Школа «анналов»




Скачать 11,71 Kb.
НазваниеШкола «анналов»
Дата03.02.2016
Размер11,71 Kb.
ТипДокументы


министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького


кафедра новой и новейшей истории


программа спецкурса




ШКОЛА «АННАЛОВ»


Направление 520800 – история

Специальность 020700 – история

Семестр 8


Екатеринбург

2001

Утверждаю

Декан исторического факультета


______________________________

«___»_________________________


Общее количество часов (трудоемкость) 48 часов

в том числе:

  • лекции 24 часа



Отчетность:

зачет 8 семестр


Разработчик программы:


Бабинцев В.А., к.и.н., доцент

Цели и задачи курса

Целью настоящего спецкурса является проникновение в творческую лабораторию одного из авторитетнейших направлений в историографии ХХ в., совершившего, по выражению Питера Берка, «подлинную историографическую революцию современности». Соответственно, к числу задач относится исследование обстоятельств возникновения Школы «Анналов», рассмотрение событийной стороны истории Школы, эволюции методологических подходов, анализ наиболее характерных трудов историков-анналистов, а также роли Школы «Анналов» в мировой исторической науке и ее вклада в интеллектуальное развитие человечества.


Тема I: История, институты и персоны Школы «Анналов»

История в системе научного знания XX в. Обстоятельства возникновения «Анналов»: новое состояние европейской цивилизации после Первой мировой войны, интеллектуальная атмосфера 20-х годов. М. Блок и Л. Февр, Манифест от 15 января 1929 г. и рождение «Анналов». Первый этап Школы «Анналов» (1929-1949). Второй этап Школы «Анналов» (1949-1968). Создание VI секции Практической школы высших исследований. Ф. Бродель, Э. Лабрусс. Интеллектуальный марксизм. Третий этап Школы «Анналов» (1969-1989). Университетские реформы. Триумвират соредакторов (Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри, М. Ферро). Основные центры анналистских подходов. П. Шоню и Центр квантитативных исследований в Кане, М. Агюлон и кафедра современной французской истории в Коллеж де Франс, Ж. Дюби, А. Домар и др. Признаки четвертого поколения Школы «Анналов». Экспериментальная история. «Анналы»: дух, группа, школа или стиль?


Тема II: Школа «Анналов» в силовом поле внешних влияний

Теория и методология политэкономии Франсуа Симиана (1873-1935) как основа «Анналов». Влияние мальтузианства, фрейдизма, марксизма на эволюцию Школы «Анналов». Взаимоотношения со структурализмом. Структура и конъюнктура в интерпретации Школы «Анналов». Вызов постмодернизма, М. Фуко (1926-1984) и его «Археология знания». Этнология, антропология, социология – взаимоотношения Школы «Анналов» с социальными науками. Эпигоны и попутчики Школы «Анналов»: мир-системный анализ И. Валлерстайна и Центр имени Ф. Броделя в США. Траектория Ф. Фюре.


Тема III: Понятие менталитет и ментальная история

Этимология понятия. Социальная психология, Л. Леви-Брюль (1857- 1939) и сциентификация термина. Трактовка понятия менталитет корифеями первого поколения Школы «Анналов». Ментальный инструментарий Л. Февра. Проблематика ментальной истории в контексте второго поколения Школы «Анналов» (Ф. Бродель). Возврат к «глубокой истории» после 1968 г. Менталитет в трактовке Ж. Ле Гоффа, Э. Ле Руа Ладюри, П. Шоню, Ф. Лебрена, М. Вовеля. Отечественная историография ментального подхода (М.М. Бахтин, Б.А. Романов, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревич). Менталитет как единство сознательного и бессознательного: противоречивость современных подходов. Диалектика индивидуальных и коллективных ментальностей как ключевая проблема ментальной истории. Интеллектуальная история 90-х годов о путях решения этой проблемы.


Тема IV: Ключевые темы и понятия анналистики

Longue duree, тотальная история, неподвижная история, серийная история, глубокая история. Средний человек как человек исторический. Биография исторического персонажа – особый способ исторического исследования: историческая личность как «глобализующий объект». Ж. Ле Гофф и его «Людовик Святой». Возникновение микроистории как реакция на кризис структуралистской «социальной истории», два видения смысла и целей микроистории: американское и французское. Роль масштаба анализа в микроисторическом исследовании. Э. Ле Руа Ладюри и его «Монтайю», «Бувинское воскресенье» Ж. Дюби. Тема цивилизации в анналистской историографии. Исторический источник в трактовке Школы «Анналов». Ремесло историка в представлениях анналистов.

Источники

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII века. Т.1-3. М., 1986-1992.

Бродель Ф. Что такое Франция? М., 1994.

Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д`Арк. 987-1460 гг. М., 2000.

Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей 1991. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Екатеринбург, 2000.

Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа // Казус 1999. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999.

Ле Гофф Ж. Предисловие // Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998.

Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей 1991. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Существовала ли французская историческая школа «Annales»? // Французский ежегодник 1968. М., 1968.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 4. М., 1994.

Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.2. М., 1993.

Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года. Л., 1971.

Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2000.

Мило Д. За экспериментальную или веселую историю // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. M., 1994.

Нора П. Франция – память. СПб., 1999.

Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей 1996. М., 1996.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Ферро М. Запад и советская революция (1917-1985) // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Ферро М. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

Шоню П. Экономическая история: Эволюция и перспективы (1973) // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 1. M., 1993.

Эмар М. История и компаративизм // Новая и новейшая история. 1999. № 5.

Исследования

Адо А.В., Смирнов В.П. Послевоенная французская историография Новой и Новейшей истории Франции // Новая и новейшая история. 1977. № 6.

Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «новой исторической науки» // Вопросы истории. 1984. № 8.

Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М., 1980.

Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории // Новая и новейшая история. 1985. № 5.

Бабинцев В.А. Волшебник из страны Ок // Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2001.

Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: Переломный этап? // Одиссей 1991. М., 1992.

Бессмертный Ю.Л. Споры о главном // Новая и новейшая история. 1990. № 6.

Бессмертный Ю.Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // Вопросы истории. 2000. № 9.

Бессмертный Ю.Л. Школа «Анналов»: Весна 1989 г. // Европейский альманах. М., 1990.

Валлерстайн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия или к объяснению истории современности // Полис. 1997. № 2.

Вжозек В. Историография как игра метафор: Судьбы «Новой исторической науки» // Одиссей 1991. М., 1992.

Визгин В.П. Постструктуралистская методология истории: Достижения и пределы // Одиссей 1996. М., 1996.

Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1-2. М., 1989.

Гобозов И.А. Современная французская буржуазная философия истории. М., 1978.

Грабски А.Ф. Фернан Бродель: Вопросы методологии истории // Новая и новейшая история. 1990. № 5.

Гуревич А.Я. Добротное ремесло // Одиссей 1991. М., 1992.

Гуревич А.Я. Загадка Школы «Анналов» // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.

Гуревич А.Я. Интервью с Жаком Ле Гоффом // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.

Гуревич А.Я. Историк конца XX в. в поисках метода // Одиссей 1996. М., 1996.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории» // Блок М. Апология истории. М., 1986.

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2/3.

Гутнова Е.В. Классовая борьба крестьян в западной медиевистике // Средние века. 1977. № 41.

Далин В.М. Историки Франции XIX-XX вв. М., 1981.

Дингес М. Историческая антропология и социальная история: Через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности» // Одиссей 2000. М., 2000.

Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. № 7.

Ионов И.Н. Судьба генерализирующего подхода к истории в эпоху постструктурализма // Одиссей 1996. М., 1996.

Искендеров И. Историческая наука на пороге XXI в. // Вопросы истории. 1996. № 4.

Культура и история // Новая и новейшая история. 1991. № 1.

Ревель Ж. История и социальные науки во Франции. На примере эволюции Школы «Анналов» // Новая и новейшая история. 1998. № 5-6.

Репина Л.И. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

Салов В.И. Историзм и современная буржуазная историография. М., 1997.

Смирнов В.П., Посконин В.С. Традиции Великой Французской революции в идейно-политической жизни Франции 1789-1989 гг. М. 1991.

Соколова М.Н. Современная французская историография. М., 1979.

Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Анналов». М., 1993.

Стафф И.К. Роже Шартье: Итог двух десятилетий // Одиссей 2000. М., 2000.

Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

Харитонович Д.Э. История структур и история событий // Одиссей 1996. М., 1996.

Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей 1991. М., 1992.

Ястрембицкая А.Л. Обзор материалов коллоквиума // Новая и новейшая история. 1990. № 6.


Похожие:

Школа «анналов» iconПроект «Школа Здоровья» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
Школа территория здоровья и Федеральной программы «Здоровье» для учащихся 1-11 классов под редакцией В. Н. Касаткина
Школа «анналов» icon«Детская школа искусств города Югорска» (мбу дод «Детская школа искусств») принято
«Детская школа искусств города Югорска» (далее Школа) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 16), Типовым...
Школа «анналов» iconОбразовательное учреждение передельская средняя общеобразовательная школа филиал никитская основная школа «сделай выбор в свою пользу» школьная антинаркотичексая профилактическая программа адрес школы: 249966
Моу «Передельская средняя общеобразовательная школа филиал Никитская основная школа»
Школа «анналов» iconПояснительная записка средняя общеобразовательная школа №3 является муниципальным общеобразовательным учреждением г. Брянска. Школа расположена в Советском районе г.
Брянска. Школа расположена в Советском районе г. Брянска Брянской области, имеет статус городской общеобразовательной школы. В микрорайоне...
Школа «анналов» iconОсновная образовательная программа моу «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» мо михайловский муниципальный район Рязанской области Начальная школа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, на основе анализа деятельности образовательного...
Школа «анналов» icon«Школа психологического комфорта» моу «Партизанская средняя общеобразовательная школа»
«Партизанская средняя общеобразовательная школа» на 2011 2016 годы является организационной основой осуществления целенаправленной...
Школа «анналов» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №896 Южного окружного...
Школа «анналов» iconДоклад огкоу «Вичугская школа-интернат V вида»
Питирим Сорокин, и экономист, Николай Кондратьев. В советские годы семинария была преобразована в педагогическое училище. Затем здесь...
Школа «анналов» iconПубличный доклад
Наша школа – это школа подготовки социально-адаптированной, гармонически развитой личности
Школа «анналов» iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения Новослободская средняя общеобразовательная школа
Моу новослободская средняя общеобразовательная школа расположена в селе Новослободск, Думиничского района, Калужской области. В 1885...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница