, позволяющая получить изображение объемных изогнутых поверхностей обеих челюстей на плоской рентгеновской пленке. Этот метод дает возможность получить одномоментное изображение всей зубочелюстной системы.

ортопантомограф

В.Электорентгенография

Способ получения на обычной бумаге рентгенографического изображения исследуемого объекта в специальной приставке к рентгеновскому аппарату. Метод прост для выявления повреждений костей, суставов, новообразований мягких тканей.

Специальная приставка к рентгеновскому аппарату

8. Искусственное контрастирование

Это введение контрастных веществ в различные органы и ткани с целью сделать их доступными для рентгенологического исследования. Широко применяется при исследовании слюнных желез – сиалография, верхне-челюстных пазух – гайморография, кистозных полостей – цистография, свишевых ходов – фистулография.

Введение контрастных веществ произ-водится непосред-ственно в рентге-новском кабинете

9. Радиологическое исследование

Исследование с помошью радиоактивных изотопов. Применятся для диагностики различных заболеваний, особенно онкологических. Повышенное накопление изотопа (32р 85s) в исследуемой области указывает на вероятность злокачественного новообразования.

Применяют радиоизотопы фосфора и стронция (85s)

10. Морфологическое исследование

Обязательно при онкологических заболеваниях

Исследование про-водят в цитоло-гических, патоло-гических лабора-ториях

А. цитологический метод

Предусматривает определение клеточного состава

Материалом для исследования может быть взят путем отпечатка, перепечатка, сос-коба с эрозийной поверхности или из свищевого хода и при помощи пункции опухолей лимфатических узлов. Кистозных полостей и др.

Б. гистологический метод

Дает возможность определить морфологическую структуру патоло-гически измененных и прилежащих к ним здоровых тканей.

Материал для исследования (кусочки патоло-гически изменен-ных и прилежа-щих здоровых тка-ней) берут опе-ративным путем для установления диагноза – диагностическая биопсия.


  1   2   3

Похожие:

О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические рекомендации к занятиям по дисциплине “Возрастная анатомия и физиология”
В работе представлены методические рекомендации к практическим занятиям по курсу Возрастная анатомия и физиология в соответствии...
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconЗанятия
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconКабардино-балкарский государственный
Пропедевтика клинических дисциплин: Методические рекомендации к практическим занятиям. Часть – Нальчик: Каб. Балк ун-т, 2008. – 31...
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов 5 курса лечебного и медико-профилактического факультетов к практическим занятиям по циклу «офтальмология»
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов 5 курса лечебного и медико-профилактического факультетов к практическим занятиям
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические указания по практическим работам
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Математические методы исследования экономики» включают тематику вопросов,...
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: освоить специфику образного познания мира; постичь разницу между наукой и искусством; уяснить особенности словесного типа творчества...
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям студентов специальности 050401 «История»
Методические рекомендации для практических занятий составлены в соответствии с программой курса «История России» и предназначены...
О. Г. Хоров методические рекомендации к практическим занятиям по стоматологии iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии
Цель занятия. Изучить причины, механизмы развития, виды, клинические и морфо­логические проявления, значения и последствия артериального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница