«Клетка»




Скачать 31,16 Kb.
Название«Клетка»
Дата03.02.2016
Размер31,16 Kb.
ТипПояснительная записка
Управление образования администрации Яшкинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Яшкинского муниципального района»


Сценарий районной интеллектуальной игры по биологии

«Умники и умницы»

Тема «Клетка»


Илюхина Марина Сергеевна,

педагог- организатор,

МБОУ ДОД «Дом детского творчества

Яшкинского муниципального района»

2010/ 2011 год

652010, Кемеровская область,

Яшкинский район, пгт.Яшкино,

ул. Комарова, 19,

тел/факс (8 384 55) 2-54-01,

dt_yash@inbox.ru


Сценарий образовательного мероприятия для работы с одарёнными детьми:

интеллектуальная игра по биологии «Умники и умницы» по теме «Клетка»

для учащихся 9 классов

(из опыта работы МБОУ ДОД «Дом детского творчества Яшкинского муниципального района»)


Илюхина Марина Сергеевна, педагог- организатор, МБОУ ДОД «Дом детского творчества Яшкинского муниципального района», 652010, Кемеровская область, Яшкинский район, пгт.Яшкино, ул. Комарова, 19, тел/факс (8 384 55) 2-54-01, dt_yash@inbox.ru


Аннотация


Данный сценарий интеллектуальной игры направлен на работу по выявлению, развитию и поддержки одарённости детей в МБОУ ДОД «Дом детского творчества Яшкинского муниципального района в сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями Яшкинского района через учебную и внеурочную деятельность.


Пояснительная записка

Существует мнение, что в наиболее полном объёме удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности и запросы подрастающего поколения, развивать его творческие способности могут только учреждения дополнительного образования с их гибкой системой и средствами обучения. Действительно, обеспечить такую образовательную систему, которая максимально удовлетворяла бы потребностям каждого ребёнка, с учётом его возможностей и склонностей, только общеобразовательным учреждениям, в отрыве от учреждений дополнительного образования детей - является затруднительной задачей современной системы образования. Ведь ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования имеется возможность выявления одарённости детей путём длительного наблюдения, педагогического анализа поведения ребёнка, с учётом среды, в которой формируются его творческие и интеллектуальные качества, динамики его успешности, темперамента и стиля мышления.

При работе с одарёнными детьми мы определили, что детская одарённость – это комплекс потребностей детей в определении и реализации собственных способностей, склонностей и образовательных интересов. Отсюда вытекает главная цель работы с одарёнными детьми: создание условий для реализации собственных внутренних потребностей ребёнка.

Содержание работы с одарёнными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, разработанных в Доме детского творчества. В нашем учреждении накоплен определённый положительный опыт работы с одарёнными детьми. Мы определили два основных направления образовательно-воспитательного процесса:

  • Развитие общих способностей.

  • Развитие специальных способностей.

В Доме творчества созданы различные образовательные пространства для пробы своих творческих и интеллектуальных возможностей: творческие объединения всех направленностей, проектная, исследовательская деятельность.

Воспитательный процесс строится по программе районной детской организации «Виктория» «Маршруты добрых дел» (Один из маршрутов - «Интеллект» включает в себя проведение интеллектуальных мероприятий среди учащихся школ Яшкинского района);

Серия интеллектуальных игр для одарённых детей «Умники и умницы», цель которой – развитие интеллектуальных и творческих способностей через возможность свободного выбора образовательной области, связанной со школьными предметами (история, физика, биология, литература и пр.).

Основным лицом в удовлетворении творческих и интеллектуальных способностей детей является педагог. И для того, чтобы талантливый ребёнок не остался не замеченным, для работы с одарёнными детьми необходима подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией. Для обучения педагогов в Доме творчества работает методическое объединение «Работа с одарёнными детьми», задачей которого является обучение педагогов методикам выявления одарённых детей, разработки образовательных технологий для обучения и развития одарённых детей, направлениям и формам работы с одарёнными детьми в сфере образования.


Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы» по биологии. И сегодня тема нашей игры «Клетка»

С давних пор человек интересовался тем, как он устроен. На смену догадкам и предположениям приходили знания, основанные на опыте, формировались науки. Изучением человеческого тела занимаются две тесно связанные между собой науки: анатомия и физиология. Анатомия изучает строение человеческого организма, отдельных органов тканей, клеток. Физиология изучает их работу - функции.

Помните стишок который читали вам в детстве родители :

из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?

Из конфет, из пирожных – из сластей всевозможных сделаны наши девчонки.

Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки,

Из камней и ракушек, из мышей и лягушек - сделаны наши мальчишки.

Теперь вы повзрослели, учитесь в школе и конечно же знаете, что изобретение микроскопа позволило увидеть, что организм человека, как и все живое состоит из мельчайших кирпичиков- клеток. В «построение» органов тела участвуют миллиарды клеток. Так как все органы разные, то и созданы они из разных клеток, каждая из которых выполняет свою функцию и взаимодействует с другими клетками. Вот обо все этом мы с вами и поговорим.

Я уверена, что все присутствующие здесь с большим интересом относятся к изучению биологии. И как знать, вдруг среди присутствующих здесь ребят есть те, кто свяжет свою жизнь с биологией, которая станет для кого то будущей профессией. И может быть кто то из здесь присутствующих прославит нашу малую своими собственными открытиями в области медицины, генетики, цитологии, физиологии и других областях науки где ведущую роль играет биология.

Ну, а пока сегодня нам предстоит выявить лучшего лучшего эрудита в области биологии Яшкинского района.

А поможет нам в этом наше экспертное жюри: _______учитель биологии «Н-ской средней общеобразовательной школы»; ______руководитель методического объединения учителей биологии Яшкинского района; председатель жюри –______ методист информационно-методического центра Администрации Яшкинского района.

Бороться за звание Эрудита к нам приехали:

  1. _____________, учащаяся МОУ «СОШ №1»

  2. __________ учащийся МОУ СОШ №2

  3. ______________учащаяся МОУ «СОШ №5»

  4. ____________ учащаяся МОУ «Поломошинская СОШ»

  5. _____________ учащаяся МОУ «Ботьевская СОШ»

  6. ______________учащаяся МОУ «Литвиновская СОШ»

  7. ______________учащаяся МОУ «Колмогоровская СОШ»

  8. ______________учащаяся МОУ «Красносельская ООШ»

  9. ______________учащийся МОУ «Ленинская ООШ»,

  10. ________________учащаяся МОУ «Соломатовская ООШ»

Итак, наша сегодняшняя игра будет состоять из двух этапов. На первом этапе вам предстоит ответить на ряд каверзных вопросов. За правильные ответы вам будут вручены «ордена умников». Три лидера, набравшие наибольшее количество орденов, выйдут во второй этап.

Всем желаю успехов. И пусть девиз нашей игры звучит так: «быть умным – это модно». Итак, первый этап.


Вопросы 1 этапа

  1. В середине XIX в. на основе клеточной теории возникла наука, изучающая структуру и функции клетки. Как она называется? (цитология)

  2. Что такое клетка? (элементарная единица жизни на Земле, об­ладающая всеми признаками живого организма: растет, раз­множается, обменивается с окружающей средой вещества­ми и энергией, реагирует на внешние раздражители)

  3. С
    1

    2

    3


    лайд







Клетки организма разнообразны по форме, строению и функциям. Определите, какие клетки изображены на рисунках (эритроциты – клетки крови, клетки кожи, нейрон – нервная клетка)

  1. Слайд

Посмотрите на фамилии ученых – биологов и прокомментируйте кто здесь лишний? Почему? (Павлов - не занимался изучением клетки)

  1. Р. Гук (Открыл существование клеток, 1665г)

  2. А. Левенгук (Создал линзы, дававшие увеличение в100-300раз, 17век)

  3. Р. Броун (Впервые описал ядро в растительныхклетках,1831г.)

  4. Т. Шванн и М. Шлейден (Сформулировали основные положения клеточной теории, середина 19 в.)

  5. И
    1

    2

    5
    .Павлов (Изучал пищеварение и рефлексы)


3

4

54


  1. К середине XIX в. немецкие ученые зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию. Каковы ее главные положения? (1.Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток. 2.Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям. 3.Несмотря на то, что в многоклеточных организмах от­дельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размно­жаться)

  2. В чём была ошибочность взглядов Шлейдена и Шванна? (они считали, что новые клетки могут возникать из неклеточного вещества. М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток.)

  3. Какой учёный предложил дополнение к клеточной теории? (Немецкий биолог и врач Р. Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее: все клетки образуются из клетки. Таким образом, клет­ка - элементарная единица живого, лежащая в основе стро­ения, развития и размножения всех живых организмов)

  4. С помощью каких увеличительных приборов можно изучать строение и поведение живых организмов? (бинокль, лупа, микроскоп)

  5. Что такое кариотип? (Набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида организмов)

  6. Назовите диплоидный набор клетки человека (46 или 23 пары)

  7. Каков гаплоидный набор хромосом в клетках миноги, если диплоидный равен 174? (87)

  8. Что такое ген? (Участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка)

  9. Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной и той же хромосомы? Почему вы так считаете? (В принципе хроматиды одной хромосомы должны быть абсолютно генетически идентичны, поскольку их возникновение связано с репликацией (редупликацией) молекулы ДНК по принципу комплементарности азотистых оснований. Однако нужно иметь в виду, что возможны сбои или ошибки в построении новой молекулы ДНК)

  10. Какие хромосомы получили название «гомологичные»? (парные, т.е. абсолютно одинаковые)



  1. Что такое митоз? (Основной способ деления клетки)



  1. Перечислите фазы митотического деления (профаза, метафаза, анафаза, телофаза)

  2. Что такое редупликация ДНК? (Удвоение ДНК)



  1. Жизненный цикл клетки это… (Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента её возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели)



  1. Часть жизненного цикла клетки от её возникновения и до начала следующего деления называется (интерфазой)



  1. В какой фазе происходит деление цитоплазмы клетки? (В телофазе)



  1. Почему в профазе митоза происходит растворение ядерной оболочки? В чём заключается биологическое значение этого процесса? (Если бы ядерная оболочка не растворилась, хромосомы в процессе деления не смогли бы свободно перемещаться внутри клетки)



  1. Дайте полное название АТФ (аденозинтрифосфат)

  2. Какой нуклеотид комплементарен тимидиловому в молекуле ДНК (адениловый)



  1. На какие этапы подразделяют энергетический обмен в клетке? (подготовительный, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание)



  1. Что такое метаболизм? (Совокупность всех реакций, протекающих в живой клетке)



  1. Почему ассимиляция невозможна без диссимиляции, и наоборот? (Ассимиляция и диссимиляция — противоположные про­цессы: в первом случае вещества образуются, во втором — разрушаются. Но они тесно взаимосвязаны и друг без друга невозможны. Ведь если в клетке не будут синтезироваться и запасаться сложные вещества, то нечему будет распадать­ся, когда потребуется энергия. А если вещества не будут рас­падаться, то где взять энергию для синтеза необходимых ве­ществ? Таким образом, ассимиляция и диссимиляция — это две стороны единого процесса обмена веществ и энергии)

  2. Среди перечисленных органоидов клетки назовите те, которых нет в животной клетке: ядро, вакуоли, пластиды, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточная оболочка, упрочненная целлюлозой.

  3. Назовите синоним термина «ядерные организмы» (Эукариоты)

  4. Чем отличается прокариотическая клетка от эукариотической? (прокариотические клетки не обладают оформленным клеточным ядром ни на одной стадии жизненного цикла)

  5. Почему эвглена зеленая занимает промежуточное положение между растениями и животными? (Она сочетает растительный и животный типы питания)

  6. Что такое органоиды? (постоянные составные части клетки, выполняющие специфические функции)

  7. Слайд Какая структура клетки изображена на рисунке? (плазматическая мембрана)

  8. Слайд

Перед вами изображения двух клеток. Сравните и докажите какая из них растительная, а какая животная? (Черты различия: у растительной клетки имеются хлоропласты, развитая система вакуолей или одна крупная центральная вакуоль, оболочка толстая, упругая, состоит из целлюлозы - клетчатки)





  1. В состав какого вещества входит железо (Fe)? (гемоглобин)

  2. Распределите элементы по их количественному содержанию в клетке, начиная с наиболее многочисленного (1.кислород, 2.углерод, 3.водород, 4.азот)

  3. Клетки, которые в процессе созревания теряют ядро, функционируют не более 120 дней, а затем разрушаются в селезёнке. (Эритроциты)

  4. Каково значение энергетического обмена в клеточном метаболизме? (Он обеспечивает реакции синтеза энергией, заключенной в молекулах АТФ)

  5. Какой процесс называется пиноцитозом? (впячивание в наружной мембране клетки с захватом капелек жидкости с растворёнными в ней веществами)

  6. Какие виды пластид вы знаете? (Лейкопласты – бесцветные, хлоропласты - зелёные, хромопласты содержат пигменты красного, оранжевого, фиолетового, жёлтого цветов)

  7. В чём сходство митохондрий и пластид? (Как и митохондрии, пластиды содержат собственные молекулы ДНК)

  8. На основании чего химические элементы клетки делят на макро- и микроэлементы? (По количественному содержанию в клетке)

  9. Назовите органические вещества, входящие в состав клетки (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)

  10. Перечислите основные функции белков (транспортная, двигательная, строительная, каталитическая, энергетическая, защитная)

  11. Перечислите основные функции углеводов (запасающая, строительная, энергетическая)

  12. Перечислите основные функции жиров (теплоизоляционная, строительная, энергетическая, запасающая)

  13. Какое вещество является мономером белка? (Аминокислота)

  14. В каких органоидах происходит биосинтез белка? (в рибосомах)

  15. Какие из перечисленных органоидов способны к самовоспроизведению? (рибосомы, лизосомы, центриоли, митохондрии, ядро, пластиды)

  16. Какие органоиды по своей функции аналогичны электростанциям? (митохондрии)

  17. Какие организмы называются автотрофами? (в переводе с греч. «самопитающиеся». Они способны самостоятельно создавать все необходимые им для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических – воды, углекислого газа и других)



  1. Какие организмы называются гетеротрофами? (нуждающиеся в постоянном поглощении готовых органических веществ извне)



  1. Назовите группы гетеротрофных организмов (Сапрофиты питаются мёртвыми органическими остатками; к ним относятся бактерии гниения, многие грибы. Паразиты существуют только на живых организмах, нанося им вред; это, например, болезнетворные бактерии, грибы – паразиты растений, животных и человека. Третья группа гетеротрофов - голозои)

  2. Какие различия в строении молекул ДНК и РНК? (молекула ДНК- двухцепочечная; азотистые основания: аденин, тимин, гуанин, цитозин; углевод-дезоксирибоза; молекула РНК- одноцепочечная; азотистые основания: аденин, урацил, гуанин, цитозин; углевод-рибоза;)




  1. Слайд

Рассмотрите микропрепарат клеток водного растения валлиснерии. Как называют органоиды, которые на рисунке имеют овальную форму и на изображении их очень много?

1) ядра

2) хлоропласты

3) вакуоли

4) цитоплазмы



  1. Для какого организма гибель его клетки равносильна смерти?

1) инфузории-туфельки

2) вируса гриппа

3) гриба трутовика

4) пресноводного полипа гидры

  1. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра х6, а линзы объектива х40? (х240)

Итак, по итогам первого этапа у нас определились три лидера.

  1. _________________

  2. __________________

  3. _____________________

Мы приглашаем вас . Вам на выбор предлагается три дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной вам предстоит ответить на два вопроса, но ошибиться нельзя. На желтой – три вопроса, Можно ошибиться один раз. И зеленая дорожка – самая длинная из четырех вопросов, на ней может быть допушено две ошибки, но вас могут обойти соперники на красной и желтой дорожках.

Итак, дорожки распределены. Мы начинаем второй этап.

Вопросы 2 этапа

О ком идёт речь? (Знаменитые учёные, открытия, изобретения)

Нобелевская премия

В 1867 г. наш герой получает ученую степень ма­гистра, через год становится доктором зоологии, а в 1870 г. двадцатипятилетний ученый избран про­фессором Новороссийского университета. В 1882 г. работает в Италии. Там он, наблюдая за личинками морской звезды, впервые увидел и описал захват и поглощение клеткой крупных частиц. В 1908 г. научная общественность, которая долго не принимала «труды по иммунитету», признала за­слуги нашего героя, и ему была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине.

Назовите имя учёного, и какое назва­ние получило увиденное им явление? (Илья Ильич Мечников; явление - фагоцитоз)

История открытия

Вот как описывает учёный в книге «Micrographia» (1665) историю своего открытия.

«Я взял кусочек светлой хорошей пробки и перочинным ножом, острым как бритва, срезал кусок ее прочь и получил, таким образом, со­вершенно гладкую поверхность. Когда я затем тщательно исследовал ее с помощью микроско­па, она показалась мне слегка пористою... Положив чрезвычайно тонкую пластинку пробки на … предметное стекло … и, осветив ее сверху при помощи плоско-выпуклой стеклянной линзы, я мог чрез­вычайно ясно рассмотреть, что вся она про­низана отверстиями и порами, совершенно как медовые соты, только отверстия были менее правильны… Эти образования были первыми микроскопическими порами, которые я видел и которые вообще кем-либо были найдены, так как ни у одного писателя, ни у одного исследователя я не встретил какого-либо упоминания о них… Поры эти, — говорю я, столь малы, что атомы, о которых думал Эпикур, все же были бы слишком велики, чтобы пройти через них»

Так впервые была обнаружена растительная клетка.

О каком учёном идёт речь? (Роберт Гук (1635-1703), ставшего членом Лондонского Королевского обще­ства в 1663 г. Гук был изобретателем и конструкто­ром самых разнообразных приборов, в том числе и микроскопа улучшенной конструкции)

Вещество

В 1868г. швейцарский врач и биохимик Иоганн Фридрих Мишер выделил из ядер погибших лейкоцитов вещество, обладающее кислыми свойствами. Учёный назвал это вещество нуклеином, считая, что оно содержится только в ядрах клеток. Позднее эти органические соединения были обнаружены также в цитоплазме, митохондриях, пластидах, но данное им название сохранилось. Что это за вещества? (Нуклеиновые кислоты)


Шлифовальшик стекол

Люди узнали о существовании клетки лишь в XVIIв. Незадолго до этого, в 1590 г., голландский шлифовальщик стёкол, соединив вместе две линзы, впервые изобрёл примитивный микроскоп. Именно благодаря этому изобретению учёные смогли раскрыть тайну клеточного строения. Назовите имя этого человека (Захарий Янсен) (Подсказка: в честь него назвали кратер Янсен на Луне)

Микроскоп и бактерии

Размеры бактерий колеблются в пределах от 1 до 15 мкм. Отдельную бактериальную клетку можно увидеть только с помощью достаточно сложного микроскопа, поэтому их и называют микроорганизмами. Голландский натуралист усовершенствовал микроскоп во второй половине XVII в., и смог наблюдать живые клетки с увеличением более чем в 200 раз. Именно он впервые в 1683 году увидел под микроскопом и описал бактерии. О каком учёном идёт речь?(Антони ван Левенгук)

О чём идёт речь?

Подарок

Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения этот подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лёгкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия - возбудительница туберкулёза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга?

(Подарком был микроскоп... С его помощью Роберт Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить)




Микроскоп


Трудно себе представить изучение живой природы без микроскопа. На протяжении трех последних столетий микроскоп является одним из основных инструментов ученого-биолога. В настоящее время, этим оптическим прибором активно пользуются врач-лаборант и хирург- офтальмолог, ученый-генетик и инженер-эколог. Число профессий, где специалисты применяют микроскоп в своей деятельности, с каждым годом только увеличивается. На уроках биологии вы также пользовались этим прибором. Вспомните его устройство и назначение.

Рассмотрите изображение микроскопа. Что на нем обозначено цифрами?

(1)винт; 2) окуляр; 3) тубус; 4) объектив; 5) зеркало)

Митоз

Опишите последовательно фазы митоза


(Процесс митотического деления начинается с профазы (рис. 1). Ядро несколько увеличивается в объеме, хромосо­мы начинают скручиваться (спирализоваться), и теперь они видны под микроскопом. К концу профазы предварительно удвоившиеся в интерфазу центриоли клеточного центра рас­ходятся к полюсам клетки (если речь идет о делении живот­ной клетки, так как центриоли в клеточном центре у выс­ших растений не обнаружены). Начинает формироваться веретено деления. Исчезают ядрышки, ядерная оболочка разрушается, и ядро перестает существовать.

Наступает следующий этап митоза – метафаза (рис. 2). Хромо­сомы максимально скручены. Хорошо видно, что каждая из них имеет определенную, отличную от других, форму и представляет собой вытянутое тельце, состоящее из двух одинаковых частей — хроматид. Хроматиды соединены между собой в единую хромосому в области так называемой центромеры. Во время метафазы хромосомы, каж­дая из которых состоит из двух дочерних хроматид, распо­лагаются в экваториальной плоскости клетки. Нити верете­на деления, идущие от центриолей, прикрепляются к каж­дой хромосоме в области центромеры.

После этого наступает анафаза. Дочерние хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам клетки. Движение хроматид происходит благодаря тому, что нити веретена деления укорачиваются и тащат хроматиды к полюсам клетки (рис.3).

Последняя фаза митоза - телофаза (рис.4). Хроматиды достигают полюсов клетки и раскручиваются. Вокруг них вновь формируются ядерные оболочки, и в результате оформляются два ядра. Одновременно с этим происходит де­ление цитоплазмы, органоиды распределяются между дву­мя клетками. И наконец, две одинаковые клетки отделяют­ся друг от друга.

В среднем процесс деления клетки от начала профазы до конца телофазы длится 1-2 ч, а каждая из этих фаз продол­жается 15—20 мин. Интерфаза (рис.5) у многоклеточных организ­мов обычно длится гораздо дольше. Есть клетки, например нейроны, которые вообще не способны к делению и выпол­няют свои функции от рождения до смерти)


Органоиды

Разместите органоиды в соответствие с их функциями


Передача наследственной информации

Внутриклеточное переваривание

Синтез белка

Энергетический обмен

Фотосинтез




3. Ядро




5.Лизосома

1.Рибосома




2.Митохондрия




4.Хлоропласт

Наша игра подошла к концу.

Слово для подведения итогов предоставляем председателю жюри ______________________________________________

Закончена наша игра и наше путешествие в мир биологии. Я еще раз поздравляю победителей и хочу пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра закончена, но процесс познания продолжается, и еще многое предстоит вам узнать. Успехов всем участникам игры!


Список литературы


  1. Винокурова Д.В. Одарённые дети в глазах общества // Дополнительное образование. 2008. №3 32-35с.

  2. Огнева Н.Р. Дополнительное образование как средство психолого-педагогического сопровождения одарённых детей // Детское творчество. 2008. №3. 2-4с.

Похожие:

«Клетка» iconКлетка структурная и функциональная единица всего живого
Обобщение знаний учащихся о структурах клетки, их функциях, составе, строении и размножении; о процессах обмена веществ, происходящих...
«Клетка» iconРабочая программа Биология 10 класс
В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм»,...
«Клетка» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Живые системы: клетка, организм, вид, биоценоз, биосфера, их эволюция. Признаки живых систем: обмен веществ и энергии, целостность,...
«Клетка» iconЛекция №3 Моделирование. Построение граф
В и столбца с означает, что, во-первых, есть ребро, соединяющее в и С, и во-вторых, вес этого ребра равен 4; пустая клетка на пересечении...
«Клетка» iconИзучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница