Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья»




Скачать 37,74 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер37,74 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2

Пояснительная записка




Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Православная культура» автора: Л.Л. Шевченко для 5-ого класса. На изучение отводиться 1 час в неделю, 34 часа в год.

Задачи изучения предмета.

Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:

  • дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

  • дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:

  • формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Основные понятия предмета.

«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории. 

Тематические образовательные блоки содержании.

Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/.  С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:

  1. Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)

  2. Нравственно-этическая культура христианства.

  3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).

  4. Письменные источники христианской православной культуры.

  5. Религиозное искусство.

  6. Традиционные религии мира.

  7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.

Место учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в базисном учебном образовательном плане. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» изучается на ступени основного общего образования в качестве компонента образовательного учреждения в 5 классе в общем объеме 34 часа, 1 час в неделю.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Содержание учебного пособия «Духовное краеведение» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.

Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.

Учебно-методический комплект

  1. Шевченко, Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учебное пособие под ред. Л.Н. Антоновой.-2-е изд.-М, 2007. – 256 с.

  2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие. 7 год обучения. Книга 1,2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 192 с.

  3. Шевченко, Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методич. пособие для учителя.-2-е изд. – М., 2007.-74с.

  4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методич. пособие для учителя: 6-7 годы обучения. –М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 112 с.

  5. Шевченко, Л.Л. наглядное пособие «Иллюстрации» 7 год обучения. –М., 2008.

  6. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокасета, СD-диск).



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. О чем рассказывает православная культура? ( 14 час)

Религиозная культура в жизни человека.

Название предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, историческая память, религия, религиозная культура. Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Содержание православной религии. Счастье жизни христиан. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Примеры благочестивой веры святых. Лествица духовного восхождения человека к Богу. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Источники христианской духовной культуры. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская  антропология — о природе человека. Положения христианской антропологии  в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом. Великие русские святые.

О чем рассказывает Библия. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. 
Как создавалась Библия. Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире, о человеке. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила данные в раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча о зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная жертва – Искупление человека. Воскресение Христово. Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве. Евангелие – о христианском понимании будущего людей и мира. Страшный Суд. Ответственность человека. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение) ; Крестная жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.

Язык христианской православной культуры.
Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси. Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. В чем заключается смысл красоты православного искусства.

Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры. 
Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближнему, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения.

Для чего построен и как устроен православный храм. Православный храм в жизни христиан. Храм – дом посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужителя и их одежда (облачения); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Горнее место. Священная топография мира – православные храмы, названные в честь событий Священной истории. История создания храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.


Религиозная живопись. О чем разговаривает икона. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.


Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?

 Раздел 2. История христианской Церкви в житиях ее святых. (9 час)

Начало христианской эры. Век апостольский. Как христианство стало распростра-
няться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых христианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Северное Подмосковье. К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества.


Святые дети – мученики за веру. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлиемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Почему дети-христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юных мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом115). Церковные песнопения. Ектении – молитвы прошения


Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. О святых мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл.5, стихи 44-48). В чем проявлялась любовь христиан к врагам.

 
Мудрость жизни христиан.
Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: о драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Как христиане старались обрести сокровища небесные. Христианская мудрость. Какого человека христиане называли мудрым? Житейская мудрость. Священное писание о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные песнопения - тропари великомученицам. Почему Крест назван в них оружием. Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по Святым местам – монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.

 
Раздел 3. Утверждение христианской веры. (11 час)

Святые воины. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Что христиане называли духовной смертью. Какими подвигами прославились святые воины-великомученики. Какие добродетели проявили(в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге). О почитании святых воинов. Как на Руси почитали память святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлем надежды на спасение. Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами – страстями своей души. Грех, откуда он появился. Грехопадение. Враги человека – грехи гордости, зависти, ненависти, злости, обжорства, гнева. Воинская рать христианина – христианские добродетели и добрые дела: смирение, милосердие (милостыня), чистота (целомудрие), любовь, пост (умеренность), кротость. Борьба христианина за красоту своей души. Что искажает красоту души? Откуда в человеке зло? Евангелие учит: сердце – поле сражения за красоту человека. Почему христиане ведут это сражение постоянно? Кто может помочь в этом сражении? Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Феномены православной культуры (иконы, памятники зодчества), посвященные святым христианским воинам.

 
Святые врачеватели Косьма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах: «Даром получили – даром давайте». Притча о талантах – дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве; какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.


Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. 7 Вселенских Соборов. Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: о Троице, Боговоплощении, почитание Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Римского Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон. С.16 19.11.12


Утверждение христианского учения. Учителя веры – святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святителями труда на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. В какие христианские праздники поют песнопения, составленные святителями? Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению. За что христиане благодарили Бога? Смысл слов «благодарение» и «благословение».


Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества – Антоний Велики. Житие. О чем святой размышлял с детских лет? Как была устроена жизнь древних монастырей? Лавры, скиты. Духовный руководитель – авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Почему монашество называют ангельским чином? Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздаянии Божием к праведным и грешникам, о преподобных.

Путешествие по святым местам - древним монастырям Святой Земли: лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Герасима Иорданского, монастырь святого Георгия Хозевита.


Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души – путь к спасению. В чем святой Ефрем Сирин увидел действие промысла Божиего о человеке? Действие Промысла Божия в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Какие добродетели христиане старались взрастить в своей душе? Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Отражение тем покаяния в русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания – о преодолении страстей.

 
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи - миссионеры-проповедники. Трудность миссионерского подвига среди языческих племен. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели. Проявленные ими в детстве. Как отрок Константин(Кирилл) размышлял о ценностях жизни человека; как определил для себя жизненный путь? В чем были трудности просвещения славянских племен? Апостольские труды святых. Почему именно Кирилл и Мефодий были посланы в славянские земли? Противодействие проповеди святых со стороны немецких священников и его причины. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Непрерывность(преемственность) апостольского подвига в утверждение христианской веры в мире: апостолы Христа – вселенские учители веры (символ веры) – просветители славянские Кирилл и Мефодий.


Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Религиозная культура как предметная область включает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.


Контроль знаний

Религиозная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастом уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.

Для проверки выполнения требований минимума могут использоваться следующие виды контрольных заданий.


  1. Краткий вопрос типа: «Как называется…?», «Перечислите…», «Укажите…», «Дайте определение…», «Что означает…?»

Примеры заданий

  1. Как называется главная часть православного храма?

  2. Перечислите крупные русские монастыри.

  3. Назовите имя первого русского патриарха после восстановления патриаршества в России в начале XX в.

  4. Что означает выражение «сорок сороков»?

  1. Свободный по форме содержательный текст из 1–3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения

Примеры заданий

  1. Вставьте пропущенные слова «храм Покрова на…», «собор Василия…», «святые благоверные Борис и…», «Троице-Сергиева и Киево-Печерская…», «Владимирская… Божией Матери», «русский иконописец преподобный Андрей…».

  2. Уточните датировку: «Софийский собор в Киеве – это памятник древнерусского зодчества… – … веков».

  3. Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: «Не произноси ложного … на ближнего твоего».

  1. Описание, характеристика или изложение (1 – 5 предложений)

Примеры заданий

  1. Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте нравственную оценку поведению её персонажей.

  2. Что утверждает историческое предание о посещении Древней Руси святым апостолом Андреем Первозванным?

  3. Кого в христианской религиозной традиции называют святыми людьми?

  4. Что обозначает цветовая символика облачений священнослужителей?

  5. Как соотносятся содержания понятий «культ» и «культура» ?

  1. Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение, или без такого указания

Примеры заданий

  1. Сопоставьте отношение к взаимодействия Церкви и государства, которое выражали иосифляне и нестяжатели.

  2. Сопоставьте отношение к роли и значению православного мировоззрения и культуры в русском обществе, которое выражали славянофилы и западники.

  3. Подберите название добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.

  4. Укажите характерные особенности иконографических типов богородичных икон: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление».

  1. Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов

Примеры заданий

  1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие христианские праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; память святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха – Светлое Христово Воскресение.

  2. Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре христианства: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния.

  3. Из предложенного перечня выделите: 1) великие христианские праздники; 2) двунадесятые переходящие праздники: Рождество Христово, рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне.

  4. Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к традиции христианской культуры: собор Святой Богоматери, ступа, икона, учение о статусе папы Римского, патриарх, симфония государства и Церкви.

  1. Задания на объяснение с использование примеров, иллюстраций

Примеры заданий

  1. Приведите примеры храмового зодчества в России в стиле ампир, классицизм, барокко в XVIII – XIX вв. и обоснуйте ваш выбор.

  2. Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя принятые в православной иконописи каноны иконографического изображения и праздника.

  3. Обоснуйте утверждение: «Изучение религиозной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания».

  4. Приведите примеры из вероучений и практики деструктивных религиозных объединений и культов, которые иллюстрируют из типичные признаки: 1) некритическое лидерство, вымышленные биографии лидеров; 2) склонность к экстремистским проявлениям в отношении внекультового социума; 3) апокалипсические запугивания адептов; 4) искажения текстов Библии в целях обоснования своих взглядов на историю и общество.

  1. Задания на объяснение аналитического и синтетического характера

Примеры заданий

  1. Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть – гордость – раскол.

  2. Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.

  3. Приведите обоснования утверждений: 1) Православие является культурообразующей религией в России; 2) традиционные религии обладают характерными признаками отличающими их от нетрадиционных религий.

  4. Согласны ли вы с утверждением: христианство сформировало мировоззренческие условия для появления науки, которых не было в язычестве? Если да, объясните, в чём они заключаются.

  1. Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач

Примеры заданий

  1. Дайте буквальный перевод слова «Православие» и объясните смысл его составных частей.

  2. Продолжите предложение: «бог есть…» и объясните смысл этого выражения.

  3. Назовите соборы, расположенные на Соборной площади Московского Кремля, укажите даты их постройки (век) и выделите архитектурные особенности.

  4. Сопоставьте представления о загробной жизни в язычестве и христианстве , выделите принципиальные отличия и объясните их с позиций различия представлений о Боге.

Примеры контрольных заданий для основной школы (5 – 9 классы)

  1. Вставьте пропущенные слова: «На пятидесятый день после…на…сошел… в виде огненных языков»; В этот день Православная Церковь отмечает праздник… …».

  2. Объясните, когда человек способен жить счастливо.

  3. Кого мы называем святыми людьми?

  4. С какого возраста можно жить святой жизнью?

  5. Назовите полные, принятые Церковью имена святых: святой великомученик…Победоносец, святой великомученик и … Пантелеймон, святитель…Чудотворец, святые благоверные князья, …Донской, …Донской, …Невский, …Московский, преподобные … Радонежский, …Свирский, …Саровский, святая блаженная … Петербургская, святой праведный … Кронштадтский.

  6. Объясните, почему современному человеку часто непонятно поведение святых людей (святой Симеон Столпник, блаженная Ксения Петербургская и другие).

  7. Назовите пять самых крупных монастырей Руси.

  8. Назовите имена русских патриархов.

  9. Расставьте номера, которые будут означать последовательность великих праздников Православной Церкви: Крещение, Сретение, Рождество, Вознесение, Воскресение.

  10. Заполните пропуски и определите понятия: «Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь, Елеосвящение, …, Священство – это церковные …».

  11. Подберите понятия, противоположные по значению следующим: целомудрие, стыдливость, супружество.

  12. Напишите, какие нравственные правила существуют в вашей семье, и подчеркните наиболее важные из них.

  13. Назовите одним словом виды нравственных отношений людей: в труде, в быту, в семье, в коллективе сверстников, в обществе, на войне.

  14. Назовите соборы Московского Кремля и их архитектурные особенности.

  15. Перечислите названия основных частей православного храма.

  16. Уточните хронологию: «Софийский собор в Киеве, храм Покрова на Нерли – это памятники древнерусского зодчества … - … веков».

  17. Приведите примеры храмового зодчества в России в стиле ампир, классицизм, барокко в XVIII – XIX вв.

  18. Дополните ряд:

«Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв, …»;

«В русской иконографии используются следующие иконографические типы образа Пресвятой Богородицы: «Оранта», «Одигитрия», …»

  1. Ученые ведут споры, что было вначале – глаголица или кириллица. Обоснуйте вашу точку зрения.


Учебно-тематическое планирование



Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Примерное количе­ство часов на са­мостоятельные работы учащихся

Уроки

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы




1.

О чем рассказывает православная культура

14

13




1

7

2.

История христианской Церкви в житиях ее святых

9

8




1

3

3.

Утверждение христианской веры

11

10




1

4




ИТОГО

34

31




3

14



  1   2

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconКонспект урока Предмет: Духовное краеведение Подмосковья
Тема: Часть о предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура религии (Православие)
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconПояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для изучения курса «Духовное краеведение Подмосковья» за 2 года в 8-9 классах
Дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconРабочая программа по физике в 7-м классе на 2011 -2012 учебный год составлена на основе • авторской программы Е. М. Гутник, А. В.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /составители...
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconРабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы.
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие...
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconПояснительная записка Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных»
Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т. С. Сухова, В. И. Строганов Москва, изд центр «Вентана...
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconРабочая программа по учебному курсу «Немецкий язык»
Рабочая программа предназначена для 2 класса и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconРабочая учебная программа составлена на основе рекомендуемой рабочей программы по дисциплине «Методология научных исследований»
Рабочая учебная программа составлена на основе рекомендуемой рабочей программы по дисциплине «Методология научных исследований» Минобразования...
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconСамостоятельная работа 145 часов Санкт-Петербург 2005 Рабочая учебная программа составлена на основе рекомендуемой рабочей программы по дисциплине «Производство сварных конструкций»
Рабочая учебная программа составлена на основе рекомендуемой рабочей программы по дисциплине «Производство сварных конструкций» Минобразования...
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconРабочая программа по физике Дорониной Елены Анатольевны 11 «А», «Б» класс (базовый уровень) 2012 г
Данная рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» iconРабочая программа по математике в 5 классе
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе программы основного общего образования по математике и авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница