Методическое пособие по международному праву для специалистов




Скачать 32,48 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по международному праву для специалистов
Дата03.02.2016
Размер32,48 Kb.
ТипМетодическое пособие
Кубанский государственный университет


Факультет истории, социологии и международных отношений


Методическое пособие

по международному праву

для специалистов


КОНЦЕССИИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

И ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ


Краснодар 2011

Вступление


Предлагаемое методическое пособие состоит из двух тем. Первая тема касается концессий, другая специальных и оффшорных зон. Методическое пособие предназначено для студентов отделения регионоведения факультета истории, социологии и международных отношений. Оно также может использоваться и для подготовки студентов других отделений ФИСМО.

В связи с проводимой реформой высшего образования Российской Федерации, в условиях сокращения количества лекционных и практических занятий в настоящее время нет реальной возможности проводить лекционные и практические занятия по темам, посвященным концессиям, специальным и оффшорным зонам.

Между тем эти темы представляются важными и актуальными. Оффшорные зоны являются практикой многих стран, в том числе и в Европе (например, Княжество Монако является оффшорной зоной). Специальные экономические зоны являются практикой развивающихся стран. Однако капитал, инвестируемый туда, имеет своим происхождением развитые страны, в том числе и Европу. Концессии, хотя и являются достоянием прошлого, тем не менее, стали основой для специальных и оффшорных зон. Без знания законодательного регулирования концессий, весьма затруднительно, а в некоторых аспектах невозможно понять специальные экономические зоны и оффшорные зоны.

Методическое пособие содержит тесты лекций по указанным темам и вопросы по ним. Оно позволяет студентам самостоятельно подготовиться по указанным темам, что полностью соответствует духу и целям проводимой в Российской Федерации реформе высшего образования.

Тема 1. Концессионные соглашения


1. Общее понятие концессии и ее основные черты.

2. Концессии западных держав и Японии на Востоке.

3. Иностранные концессии в СССР.

4. Советские концессии в зарубежных странах.


1. Общее понятие концессии и ее основные черты.


Концессионным соглашением называется такое возмездное соглашение, в силу которого государство предоставляет иностранному инвестору (концессионеру) в монопольное хозяйственное ведение либо отрасль своего хозяйства либо определенную территорию либо то и другое, вместе взятые, на определенный срок с обязательством по окончании срока концессии передать все созданные концессионером хозяйственные объекты государству, предоставившему концессию.

Из приведенного выше определения можно вывести следующие основные черты концессии:

во-первых, концессионным договором государство предоставляет концессионеру права, относящиеся к исключительным полномочиям государства обладающему суверенитетом субъекту международного публичного права. Среди них монопольный характер экономической деятельность. Т.е. не только иной хозяйствующий субъект, но даже государство, предоставившее концессию, были не в праве заниматься деятельностью, которой согласно концессионному договору должен был заниматься концессионер;

во-вторых, сторонами концессионного договора могут быть только государство, с одной стороны, и иностранный инвестор, именуемый концессионером, с другой стороны. Т.е. участие государства в концессии обязательно. Государство предоставляет концессионеру свою территорию, а концессионер осуществляет строительство предприятия, завозить оборудование, вкладывает финансовые инвестиции и обеспечивает специалистами концессионное предприятие;

в-третьих, концессионный договор является возмездным. За право вести концессионную деятельность концессионер периодически производит отчисления государству, предоставившему свою территорию под концессию. Кроме того, по окончании срока концессии концессионер обязан безвозмездно передать государству все своей концессионное предприятие;

в-третьих, срочность концессионного договора. Как правило, концессионный договор заключался на длительные срок  от 20 до 100 лет. Например, Договор 1901 г. о создании нефтяной концессии д’Арси был заключен сроком на 99 лет, концессия КВЖД на 80 лет и т.д.

На природу концессионного договора существуют две основные точки зрения. Согласно первой из них концессионный договор является частно-правовым, а поэтому находится в иерархии источников ниже внутригосударственного законодательства. Отсюда следует вывод, что государство предоставившее концессию, вправе досрочно по мотивам целесообразности расторгнуть концессионный договор и национализировать концессию.

Согласно второй точке зрения концессионный договор является публично-правовым и поэтому не может быть расторгнут в одностороннем порядке одной стороной (включая сюда и государство, предоставившее концессию) без согласия другой стороны (в т.ч. и концессионера).

Как правило, государство решалось на предоставление иностранному инвестору концессии в исключительных случаях, когда ему необходимо было в короткий срок создать (Иран, Египет, Китай и другие страны 3-го мира в концеXIX  первой половине XX вв.) или реконструировать и в значительной степени развить (бывший СССР в 19201945 гг.) современный сектор экономики.


2. Концессии западных держав и Японии на Востоке.


Концессии западных держав и Японии на Востоке имели место в конце XIX  первой половине XX вв.

Основными чертами этих концессий были следующие.

1. Территорию под концессию предоставляла восточная страна.

2. Структуру и направленность производственной деятельности концессии, а также сбыт произведенной продукции и все иные вопросы, касающиеся чисто производственной стороны дела, решал концессионер.

3. Концессионер обеспечивал концессионное предприятие квалифицированными кадрами (как правило, из числа иностранцев), а государство, предоставившее свою территорию под концессию, обеспечивало (если концессионер об этом просил) предприятие неквалифицированной рабочей силой из числа своих граждан или подданных.

4. Концессионное предприятие было колониальным по своему характеру, поскольку сочетало в себе односторонность и низкую наукоемкость.

Односторонность заключалась в том, что предприятие производило очень узкую номенклатуру продукции одного направления. Например, Англо-иранская нефтяная компания специализировалась исключительно на добычи нефти и газа. И не более того.

Низкая наукоемкость заключалась в том, что ненаукоемкие производственные процессы осуществлялись в стране, предоставившей концессии, а наукоемкие  в развитой стране (обычно той, граждане которой были концессионерами). Например, в Англо-иранской нефтяная концессия на территория Ирана ограничивала свою деятельность разведкой, добычей и, в лучшем случае, первичной переработкой нефти и газа. А все дальнейшие процессы осуществлялись в Великобритании и США.

5. В производственном и технологическом отношениях концессионное предприятие зависело от развитых стран, гражданами которых, как правило, были концессионеры. Это также придавало предприятию колониальный характер.

Специализируясь на каком-то одном направлении, концессионное предприятие должно было ввозить необходимое оборудование. Поскольку страна, предоставившая концессию, бала слаба в экономическом отношении, она такое оборудование предоставить не могла. И его импортировали из развитой страны, в зависимость от которой и попадало концессионное предприятие.

Технологическая зависимость выражалась, во-первых, в том, что все научно-конструкторские разработки и все наукоемкие процессы осуществлялись за пределами страны, предоставившей свою территорию под концессию, а во-вторых, в том, что специалистов также предоставляла указанная развитая страна. Известные единичные случаи, когда концессионное предприятие создавало на территории государства, предоставившего свою территорию под концессию, средние специальные и даже высшие учебные заведения для подготовки специалистов из числа граждан государств, предоставивших свою территорию под концессию (концессия Китайской Восточной железной дороги).

6. Страна, предоставившая свою территорию под концессию имела обязательную долю в концессии.

Здесь были возможны две ситуации.

При первой ситуации доля государства была небольшой (как правило, 57 %), но неотчуждаемой. Так сложилось в концессии Китайской Восточной железной дороги и в концессии Англо-иранской нефтяной компании

При второй ситуации доля страны не ограничивалась, но она могла полностью отчуждаться. Так было, например, с долей Египта в концессии Суэцкого канала. Слабая египетская экономика не смогла выдержать конкуренции с развитыми странами на мировом рынке. В результате у Египта возник долг, в погашение которого Египет вынужден был продать свою долю в концессии Суэцкого канала. Понятия иммунитете государства фактически не было в международном праве до второй половины XX в. Поэтому государство, не способное платить по своим обязательствам, попадала в распоряжение кредиторов, часто с потерей независимости и прекращением в колонию. А государствообразующая нация этого государства теряла статус цивилизованной и трансформировалась в нецивилизованную или, в лучшем случае, в полуцивилизованную.

7. Концессионный договор рассматривался только как публично-правовой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

8. Иностранный концессионер и приглашенные им иностранные кадры пользовались правом экстерриториальности.

9. На территории концессии допускалось создание органов местного самоуправления и вооруженных формирований, подчиненных руководству концессионного предприятия и, в лучшем случае, лишь косвенно контролируемых властями страны, предоставившей свою территорию под концессию.


3. Иностранные концессии в СССР.


При создании иностранных концессий на совей территории руководство СССР учло опыт привлечения иностранных инвестиций, накопленный Российской империей. Царская Россия не осуществляла ни одного серьезного проекта без привлечения иностранного капитала. Как правило, руководство России при этом стремилось к тому, чтобы права иностранных инвесторов ограничивались получением стабильных дивидендов, а все остальные (включая сюда и производственные) вопросы решало бы Российской государство. Исключение делалось для предприятий, которые создавались полностью или преимущественно на иностранные инвестиции. Здесь все производственные вопросы решал иностранный инвестор. Но и такие предприятия, как, в прочем, и предприятия, принадлежащие российскому капиталу, подлежали жесткому государственному регулированию.

Иностранная концессия в СССР имела следующие основные черты.

1. Концессионное предприятие должно было быть производственной направленности.

2. Производственный цикл на предприятии должен был быть сквозным, т.е. продукция должна была производиться полностью от деталей до сборки на территории СССР.

3. Концессионер за свой счет должен был ввезти из-за рубежа оборудование, отвечающее самым современным стандартам, а также содействовать налаживанию производства этого оборудования на советских предприятиях.

4. Концессионное предприятие должно было работать на советском сырье и в соответствии с этим строить свою технологию.

5. Концессионное предприятие обязано было сбыть свою продукцию на территории СССР (с разрешения советских властей, также и за рубежом),включалось в народнохозяйственный план бывшего СССР являлось частью единого экономического организма Советского Союза.

6. Концессионер обязан был создать при концессионном предприятии учебное заведение для подготовки кадров из числа граждан СССР.

7. Концессионный договор был частно-правовым.

8. Внутригосударственное законодательство бывшего СССР давало гарантию концессионеру от национализации и иного имущества концессии, а также его личного имущества и личного имущества членов его семьи и приглашенных им зарубежных специалистов.

9. Концессионер, члены его семьи и приглашенные концессионером иностранные специалисты пользовались иммунитетом против любого преследования (как административного, так и уголовного). Исключение составляли случаи совершение указанными лицами государственных преступлений. В этом случае их имущество подлежало конфискации, а они сами  выдворению за пределы СССР. И этим их ответственность ограничивалась.

10. Власти СССР не препятствовали концессионеру в распоряжении им всем чистым доходом концессионного предприятия, включая сюда и вывоз денежной наличности и драгоценных металлов за рубеж.

11. Создание концессионером вооруженных формирований и органов власти и самоуправления на концессионном предприятии не допускалось.

Таким образом, руководство бывшего СССР стремилось взять от концессии кадры и оборудование, отдавая концессионеру в максимальном размере денежные средства.

Концессии в СССР (а не нэп) стали важным шагом, предшествующим индустриализации (суть которой была в создании наукоемкой современной индустрии) и подготовившим это важнейшее в истории России мероприятие.


4. Советские концессии в зарубежных странах.


Советские концессии в зарубежных странах имели место в 20-х  первой половине 50-х гг. XX в.

Их основные черты сводились к следующему.

1. Советское руководство стремились к тому, чтобы концессионное предприятие было по возможности сквозным, современным, являющимся частью единого экономического организма той страны, на территории которой она создавалась.

Только если это невозможно было осуществить, допускались отступления от указанного выше правила. Как правило, это отступления имели место в части привязки предприятия к экономике СССР, поскольку концессии в большинстве случаев учреждались в слаборазвитых странах, Например, в Китае, Иране, где не было современного сектора экономики, с которым можно было связать концессию технологически.

2. Государство, предоставившее свою территорию под концессию, уже только за предоставление территории имело не менее 50 % в доле акционерного капитала концессионного предприятия.

3. Первоначально кадры были из числа советских граждан, но по мере подготовки местных кадров на созданных при концессионном предприятии учебных заведениях, этими кадрами постепенно заменялись советские специалисты.

4. Концессионный договор был частно-правовым.

5. Граждане СССР не пользовались экстерриториальностью и в полной мере подлежали юрисдикции того государства, на территории которого находилась концессия. Мало того, по действовавшему ранее советскому законодательству совершение гражданином СССР правонарушения или преступления за рубежом само по себе рассматривалось как отягчающее обстоятельство. Поэтому если с точки зрения советского правоприменителя если наказание, назначенное зарубежными судебными органами, было чрезмерно мягким, то по возвращении в СССР указанному гражданину СССР назначалось дополнительно наказание.


Вопросы по теме


1. Дать определение концессионному договору.

2. Какова правовая сущность концессионного договора.

3. Каковы основные черты классической концессии (концессии развитых стран Запада и Японии на Востоке в XIXXX веках).

4. Каковы основные черты иностранных концессий в СССР.

5. Каковы основные черты советских концессий в зарубежных странах.


Литература



Асташин. В.В. История международных отношений и внешней политики России/ учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 

Бирюков П.Н. Международное право. Учебник: Электронный ресурс – М.: Юрайт, 2011 // e.lan.book.com.

Вылежанин А.Н. Международное право. Учебник. – М.: Юрайт, 2011.

Шумилов В.М. Международное право. М.: Международные отношения, 2012.

Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2011.


Тема 2. Специальные экономические зоны

и оффшорные зоны


1. Специальные экономические зоны.

2. Оффшорные зоны.


1. Специальные экономические зоны.


В 50-е гг. XX в. имела место практика пересмотра характера концессионных соглашений. Если раньше они рассматривались как публично-правовые, то отныне стало утверждаться мнение в их частно-правовом характере. Следовательно, концессионный договор мог быть досрочно расторгнут одной сторон вопреки воле другой стороны. Кроме ого, утверждение принципа и права национализации, усилившееся после 2-ймировой войны, давало государству. Предоставившему концессию, право национализировать имущество концессионного предприятия.

Эти перемены в международном частном праве по времени совпали с ликвидацией колониальной систем, отказом деления наций на цивилизованные и нецивилизованные, упразднением практики сеттлментов и арендованных территорий.

Все сказанное выше позволяло государству, предоставившему свою территорию под концессию, во-первых, досрочно расторгнуть концессионный договор, во-вторых, национализировать имущество концессии. С этим не мог согласиться концессионер.

Что касается государств, предоставлявших свои территории под концессии, то это были, как правило государства слаборазвитые. На рубеже XIX и XX вв., когда у них вовсе не было современной промышленности, они соглашались на предоставление концессии. Когда же к середине XX в. у них уже возник современный сектор экономики (пусть даже в зачаточном состоянии), они хотя и были готовы продолжать мириться со своим зависимым от развитых государств положением на мировой рынке, все же стремились к большей защите своих интересов, чем это позволяла практика концессий.

Таким образом, сложилась ситуация, когда нужно было выбрать новую форму сотрудничества между крупным зарубежным капиталом развитых стран, с одной стороны, и слаборазвитыми государствами, с другой стороны, при которой иностранный инвестор имел бы гарантии сохранности своих капиталов и имущества и мог бы контролировать ситуацию в экономике страны, куда он производил инвестиции, а страна, в свою очередь, была бы защищена от тотального, стопроцентного господства иностранцев и от применения к ней процедуры банкротства с последующим лишением ее суверенитета (даже фактического при формальном сохранении ею самостоятельности).

Что касается типа концессий, который практиковался Советским Союзом в странах Востока, то он также не устраивал правящие круги этих стран, т.к. вел к созданию и укреплению кадрового и грамотного рабочего класса, который в конце концов должен был предъявить претензии на власть.

Идеальным для правящих кругов слаборазвитых страны была бы ситуация, когда эти государства даже при отсутствии у них достаточно развитого современного сектора экономики обладали бы солидными и стабильными финансовыми доходами.

Выход был найден в учреждении специальных экономических зон.

Специальная экономическая зона (далее также: СЭЗ)  это территория, где создается льготный налоговый режим для иностранных инвесторов, упрощенный порядок выезда и выезда из СЭЗ за рубеж и обратно и упрощенный порядок перемещения в этих же направления товаров, капиталов и рабочей силы и где на иностранных инвесторов возлагается обязанность сбывать произведенную продукцию за рубежом.

Основные черты СЭЗ сводятся к следующему.

1. Государство, учредившее СЭЗ, сохраняет на ее территории свой суверенитет. Вся деятельность в СЭЗ подчиняется внутригосударственному праву страны, учредившей спецзону.

2. Если политический режим государства, учредившегося СЭЗ, не благоприятствует бизнесу, то в СЭЗ создается социально-экономическая система, благоприятствовавшая предпринимательству, даже если она в корне отличается от политической системы страны.

3. На территории СЭЗ создается льготный налоговый режим для иностранных инвесторов.

4. Создается упрощенный порядок выезда и выезда из СЭЗ за рубеж и обратно и упрощенный порядок перемещения в этих же направления товаров, капиталов и рабочей силы. При этом сохраняется прежний обычный режим въезда и выезда и СЭЗ на основную территорию страны и обратно.

5. Продукция, произведенная в СЭЗ, должна сбываться за рубежом за свободно конвертируемую валюту. Сбыл этой продукции на основной территории государства, учредившей СЭЗ, допускается в исключительных случаях только с разрешения властей данного государства.

6. В СЭЗ разрешена не только производственная, но и любая иная не запрещенная законом предпринимательская деятельность.

7. Основу производственного сектора большинства СЭЗ составляют совместные предприятия колониального типа. Одной стороной в них выступает государство, учредившее СЭЗ, его физическое или юридическое лица, другой стороной  иностранный инвестор. Предприятие делится на две части. Одна находится в спецзоне, другая  в развитой стране, гражданином которой является иностранный инвестор. В развитой стране сосредоточены вся наукоемкая часть процесса, специалисты, научно-конструкторские службы, а в спецзоне  сборка и производственные процессы, не требующие квалификации.

8. При распределении полученной прибыли инвестор и государство, учредившее спецзону, взаимно стараются обеспечить за собой возможность получения как можно большей доли прибыли.

По территориальному признаку существуют следующие типы специальных экономических зон:

1) СЭЗ, охватывающие территорию провинции;

2) СЭЗ, охватывающие территорию уезда или города;

3) СЭЗ, занимающие территории квартала в городе или даже одного предприятия.

В гораздо меньшей степени принято делить СЭЗ по специализации (производственные, научно-внедренческие, туристические и т.д.), поскольку государства, учреждающие СЭЗ, стараются не ограничивать иностранного инвестора какой-то определенной сферой деятельности.

Государством, где наиболее ярко проявились все черты, присущие СЭЗ, является Китай.

В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих статус таких зон, целью образования которых было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранных капиталовложении, создание режима инвестиций, отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предусматривалось, что «в особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за границей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью» (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы «зона свободной торговли»: вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гонконга и Макао»; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, но устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

В Российской Федерации уже в первой половине 90-х гг. XX в. были приняты положения о 12 свободных экономических зонах (СЭЗ). Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке, специальное постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. №22. Ст. 793), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. №21. Ст. 766), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). Постановления о зонах общего характера принимались Верховным Советом РСФСР 14 июня 1990 г. и 13 сентября 1990 г., ряд постановлений принимался также правительством Российской Федерации. 4 июня 1992 г. президентом Российской Федерации был принят указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации». Этим указом была предусмотрена подготовка закона «О свободных экономических зонах в Российской Федерации». Законы о свободных экономических зонах были приняты в Казахстане, на Украине.

Любая экономическая зона независимо от места ее расположения и цели ее создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для облегчения создания совместных предприятий в СЭЗ должны быть возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации совместных предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Создание таких возможностей осуществляется путем делегирования правомочий центральным органам. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда всё вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

 упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне;

 льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициям облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

 пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

 особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

 упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Правовой режим и условия хозяйственной деятельности совместных предприятий, включая порядок их налогообложения на территории СЭЗ, определяются Законом об иностранных инвестициях и конкретными положениями о СЭЗ.

Указанный принцип установлен указом президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. Существенное изъятие было сделано этим указом в отношении условий хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа морской экономической зоны. Эти условия, как указано в этом указе, определяются соответствующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации (п. 7 указа).

К числу этих актов относятся Закон Российской Федерации о недрах от 21 февраля 1992 г.. Закон о концессиях (в случае его принятия) и другие акты.

Следует иметь в виду, что в отношении предприятий с иностранными инвестициями в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслях независимо от величины их уставного капитала установлено правило об их регистрации в Комитете по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации, вошедшем позднее в состав Российского агентства международного сотрудничества и развития.

В свободных экономических зонах в России совместные предприятия должны облагаться по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. Ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории России налоговых ставок для СП.

Экспортные пошлины на сырьевые товары, добываемые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ, устанавливаются в размере 50% от уровня, предусмотренного действующим экспортным тарифом по представлению администрации СЭЗ (п. 5 указа президента от 4 июня 1992 г.).

Свободные экономические зоны были созданы в ряде государств, входивших ранее в состав Советского Союза (Туркменистане, Литве).

Новым этапом в развитии практики СЭЗ в РФ стал Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В отличие принятой мировой практики этот ФЗ четко разделил СЭЗ по направленности их экономической деятельности. Данный ФЗ придал президенту РФ исключительно широкие полномочия по регулирвоании деятельности СЭЗ.


2. Оффшорные зоны.


Далеко не всех инвесторов привлекает производственная деятельность или те сферы, где требуется вложение капитала и которые сопряжены с довольно масштабной деятельностью (пусть даже непроизводственного характера). Многие из них проявили желание не перемещать свою деятельность из развитых стран, но при этом облегчить собственное налоговое бремя. Для удовлетворения интересов таких предпринимателей были созданы оффшорные зоны.

В оффшорной зоне создано льготное налогообложение для иностранного инвестора при выполнении им следующих требований:

1) предприятие должно быть зарегистрировано в оффшорной зоне (по существующей практике налоги уплачиваются по месту регистрации физического или юридического лица независимо от того, где данный субъект предпринимательства осуществляет свою реальную деятельность);

2) предприятие обязано разместить в оффшорной зоне свои руководящие органы;

3) технический персонал этих руководящих органов должен состоять из граждан государства, учредившей оффшорную зону.

Таким образом, оффшорные зоны стали своего рода налоговыми гаванями, позволяющие предпринимателям уклониться от уплаты налогов в своих странах. Власти большинства государств хотя и не запрещают регистрировать предприятия в оффошорных зонах, однако не одобряют это.



Вопросы по теме


1. Что такое специальная экономическая зона.

2. Каковы были причина создания специальных экономических зон.

3. Каковы основные черты специальных экономических зон.

4. Что такое оффшорная зона.

5. Каковы причины создания оффшорных зон.

6. Каковы основные черты оффшорнойх зоны.

Литература



Асташин. В.В. История международных отношений и внешней политики России/ учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 

Бирюков П.Н. Международное право. Учебник: Электронный ресурс – М.: Юрайт, 2011 // e.lan.book.com.

Вылежанин А.Н. Международное право. Учебник. – М.: Юрайт, 2011.

Шумилов В.М. Международное право. М.: Международные отношения, 2012.

Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2011.





Похожие:

Методическое пособие по международному праву для специалистов iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconТемы квалификационных (дипломных) работ по земельному и экологическому праву для студентов подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) на 2010/2011 учебный год
Темы квалификационных (дипломных) работ по земельному и экологическому праву для студентов подготовки специалистов для судебной системы...
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconМетодическое пособие по курсовой работе
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Искусствоведение» (031500. 62), руководителей курсовых...
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconФорум VI шестая сессия Межправительственного форума по химической безопасности Дакар, Сенегал
Подготовлено: Центром по международному экологическому праву в консультациях с Рабочей группой пкф и по поручению Правительства Германии,...
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconПрограмма Методическое пособие для учителя Учебник Методическое пособие для ученика
...
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconМетодическое пособие «основы технического перевода»
Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию...
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconУчебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, работающих в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования, направленного на
Авторы-составители: д пс н., профессор, член-корр. Рао абакумова И. В., к пс н., доцент Бабиянц К. А
Методическое пособие по международному праву для специалистов iconУчебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, работающих в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования, направленного на
Авторы-составители: д пс н., профессор, член-корр. Рао абакумова И. В., к пс н., доцент Бабиянц К. А
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница