© В. Ю. Питанов, 2006г




Скачать 24,57 Kb.
Название© В. Ю. Питанов, 2006г
страница1/22
Дата03.02.2016
Размер24,57 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

© В.Ю. Питанов, 2006г.

Введение в сектоведение



Содержание


Предисловие


1. Вводная часть


1.1. Предмет сектоведения

1.2. Христианская апологетика и проблема предвзятости

1.3. Определения терминов «секта», «культ», НРД

1.4. Признаки сект

1.5. Классификация сект


2. Христианство и секты


2.1.1. Отношение Православной Церкви к сектам

2.1.2. Православие и секты: исторический обзор

2.1.3.Православная миссия: определение, практический опыт и пути развития миссионерской деятельности Церкви по отношению к сектантству

2.2. Римо-Католицизм и проблема сект

2.3. Протестантизм и секты


3. Секты в современном мире


3.1. Обзор антисектантской деятельности за рубежом

3.2. Секты в России

3.3. Секты и социум

3.3.1. Секты и государство

3.3.2. Секты и семья

3.3.3. Секты и система образования

3.3.4. Секты и религиозная терпимость

4. Психология контроля сознания



4.1. Теория контроля сознания

4.2. Психологические проблемы, способствующие вовлечению в сектантские организации

4.3. Психологический профиль лидеров сект

4.3.1. Рекомендации миссионеру

4.4. Психологический профиль сектанта: мыслители, верующие, деятели, эмоционалы

4.5. Фобии

4.6. Существующие методы выведения из секты

4.6.1. Примеры технологий вербовки

4.7. Медитация

4.7.1. Рекомендации миссионеру

4.8. Лжепророчества


5. Секулярная психология о проблеме профилактики вовлечения в сектантские движения и психологической реабилитации бывших сектантов


5.1. Профилактика

5.1.1. Кризис отрочества (подростковый период)

5.1.2. Рекомендации миссионеру

5.1.3. Кризис середины жизни

5.1.4. Рекомендации миссионеру

5.1.5. Психологические особенности людей старческого возраста

5.1.6. Рекомендации миссионеру

5.2. Консультирование по вопросу выхода из секты

    1. Психологическая реабилитация

5.3.1. Психологическое состояние бывшего сектанта

5.3.2. Психологические проблемы бывшего сектанта

5.3.3. Практика психологической реабилитации


  1. Практика миссионерской деятельности


6.1. Предварительные замечания

6.2. Практические рекомендации

6.2.1. Теоретические предпосылки православной апологетики

6.2.2. Рекомендации по написанию апологетических и полемических работ

6.2.3. Как уберечься от судебного преследования

6.2.4. Секты в школе

6.2.5. Принцип отделения Церкви от государства

6.2.6. Проведение пикета

6.2.7. Православная апологетика и Интернет

6.2.8. Рекомендации миссионеру по работе в сети Интернет

6.2.9. Принципы полемики с эзотериками

6.2.10. Бывший сектант в Церкви


Заключение


Авторы: предисловие, гл.1., 2.3., 3.2., 3.3., 4., 5.2., 5.3., 6., заключение – бакалавр богословия В.Ю. Питанов; гл. 2.1.3. – бакалавр богословия иерей Георгий Иоффе; гл. 2.1.1., 2.1.2. – бакалавр богословия М.В. Котиков; гл. 5.1.1, 5.1.3., 5.1.5. – психолог О.И. Прыгункова, В.Ю. Питанов; гл. 1.1., 2.2., 3.1. – канд. философских наук А.И. Дремлюг (РКЦ); гл. 6.2.2. – бакалавр богословия М.А. Оганезова, бакалавр богословия В.Ю. Питанов.


Общая редакция В.Ю. Питанова, М.А. Оганезовой.

Литературный редактор – М.А. Оганезова.

Консультант по вопросам богословия – кандидат богословия иерей Аркадий Северюхин.


Предисловие


Проблема сектантства существует столько же, сколько существует Церковь. В советский период, во время управления государством огромной сектой под названием КПСС, все остальные секты, как ее конкуренты, в большинстве своем уничтожались силовыми методами. Когда КПСС утеряла власть, в нашу страну хлынул поток организаций, чуждых российскому менталитету и русской культуре. Наряду с этим произошло возрождение российского сектантства, вырвавшегося из-под гнета коммунистической партии. Зарубежные секты, имея значительное финансовое обеспечение, а также массу хорошо подготовленных профессиональных вербовщиков, смогли не только укрепить свои позиции на российской территории, но и внедриться во многие общественные, государственные и образовательные структуры, став весомым фактором влияния на жизнь России. Русская Православная Церковь, будучи ослаблена семидесятилетним террором правящего режима СССР, оказалась не готова к отражению массового сектантского нашествия. Поэтому в наше время стоит вопрос не только формирования однозначного отношения государства к сектантским организациям, но и разработки методов решения проблемы сектантства в России.

Авторы данной книги ставили перед собой несколько задач. Прежде всего, дать общее представление о предмете «сектоведение», познакомить читателя с существующими подходами к определению такого понятия, как «секта», рассмотреть психологические, социологические и богословские подходы к проблеме сектантства. Стремясь к максимальной беспристрастности, мы старались не навязывать какой-либо один из представленных подходов, а предоставить читателю возможность составить собственное мнение о вопросе.

Условно книгу можно разделить на две части: теоретическую и практическую. В первой части представлен обзор основных понятий сектоведения с позиций психологии, социологии, теологии. Далее приведена оценка сектантства с позиций богословия Православной Церкви, Римо-Католической, а также протестантизма. За этим следует знакомство с положением сект, их юридическом статусом на Западе и в России, рассказывается об антисектантских организациях. Следующий большой информационный блок посвящен психологии контроля сознания: он знакомит читателей с историей появления этой теории и ее основами. Вторая часть книги рассматривает практические вопросы, возникающие в ситуации вовлечения близкого человека в секту. В ней собран и обобщен опыт работы множества специалистов, занимающихся исследованиями и практической деятельностью в данной области. Авторы ставили перед собой задачу указать возможные пути решения проблем, связанных с сектантской деятельностью в России: как общаться с сектантом, как избежать судебного преследования, как писать апологетические статьи, какие проблемы возникают при реабилитации человека, побывавшего в секте, и т.д. Мы надеемся, что наш скромный труд принесет читателям пользу и позволит им почерпнуть немало важной информации.


Авторский коллектив


1. Вводная часть


    1. Предмет сектоведения


Изучение сектантства сегодня представляется крайне непростой задачей. Ее сложность состоит уже в том, что многими светскими религиоведами отрицается наличие самого предмета исследования, т.е. сект. По распространенному в секулярных и либерально-религиозных кругах мнению, понятие «секта» искусственно, оно является лишь обидным ярлыком, приклеиваемым крупными традиционными религиями мелким оппозиционным группам. Разница между ними усматривается вышеназванными кругами лишь в продолжительности существования и количестве последователей. Таким образом, и Русская Православная Церковь, и «Белое братство», и группа последователей какого-нибудь индийского гуру оказываются явлениями одного ряда – просто религиозными организациями. Следовательно, сектоведение уже изначально, в рамках данного мировоззрения, воспринимается как лженаука, основанная на тенденциозном разделении религиозных общин на «хорошие» (традиционные) и «плохие» (сектантские).

Исходя из этого, первейшей задачей сектоведения становится отстаивание права на собственное существование, т.е. доказательство того, что секты являются религиозными сообществами «особого рода», имеющими ярко выраженную религиозную и социально-психологическую специфику и требующими отдельного рассмотрения. Только после этого можно переходить к таким вопросам, как генезис и типология сектантства, а затем и к оценке этого явления с точки зрения его влияния на личность и общество.


1.2. Христианская апологетика и проблема предвзятости


Светские религиоведы1 и философы, имеющие мировоззренческую позицию, отличную от христианской, часто упрекают христианских апологетов2 в «предвзятом» и «тенденциозном»3 отношении к сектам. Некоторые сектозащитники утверждают, что «предвзятость» христиан не дает им возможности объективно оценивать феномен сектантства4, причем корень этой «предвзятости» видится в самой принадлежности апологетов к христианству. Возможна ли такая постановка вопроса? Попытаемся разобраться.

Религиоведение является наукой5. Наука ставит своей задачей выработку объективных, систематизированных и обоснованных знаний о мире6. Для того чтобы наука могла достичь поставленных перед собой целей, она применяет научную методологию. Методология – это «учение о нематериальных средствах познания и преобразования действительности»7, также методология – это «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке»8. Если религиоведение – наука, то христианство – религия, а значит, прежде всего, вероучение, оказывающее влияние на формирование мировоззрения человека. Например, для светских религиоведов христианство – это одна из форм религиозной идеологии, но, по утверждениям самих ученых, идеология принципиальным образом отличается от науки: если наука решает задачи теоретико-познавательного характера, то идеология имеет социально-практические функции9. Наука накапливает, систематизирует знания об окружающем мире и стремится его преобразовать, мировоззрение выражает восприятие этого мира. Именно поэтому ученые, имеющие разные мировоззренческие позиции, могут заниматься одними и теми же научными дисциплинами. Один ученый не может обвинить в предвзятости другого ученого только на основании того, что последний придерживается мировоззренческой системы, отличной от его собственной, для этого он должен доказать несостоятельность его научной аргументации. Никому не придет в голову обвинить физика в профессиональной несостоятельности на том основании, что он христианин, почему же за христианскими апологетами отвергают право на научный анализ сектантства только потому, что они христиане? И если эта логика верна, почему те же «объективные» религиоведы и прочие защитники сектантства не отрицают за сектантами право оценивать христианство на том основании, что они не христиане? Нет ли тут логики двойных стандартов?

Если мы откроем Конституцию РФ, то можем там прочитать, что Россия является «светским государством»10, но означает ли это, что она является атеистическим государством? Нет, так как атеизм представляет собой одну из форм идеологии, а в России, согласно Конституции, «признается идеологическое многообразие… Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»11. Таким образом, человек, придерживающийся материализма или иного мировоззрения, не имеет привилегий по сравнению с человеком, исповедующим христианство.

Сектантство – это, прежде всего, проблема мировоззренческого характера. И любой образованный человек путем сравнительного богословского или религиоведческого исследования христианского вероучения и учений сект, имеет полное право12 делать самостоятельные выводы о том, насколько они соотносятся друг с другом. Сама возможность констатации отличий христианства и сект еще не несет в себе предвзятости. Например, если христианин утверждает, что ересь арианства, которую разделяют «Свидетели Иеговы», была отвергнута еще на Первом Вселенском Соборе13, то это исторический факт, а не предвзятое суждение. Если христианин утверждает, что толкование теософами14 догмата о Пресвятой Троице не имеет никакого отношения к христианству, то это тоже факт, констатация которого не несет в себе ничего антинаучного. И если на основании данных фактов делается вывод, что те же теософы или «Свидетели Иеговы» не имеют никакого отношения к христианству, то в чем же здесь вина христиан?

В Священном Писании сказано: «… [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Это означает, что христианин должен знать христианское вероучение и уметь его отстаивать. Апостол Павел призывал христиан: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Чтобы отвращаться от «бабьих басен» и отделять «плевелы» от «доброго семени» (Мф.13:37-38), тоже необходимо знать собственную веру. Поэтому, если христианский апологет в своей деятельности не нарушает такие научные принципы, как объективность рассмотрения предмета, принцип конкретности, принцип всесторонности рассмотрения и принцип историзма15, то его подход не менее научен, чем подход любого другого человека, не придерживающегося христианского мировоззрения. Если светский религиовед или любой человек, не исповедующий христианство, обвиняет конкретного христианского апологета в его научной несостоятельности и предвзятости, он должен доказать это с помощью реальных фактов. Почти в каждом случае обобщения от отдельных примеров к общим утверждениям являются логически некорректными16. Даже если в апологетических работах отдельных христиан обнаруживаются отдельные ошибки в изложении ими учения и истории отдельных сект, то это не является достаточным условием для вывода, утверждающего патологическую неспособность христиан к объективности в оценке феномена сект. Несогласие христиан с сектантами тоже не может являться признаком научной несостоятельности христианских апологетических исследований, так как критический анализ всегда лежал и лежит в основе науки. Если сектанты имеют право на критический анализ традиционного христианства, то такое же право имеют и христиане. И проблема заключается только в том, насколько грамотно и научно корректно они реализуют это право. Христиане же придерживались и будут придерживаться призыва: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13).


1.3. Определения терминов «секта», «культ», НРД


К сожалению, до сих пор не существует единого определения такого понятия, как «секта»17, правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции, так как сектоведение не относится к тем наукам, которые носят экспериментальный характер. Поэтому в сектоведении, как в философии и религиоведении, огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.

Наиболее популярными подходами к пониманию проблемы сектантства можно назвать следующие: подход внеконфессионального религиоведения (атеистического по своей сути); подход конфессионального богословия (православного, католического, протестантского); психологический и социологический секулярные подходы.


Подход внеконфессионального религиоведения


Так сложилось, что в большинстве вузов нашей страны религиоведение преподают бывшие специалисты в области марксизма-ленинизма, после крушения советской идеологии быстро перепрофилировавшиеся на преподавание нового для них предмета. В их подходе чувствуется влияние коммунистических представлений о «классовой борьбе» между традиционными Церквями и сектами: «Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направления»18.

Данное определение, на наш взгляд, страдает излишней обобщенностью. Приняв его, можно было бы отнести к числу сект все протестантские конфессии. Практического значения, с точки зрения православного богословия, данное определение не имеет.


Подход конфессионального богословия (теологический подход)


В западном протестантизме используется два термина – «секта» и «культ». Термин «секта» не имеет на Западе негативного значения и ряд ответвлений протестантизма (например, некоторые баптисты) называют себя сектантами открыто, вкладывая в этот термин положительный смысл, в то время как понятие «культ» там имеет сейчас ярко выраженную негативную окраску: «Понятие «секты» обычно относится к группам диссидентов, отделившихся от другой, как правило, традиционной, религии (зачастую они объявляют о своем намерении возродить верования или обычаи, которые, по их мнению, некогда присутствовали в конфессии, но от которых конфессия впоследствии отошла), в то время как «культ» – это маленькая, ревностная группа, связи которой с традиционной религией и культурой менее очевидны, которая зачастую исповедует вероучение, не основанное на христианстве и иудаизме, и которая часто находится под непосредственным руководством единого харизматического лидера»19.

Большой популярностью среди протестантских апологетов пользуется известный протестантский богослов Уолтер Мартин. В своей книге «Царство культов» он приводит следующее определение понятия «культ», дополняя определение этого термина доктора Чарльза Брэйдена: «Культ – 1) это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов; 2) это сообщество людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии» .

Использование термина «культ» в православном сектоведении представляется нежелательным, так как в его рамках данный термин имеет другое значение и почти не несет негативного смысла.

В католической литературе можно встретить два понятия: «секта» (может быть христианского и нехристианского происхождения) и НДР – «независимое религиозное движение». К сектам (правда, к разным типам сект) относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы, что представляется не совсем корректным. Под независимыми религиозными движениями понимаются группы с синкретическим учением.

В современном Православии20 чаще всего используют понятие «тоталитарная секта», которое ввел профессор церковной истории А.Л.Дворкин: «Тоталитарная секта - это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам»21.

Сейчас в Православии предмет сектоведения находится в стадии становления, идет процесс изучения современного сектантства и выработки его богословской оценки.

Вот что, в частности, пишет о сектах современный православный богослов диакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции»: «Сектантской… является любая религиозная деятельность, осуществляемая вне Церкви и в противостоянии ей.

При этом нужно сделать два уточнения:

Первое: нужно уточнить, что чётких границ Церкви не может провести, пожалуй, ни один богослов или иерарх. Церковь есть жизнь в Боге, жизнь во Христе. …

Второе необходимое уточнение: не являются сектой буддизм или индуизм, возникшие до Евангелия и не в противостоянии ему. Однако являются сектами необуддизм и неоиндуизм, пытающиеся в западном мире возродить неевангельскую религиозность и утверждающие себя уже в очевидной и неизбежной полемике с христианством…

Еще один признак, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции (сам по себе достаточный, хотя и не необходимый), это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые религиозная группа не считает нужным публично раскрывать»22.

Можно ли православным богословам вместо термина «секта» использовать термин «ересь»? Термин «ересь» отражает лжехристианское вероучение группы, в то время как понятие «секта» имеет более широкое значение. В него входит и структура организации, и методы психологического воздействия на людей, применяемые в ней, и тип восприятия жизни. Поэтому, на наш взгляд, будет более корректно использовать эти два термина одновременно в тех случаях, когда мы говорим о вероучениях псевдохристианских сект, и не использовать понятие «ересь» вообще, если разбираем языческие направления сектантства.


Психологический подход


Психологический подход характеризуется оценкой влияния секты на психологическое здоровье личности. С ее точки зрения, важны не верования секты, а методы вовлечения, удержания и последствия пребывания в секте для психологического и психического состояния адепта.

Знаменитый исследователь культов, в прошлом последователь секты Муна, психолог Стивен Хассен, предложил следующую трактовку термина «культ»: «Деструктивный культ23 – это любая авторитарная иерархическая организация, которая практикует: 1) обманную вербовку; 2) прибегает к использованию контроля сознания24, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине» .

Сегодня на Западе пользуется большой популярностью определение, предложенное психологом, адъюнкт-профессором Университета Калифорнии в Беркли Маргарет Тейлер Сингер. В своем определении она исходит из понятия культовых отношений: «Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности» .

В практике православного сектоведения психологический подход может иметь только ознакомительное и вспомогательное значение, так как имеет слабые стороны. Цель жизни православного христианина – обожение, жизнь в Боге, спасение души. Западная психология, светская по своей сути, не затрагивает этих вопросов. Для православного христианина главный вопрос заключается не в том, что сектант нарушает принятые социальные нормы общества, а в том, что он губит свою душу, исповедуя сектантские лжеучения. Поэтому задача, стоящая перед православным миссионером, заключается не только в том, чтобы вызволить человека из секты, но и в том, чтобы помочь ему прийти к Богу.


Социологический


Определения термина «секта» в рамках социологического подхода основаны, главным образом, на той роли, которую секты играют в социуме. Одним из первых социологов, попытавшихся определить понятия «секта» и «церковь», был Эрнст Трёльш (1931 г.). Его определения строились на массе мелких признаков и показателей, поэтому были малопригодны на практике.

В 1966 году Томас О’Ди25 предложил следующее разграничение между понятиями «церковь» и «секта» :



Церковь

Секта

Членство по праву рождения.

Членство – результат обращения. Добровольное членство.

Формализованные средства благодати, церковная иерархия, догмы.

Дух возрождения.

Открытая социальная структура, часто основанная на национальном или этническом принципе.

Закрытая социальная структура.

Стремление обратить всех.

Отмежевание от общества в целом и удаление от скверн мира, его ценностей и институтов.

Стремление приспособиться к обществу, его институтам и ценностям.

Строгая, часто аскетическая этика.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

© В. Ю. Питанов, 2006г iconОсновная образовательная программа Начального общего образования
Лицензия Серия а №211693от 27. 11. 2006г., свидетельство о государственной аккредитации №676 от 01. 12. 2006г
© В. Ю. Питанов, 2006г iconКнига вышла в издательстве "Весь" в декабре 2006г

© В. Ю. Питанов, 2006г iconЛитература А. И. Власенков «Русский язык, грамматика, текст, стили речи» 10-11 кл. М «Просвещение» 2006г
А. И. Власенков «Русский язык, грамматика, текст, стили речи» 10-11 кл. М «Просвещение» 2006г
© В. Ю. Питанов, 2006г iconДоклад заместителя директора по увр александровой В. П. на педсовете 31. 03. 2006г

© В. Ю. Питанов, 2006г iconРабочая программа по литературе 11 класс
Программы общеобразовательных учреждений. Литература п/р В. Я. Коровиной М., Просвещение 2006г
© В. Ю. Питанов, 2006г iconПрограмма элективного курса по химии 10 класс
«Пищевые добавки» (О. С. Габриелян, Т. С. Крупина. Элективные курсы. – М. Сиринъ према. 2006г.)
© В. Ю. Питанов, 2006г iconДеятельности лнавэ за 2000-2004 годы
Глубоководное детектирование мюонов и нейтрино на оз. Байкал” 1981г. – 2006г., доктор физ мат наук Г. В. Домогацкий
© В. Ю. Питанов, 2006г iconРабочая программа по биологии 11 класс
Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006г.( Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов)
© В. Ю. Питанов, 2006г iconЭлективный курс «Туристическая подготовка»
...
© В. Ю. Питанов, 2006г iconДоклад о работе моу «сош п. Опытный Цивильского района Чувашской Республики»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница