Гендерология и феминология учебно




Скачать 33,23 Kb.
НазваниеГендерология и феминология учебно
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер33,23 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ


Учебно-методическое пособие

для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ

специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения


Красноярск

СФУ

2012

УДК 364.696(07)

ББК 60.542.2я73

Г34


Составители Жижко, Е.В.


Гендерология и феминология: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е.В. Жижко. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 42 с.


Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр)


© Сибирский

федеральный

университет, 2012

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Уважаемые студенты!


При подготовке к семинарским занятиям от студента требуется:


  • Углубленное изучение и презентация тем с использованием разнообразных форм (доклады, проблемно-деловые игры, групповая работа, дискуссии и др.).

  • Обязательное выполнение всех контрольных письменных работ.

  • Привлечение новейшей научной литературы и нормативных актов при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям.

  • Написание реферата по одной из тем и защита его на семинарском занятии в группе.


Условные обозначения, используемые в данном тексте:


 – домашняя работа, которую необходимо выполнить письменно к семинару.



– работа, которая будет выполняться письменно на семинаре.


Практические занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

1

1

Феминология как наука и учебная дисциплина. Гендерология и гендерные исследования (4 часа)

На п/з выполняются индивидуальные письменные работы для последующей обработки и анализа в группе при изучении последующих тем (задание дается перед началом основного лекционного курса, для того чтобы получить незапрограммированную преподавателем информацию).

1. Опишите идеального мужчину и идеальную женщину: качества, внешность, одежда, профессия, что имеет (в окружении каких материальных ценностей вы его/её себе представляете)?

2. Почему вы до сих пор не создали свою собственную семью? При каких условиях вы её создадите?

3. Представьте себе, что вам 35 лет, у вас есть своя семья. Как выглядит ваш идеальный дом? Как проходит ваш совместный вечер?

4. Напишите свою автобиографию.

На каждой письменной работе фамилия студента не указывается, ставится только пол – М или Ж.

2

2

Мужчина и женщина: специфика психофизических
возможностей – теории о неполноценности женщин как стереотипные мужские представления о женщине, её месте и роли в жизни мужчины
(2 часа)

Форма проведения занятия – ролевая игра: "Судебное заседание".

Обвиняемый: Женщина.

Прокуроры – 3-5 человек, – обвиняют (по пунктам), пользуясь знаниями и социальным опытом, аргументируют идеи Ницше и Шопенгауэра.

Адвокаты – 3-5 человек, – защищают (по пунктам обвинения), пользуясь знаниями и социальным опытом, опровергают идеи Ницше и Шопенгауэра.

Присяжные заседатели – 3 человека – оценивают степень аргументированности высказываний обвинения и защиты.

Свидетели обвинения и защиты – все остальные участники семинара, которым можно выступать в двух качествах.

Играют все пришедшие на семинар, поэтому необходимо заранее продумать, какую роль выбрать, и подготовить аргументацию своих выступлений.

Отсутствие, молчание на семинаре или незнание материалов дела влечет за собой незачет по данной теме.

Литература:

  1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Соч. Т. 2. М., 1990. С. 46-48: О старых и молодых бабенках.

  2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. Соч. Т. 2. М., 1990. С. 353-358.

  3. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. Л., 1991. С. 185-196: О женщинах.

Задания:

1. Выписать высказывания, с которыми вы:

а) согласны, б) не согласны.

2. Подготовить аргументацию своей позиции.

3

2

Мужчина и женщина: специфика психофизиологических возможностей – биологическое и социальное в человеческой природе (1 час)

Вопросы:

  1. Современные представления о специфике психофизических возможностей мужчин и женщин.

  2. Биологическое и социальное в поведении современных мужчин и женщин.

Задания:

1. Выписать в два столбца психофизические различия мужчин и женщин, отмеченные Д. Бразерс.

2. Найти и аргументировать аналогии между поведением животных и людей (мужчин и женщин), отмеченные В. Дольником.

Литература:

  1. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах / Д. Бразерс. М., 1994. С. 11-49.

2. Дольник В. О брачных отношениях / В. Дольник // Знание–сила. 1989. № 7. С. 72-77.

Задание для работы в группах: составить таблицу

Делают только

мужчины

Делают скорее

мужчины

Делают и

мужчины, и женщины

Делают скорее женщины

Делают только

женщины



















4

2

Социальные мифы о женщине: женщина и мужчина в повседневном мифотворчестве (2 часа)

Вопросы:

  1. Миф о женщине-ведьме – сосуде дьявола.

  2. Современные мифы о мужчинах и их негативные последствия.

Задания для письменной работы на занятии:

  1. Что, по мнению Эрики Джонг, превращает женщину в «ведьму»?

  2. Какие причины, по мнению И.Р. Григулевича, привели к массовым процессам над женщинами-«ведьмами»?

Задания для работы в группах на занятии:

    • дискуссия по мифам о мужчинах: описание содержания мифа и его негативных последствий;

    • анализирование гендерного стереотипа «Мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага» и его цены, путем выявления выгод и потерь следования данному стереотипу.

Для мужчины

Для женщины

Выгоды

Потери

Выгоды

Потери



























5

2

Социальные мифы о женщине: стереотипы маскулинности и фемининности в современном российском обществе (1 час)

Вопросы для групповой работы:

  1. Мужской стереотип маскулинности.

  2. Женский стереотип маскулинности.

  3. Мужской стереотип фемининности.

  4. Женский стереотип фемининности.

  5. Гомосексуальность на фоне маскулинности.

  6. Гомосексуальность на фоне фемининности.

Анализ письменных работ студентов: «идеальный мужчина» и «идеальная женщина»: качества, внешность, одежда, профессия, что имеет (в окружении каких материальных ценностей вы его/её себе представляете)?

6

2

Социальная теория пола - изменение гендерного стереотипа: ассертивная женщина в современном мире (2 часа)


Вопросы:

  1. Признаки ассертивности.

  2. Факторы, формирующие ассертивное поведение.

  3. Факторы, способствующие формированию неассертивного поведения.

  4. Ассертивность и агрессивность: сходство и различия.

  5. Плюсы и минусы ассертивности для современной женщины на Западе и в России.

Задания:

1. Составить рекомендации родителям, желающим воспитать ассертивного ребенка: а) мальчика, б) девочку.

2. Продумать и показать тренинговые занятия по формированию ассертивности у молодых людей.

3. Дать собственное определение понятия «ассертивность».

Литература:

  1. Короленко Ц.П. Мифология пола / Ц.П. Короленко. Красноярск, 1993. (Глава "Ассертивная женщина". С. 46-70.)

7

2

Социальная теория пола: половозрастные характеристики и социальный статус женщины в современном российском обществе (1 час)

Вопросы для групповой работы:

  1. Соотношение численности, продолжительности жизни мужчин и женщин в современной России. Последствия такого соотношения.

  2. Соотношение количества браков и разводов в современной России. Абсолютное число разводов снижается. Почему?

  3. Соотношение численности мужчин и женщин среди студентов высших и средних учебных заведений в современной России. Последствия такого соотношения.

  4. Соотношение численности мужчин и женщин, работающих по найму/не найму в современной России. Последствия такого соотношения для социального статуса женщин.

  5. Соотношение численности работодателей среди мужчин и женщин в современной России. Последствия такого соотношения для социального статуса женщин.

  6. Соотношение численности мужчин и женщин среди госслужащих на федеральном уровне в современной России. Последствия такого соотношения для социального статуса женщин и их влияния на процесс принятия решений.

+

Задание для письменной работы на занятии:

  1. Доля (%) женщин среди землевладельцев (во всем мире).

  2. Доля (%) женщин в доходах (во всем мире).

  3. Доля (%) женщин среди бедных (во всем мире).

  4. Доля (%) женщин среди управленцев высшего звена (в развитых странах).

  5. Соотношение продолжительности жизни мужчин и женщин в современной России.

  6. Соотношение количества браков и разводов в современной России.

  7. Соотношение (%) численности мужчин и женщин в современной России.

  8. Соотношение численности мужчин и женщин среди студентов высших и средних учебных заведений в современной России.

  9. Соотношение численности мужчин и женщин, работающих по найму/не найму в современной России.

  10. Соотношение численности работодателей среди мужчин и женщин в современной России.

  11. Соотношение численности мужчин и женщин среди госслужащих на федеральном уровне в современной России.

  12. Соотношение уровней зарплат мужчин и женщин.

Вопросы для дискуссии:

  1. Что вы находите о б щ е г о в так называемых феминистских публицистических текстах? Чем они вас привлекают или отталкивают? Почему?

Литература:

  1. Равноправие женщин в обществе: Материалы «круглого стола». М., 2000 (красная книга).

8

2

Социальная теория пола: образ женщины и образ мужчины в средствах массовой информации и рекламе (1 час)

  1. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о женщине и ее социальном статусе в обществе.

  2. Традиции России по выпуску литературы о женщине и для женщины. «Новый облик» специальных женских изданий в условиях реформирования общества. Образ мужчины и образ женщины в современных российских печатных СМИ.

  3. Женская тематика, образ мужчины и образ женщины в современных российских телевизионных передачах. Пропаганда патриархатной точки зрения на роль женщины в семье и обществе.

  4. Образ мужчины и образ женщины в современной российской рекламе. Культивирование образа «домашней хозяйки». Эксплуатация внешнего облика, тела женщины.

«Круглый стол» – обсуждение подготовленных студентами работ и результатов их гендерных исследований.

1. Презентация выборочной научной литературы по проблеме.

2. Презентация результатов анализа телевизионной рекламы: женские типы в рекламе (в том числе соответствующие и несоответствующие патриархальным стереотипам), гендерные стереотипы в рекламе.

Карта наблюдения

проявления гендерных стереотипов

Наблюдаемые характеристики

Женщины

Мужчины

Индивидуальные психологические особенности







Работа: профессия, должность, статус







Семья: функции, контекст ситуации







Типичные атрибуты







Сексуальность и сексапильность, % открытости тела







Стереотипы поведения







3. Обсуждение примеров гендерно нейтральной рекламы: её признаки и необходимость. Составление рекламного видеоклипа, не содержащего гендерных стереотипов (работа в группах с последующим публичным представлением результатов).

4. Презентация результатов анализа образов мужчин и женщин в специализированных журналах («Men’s Health», «Playboy», «Coolgirl», «Лиза», «Космополитен», «Медведь» и др.).

9

3

Женский фактор в политике (4 часа)

Вопросы:

  1. Женщины-политические лидеры в истории человечества.

  2. Изменение положения женщин в ХХ веке. Роль ООН. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

  3. Женский фактор в зарубежной политике.

  4. Женский фактор в российской политике.

  5. Равные права мужчин и женщин и равные возможности их реализации.

10

4

Положение женщин в России в сфере труда и занятости: общемировые тенденции (2 часа)

Вопросы:

  1. Американская статистика по работающим женщинам, основные тенденции занятости женщин в последние десятилетия ХХ века.

  2. Понятие "управление". Модель военного управления как преимущественно мужская модель.

  3. "Лидерство" в понимании Джона Нэсбитта. Лидерство как преимущественно женская модель управления.

  4. Какие качества могут помочь женщинам стать лидерами в ХХI веке? Какие качества им следовало бы заимствовать у мужчин?

  5. Уход за детьми и престарелыми как две "домашние" проблемы, не позволяющие женщине работать так, как ей хотелось бы. Пути решения этих проблем.

Дискуссия:

    • Когда вы были ребенком/подростком, хотелось ли вам быть мальчиком/девочкой? Почему вам этого хотелось? Что вас устраивало в возможностях, которыми обладали представители другого пола?

    • Идет ли мир к андрогинности?

    • Почему андрогинность практически всегда престижна для женщины и не ощущается престижной многими мужчинами?

    • «Инфляция мужского» – проблема?

    • Какие преимущества может дать андрогинность современному мужчине?




Задание для письменной работы на занятии:

ТЕСТ (образец)

1. Количество работающих женщин в США со Второй мировой войны возросло на:

а) 150 %

в) 200 %

с) 220 %

2. Американские женщины в 1970-1990 гг. получили от новых рабочих мест, созданных в информационный век:

а) 1/5

в) 1/3

с) 2/3

д) 3/4

3. Самый большой тираж среди журналов для деловых кругов имеет:

а) Бизнес уик

в) Форбс

с) Уоркинг вумэн

д) Форчун

4. Если типичными промышленными работниками были … , то типичными информационными работниками являются … .

5. Сколько раз (по данным Министерства труда США) американец, начинающий работать в конце ХХ века, будет менять профессию?

а) 0

в) 2

с) 3

д) 4

е) 5

Литература:

  1. Нэсбитт Д. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы / Д. Нэсбитт, П. Эбурдин. М., 1992. 415 с. 90-е годы: десятилетие женщин в качестве лидеров. С. 245-273.

  2. Понуждаев Э.А. Основы гендерологии / Э.А. Понуждаев. М., 2003. (Гендерные стратегии общественного развития и управления персоналом.)

11

4

Положение женщин в России в сфере труда и занятости: российская ситуация (2 часа)

Задание для работы в парах: анализ содержания объявлений из газетных рубрик «Ищу работу», «Требуется…» и т.п. Презентация результатов.

Задание для работы в группах: существуют ли по-настоящему «мужские» и «женские» профессии? Приведите примеры:

Мужские

профессии

Почему?

Женские

Профессии

Почему?
















12

5

Семья в жизни женщины (2 часа)


Задания:

  1. Вспомните, как проводили с вами время отец и мать, когда вы были детьми?

    Мать

    Отец







  2. Проанализируйте, в чем заключаются отличия воспитательного воздействия мужчины и женщины на ребенка?

Характеристики

женского воспитания

Характеристики

мужского воспитания







3.В чем заключается педагогическая роль?

Матери в воспитании

Отца в воспитании

дочери

сына

дочери

сына













4. Существует выражение «женское счастье». Что под ним подразумевают? Существует ли «мужское счастье»? Если «да», то в чем оно заключается?

Задание для работы в парах: анализ содержания газетных объявлений о знакомствах: «Она ищет его», «Он ищет её» (объявления мужчин, находящихся в местах лишения свободы, анализировать отдельно), «Он ищет его», «Она ищет её». Презентация результатов.


13

5

Домашнее насилие в отношении женщин: причины мужской агрессивности в отношении женщин (2 часа)


Вопросы:

  1. Стереотипы мужской роли как причина жесткого обращения мужчин с женщинами.

  2. Культурные различия у мужчин, выросших в разных социально-культурных условиях, и их влияние на взаимоотношения с женщинами. Домашнее насилие, как процесс нарушения коммуникационных стратегий.

  3. Жесткое обращение как пример гипермаскулинной коммуникации.

  4. Виды помощи, оказываемой мужчинам с агрессивным поведением в западных кризисных центрах, причины, по которым эти виды помощи не всегда результативны.

Задание:

 Составить рекомендации мужчинам по преодолению агрессивного поведения в отношении женщин (детей).

Групповое обсуждение результатов.

Литература:

    1. Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин / Б. Леннер-Аксельсон. Барнаул, 1993. 103 с.

    2. Лауретис Т., де. Риторика насилия / Т. де Лауретис // Антология Гендерной Теории. Минск: Пропилей, 2000. С. 347-373.

14

6

Основные направления и результаты гендерных исследований (10 часов)


Доклады по результатам социологических или психологических гендерных исследований:

  1. Социальное положение женщин в обществе.

  2. Социальный статус мужчин и женщин в российском обществе.

  3. Влияние гендерных стереотипов на профессиональную деятельность.

  4. Социальная дискриминация женщин.

  5. Женщины – жертвы насилия. Социальная работа с ними.

  6. Женщины – жертвы преступлений.

  7. Женщины-правонарушительницы. Социальная работа с ними.

  8. Гомосексуальность женщин: причины и специфика.

  9. Социальная дискриминация женщин. Возможности социальной работы в ее преодолении.

  10. Женщина и стресс.

  11. Мужчина и стресс.

  12. Россиянки и явление трэффика.

  13. Отцовство как социальный институт: проблема формирования ответственного отцовства в современной России.

  14. Неполные семьи: стратегии выживания.

  15. Дети разведенных родителей: проблемы социализации.

  16. Гендерный аспект суицида.

  17. Экономическое положение многодетных семей.

  18. Ценность детей. Репродуктивное поведение в конце ХХ века.

  19. Женщина и занятость.

  20. Проблемы дискриминации на рынке труда.

  21. Женская безработица.

  22. Трансформация института современной семьи.

  23. Деятельность женских общественных объединений.


Методическое обеспечение самостоятельной работы
и контрольных работ для студентов очной
и заочной формы обучения



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Гендерология и феминология» включает в себя:

  • самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям (40 часов);

  • подготовку к промежуточному и итоговому тестовому контролю (15 часов);

  • выполнение контрольной работы (реферата объемом не менее 10 страниц) на предложенную тему (20 часов).

Задания на самостоятельную работу можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы. Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Гендерология и феминология» и в библиотеке на студенческом абонементе.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов можно разделить на три смысловых блока: «Вопросы для самоконтроля», «Контрольные работы», «Реферат».


Блок 1: «Вопросы для самоконтроля»

Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебно-методическую литературу и нормативные акты, подготовиться к промежуточному и итоговому тестовому контролю, а также сформировать необходимые компетенции.


Блок 2: «Контрольные работы»

По нескольким темам – студенты на семинарских занятиях будут выполнять контрольные работы по теоретическому материалу, требующему наиболее детального изучения. В Блоке 2 представлены задания и пояснения к ним для результативного выполнения контрольной работы. Студенты, систематически занимающиеся освоением данной учебной дисциплины и желающие получить автоматический зачет по результатам обучения в семестре, имеют возможность заранее подготовиться к выполнению контрольной работы.


Блок 3: «Реферат»

По одной из наиболее проблематизированных тем курса (Тема 10) каждый студент индивидуально выполняет реферативную работу, заранее согласовывая тему с преподавателем, ведущим семинарские занятия. В реферате должны быть отражены актуальные результаты гендерных исследований, проведенных ведущими отечественными или зарубежными авторами. Выполнение реферативной работы студентом и её публичная защита продемонстрируют уровень сформированных знаний и аналитических навыков.


БЛОК 1: Вопросы для самоконтроля


Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной.

В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является самокорректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу. Кроме того, необходимо, чтобы связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах.

При подготовке к семинарскому занятию студенту прежде всего необходимо просмотреть список вопросов для самоконтроля, и уже затем приступать к изучению и анализу литературы и других имеющихся по теме материалов. При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроляэто и есть в данном случае цель самостоятельной работы студента.

При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:

  • найти в текстах, словарях и т.д. и изучить термины;

  • проанализировать основные характеристики понятий, связанных с темой семинара;

  • изучить историю вопроса;

  • осуществить поиск теоретических основ предложенной для решения проблемы либо подбор доказательств, примеров и т.д.

В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается в случае: дословного цитирования, обзора существенных положений, наличия разных точек зрения на одну проблему. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у исследователя меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.


Модуль 1: Феминология

Раздел 1. Феминология как наука и учебная дисциплина. Гендерология и гендерные исследования

  1   2   3   4   5

Похожие:

Гендерология и феминология учебно iconПрограмма дисциплины дисциплина сд. Ф. 3 Гендерология и феминология
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»...
Гендерология и феминология учебно iconУчебный курс «Феминология и гендерная социология» входит в выборную часть профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Социальная работа»
«Социальная психология» и «Ювенология и социология молодежи» и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной...
Гендерология и феминология учебно iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Гендерология и феминология учебно iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...
Гендерология и феминология учебно iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Схемотехника ЭВМ
...
Гендерология и феминология учебно iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей экономического профиля «Государственное и муниципальное управление»
Результаты конкурса в номинации «Учебно-методический комплекс. Комплект учебно-методических материалов»
Гендерология и феминология учебно iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Операционные системы и среды»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Информационных технологий» и утвержден Учебно-методическим советом...
Гендерология и феминология учебно iconПсихогенетика ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический комплекс включает
Обновлённый учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психологии» и утверждён учебно методического совета по...
Гендерология и феминология учебно iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Менеджмент и маркетинг» (протокол №1 от 28. 08. 10) и утвержден учебно-методическим...
Гендерология и феминология учебно iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница