Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология»




Скачать 18,54 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер18,54 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
Министерство образования и науки краснодарского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Анапский сельскохозяйственный техникум»

Краснодарского края

(ГБОУ СПО АСТ КК)


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов 1 курса


КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Биология»

(для подготовки к зачету)


Составитель:

Матвеева Т. В.


2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Общая биология


  1. Химический состав клетки. Роль органических веществ в ее строении и жизнедеятельности.

  2. Фотосинтез и хемосинтез.

  3. Клеточная теория.

  4. Структура и функции клетки.

  5. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клетки.

  6. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование.

  7. Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция.

  8. Прокариоты и вирусы, их строение и функционирование. Вирусы - возбудители опасных заболеваний.

  9. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное и послезародышевое развитие.


Генетика


  1. Основы генетики. Гибридологический метод.

  2. Законы Менделя.

  3. Генотип и фенотип.

  4. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование.

  5. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Наследственные заболевания, их профилактика.

  6. Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции.

  7. Разнообразие сортов растений и пород животных - результат селекционной работы ученых. Закон Н. И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости.

  8. Гибридологический метод изучения наследственности. Первый и второй законы Менделя.

  9. Цитологические основы закономерностей наследования.

  10. Дигибридное скрещивание. Второй закон Менделя.

  11. Сцепление наследования генов. Генетика пола.

  12. Наследственные болезни человека, их лечение и профилактика.


Эволюция


  1. Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.

  2. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Его основные положения и значение.

  3. Вид, критерии вида. Популяции.

  4. Видообразование.

  5. Борьба за существование и естественный отбор.

  6. Приспособленность организмов - результат действия факторов эволюции. Относительный характер приспособленности.

  7. Искусственный отбор и селекция.

  8. Образование новых видов. Макроэволюция.

  9. Возникновение жизни на Земле.

  10. Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных.

  11. Движущие силы эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции. Основные стадии эволюции человека.


Экология


  1. Основы экологии. Экологические факторы.

  2. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними. Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию.

  3. Биомасса. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида.

  4. Изменения в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Агроценоз.

  5. Биосфера, ее границы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы.

  6. Круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии, обеспечивающий круговорот.

  7. Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

  8. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека, сохранение равновесия в биосфере как основа ее целостности.



ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.


1. Химический состав клетки. Роль органических веществ в ее строении и жизнедеятельности.


В клетках живых организмов содержится несколько тысяч веществ, участвующих в разнообразных химических реакциях. В состав живых клеток входят:

Кислород, водород, азот. В сумме эти элементы составляют почти 98 % всего содержимого клетки.

Неорганические соединения (вода, соли). Около 2/3 массы человека составляет вода. Соли создают среду, ускоряют реакции, способствуют выведению веществ.

Органические вещества – сложные углеродсодержащие вещества (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и АТФ).

Углеводы и жиры способны в организме превращаться друг в друга. Белки также могут преобразовываться в жиры и углеводы.

Функции углеводов:

энергетическая (кислородное расщепление глюкозы);

структурная (входят в состав покровов, хрящей);

участвуют в синтезе других органических веществ (например, жиров);

являются источником метаболической воды в организме (при расщеплении глюкозы до конечных продуктов).

Функции жиров:

входят в состав внутриклеточных структур;

выделяют энергию в результате процессов диссимиляции;

защищает клетку и организм от резких колебаний температуры и механических повреждений

запасают необходимое клетке вещество и энергию

являются источником метаболической воды

Функции белков в клетке:

строительная, синтез собственных специфических белков;

каталитическая, ускоряют химические реакции;

регуляторная, осуществляется с помощью гормонов;

двигательная, мышечные белки, с помощью которых осуществляется работа мышц;

транспортная, перенос кислорода и углекислого газа с помощью белка – глобина;

защитная, выработка белков – антител.


2. Фотосинтез и хемосинтез.

Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии света. Фотосинтез в растительных клетках идет в хлоропластах. Суммарная формула фотосинтеза:

6СО2 + 6Н2О + СВЕТ = С6Н2О6 + 6О2

Световая фаза фотосинтеза идет только на свету: квант света выбивает электрон из молекулы хлорофилла, лежащей во внутренней мембране тилакоида; выбитый электрон либо возвращается обратно, либо попадает на цепь окисляющихся друг друга ферментов. Цепь ферментов передает электрон на внешнюю сторону мембраны тилакоида к переносчику электронов. Мембрана заряжается отрицательно с наружной стороны.

Положительно заряженная молекула хлорофилла, лежащая в центре мембраны, окисляет ферменты, содержащие ионы марганца, лежащие на внутренней стороне мембраны. Эти ферменты участвуют в реакциях фотосинтеза воды, в результате которых образуется Н+; протоны водорода выбрасываются на внутреннюю поверхность мембраны тилакоида, и на этой поверхности появляется положительный заряд. Когда разность потенциалов на мембране тилакоидов достигает 200 мВ, через АТФ – синтетазы начинают проскакивать протоны, за счет энергии движения которых синтезируется АТФ.

В темновую фазу из СО2 и атомарного водорода, связанного с переносчиками, синтезируется глюкоза. Суммарное уравнение темновой стадии.

6СО2 + 24Н = С6Н2О6 + 6Н2О

Тилакоид – вырост внутренней мембраны хлоропласта. Для темновых реакций в хлоропласт непрерывно поступают исходные вещества и энергия. Оксид углерода поступает в лист из окружающей атмосферы, водород образуется в световую фазу фотосинтеза в результате расщепления воды. Источником энергии служит АТФ, которая синтезируется в световую фазу фотосинтеза. Все эти вещества транспортируются в хлоропласт, где и осуществляется синтез углеводов.

Хемосинтез – синтез органических соединений за счет энергии реакций окисления неорганических соединений. Хемосинтез свойственен для железобактерий и серобактерий. Первые из них используют энергию, освобождающуюся при окислении двухвалентного железа в трехвалентное; вторые окисляют сероводород до серной кислоты.


3. Клеточная теория.

Клетка – элементарная единица живой системы.

Клетка осуществляет обмен веществ и энергии, растет, размножается и передает по наследству свои признаки, реагирует на внешние раздражители и способна двигаться.

Она важнейшая составная часть всех живых организмов.

Клетка:

Основная единица строения и функционирования живого организма.

Саморегулирующая открытая система.

Клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.

Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани.

Дальнейшее совершенствование микроскопической техники, создание электронного микроскопа и появление методов молекулярной биологии открывают широкие возможности проникновения в тайны клетки, познании ее сложной структуры, многообразии протекающих в ней биохимических процессов.


4. Структура и функции клетки.

Органоиды – различные структуры живой клетки, которые отвечают за выполнение той или иной функции.

Клеточные структуры:

Цитоплазма. Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Большинство химических и физиологических процессов клетки проходят в цитоплазме.

Плазматическая мембрана. Каждая клетка животных, растений, грибов ограничена от окружающей среды или других клеток плазматической мембраной. Липиды в мембране образуют двойной слой, а белки пронизывают всю ее толщину. Функции: Cохранение формы клетки, защита от повреждений, регулятор поступления и удаления веществ.

Лизосомы – это мембранные органоиды. Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке.

Комплекс Гольджи. Поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в аппарате Гольджи. Здесь осуществляется накопление, упаковка, выведение органических веществ, образование лизосом.

Эндоплазматическая сеть – система синтеза и транспорта органических веществ.

Рибосомы. Прикреплены к мембранам эндоплазматической сети или свободно находятся в цитоплазме, на них синтезируются белки.

Митохондрии – энергетические органоиды. Здесь происходит преобразование энергии пищевых веществ в энергию АТФ, необходимую для жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Пластиды (лекопласты, хлоропласты, хромопласт). Функция: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов.

Клеточный центр (два цилиндра и центриоли, расположенные перпендикулярно друг другу). Является опорой для нитей веретена деления.

Клеточные включения – непостоянные образования. Плотные, в виде гранул включения содержат запасные питательные вещества (крахмал, белки, сахара, жиры) или продукты жизнедеятельности клетки, которые пока не могут быть удалены.

Ядро (две мембраны, ядерный сок, ядрышко). Хранение наследственной информации в клетке и ее воспроизводство, синтез РНК – информационной, транспортной, рибосомальной.


5. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клетки.

В строении и жизнедеятельности растительной и животной клеток много общего.

Общие черты растительных и животных клеток:

Принципиальное единство строения.

Сходство в протекании многих химических процессов в цитоплазме и ядре.

Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки.

Сходное строение мембран.

Единство химического состава.

У растительной клетки: способ питания автотрофный, присутствуют пластиды – органы, содержащие пигменты.

В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид. Нет в животной клетке и центральной вакуоли. Центриоль характерна для клеточного центра животных клеток.

Черты сходства указывают на близость их происхождения. Признаки различия говорят о том, что клетки вместе с их владельцами прошли длительный путь исторического развития.


6. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование.

Ген – участок молекулы ДНК, определяющий наследование того или иного признака. Это участок хромосомы.

Хромосомы – носители наследственной информации. Они содержат ДНК в комплексе с основным белком, РНК, кислые белки, липиды, минеральные вещества и фермент ДНК – полимераза, необходимый для репликации.

Функция хромосом – контроль над всеми процессами жизнедеятельности клетки.

Число, форма и размеры хромосом – главный признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера хромосом – причина мутации.

Ген – матрица для синтеза и-РНК, а и-РНК матрица для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК, синтеза и-РНК, белка – основа передачи наследственной информации от гена к признаку, которая определятся молекулами белка. Многообразие белков, их специфичность, многофункциональность – основа формирования различных признаков у организма, реализации заложенных в генах наследственной информации.

Наследственная информация передается путем репликации молекулы ДНК.


7. Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция.

Процесс биосинтеза белка включает в себя ряд последовательно протекающих событий:

В ядре клетки: репликация ДНК (транскрипция) информационная РНК

В цитоплазме с помощью рибосом: Информационная РНК (трансляция) белок

Синтез информационной РНК (и-РНК) происходит в ядре.

Транскрипция – процесс переписывания информации, содержащейся в генах ДНК на синтезируемую молекулу и-РНК.

Трансляция – процесс сборки молекулы белка, идущий в рибосомах.

Молекулы и-РНК выходят из ядра клетки через поры оболочки ядра и направляются в цитоплазму к рибосомам. Сюда же доставляются аминокислоты. Рибосома по цепочке и-РНК делает шаг, равный трем нуклеотидам. Аминокислота отделяется от т-РНК и становится в цепочку мономеров белка. Освободившаяся т-РНК уходит в сторону и через некоторое время может снова соединиться с определенной кислотой, которую будет транспортировать к месту синтеза белка. Таким образом, последовательность нуклеотидов в триплете ДНК соответствует последовательности нуклеотидов в триплете и-РНК


  1. Прокариоты и вирусы, их строение и функционирование.

Вирусы – возбудители опасных заболеваний.

Делятся на две группы: предъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты).

Прокариоты (к ним относятся бактерии):

нет организованного ядра;

в клетке содержится только одна хромосома, которая не отделена от остальной части клетки мембраной, а лежит непосредственно в цитоплазме. В ней записана вся наследственная информация;

в цитоплазме находятся многочисленные мелкие рибосомы.

функциональную роль митохондрий и хлоропластов выполняют специальные, довольно простые мембранные складки

клетки покрыты плазматической мембраной, поверх которой располагается клеточная оболочка или слизистая капсула.

Прокариоты являются типичными независимыми клетками.

Вирусы (неклеточные формы жизни):

нет цитоплазмы и других клеточных органоидов, собственного обмена веществ;

свои основные свойства живого (обмен веществ и размножение) они проявляют только внутри других клеток, вне клеток могут находиться в форме кристаллов;

состоят из многочисленных молекул белка и генетического материала, который может быть представлен ДНК или РНК. Белковая оболочка узнает клетки мишени и защищает генетический аппарат;

являются на внутриклеточном уровне паразитами, которые используют биохимический аппарат клетки для размножения.

Биологическое значение вирусов определяется их способностью вызывать различные заболевания. К числу вирусных инфекций человека относятся, например, грипп, корь, оспа, СПИД, вирусные гепатиты.


9. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное и послезародышевое развитие.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до конца жизни организма.

После оплодотворения наступают стадии:

- дробление (зигота делится митозом на две клетки). Две образующиеся клетки разъединяются, затем каждая клетка опять делится также на две и получается зародыш;

- гаструла – зародыш двухслойный, у него появляется кишечная полость, первичное ротовое отверстие, два слоя клеток – эктодерма и эндодерма;

- поздняя гаструла (у всех животных, кроме губок и кишечно-полостных). На этой стадии появляется третий слой клеток – мезодерма;

- нейтрулы (в зародыше хордовых) – формируется осевой комплекс, состоящий из хорды и нервной пластинки. В дальнейшем идет дифференцирование клеток: из эктодермы образуется покровный эпителий, эмаль зубов, нервная система, органы чувств, из энтодермы – эпителий кишечника, пищеварительные железы, легкие. Из мезодермы – скелет, мышцы, кровеносная система, выделительные органы, половая система.

Постэмбриональное развитие:

Прямое. Организм сразу после рождения сходен с взрослым, но меньшего размера.

Непрямое. Организм после рождения проходит промежуточные стадии (личинки, куколки и т.д.).

Различают непрямое развитие:

с неполным метаморфозом;

с полным метаморфозом.


ГЕНЕТИКА

  1   2   3   4

Похожие:

Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconКраткий курс лекций по Отечественной истории с древности до начала XXI века
Аксенов В. Б. Краткий курс лекций по отечественной истории с древности до начала XXI века. Часть От складывания древнерусского суперэтноса...
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconОсновы современной философии
Курс лекций: Учебное пособие для студентов специальностей направления «Экономика и управление»
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconУчебное пособие И. В. Михеева 2009 «Ветеринарно-санитарная экспертиза гидробионтов»
Курс лекций по ихтиологии. Ч взаимоотношения рыб с внешней средой. Учебное пособие
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconУчебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011
Учебное пособие предназначено для использования на уроке и для самостоятельного изучения темы «Первая медицинская помощь при состояниях,...
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconУчебное пособие для студентов II курса по немецкому языку «сборник текстов для чтения по некоторым темам 11 курса»
Настоящее пособие предназначено для студентов медицинских училищ, изучающих немецкий язык
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconУчебное пособие по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Учебное пособие предназначено для студентов III курса отделения французского языка факультета иностранных языков
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconШапиро А. Л. Историография с древнейших времён по хуііі век. Курс лекций
Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов / Гуманитар экономич негос ин-т Респ. Беларусь; Белорус ветвь Ассоц. «История...
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconПояснительная записка Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология»
Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология» подготовлен для студентов 1 курса фгоу спо «апэк», изучающих дисциплину на базе...
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconКурс лекций по дисциплине «основы архивного дела» Составитель: Н. В. Мулина
Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы архивного дела» для специальности 034702 «Документационное...
Учебное пособие для студентов 1 курса краткий курс лекций по дисциплине «Биология» iconМодуль пропедевтики терапевтической стоматологии информация о модуле
Казнму №1323Л от12. 07. 2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «пропедевтика терапевтической стоматологии» для студентов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница