Программа формирования экологической культуры, здорового




Скачать 29,64 Kb.
НазваниеПрограмма формирования экологической культуры, здорового
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер29,64 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Программа формирования экологической культуры, здорового

безопасного образа жизни


Пояснительная записка


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в МБОУ «СОШ № 5» составлена в соответствии с определением Стандарта — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование установок на здоровое питание;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженния двигательной активности, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни в МБОУ «СОШ № 5» составлена на основании следующих нормативных документов:



  • Конституции РФ;

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  • Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 – ФЗ « Об охране окружающей среды»;

  • Экологическая докторина РФ, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225 – р;

  • Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002 – 2010 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 860.

  • Письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

  • Письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» // Официальные документы в образовании – 2003, №3;

  • Приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» // Официальные документы в образовании 20/2002;

  • Письма Минобразования «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»// Официальные документы в образовании - 2002, №26.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни составлена в соответствии с определением Стандарта и представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение экологической культуры школьника и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Цель и задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Основная цель настоящей программы — сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

• сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Участники программы:

Учащиеся;

Классные руководители;

Учителя – предметники (ОБЖ, физкультура и др.);

Школьные специалисты (психолог, логопед, социальный педагог);

Педагоги дополнительного образования;

Родители.


Программа формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования составлена с учётом факторов риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей:

  • не всегда обязательное соблюдение санитарных норм;

  • не сформирована потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • не соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса;

  • профессиональные ошибки педагогов - нерациональная организация учебного процесса, повышенный уровень перегрузок за счет домашних заданий;

  • недостаточное внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках;

  • недостаточное взаимодействие с родителями;

  • недостаточное взаимодействие в части просветительской и профилактической работы с работниками медпункта;

- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

- особенности отношения обучающихся младшего школь­ного возраста к своему здоровью, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.


Стратегии воспитания экологической культуры здоровья в младшем школьном возрасте:

- учет психологических и психофизиологических характеристик возраста;

- опора на зону актуального развития;

- ценности здоровья и здорового образа жизни;

- создание благоприятного психологического климата;

- обеспечение рациональной организации учебного процесса;

- целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию;

- эффективная физкультурно-оздоровительная работа;

- организация рационального питания.


Программа строится на следующих принципах:

  • научной обоснованности,

  • последовательности,

  • возрастной и социокультурной адекватности,

  • информационной безопасности и практи­ческой целесообразности.




Этапы организации работы образовательного учреждения

по реализации программы


Работа образовательного учреждения по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть реализована в два этапа.

Первый этап (2011-2012г.г.) — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

• организации проводимой и необходимой для реализации программы просветительской работы образовательного учреждения с обучающимися и родителями (законными представителями);

• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап (2012-2015г.г.)— организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы образовательного учреждения по данному направлению.

1. Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:

• внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

• лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;

• проведение «дней здоровья», конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни;

• создание в школе общественного совета по реализации Программы, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей физкультурно-оздоровительного клуба «Антарес», специалистов по охране окружающей среды.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

• проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;

• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.


Направления реализации программы





Создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать 2-х разовое горячее питание.

В школе работают 2 оснащенных спортивных зала, имеется спортивные площадки, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе работает медицинский кабинет, оборудованный процедурным помещением.

Эффективное функционирование созданной экологически безопасной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

- 2 педагога-психолога,

- логопед,

- дефектолог,

- медицинская сестра,

- фельдшер,

- три учителя физической культуры.

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию образовательного учреждения.


Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК.

Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни, экологическую культуру. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, охраной природы укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Что такое окружающий мир», «Из истории Земли», «Главная особенность Земли», «Мы – часть окружающего мира», «Общий взгляд на Землю», «Как изучают окружающий мир», «Взаимодействие сил природы» и др. и темы: «Природа – первый «учебник» человека», «Значение воды и воздуха на Земле», «Царство живой природы», «Зависимость растений от природных условий», «Жизнь современного человека», «Законы современной жизни», «Органы чувств человека», «Человек и прода».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, активного отдыха летом и зимой, сохранения природы, братьев наших меньших, правила поведения в быту.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Литературное чтение» изучаются произведения формирующие бережное отношение к природе, окружающей среде, безопасному образу жизни: «Воробьиное озеро» Ю. Коваль, «Что я люблю» В.Ю. Драгунский, русские народные сказки, «Красота» С.Г. Козлов, «Листопад» И. Бунин, «Рассказы из «Азбуки»» Л.Толстой и т.д.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях. Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы учебника, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

В курсе «Математика» часто используются задачи с «природным» содержанием, при решении которых актуализируются знания учащихся об окружающем мире, природе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников, в течение всего учебно-воспитательного процесса.


Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности, психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности каждого педагога.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально- творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы: исследовательская работа во время прогулок, в музее, деятельность классной или школьной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, мини-проекты, дискуссионный клуб, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья.


Организация спортивно-оздоровительной и экологической работы

Система спортивно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

• введение третьего часа физической культуры;

• полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);

• рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организацию динамической паузы;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад и т. п.).

В школе созданы условий для воспитание у учащихся экологической культуры, экологически целесообразного поведения, для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной деятельности, осуществление действенной заботы об окружающей среде, через следующие формы работы:

  • образовательный модуль «Ландшафтное проектирование».

  • Акция: «Украсим любимую школу» (озеленение классных комнат, коридоров, территории школы).

  • Акция «Кормушка» (изготовление кормушек для птиц);

  • Акция «Скворечник» (изготовление скворечников и дуплянок).

  • Месячник экологической и природоохранной деятельности «Цвети, Земля».

  • Конференция «Экология и здоровый образ жизни».

  • Проведение тематических классных часов, бесед, КТД.

  • Конкурс плакатов и рисунков «Мы в ответе за нашу планету».

  • Праздник «День Земли».

  • Экологическое лото.

  • Акция «Чистый город, чистая школа».

  • Спортивно – экологическая игра «Друзья природы».

Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.


Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются модифицированные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и экологической культуры:

- баскетбол,

- волейбол,

- футбол,

- общефизическая подготовка,

- дзюдо,

- лыжные гонки,

- хореография,

- настольный теннис,

- конькобежный спорт,

- биатлон,

- «БОС - здоровье»,

- «здоровое питание»,

- «Я – гражданин РФ»,

- «природа и фантазия»

- юный инспектор движения.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности всех педагогов.

Преподавание дополнительных образовательных курсов, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, факультативные занятия, занятия в кружках, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, организацию тематических дней здоровья.


Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны, укрепления здоровья и формирования экологической культуры детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;

• привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, озеленению пришкольной территории;

• создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации образовательного учреждения, всех педагогов.


Основные направления, формы и методы реализации программы


На этапе начальной школы на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционального переживания.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Основные виды деятельности обучающихся: учебная, учебно-исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно-полезная.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть организована по следующим направлениям:

  • создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

  • использование возможностей УМК в образовательном процессе.

  • организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • организация спортивно-оздоровительной и экологической работы;

  • реализация дополнительных образовательных курсов;

  • организация работы с родителями (законными представителями).

Критерии и показатели эффективности деятельности

образовательного учреждения.


Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни, утомляемости и адаптации обучающихся.

Итоги мониторинговых процедур включены в доступный широкой общественности ежегодный отчёт МБОУ «СОШ № 5».

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы: на уроках - в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности - в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Выделяются следующие критерии эффективной реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

• высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной или региональной системе образования;

• отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;

• повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;

• снижение уровня социальной напряжённости в детской и подростковой среде;

• результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;

• положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).

  1   2   3

Похожие:

Программа формирования экологической культуры, здорового iconПримерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Реализация Программы должна обеспечивать развитие личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной...
Программа формирования экологической культуры, здорового iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Мегион 2011
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Путешествие в страну здоровья (далее – Программа)
Программа формирования экологической культуры, здорового iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!»

Программа формирования экологической культуры, здорового iconАдминистрации кстовского муниципального района муниципальное бюджетное
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового iconОсновной образовательной программы начального общего образования целевой раздел
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового icon«Степновская средняя образовательная школа» Ленинского района Волгоградской области утверждён
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №1 г. Десногорска
Программа формирования экологической культуры, здорового iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Программа формирования экологической культуры, здорового iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница