Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа»




Скачать 24,77 Kb.
НазваниеУчебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа»
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер24,77 Kb.
ТипУчебный курс
  1   2   3   4   5   6   7








1 Цели и задачи изучения дисциплины


1.1 Цель преподавания дисциплины


Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению «Социальная работа» (бакалавриат, 108 ч) и включает в себя основные компоненты профессиональных знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также учебных дисциплин «Социальная психология» и «Ювенология и социология молодежи» и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.

Лекционные курсы «Феминология» и «Гендерная социология» – курсы о женщине, её положении и роли в обществе – читаются в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения! Но если вдуматься, всмотреться в создавшееся положение вещей, то… В начале ХХ столетия шведская писательница Клара Йоханссон высказала следующее соображение: "Новая эпоха во всемирной истории начнется в тот день, когда мужчина осмелится воспринять себя как тему для дискуссии". Как видите, такая эпоха еще не наступила.

Та же эпоха, в которой мы живем, принесла миру массу тягостных разочарований по поводу правильности его устройства, его негуманности и бесчеловечности (взять хотя бы две больших разрушительных войны, диктат силы и капитала). Эти разочарования привели к тому, что во второй половине ХХ века мировая общественная мысль активизировала свои усилия, направленные на поиск новых, более совершенных подходов к устройству человеческого сообщества. В результате этой работы появился целый ряд альтернативных социальных теорий. Среди них заметное место занимает концепция о необходимости широкого вовлечения женщин в основные стратегии общественного развития. Многие ведущие футурологи мира (например, Нэсбитт, Шафф, Тоффлер, Феррароти) отмечают тенденцию к повышению роли женщин во всех сферах общественной жизни. Их прогноз основывается на изменениях, происшедших в последние десятилетия в положении женщин индустриально развитых стран, где наблюдается отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношений полов и женщины всё чаще стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности, утвердить свое творческое начало через участие в общественно-политической жизни. Любые новые реалии социальной жизни требуют изучения. Именно для этого и возникает новое научное направление – Women's studies или феминология.


Понятие, объект, предмет и теоретико-методологическая база
феминологии


Феминология – наука о положении и социальных ролях женщин, а также об условиях (социально-экономических, правовых, политических, социокультурных) для реализации интересов женщин, одинаковых с мужчинами и специфических. Объект феминологии: 1) женщины как общественная группа; 2) организации, призванные оказывать содействие в ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Предмет феминологии – закономерности изменения положения и социальных ролей женщин как общественной группы. Исходная базовая теоретико-методологическая основа феминологии как науки – общецивилизационная теория, согласно которой все люди имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие, право на равные социальные возможности для реализации своих способностей независимо от расы, вероисповедания, пола, сексуальной ориентации и т.д.

Понятие и теоретико-методологическая база гендерной социологии


Введение в научный оборот понятия «гендер» (англ. gender – род), или социальный пол, ставило своей задачей закрепить в языке устоявшуюся идею о том, что социальные особенности полов определяются историческими и этнокультурными условиями и, таким образом, биологический пол (sex) не предполагает естественности, заданности тех или иных ролей мужчины и женщины.

Осознание гендерной принадлежности настолько распространено в нашем обществе, что мы воспринимаем его заложенным в генах. Нам трудно поверить, что гендерные различия постоянно создаются и воссоздаются именно в процессе человеческого взаимодействия и в то же время составляют основу социальной жизни и являются её организующим началом. Гендерное сознание и манера поведения, обусловленная принадлежностью к полу, настолько вошли в обиход, что обычно мы не придаем им значения.

Религия, язык, образование и культура настраивают на определенное ценностное восприятие обществом мужчин и женщин. В результате складываются определенные моральные нормы, основанные на гендерных различиях. Признание легитимности данных норм придает этим моральным нормам господствующий характер. В сложноорганизованных обществах господствующие социальные группы используют институты социального контроля (правительство, право, образование, медицину, армию, религию) для того, чтобы ужесточить моральные нормы, подавить или ослабить сопротивление против социального порядка, основанного на гендерных различиях.

Присутствующее во всех обществах убеждение в существенности различий между мужчинами и женщинами дает моральные основания для разделения труда по половому признаку: для мужчин – оплачиваемый труд вне дома (то есть труд, обеспечивающий экономическую свободу в обществе и экономическую власть в семье), для женщин – домашний неоплачиваемый труд. Род занятий, профессии, характер выполняемой работы во всех обществах разделяются на мужские и женские без сколько-нибудь достаточно рационального основания. Характер общественных взаимоотношений между полами, половое разделение труда зависят в большей степени от распределения власти, меры общественного признания, престижности занятий и профессий. В отличие от древнейших доклассловых обществ, в современных классовых обществах мужские и женские роли организованы иерархически, образуя так называемую половую стратификацию.

На уровне обыденного сознания существует четкая асимметрия в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин. Мужчины воспринимаются и оцениваются главным образом по своему общественному положению, роду занятий, социальным достижениям, а женщины – в системе семейных отношений.

Для современного человека идет постоянная работа по приписыванию половой принадлежности и одновременно работа по преодолению однозначности мужской и женской половой роли – работа по преодолению социально-психологических стереотипов маскулинности и фемининности.

В странах западного типа во второй половине ХХ века произошла резкая ломка традиционной системы половой стратификации, резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей.

  1. Половое разделение труда потеряло былую жесткость и нормативность, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий заметно уменьшилось.

  2. Большинство социальных ролей не диффиренцируется по половому признаку (например, директор гимназии, кондуктор автобуса).

  3. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной мере нивелируют традиционные различия в нормах поведения и психологии мужчин и женщин.

  4. Полоролевые различия всё чаще воспринимаются не как естественный природный закон, а как результат индивидуальных различий, вызванных наследственностью или воспитанием.

  5. Социальные функции мужчины и женщины становятся не иерархически соподчинёнными, а равноправными.

Ломка традиционной системы половой стратификации вызывает перемены и в социально-психологических стереотипах маскулинности и фемининности.

  1. Стереотипы становятся менее полярными, менее однозначными.

  2. Идеалы маскулинности и фемининности весьма противоречивы, сочетают в себе традиционные и современные черты.

  3. Стереотипы и идеалы учитывают не только мужскую, но и женскую точку зрения.

В современном обществе идет постоянная работа по преодолению социально-психологических стереотипов мужественности и женственности: работа на высших уровнях культуры, на уровне обыденного сознания и для любого из нас – в каждодневном реальном поведении, самовосприятии и оценке окружающих.

Гендерная социология – это отраслевая социология, изучающая закономерности формирования и развития полоролевой дифференциации общества, динамике сходств/различий в природном (биологическом) и культурном (социальном) существовании женщины и мужчины. Гендерная социология предполагает анализ социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. Этот анализ включает преимущественно социально-экономический и социально-культурный аспекты. По аналогии с социальным классом, национальностью, возрастом и другими социальными группами гендер рассматривается в контексте социального неравенства или социальной справедливости (беспристрастного отношения к женщине). В предметную область гендерной социологии обычно включаются: гендерные культурные стереотипы, роли и отношения, стратегии, взаимосвязь половой идентичности и социального поведения, исторические закономерности полового разделения труда и стратификации.

За рубежом в последние десятилетия гендерные исследования проводятся преимущественно на теоретической основе феминистских теорий, позволяющих значительно расширить традиционную социологическую проблематику.

В российской социологии можно условно выделить три подхода к анализу гендерной проблематики.

1. Ориентирование на марксистскую традицию феминизма, где во главу угла ставят вопросы женской занятости и равенства в социально-экономической сфере, причём в большинстве своём это женские исследования.

2. Объяснение гендерных реалий с позиции западных теорий общества, которые в условиях российской действительности могут оказаться неадекватными.

3. Беспристрастный анализ социополовых ролей, основывается на социокультурных особенностях нашей страны и использует не только феминистские, но и другие теории пола.

Изучение форм половой дифференциации и субординации позволяет студентам применить аналитические навыки к обсуждению проблем частной и публичной сфер, распознать формы гендерной стратификации, неравенства и социального исключения. Социокультурный анализ, фокусируясь на формах культурной репрезентации и социального конструирования гендера, углубляет понимание студентами механизмов воспроизводства гендерных стереотипов. В результате освоения курса студенты должны знать основные направления теоретического объяснения гендера, пользоваться методами сбора и анализа данных в гендерных исследованиях, при этом особенное внимание следует уделить качественной методологии: этнографическому наблюдению, интервью и анализу текстов.

На семинарских занятиях применяются методы дискуссии и кейс-стади, где от студентов ожидается активное участие в коллективном анализе на материалах обсуждений кинофильма и личного опыта студентов в системе образования. Готовясь к занятиям, студенты должны изучить основные и дополнительные источники, включая учебные и исследовательские материалы в области семьи и занятости, гендерной идентичности, кросс-культурного анализа, гендерной стратификации.

В процессе изучения курса студенты должны освоить гендерные аспекты социальной политики и социальной работы, связь гендерных исследований и профессиональной практики социального работника.

От студента ожидается углубленное понимание социальной работы как средства активизации социальных и индивидуальных ресурсов женщин и мужчин по предотвращению насилия и дискриминации, как составного компонента системы услуг по осуществлению позитивных изменений, улучшению качества жизни, реабилитации и социальному развитию. Студент должен уметь раскрыть роль социального работника и характер деятельности социальных служб в активизации гражданского участия и межсекторном взаимодействии.

Цель курса – накопление студентами знаний о гендерных особенностях современного общества для повышения эффективности социальной работы в условиях модернизации российского общества. Будущие специалисты социальной сферы в своей предстоящей деятельности должны учитывать факт отсутствия реальных равных возможностей для самореализации личности женщин, несмотря на определенный прогресс в деле эмансипации "слабого пола".

Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности. Вследствие этого учебный курс является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Данный курс формирует следующие компетенции: ПК-13, 23, 31.


1.2 Задачи изучения дисциплины


Задачи курса:

1) выработка цельного научного мировоззрения у студентов, основанного на национальных, международных документах и нормативных актах РФ, предусматривающих повышение социального статуса женщин в обществе;

2) изучение социальных факторов, обеспечивающих как общее, так и особенное в жизнедеятельности женщин и мужчин;

3) приобретение навыков гендерного подхода для проведения исследований и решения практических задач в социальной работе.


1.3 Межпредметная связь


Учебный курс «Феминология и гендерная социология» изучается после того, как студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы («Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная психология» и другие) и сформировано представление об ее смысле, содержании и методах исследований. Учебный курс «Феминология и гендерная социология» дает студентам представление о гендерных особенностях современного общества для повышения эффективности социальной работы в условиях модернизации российского общества, является основой для последующего написания гендерно ориентированных исследовательских компонентов курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Феминология и гендерная социология как науки имеют теоретико-прикладной характер и реализуются на междисциплинарной основе с привлечением различных отраслей, в том числе и знаний по проблемам социальной помощи населению и прежде всего женщинам и детям. Возникнув как составная часть гуманитарных знаний, феминология и гендерная социология обосновывают основные направления реализации социальной политики, предусматривающей внедрение эгалитарной теории.

Программа раскрывает систему основных понятий гендерного подхода, показывает междисциплинарный характер гендерных исследований, ориентирует студентов на сравнительный социально-исторический анализ гендерных отношений. Слушатель знакомится с особенностями возникновения и эволюции гендерных исследований за рубежом и в России, с основными понятиями и темами гендерных исследований в русле социальной антропологии, стратификационных теорий, социальной психологии, теории социальной работы, феминистических теорий, социологии семьи. Курс представляет основные модели объяснения гендерной социализации и обсуждает систему факторов, влияющих на формирование гендерной идентичности в современном мире.


2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

4










Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)










Аудиторные занятия:

1,5 (54)

1,5 (54)










лекции

0,5 (18)

0,5 (18)










практические занятия (ПЗ)

1 (36)

1 (36)










семинарские занятия (СЗ)

0

0










лабораторные работы (ЛР)

0

0










другие виды аудиторных занятий

0

0










промежуточный контроль

0

0










Самостоятельная работа:

1,5 (54)

1,5 (54)










изучение теоретического курса (ТО)

0,5 (18)

0,5 (18)










курсовой проект (работа):

0

0










расчетно-графические задания (РГЗ)

0

0










реферат

0,5 (18)

0,5 (18)










задачи

0

0










задания (тесты)

0,5 (18)

0,5 (18)










другие виды самостоятельной работы

0

0










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)


















3 Содержание дисциплины


3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

ЛР

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Феминология как наука и учебная дисциплина. Гендерология и гендерные исследования

0,1

(4)


0,015

(1)


0

0,25

(9)


ПК-13, 23, 31

2

Социальная феминология

0,1

(4)

0,5

(18)

0

0,25

(9)

ПК-13, 23, 31

3

Политическая феминология

0,05

(2)

0

0

0,25

(9)

ПК-13, 23, 31

4

Экономическая феминология

0,1

(4)

0,1

(4)

0

0,25

(9)

ПК-13, 23, 31

5

Семейная феминология

0,1

(4)

0,1

(4)

0

0,25

(9)

ПК-13, 23, 31

6

Гендерная социология

0

0,25

(9)

0

0,25

(9)

ПК-13, 23, 31


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса


Модуль 1: Феминология.

Раздел 1. Феминология как наука и учебная дисциплина. Гендерология и гендерные исследования

(аудиторные 0,05 кредита, 2 часа)

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconУчебный курс “Методы исследования в социальной работе” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа»
Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconИ финансов
Я (устный) (английский язык)», «Практический курс перевода 1 ия (письменный) (английский язык)», «Перевод деловой документации и...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины «Социология образования»
Дисциплина «Социология образования» является одной из основных дисциплин цикла дс и опирается на такие дисциплины, как общая социология,...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Математика. Часть 2» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Математика. Часть 2» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Математика. Часть 2» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая учебная программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Математика. Часть 2» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавра по направлению...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconПрограмма учебной дисциплинЫ «сопротивление материалов»
Дисциплина «Сопротивление материалов» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин (Б. 3)
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconА. А. Недоступ 16 ноября 2011 г
Дисциплина Алгебра и геометрия представляет собой одну из дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла фгос...
Учебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа» iconРабочая программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины “Политическая социология” федерального компонента цикла опд. Ф. 16 составлена для специальности “Социология”. Курс «Политическая социология»
Политическая социология” федерального компонента цикла опд. Ф. 16 составлена для специальности “Социология”. Курс «Политическая социология»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница