Общественное объединение




Скачать 13,76 Kb.
НазваниеОбщественное объединение
Дата03.02.2016
Размер13,76 Kb.
ТипДокументы


РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРАВОЗАЩИТНОЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

“БЕЛОРУССКИЙ

ХЕЛЬСИНКСКИЙ

КОМИТЕТ”



ул. К. Либкнехта 68, офис 1201, г.Минск, 220036

тел./факс: (+375-17) 222 48 01, тел.: 222 48 00;

E-mail: office@belhelcom.org, http:// belhelcom.org

р/с 3015741569017 отделение №539 ОАО "Белинвестбанк" код 739

ОКПО: 37389978 УНН: 101052141

РЭСПУБЛІКАНСКАЕ ПРАВААБАРОНЧАЕ

ГРАМАДСКАЕ АБ'ЯДНАННЕ

“БЕЛАРУСКI

ХЕЛЬСIНКСКI

КАМIТЭТ”



вул. К. Лібкнехта 68, офіс 1201, г.Мiнск, 220036

тэл./факс: (+375-17) 222 48 01, тэл.: 222 48 00;

E-mail: office@belhelcom.org, http:// belhelcom.org

р/c 3015741569017 аддзяленне №539 ААТ "Белінвестбанк" код 739

АКПА: 37389978 УНП: 101052141





Исх. №___________ от ____________

Утверждено:

Рада РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет»

28.03.2012 г.


Минский городской суд


по делу по жалобе Грищенко В.В. на действия отдела ЗАГС Первомайского района г. Минска


о праве на равную защиту закона


заключение

(независимая общественная юридическая экспертиза)


Согласно Уставу РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет» (далее – БХК) является независимым, некоммерческим правозащитным общественным объединением, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь 1 ноября 1995 года. Цель БХК – осуществление гуманитарной деятельности по защите в Республике Беларусь прав человека, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством, а также декларированных Хельсинкскими соглашениями, иными международными договорами о правах человека, информирование общественности о ситуации с правами человека в Беларуси и мире.

Настоящее заключение подготовлено на основании абзаца 2 п. 2.4. Устава БХК и служит целям защиты публичного интереса. В международной юридической практике такая деятельность («amicus curiae», с лат. – «друг суда») используется как инструмент усовершенствования правовой системы. Подобные исследования правозащитных организаций проводятся не в интересах процессуальной стороны, а как возможность изложить нейтральное мнение авторов с глубоким уважением и признанием высокого авторитета и независимости суда.

В РПОО “Белорусский Хельсинкский Комитет” обратилась Грищенко Виктория Викторовна, лицо без гражданства. Из ее заявления следует, что она столкнулась с нарушением ее права на изменение фамилиии по дискириминационным основаниям.

Она сообщила, что являлась гражданкой Республики Узбекистан. В 2000 году переехала на постоянное место жительства в Республику Беларусь к своему отцу Грищенко Виктору Ивановичу. Закончила в Беларуси среднюю школу. Желая получить гражданство Республики Беларусь, она в 2005 году подала документы на выход из гражданства Республики Узбекистан. 10 августа 2009 года ее ходатайство было удовлетворено. 29 декабря 2009 года она получила в Беларуси вид на жительство лица без гражданства.

8 декабря 2007 года Грищенко В.В. вступила в брак с гражданином Республики Беларусь Ван-Ли Владимиром Александровичем 13.01.1972 г.р. При заключении брака оставила свою фамилию – Грищенко.

В 2011 году Грищенко В.В. обратилась к государственным органам Республики Беларусь с заявлением о перемене фамилии с «Грищенко» на фамилию мужа «Ван Ли». Свое желание заявительница мотивировала стремлением иметь одну фамилию с мужем и их будущими детьми.

В соответствии с ответом отдела ЗАГС Администрации Первомайского района г. Минска от 17.09.2011 года № 1222 ей было отказано в приеме заявления о перемене фамилии в связи с тем, что заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени и отчества подается гражданином Республики Беларусь, достигшим шестнадцати лет. Действия отдела ЗАГС Грищенко обжаловала в установленном порядке компетентным государственным органам. Однако ей было отказано в проведении соответствующей административной процедуры, в связи с чем она обратилась с жалобой в суд Первомайского района г. Минска в порядке § 6 гл. 29 ГПК Республики Беларусь. Решением суда от 08.02.2012 жалоба Грищенко В.В. признана необоснованной.

При рассмотрении кассационной жалобы Грищенко В.В. на решение суда Первомайского района г. Минска от 08.02.2012 хотим обратить внимание Судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда на следующие обстоятельства, имеющие, на наш взгляд, важное значение для правильного разрешения данного гражданского дела, защиты прав и законных интересов лица без гражданства Грищенко В.В.

Согласно ст. 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Аналогичная норма закреплена в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (далее – Пакт). Данный Пакт ратифицирован Республикой Беларусь и в соответствии со ст. 20 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» является частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и подлежит непосредственному применению.

Из статьи 26 Пакта вытекает, что равенство перед законом следует рассматривать как равноправие граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку.

Раскрывая более полно положения данной нормы Пакта Комитет по правам человека ООН (далее – Комитет) в своем замечании общего порядка № 18(37), принятом 19 мая 1989 года (CCPR/C/21/Rev.1), разъяснил свое понимание термина «дискриминации»: «…Комитет считает, что выражение «дискриминация», как оно используется в Пакте, следует понимать как означающее любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства и которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод».

Статья 11 Конституции гарантирует, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Аналогичная норма закреплена в ст. 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

Вопросы перемены фамилии в Республики Беларусь регулируются законодательством о браке и семье. Так, в ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) указано, что задачами законодательства о браке и семье Республики Беларусь, в том числе, являются «установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права».

Как отмечалось выше отдел ЗАГС Первомайского района, отказывая в приеме заявления Грищенко В.В. о регистрации перемены фамилии, руководствовался нормой п. 68 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2005 N 1454 (ред. от 04.08.2011) "О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение" (далее – Положение).

Между тем, отношения, регулируемые законодательством о браке и семье Республики Беларусь, распространяются на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, статья 222 КоБС устанавливает, что заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества подается лицами, достигшими шестнадцати лет, в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, по месту их жительства. При этом в данной норме речь не идет о праве на перемену фамилии только граждан Республики Беларусь.

Следует учесть, что согласно ст. 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Между тем, ни компетентные государственные органы, рассматривающие жалобы Грищенко В.В., ни суд не привели никаких разумных доводов относительно необходимости ограничения права лица без гражданства на перемену фамилии, не указали, почему это право, охраняемое законом, вступает в противоречие с его назначением.

Так, в деле Симунек и другие против Чешской Республики Комитет указал, что независимо «от намерений законодательных органов закон может также представлять собой нарушений ст. 26 Пакта, если его последствия имеют дискриминационный характер» (п. 11.7. Соображений Комитета)1.

В пункте 4 статьи 23 Пакта закреплено, что государства участники должны принимать надлежащие шаги для обеспечения равенства прав, а также обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В Замечаниях общего порядка № 18 Комитет отмечает, что такие шаги могут принимать форму законодательных, административных или других мер, а практические обязанности государств участников должны заключаться в контроле за тем, чтобы супруги действительно имели равные права, как это требуется Пактом.

Как видно из дела Грищенко, равенство возможностей супругов, в частности, на перемену фамилии, компетентными государственными органами, включая суд, не было обеспечено. К примеру, при таком подходе Ван-Ли, являющийся гражданином Республики Беларусь, имеет право реализовать свое право на перемену фамилии, используя соответствующую процедуру. Супруга Ван-Ли, не являющаяся гражданкой Республики Беларусь, такого права не имеет.

Таким образом, норма, закрепленная в п. 68 Положения, примененная компетентными государственными органами и судом в качестве обоснования незаконности требований Грищенко вступает в противоречие с положениями Конституции, гарантирующими равенство прав и обязанностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 11 Конституции) и соответствующими положениями законодательства о браке и семье.

Согласно ст. 137 Конституции «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь».

Коллизия законодательных актов должна быть разрешена, по нашему мнению, на основании данной нормы Конституции и правил, изложенных в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст.ст. 10, 20).

В соответствии со ст. 112 Конституции «суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным».

Порядок решения вопросов о неконституционности нормативных правовых актов при рассмотрении конкретных дел определен постановлением Пленума Верховного суда от 28.09.2001 г. «О решении суда первой инстанции» (ч. 4 п. 2).

Для устранения правовой коллизии по конкретному делу суд обязан руководствоваться нормами Конституции как закона прямого действия и в установленном порядке использовать правила статьи 112 Конституции.

Основываясь на уважении к суду, подчеркивая важность независимости суда, выражаем надежду, что при рассмотрении кассационной жалобы Грищенко Виктории Викторовны на решение суда Первомайского района г. Минска от 08.02.2012 будут полезны сведения и соображения, приведенные в данном заключении.


Председатель

юридической комиссии Г.П. Погоняйло


Справка:

Погоняйло Гарри Петрович, окончил дневное отделение юридического факультета БГУ в 1969 году, работал адвокатом (с 1970 по 1971 гг.), народным судьёй Быховского района Могилёвской области (с 1971 по 1976гг.); в аппарате Министерства юстиции Республики Беларусь на должностях: ведущий специалист Управления судебных органов (1976-1978гг.); начальник отдела адвокатуры (1978-1988гг.); заведующий юридической консультацией Советского района г. Минска (1989-1998гг.); Президент Союза адвокатов Беларуси (1991-1993 гг.); член Межтерриториальной коллегии адвокатов Гильдии адвокатов Российской Федерации (1998-2003гг.). В настоящее время Председатель юридической комиссии БХК.



1 см. Алина Симунек и другие против Чешской Республики (Сообщение № 516/1992) в книге Прецедентные дела Комитета по правам человека. Составители Райа Хански и Мартин Шейнин. – Институт прав человека, Университет Або Академи (Турку), 2004. – с. 368 - 375


Похожие:

Общественное объединение iconШкольное объединение «Патриот»
Школа №32 г. Владимира с давних пор славится гражданско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Одним из основных направлений...
Общественное объединение iconУрок-тренинг «Планирование жизненного пути»
...
Общественное объединение iconЗаседанием Президиума 7 февраля 2007 года
Общественное объединение «Белорусское педагогическое общество» (далее по тексту бпо) является добровольной независимой педагогической...
Общественное объединение iconМясоедов: объединение миэм и вшэ это союз экономики и математики
С одной стороны, объединение вузов общемировой тренд, с другой это, казалось бы, совершенно разные университеты. Объединение в интервью...
Общественное объединение iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для слушателей ипо цикла «Организация здравоохранения и общественное здоровье»
Методические указания по выполнению курсовой работы для слушателей цикла «Организация здравоохранения и общественное здоровье» специальности...
Общественное объединение iconПлан занятий по общественному здоровью и здравоохранению для студентов 5 курса в X семестре Занятие №1
Лекция 2 часа. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания (история, основные методы). Общественное...
Общественное объединение icon«канашевская средняя общеобразовательная школа» красноармейского района челябинской области
Творческое объединение «Малахитовая шкатулка» – детское добровольное, самостоятельное объединение, созданное на базе моу “ Канашевская...
Общественное объединение icon«Религиозные организации. Методические рекомендации» Самара 2009 религиозное объединение
Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях,...
Общественное объединение iconОбщественное движение в первой половине 19 в. 46-50
Введение стр. 3-4
Общественное объединение iconЗаседания Совета Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства «Объединение строителей Хакасии» (сро нп «осх»)
Президент Совета Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства «Объединение строителей Хакасии» (далее Президент Совета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница