Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и




Скачать 10,76 Kb.
НазваниеТема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и
Дата03.02.2016
Размер10,76 Kb.
ТипДокументы
Тема : РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА

Учитель: Бычкова Светлана Алексеевна


Ц е л и:

1. Ознакомить учащихся с организацией монголо-татарской

власти на Руси.

2. Объяснить сущность ига монголо-татарских ханов, его последствия.


Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчиков в ХIII веке».


Основные понятия и термины: ярлык, баскак, владычество, резиденция, численники, «ордынский выход», улус.


Х од у р о к а

1. Проверка домашнего задания.


Рекомендуется осуществить по вопросам и заданиям § 13.

Обязательно проверить знание понятий и терминов.


II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

2. Повинности русского населения.

3. Борьба русского народа против ордынской власти.

4. Последствия ордынского владычества.


1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество

на Руси.

Р а б о т а с к а р т о й:

Показать на карте завоевания монголов:

— земли волжских булгар,

— половецкую степь,

— Крым,

— Приуралье,

― Западную Сибирь,

— часть Средней Азии.

→ Найти и показать границы Золотой Орды.

→Показать город Сарай, основанный Батыем в низовьях Волги и ставший столицей Золотой Орды.

У ч а щ и е с я находят и показывают на карте город Сарай.

Работая с картой и определяя еще раз границы Золотой Орды, учащиеся отмечают, что русские земли не вошли в состав Золотой Орды, так как они являлись ее улусом, то есть были зависимой территорией или владением.

На Руси сохраняли власть русские князья, осуществлявшие ее самостоятельно.

В 1242 году в северо-восточные княжества прибыли монголо-татарские полки, которые потребовали от русских князей явиться к Батыю.

В 1243 году князь Владимиро-Суздальский Ярослав Всеволодович отправился в Сарай, где получил от Батыя ярлык на великое владимирское княжение. Это означало, что впервые права великого князя были дарованы ханом.

У ч а щ и е с я знакомятся с иллюстрацией (с. 115) «Ханский ярлык».

Князья теперь должны были ездить в Орду, чтобы получать подтверждение своих прав. Каждому князю выдавался ярлык. Самым влиятельным был ярлык на великое владимирское княжение, так как теперь владимирский князь имел право на старшинство. Центром Руси стал город Владимир. Но непосредственная власть Золотой Орды осуществлялась через баскаков и ханских послов.

После получения князем ярлыка в княжество приезжал ханский посол, и в его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол. Ханские послы всегда находились на венчании на великокняжеский стол великих владимирских князей в Успенском соборе. Это лишний раз показывало подчинение русских правителей ханской власти.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее:

— поездки русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их смертью;

— ордынские ханы могли произвольно изменить границы русских княжеств;

―постоянно вмешивались в порядок управления русскими княжествами;

— разжигали соперничество и распри между русскими князьями.

В конце объяснения учитель делает вывод с акцентом на сущности ордынского владычества на Руси:

• Политическая зависимость заключалась в том, что великий князь теперь назначался ханом.

• Экономическая зависимость состояла в ежегодной выплате дани.


2. Повинности русского населения. У ч и т е л ь раскрывает сущность экономической зависимости Руси от монголо-татарского ига.

В русские города ханы посылали своих наместников баскаков. Баскаки опирались на вооруженные отряды, следили за тем, чтобы население платило дань и было покорно власти монгольского хана. «Великий баскак» имел даже свою резиденцию во Владимире.

Одной из самых тяжелых повинностей для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде — «ордынский выход» или ордынская дань.

Все жители были переписаны и обязаны были ежегодно платить большую дань, тех, кто не платил дань, отводили к татарам и обращали в рабов.

В 1257—1259 гг. монгольские чиновники — численники — провели на Руси перепись населения. Это привело к регулярному и повсеместному сбору дани. Сбор дани всегда сопровождался насилием и грабежом, людей уводили в рабство. дань не платило только духовенство.

Другой тяжелой повинностью была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в их военных походах.


3. Борьба русского народа против ордынской власти.

Учитель продолжает объяснение.

В случае если русское население выказывало непокорность ордынскому владычеству (например, отказывалось выплачивать дань), ордынские ханы отправляли на Русь свои отряды.

В 1247 году великокняжеский престол унаследовал брат Ярослава Всеволодовича — Святослав.

Сыновья Ярослава Всеволодовича — Александр Невский и

Андрей, поехали после смерти отца в Орду, оттуда в Монголию.

Каган утвердил великим князем владимирским Андрея, Новгород и

Киевское княжество достались Александру.

Таким образом, Святослав остался лишенным великого княжества. Он пытался восстановить свои права в Орде, но в 1252 г. умер.

Александр также остался недоволен таким положением, он не поехал в Киев, вернулся в Новгород.

В 1245 году в Орду отправился галицко-волынский князь Даниил Романович. Он заплатил большую дань и отказался от притязаний на Киев. Вернувшись из Орды, князь собрал войско и выступил против хана Батыя.

В 1252 г. Александр Невский отправился в Золотую Орду. А на Русь двинулось карательное войско, им руководил Неврюя (Неврюева рать).

Андрей Ярославич у Переяславля-Залесского был разбит. В династическом союзе между Андреем и Даниилом ордынцы могли усмотреть угрозу своему господству над Русью.

В 1254 г. другое монгольское войско вторглось в Галицко-Волыинскую землю. Андрей Ярославич пытался силой сбросить ордынское владычество, но его стремление не было поддержано русскими князьями. Андрей бежал в Швецию.

В 1259 г. Даниил подчинился Орде. Впоследствии Орда организовала ряд вторжений в Юго-Западную Русь. Это подорвало ее хозяйство, ослабило княжескую власть.

Великим князем стал Александр Невский.

У ч и тел ь, рассказывая ученикам о народных волнениях в Новгороде и ряде крупных городов Руси, должен пояснить, в чем проявлялась политическая мудрость Александра Невского.

Став великим князем владимирским, Александр Невский сталкивается с серьезной опасностью. В 1255 г. новгородцы изгнали сына Александра Невского и призвали на княжение Ярослава Ярославича. С большим трудом Александру Невскому удалось подавить это волнение.

В 1257 г. начались новые волнения. Монголы провели первую перепись («число») населения Руси. Первоначально Северо-западная Русь отнеслась к этому действию спокойно, но во второй

раз, когда монгольские численники прибыли в Новгород, жители отказались платить дань, заявив, что недавно отправили подарки хану. Князь Александр Невский не смог их заставить подчиниться и жестоко расправился с организаторами бунта.

В 1259 г. князь сумел обеспечить проведение переписи в Новгородской земле.

В 1262 г. против ордынского владычества выступили Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир. Именно в этих городах были постоянные злоупотребления при сборе дани. Были убиты сборщики дани и баскаки. Впоследствии Золотая Орда пошла на определенные уступки — право сбора дани было передано русским князьям.

Работа с текстом учебника (с. 118).

У ч а щ и е с я выполняют проблемное задание.

— Политическая мудрость Александра Невского заставила его взять на себя подавление восстания.

— При помощи монголо-татарского войска восставшие были разгромлены и жестоко наказаны (сечение кнутом, отрезание носов).

―Городские вече были запрещены, так как они являлись инициаторами восстаний.

— Удалось предотвратить разгром городов. Новгород был сохранен как центр традиционного русского ремесла и русской культуры.

— Сбор дани был отдан в полное распоряжение восточных купцов, а с ХIУ века — русских князей.

— С 60—80-х гг. ХIII века баскаки перестали приходить на Русскую землю.

— В результате власть князей укреплялась.

4. Последствия ордынского владычества.

Рекомендуется оформить в виде с х е м ы (см. с. 84 данного пособия).

А с другой стороны, есть и положительное: за долгие годы ордынское владычество привело к взаимному влиянию друг на друга в хозяйстве, быту, языке, власти.

У ч а щи е с я читают в ы в о д в учебнике (с. 119).


Последствия ордынского владычества





Разрушены города





Приостановлено каменное строительство






Из-за пожаров погибло множество произведений искусства, письменных источников






Русская культура пришла в упадок






Попали в плен профессиональные ремесленники. Произошла утрата многих ремесел (многоцветная керамика, стеклянная посуда, оконное стекло)



Резко сократилась численность городского населения





Приостановился процесс развития феодального землевладения


III. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

Охарактеризуйте политическую зависимость Руси от золотой Орды.

Охарактеризуйте экономическую зависимость Руси от Золотой Орды


IУ. Итог урока

Домашнее задание: § 14. Работа с документом. Подготовить

сообщения по темам:

1) Русские князья в Золотой Орде.

2) Русская православная церковь и Золотая Орда.

.

Похожие:

Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconСамостоятельная работа Золотая Орда и татары
Золотая Орда (Дешт Кипчак). Особенности политического устройства Золотой Орды. Взаимопонимание с покорёнными народами. Распад Золотой...
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconПлан-конспект урока урок по теме Русь и Золотая Орда
Цель урока: : расширить и дополнить представления школьников о характере взаимоотношений Русского государства с монголо-татарами...
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconКонспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с онр. Тема «В гостях у Зимушки-зимы»
Кириллова Наталья Константиновна, учитель-логопед мадоу «Центр развития ребёнка-детский сад №2 «Золотая рыбка» г. Старая Русса Новгородской...
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconТема работы методического объединения
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconРешение предыдущего педсовета.(Бычкова О. В.) Справка по итогам тематического контроля. (Бычкова О. В.) Вторая часть. Деловая игра для воспитателей. (Константинова Т. В.) «Знатоки детской художественной литературы»
«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconЗакладка своими руками как стимулятор к чтению
Андреева Светлана Геннадиевна, учитель технологии, Шубина Наталья Григорьевна, учитель обж и изо
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconЛитературно-музыкальный праздник Русь, Россия, Родина моя!
Тема «Русь, Россия, Родина моя!» даёт большие возможности для патриотического, нравственного и эстетического воспитания детей
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconЛитература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»
Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель...
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и iconУроков-практикумов по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»
К. Д. Бальмонт. Слово о поэте. Тема сказки в стихотворениях Бальмонта («Золотая рыбка», «Фейные сказки»)
Тема : русь и золотая орда учитель: Бычкова Светлана АлексеевнаЦел и icon«Формирование универсальных учебных действий в начальной школе «Основ умения учиться»
Репкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов мбоусош №11 г. Новочеркасска
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница