Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории.




Скачать 16,04 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории.
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16,04 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Новосельский филиал

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 с. Спасское


«Утверждаю»


______________________________ / Киперчук И.А./


«_____» _______________ 2012 г.


Рабочая программа


История Древнего мира

5 класс

2012 – 2013 учебный год


Разработчик: Голубенко Н.П., учитель истории высшей категории


Обсуждена и согласована Утверждена

на методическом объединении на педагогическом совете

Протокол № 1 от ___ 2012 г. Протокол № 1 от ___ сентября 2012 г.


Год разработки: 2012 г.


Содержание:


1. Пояснительная записка с. 3 - 5

2. Содержание рабочей программы с. 6 - 11

3. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса с. 12

4. Планируемые результаты освоения программы обучающимися

и варианты их оценки с. 13 - 14

5. Литература и средства обучения с. 15

6. Календарно-тематический план (приложение к рабочей программе) с. 16 - 19


3


Пояснительная записка


Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе ФГОС ООП, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. Программа подготовлена на основе новой исторической методологии. Сегодня в мировой науке и педагогической практике доминирует не фактологическое или социологическое, а цивилизационно – гуманитарное освещение истории Древнего мира. Согласно требованиям времени, определена концептуальная основа рабочей программы – социокультурный, цивилизационный подход. История Древнего мира

(с древнейших времен до конца V в. н. э.) рассматривается в динамике, определены этапы, стадии всемирно – исторического процесса. Развитие каждого региона, страны, этноса показано в русле особенного, уникального пути. Усилен акцент на показ и раскрытие культурно – исторических факторов, что означает повышенное внимание к духовному наследию стран и народов, глубокое проникновение во внутренний мир человека прошлого, отказ от рассмотрения событий с узкоклассовых позиций. В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития. Цивилизационный подход в изучении истории предполагает исследование цивилизаций в их взаимосвязях с другими цивилизациями, поэтому ряд тем посвящен вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории. Различные цивилизации имеют свою присущую только им внутреннюю логику развития. Взлет или падение той или иной цивилизации не совпадает по времени с аналогичными моментами развития других цивилизаций. Главное внимание в Рабочей программе предлагается уделить системообразующим чертам цивилизаций: особенности ведения хозяйства; формы повседневной жизни; обычаи; правила поведения; представления о добре и зле; религиозные верования; взгляды людей на окружающий мир.

Важным методическим приемом является сопоставление различных цивилизаций, событий, процессов, личностей, культур Древнего мира. Учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы. Рабочая программа определила стремление, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием современного исторического мышления. Определена одна из важнейших задач – сформировать у учащихся понимание единства, всеобщности человеческой истории с древнейших этапов, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления, т. к. факты могут забыться, а тип мышления, творческого и аналитического восприятия истории становится формирующей чертой личности. Для реализации данной задачи в рабочей программе представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира: во главу угла поставлены вопросы развития цивилизаций Древнего Востока (Цивилизация Древнего Египта, Древние цивилизации Передней Азии, Древние цивилизации Южной и Восточной Азии), цивилизации Древней Греции,


4


цивилизации Древнего Рима. При этом основной акцент делается на комплексные характеристики древних обществ с особым вниманием к культуре и религии, к

человеку: его образу жизни, ментальности, повседневности. В программе более полно представлена проблематика «Человек в истории»: человек в мире власти, в государственной и общественной жизни, в культурных и религиозных системах, в отношениях с другими людьми, в повседневности, в семье. Особенностью истории Древнего мира выделено введение специального материала «Дети в истории». Ребенок показывается в отношениях с родителями и сверстниками, в учении, в игре, в процессе взросления.

Рабочая программа «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений гармонирует с учебником А.А Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», выпущенным издательством «Просвещение» (2011 г.). На основе рабочей программы и учебника сделаны попытки ввести детей в мир истории, каким он предстает в освещении современной науки, и вместе с тем показать, что история Древнего мира актуальна и для сегодняшнего дня, составляя фундамент современной цивилизации. Программа и учебник ориентированы на то, чтобы дать возможность учащимся овладеть определенным объемом знаний по истории Древнего мира и пробудить у них стремление к началу поиска ответов на важнейшие для человека и общества вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Итак, основная направленность предлагаемого курса – гуманитарный поиск, в котором познанию истории отводится главенствующая роль.

Принципиальное значение имеет вводная часть курса, в которой объясняется, зачем изучать историю и что собой представляет наука история сегодня. КТП

(приложение к рабочей программе) и учебник реализуют задачу - показать учащимся, что история – наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. Обращается внимание на вопросы хронологии, которые в последние годы оказались в центре исторических дискуссий в российском обществе.

Конкретными учебными целями истории Древнего мира являются:

  • современное понимание истории в системе гуманитарного знания и формирования личности;

  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

  • ознакомление учащихся с новыми взглядами на происхождение человека и человеческого общества, движение человечества от первобытности к цивилизации;

  • объяснение ключевых исторических понятий, в том числе понятий «цивилизация», «государство» и др.;

  • целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира с особым вниманием к культурной жизни древних народов;

  • ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;



5


  • показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

  • раскрытие специфики власти и собственности в древних цивилизациях;

  • освещение становления демократических форм общественного устройства и права в Древнем мире;

  • характеристика выдающихся деятелей истории Древнего мира и их восприятия в современной культуре;

  • раскрытие значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности.

Прерогативой в рабочей программе прослеживается обязательный минимум содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Федеральному Базисному учебному плану: 68 часов в течение учебного года – по 2 часа в неделю ; по КТП- 6 плановых повторительно – обобщающих уроков(к/р – 1, тест – 5), 1 плановое итоговое повторение (блиц- опрос) .

В результате усвоения курса учащиеся должны получить базовые знания по истории Древнего мира, выработать навыки работы с учебными текстами исторического характера, уметь отвечать на поставленные вопросы и выполнять предложенные задания. По истечении каждого урока для повышения качества преподавания и обучения планируется рефлексия:

1 вариант:

1. Я узнал (а)…

2. Я понял (а)...

3. Я научился/ научилась …

4. Я заинтересовался/ заинтересовалась…

2 вариант:

  1. Сегодня на уроке я узнал (а)…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я выполнял (а) задание…

  5. Я понял (а), что…

  6. Теперь я могу…

  7. Я почувствовал (а), что…

  8. Я приобрел (а)…

  9. Я научился/научилась…

  10. У меня получилось…

  11. Я смог (ла)…

  12. Я попробую…

  13. Меня удивило…

  14. Урок дал мне для жизни…

  15. Мне захотелось…

Рабочая программа по истории Древнего мира соответствует современным целям и задачам изучения истории и требованиям обязательного минимума содержания исторического образования на второй ступени обучения.

6


Содержание рабочей программы

Раздел I. Введение в историю (1 ч.).

Тема 1. История – наука о прошлом человечества (Что изучает история Древнего мира? Исторические источники. Исторический счет времени («лента времени».) Цивилизация и ее составные части (Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве.).

Раздел II. Первобытный мир (6 ч.).

Тема 1. Происхождение человека (Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные его отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.).

Тема 2. Природа и человек в первобытном мире (Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Появление «человека разумного». Присваивающее хозяйство человека древнего каменного века: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Стоянки древних людей. Расселение человека по планете).

Тема 3. Религия и искусство в первобытном мире (Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений.).

Тема 4. Новый каменный век и «неолитическая революция» (Совершенствование орудий труда в новом каменном веке. Переход к производящему хозяйству – возникновение скотоводства и земледелия. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Развитие религиозных представлений. Разложение родового строя у племен оседлых земледельцев и скотоводов – кочевников.).

Тема 5. Возникновение цивилизаций (Развитие ремесла. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Войны между общинами и племенами, роль вождей. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Город и городская культура – новая ступень развития общества. Появление письменности. Первые очаги цивилизаций на планете (Африка, Европа, Азия, Америка).).

Тема 6. Повторительно – обобщающий урок (Человеческое общество от первобытности к цивилизации.).

Раздел III. Цивилизация Древнего Египта (7 ч.).

Тема 1. Природа и занятия людей в Древнем Египте. Образование Древнеегипетского государства (Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в Древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Предпосылки и причины образования Древнеегипетского государства. Северное и Южное царства. Объединение Египта в конце IV тыс. до н. э. Общественное устройство Древнего Египта.) .

Тема 2. Фараон и его ближайшее окружение (Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.).


7


Тема 3. Жизнь простых людей в Древнем Египте (Труд земледельцев – основа существования древнеегипетской цивилизации. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.) .

Тема 4. Военные походы фараонов (Войско фараонов. Завоевания Тутмоса III и Рамзеса II Могущество Древнеегипетского государства. Рабская судьба пленных.) .

Тема 5. Религия Древнего Египта (Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь и подготовка к «жизни вечной». Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона.)

Тема 6. Искусство Древнего Египта (Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.).

Тема 7. Школа, литература и наука в Древнем Египте (Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература. Жрецы – хранители научных знаний.).

Раздел IV. Древние цивилизации Передней Азии (6 ч.).

Тема 1. Государства Древнего Междуречья (Местоположение, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего Междуречья. Возникновение городов – государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия жрецов. Клинопись. «Сказание о Гильгамеше» - древний эпос Междуречья.) .

Тема 2. Древнее Вавилонское царство (Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Священный характер царской власти в Вавилонии. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.) .

Тема 3. Финикия (Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.).

Тема 4. Древнееврейские государства (Еврейские племена скотоводов – кочевников во II тыс. до н. э. и завоевание ими Палестины. Мифы и предания древних евреев. Религия. Распад древнееврейского государства. Израильское и Иудейское царства.) .

Тема 5. Ассирийская держава (Положение Ассирии до конца II тыс. до н. э. Перемены в хозяйстве и в военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Отношение ассирийцев к побежденным народам. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.) .

Тема 6. Нововавилонское царство и Персидская держава (Образование Нововавилонского царства. Расцвет города Вавилона. Строительство Вавилонской башни и библейские сказания о ней. Хозяйство и население древнего Ирана. Персидский царь Кир и легенда об его происхождении. Восстание персов против мидийского царя. Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран». Религия древнего Ирана, Авеста.) .

Раздел V. Древние цивилизации Южной и Восточной Азии (4 ч.).

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconРабочая программа по «истории Древнего мира»
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconРабочая программа по новейшей и современной истории (9 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории.
Новейшая история – это та часть всемирной истории, которая соприкасается с современностью. Особенность новейшей истории: это история,...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconРабочая программа по истории России XX в. (9 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории XX век это век перехода человечества в новое качество.
Век – это век перехода человечества в новое качество. История XX века рассматривает метания человека из одной крайности в другую,...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconРабочая программа по истории древнего мира для 5 «А» И5 «Б» классов
Рабочая программа по курсу «история Древнего мира» для 5- го класса составлена на основе федерального государственного стандарта...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н.
Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н. В. Загладин «Программа курса и тематическое...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2012-13 учебный год
Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по истории (Всеобщая...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconРабочая программа по истории россии, 7 класс
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconРабочая программа по Истории России XVII xviii в в. (7 класс)
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconПояснительная записка Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...
Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) составлена на основе фгос ооп, Санпина, примерной программы основного общего образования по истории. iconПояснительная записка (к рабочей программе по истории, 6 класс)
Рабочая программа по истории для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница