Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики




Скачать 18,44 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики
Дата03.02.2016
Размер18,44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс





Учебно-методический
комплекс дисциплины



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА


Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики
периодической печати


С о с т а в и т е л ь – д-р полит. наук, проф. С.А. Шомова


Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С.А. Шомова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 9 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования



© Шомова С.А., 2009

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисциплины


Проблемы, связанные с этическим нормированием профессиональной журналистской деятельности, относятся к числу наиболее часто исследуемых в западном мире и при этом недостаточно осмысленных в отечественной науке. Сегодня, когда расставляемые акценты все больше зависят от индивидуального морального выбора каждого профессионала и тем самым многократно повышается ответственность журналиста за сказанное им слово, журналистская этика становится одной их самых актуальных дисциплин в ряду предметов, изучаемых студентами факультетов журналистики.

Целью предлагаемой дисциплины является изучение основных закономерностей, принципов, функций и норм профессиональной деятельности современного журналиста с точки зрения ее морально-этического регулирования. Задачи дисциплины можно сформулировать следующим образом:

  • осмысление нравственного сознания журналиста как морально-этического регулятора его профессиональной деятельности;

  • знакомство с основными кодексами журналисткой чести, созданными в западной и отечественной практике;

  • анализ ведущих морально-этических проблем, связанных с профессиональной журналистской деятельностью.

Темы дисциплины излагаются студентам в традиционной для классической высшей школы лекционной и семинарской методике преподавания, что не исключает использования самых современных активных форм обучения – деловых игр, дискуссий, тренингов.


ПРОГРАММА

Тема 1. Журналистская этика: сущность, функции, проблемы


Лекция, 2 часа

Мораль и ее место в обществе. Соотношение терминов «этика», «мораль» и «нравственность». Краткий исторический экскурс по проблемам развития норм морали и нравственности.

Профессиональная мораль, ее специфика и функции. Становление профессиональной этики журналиста. Факторы развития и специфические нормы журналистской этики. Основные функции, принципы и категории журналистской этики.

Тема 2. Кодексы профессиональной этики журналиста


Лекция, 2 часа

Понятие о журналистском кодексе чести. Причины появления и специфика первых журналистских кодексов. «Каноны журнализма» (США, 1923 год). Этапы движения международной журналистской этической мысли. Основные западные и международные кодексы профессиональной этики.

Решение проблем этического нормирования журналистского труда в отечественной практике. «Плюсы» и «минусы» Кодексов профессиональной этики журналиста 1991 и 1994 годов, их содержание и структура. «Неофициальные» российские кодексы: «Московская хартия журналистов», «Нравственные принципы тележурналистики» и другие. Проблемы и дискуссии по поводу нормативного творчества в области профессиональной журналистской этики.

Тема 3. Нравственное сознание журналиста и его позиция
Категории журналистской этики


Семинар, 4 часа

Вопросы для обсуждения

  1. Нравственное сознание как форма общественного сознания.

  2. Основные категории журналистской этики: профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная совесть, профессиональные авторитет и другие.

  3. Ситуация морального выбора в журналистике.

  4. Моральная саморегуляция поведения журналиста (мотивация, оценка, самоконтроль).

  5. Этична ли журналистика как сфера деятельности?

Помимо повторения и закрепления теоретического материала, семинар включает в себя ряд тренингов и практических заданий. Гносеологический тренинг: анализ составляющих частей профессионального сознания журналиста (можно ли в определенных процентных соотношениях обнаружить в сознании журналиста все разновидности общественного сознания – политическое, религиозное, научное, эстетическое, обыденное и др.). Работа по группам с карточками: самостоятельная выработка определений категорий журналистской этики и сопоставительный анализ их по отношению к категориям других профессиональных этик. Практическое задание: построение иерархии мотивов журналиста, пишущего на определенные темы. Дискуссия: этична ли журналистика как вид деятельности. Разбор конкретных ситуаций.

Литература

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.

Дэннис Э., Меррилл Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.

Словарь по этике. – М., 1989.

Тема 4. Соотношение морально-этической
и правовой ответственности журналиста


Лекция, 2 часа

Понятие о нормах и критериях морально-этической и правовой ответственности журналиста. Общее и специфическое в этих видах ответственности. Проблемы развития российского законодательства в области средств массовой информации. Формы нравственно-этического регулирования и моральной ответственности в деятельности журналиста. Этика и право в судебных делах в области средств массовой информации.

Проблема чести и достоинства в журналисткой практике: этические и правовые аспекты.

Литература

Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. – М., 1997.

Честь, достоинство и репутация. – М., 1998.

Словарь по этике. – М., 1989.

Тема 5. Рыночные отношения и моральные ценности журналиста


Лекция, семинар, 4 часа

Информация как товар (специфика рыночных отношений в сфере массовых информационных процессов). Пределы бизнеса в журналистике. Типология средств массовой информации в условиях российского рынка. Рынок и гражданская позиция издания. Коммерциализация СМИ как один из факторов развития постсоветской прессы. Проблема морального регулирования журналистской деятельности при рыночных отношениях. СМИ и рынок: стратегия выживания.

Семинар по теме:
Скрытая реклама как этическая проблема российской журналистики


Вопросы для обсуждения

  1. Реклама и рынок. Этика рекламной деятельности в СМИ.

  2. Понятие скрытой рекламы, ее формы, разновидности и приемы.

  3. Проблема рекламы и редакционная независимость в условиях рынка.

Теоретический материал: что, согласно законодательству РФ и общепринятым этическим нормам, может считаться недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной, неэтичной и косвенной рекламой? Тренинги: продумать критерии, по которым могла бы определяться скрытая или косвенная реклама («джинса»); проанализировать материалы в СМИ на предмет содержания в них скрытой рекламы. Дискуссионный элемент занятия: спонсорство, меценатство, различные формы вознаграждения журналистов – возможно ли принимать их, сохраняя индивидуальную независимость?

Литература

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики. – М., 1997.

Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М., 2004.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.

Средства массовой информации в современном обществе. – М., 1995. – Гл.: Коммерциализация прессы.

Федеральный закон «О рекламе» 2006 г.

Тема 6. Свобода слова и печати: нравственный и правовой аспекты.


Лекция, 2 часа

Понятия гласности и свободы печати в современной журналистике. Правовые и нравственные границы гласности. Регуляторы свободы печати: внешние и внутренние. Основные «табу» журналистской деятельности: государственная тайна, тайна личной и семейной жизни, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна переписки, тайна следствия и дознания и т. д. Основные морально-этические проблемы, связанные со свободой печати и злоупотреблениями ею.

Тема 7. Журналист в редакционном коллективе. Этика взаимоотношений


Лекция, 2 часа

Редакционный коллектив как социально-психологическая структура. Специфика творческих коллективов. Формирование и укрепление коллектива редакции, способы создания творческой атмосферы. Соревнование и конкуренция в редакции. Сотрудничество, доминирование и соперничество как основные виды взаимодействия в творческом коллективе. Этические проблемы редакционных взаимоотношений.

Тема 8. Этика взаимоотношений учредителя, издателя,
главного редактора и журналистского коллектива
Моральная и правовая ответственность журналистского
коллектива-учредителя


Лекция, 2 часа

Правовой статус редакции, главного редактора, учредителя и издателя. Комплекс правовых взаимоотношений и этических норм, объединяющих взаимодействие в «четырехугольнике». Западный опыт регулирования данного взаимодействия и соответствующая отечественная практика. Основные проблемы, связанные с функционированием «четырехугольника». Моральная и правовая ответственность журналистского коллектива-учредителя перед обществом, аудиторией и членами редакции. Проблемы служебной этики и субординации в отношениях между членами редакционного коллектива.

Журналист в роли редактора. Специфика профессионально-этических взаимоотношений «редактор-автор». Основные нормы взаимодействия редактора и автора материала. Права и обязанности редактора в процессе правки материала. Этика редактирования: западный опыт и отечественная практика. Узел морально-правовых проблем, связанных с работой редактора.

Тема 9. Этические нормы в работе журналиста над материалом.


Лекция, семинар, 4 часа

Морально-нравственные проблемы выбора темы. Этика сбора информации и работы с информантами. Этика творческой обработки и изложения материала. Проблемы соотношения факта и домысла в процессе создания журналистского текста. Материал опубликован – что дальше? Основные этические сложности, возникающие в процессе работы над материалом.

Семинар по теме:
Морально-нравственные коллизии журналистского творчества


Вопросы для обсуждения

  1. Этапы журналистского творчества. Основные морально-этические проблемы, возникающие на различных этапах этого творчества.

  2. Профессионально-нравственные нормы, направляющие поведение журналиста в процессе создания материала.

  3. Этические нормы журналистского общения.

В течение семинара студентам предлагается выполнение практических заданий, связанных с профессионально-нравственными отношениями в группах: «журналист-информант», «журналист-герой материала», «журналист-власть» и др. Весь семинар в целом представляет собой тренаж навыков общения и творчества, владение которыми является необходимым для журналиста-профессионала.

Литература к семинару

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.

Делай, что должно… – Тольятти, 2004.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.

Юрков А.А. Этика журналистского творчества. – М., 2003.

Тема 10. Моральная ответственность журналиста
за достоверность собственных выступлений


Лекция, 2 часа

Проблема достоверности в журналистском творчестве. Правдивость, достоверность, истинность изложения в журналистике как понятия и профессионально-этические требования. Основные причины нарушения принципа достоверности в современной журналистике. Формы нарушения принципа достоверности. Проблема манипуляции в журналистском творчестве.

Тема 11. Журналист и источники информации


Лекция, 2 часа

Источники информации как объект нравственного отношения репортера. Правовые аспекты проблемы «журналист-источник информации». Анонимные источники в журналистике: западная практика решения вопроса и отечественный опыт. Этические грани выбора источников (использование экспертов, мнения близких журналисту людей и другие проблемы). Допустимые и недопустимые методы получения информации журналистом. Методы «маски», «смены профессии» и другие возможности анонимных действий журналиста. Правовые и этические аспекты применения эксперимента, скрытой камеры и других «спорных» методов получения информации.


ВОПРОСЫ для подготовки К ЭКЗАМЕНУ


1. Сущность профессиональной этики журналиста.

2. Кодексы профессиональной этики журналиста: структура и принципы.

3. Современные российские кодексы журналистской этики.

4. Социальная ответственность журналиста.

5. Социальные ценности журналиста.

6. Нравственное сознание журналиста. Иерархия нравственных ценностей.

7. Этические нормы в работе журналиста над материалом.

8. Свобода печати: моральный и правовой аспекты.

9. Соотношение морально-этической и правовой ответственности журналиста.

10. Влияние рыночных отношений на моральные ориентиры и ценности журналиста.

11. Влияние идеологических, политических, религиозных взглядов журналиста на становление его профессиональной морали.

12. Журналист и источники информации. Профессиональная тайна, конфиденциальность информации и моральная ответственность журналиста.

13. Допустимые и недопустимые методы получения информации.

14. Проблема доступа к информации. Проступки, нарушающие право граждан на получение информации.

15. Этика делового общения в журналистике.

16. Этика ведения беседы и интервью.

17. Журналист и герой публикации: этика взаимоотношений.

18. Моральная ответственность журналиста за достоверность своих выступлений.

19. Проблема чести и достоинства личности в журналистской практике.

20. Этика поведения журналиста в экстремальной ситуации.

21. Проблема объективности в журналистском освещении конфликтных ситуаций.

22. Этика взаимоотношений в журналистском коллективе.

23. Служебная этика журналиста. Соотношение служебной этики и профессиональной морали в журналистике.

24. Этика взаимоотношения учредителя, издателя, редактора и журналистского коллектива.

25. Этика отношений редактора и автора.

26. Этические нормы использования технических средств в журналистике.

27. Скрытая реклама как этическая проблема современной журналистики.

ЛИТЕРАТУРА


Основная


Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.

Гуссейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.

Делай, что должно… – Тольятти, 2004.

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. – Саранск, 2004.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.

Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М., 1998.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 1999.

Юрков А.А. Этика журналистского творчества. – М., 2003.


Дополнительная


Багерстам Э. Свобода печати в демократическом обществе: настольная книга по этике прессы. – Тарту, 1992.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. – М., 1993.

Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 1996.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. – М., 1996.

Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. – М., 1997.

Короченский А.А. Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт). – Ростов н/Д, 1999.

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики (Опыт этического кодекса). – М., 1994.

Муратов С.А. Телевидение – эволюция нетерпимости (История и конфликты этических представлений). – М., 2000.

Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. – М., 2004.

Право и этика в работе журналиста. – Екатеринбург, 1996.

Словарь по этике. – М., 1989.

Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. – М., 1980.

Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте. – М., 1998.

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Мировая художественная культура». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 18 с
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Современные концепции периодических изданий Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные концепции периодических изданий» / сост. В. Л. Иваницкий. – М.: Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика» : для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины геополитика направления подготовки бакалавров: 080100 «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и очно-заочного отделения экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины нотариат для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Нотариат» / сост. Т. Е. Борисова. – М. Импэ им. А. С. Гри­боедова, 2010. – 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бизнес-этика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины инвестиционная стратегия для студентов экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Инвестиционная стратегия» / сост. О. Ф. Кривцов. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины наследственное право для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Наследственное право» / сост. В. А. Ширяев. – М. Имiiэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 10...
Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины сравнительная теория закона для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Сравнительная теория закона» / авт сост. В. В. Оксамытный. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница