Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»




Скачать 60,02 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
страница1/11
Дата03.02.2016
Размер60,02 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело

(Methods Handbook)


Часть I


Казань 2012


УДК 616.1/.3(075.8)+616.6(075.8)

ББК 54.1я73


Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Составители:

заведующий кафедрой, д.м.н., профессор В.Н. Ослопов; д.м.н., доцент Н.Р. Хасанов; к.м.н., доцент О.В. Богоявленская; д.м.н., профессор О.В. Булашова; к.м.н., доцент И.М. Каримов; к.м.н., ассистент М.А. Макаров; ассистент М.И. Малкова; к.м.н., доцент Ю.В. Ослопова; к.м.н., доцент А.Р. Садыкова; ассистент Е.В. Хазова; к.м.н., ассистент Д.Н. Чугунова; к.м.н., ассистент А.Р. Шамкина

Рецензенты:

декан медико-профилактического факультета, заведующий кафедрой биохимии КГМУ, профессор, д.м.н. И.Г.Мустафин;

заместитель главного врача по лечебной работе ГАУЗ «ГКБ№2» г. Казани З.М.Фатыхова


Учебно-методическое пособие по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для обучающихся по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело (Methods Handbook). Часть I / В.Н. Ослопов, Н.Р.Хасанов, О.В.Богоявленская и др. // под общ. ред. профессора В.Н.Ослопова. – Казань: КГМУ, 2012. – 121 с.

Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) по специальности 060105.65 «Медико-профилактическое дело» и рабочей программой по дисциплине.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета КГМУ.


© Казанский государственный медицинский университет, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………….………....

4

Учебно-тематический план по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»……………………………………...…

23

Программа лекций по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней …….………..……………………….…

26

Тезисы лекций ………………………………………………...

28

Формы контроля освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования студентом……………………………..……………………..…

96

Система рейтинговой оценки успеваемости, знаний студента………………………………………………….….….

114

Приложение. Учебно-методическое обеспечение по пропедевтике внутренних болезней……….……………...….

116



ВВЕДЕНИЕ


Обращение к обучающимся


Уважаемые студенты!

Вы приступаете к изучению основополагающей и первой клинической медицинской дисциплины – пропедевтики внутренних болезней.

Пропедевтика внутренних болезней означает «введение в область терапии» (греч. pro – перед, paideuo – обучаю, т.е. «подготовительное обучение»). Она делится на диагностику и частную патологию. Раздел диагностики делится, в свою очередь, на методологию исследования и семиотику, или симптоматологию.

Выдающийся русский терапевт С.П.Боткин писал: «Медицина как наука дает известную сумму знаний, но самоё знание не дает еще уменья применять его в практической жизни». Это умение приобретается опытом или, как говорил другой русский клиницист М.Я.Мудров, «собственным упражнением при постелях больных». «Мало знать, лишь умение делает нас могущественными» (китайская мудрость).

Главная задача пропедевтики внутренних болезней – научить вас методам исследования, правилам диагностики и заложить основы этого «умения» врачевания.

Несмотря на широкое распространение современных инструментальных и лабораторных методов диагностики, основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос, осмотр (инспекция), ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация), научиться которым вы сможете в процессе изучения нашей дисциплины.

Вы впервые приходите в клинику на 2 курсе и начинаете общаться с пациентами с позиции врача. И сразу, с первого шага на врачебном поприще, вам необходимо овладеть очень сложной и важной наукой взаимоотношения с пациентами, цель которой – выздоровление или облегчение страданий больного. «Профессия врача – это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это», – писал А.П. Чехов.

Несмотря на все бóльшую технизацию обследования больного значение классических приемов диагностики – детального расспроса и последовательного, тщательного объективного (или иначе так называемого физикального, или физического) исследования – остается очень важным. Владение этими приемами и их результативное применение, с одной стороны, несомненно, определяет профессиональную культуру врача, а с другой стороны – создает особую доверительную атмосферу взаимодействия врача с больным, тот комплайнс, от которого во многом зависит успех лечения.

Вы самостоятельно будете расспрашивать больного (собирать анамнез), проводить осмотр больных, вы научитесь проводить пальпацию, перкуссию, аускультацию, сможете правильно интерпретировать полученные данные для постановки диагноза, напи́шете историю болезни. Но, чтобы овладеть этими практическими навыками, необходимыми и современному врачу, вам придется много трудиться. «Отец» медицины Гиппократ подчеркивал, что только серьезное обучение является основой успешной деятельности врача, и «сюда же необходимо еще присоединить многолетнее прилежание, чтобы учение, укоренившись прочно и глубоко, принесло зрелые плоды». Работая у постели больного, вам придется много читать. Крупнейший русский терапевт М.П.Кончаловский говорил, что работа в клинике подчиняется одному простому закону: «Больной – книга, книга – больной». Вы поймете: «Чтобы быть хорошим врачом, необходима непрерывная, неутомимая работа, и только врач, делающий все от него зависящее, чтобы быть на высоте современного уровня медицины, может считать себя добросовестно исполняющим свой долг. А в этом сознании исполненного долга и заключается единственная опора врача на его трудном пути» (Н.Я.Чистович1).

Любите пропедевтику, изучайте пропедевтику и осваивайте ее. Желаем удачи!


Цель освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» является обучение студентов методам исследования и правилам диагностики заболеваний внутренних органов в процессе клинической подготовки молодого специалиста, формирования важных профессиональных навыков обследования больного, основ клинического мышления, а также биомедэтики.


Место дисциплины в структуре ФГОС ВПО


Дисциплина «Пропедевтика внутренних болезней» относится к профессиональному циклу дисциплин (С.3)1.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются:

- в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (С.1), в том числе при изучении философии, биомедэтики, психологии и педагогики, истории медицины, латинского языка;

- в цикле математических, естественно-научных дисциплин (С.2), в том числе при изучении физики, математики, медицинской информатики, химии, биологии, биохимии, нормальной анатомии.

Пропедевтика внутренних болезней является предшествующей для изучения таких дисциплин, как внутренние болезни, инфекционные болезни, медицинская реабилитация, физиотерапия, клиническая фармакология, а также для прохождения производственных практик «помощник медицинской сестры», «помощник врача».


Специфика изучения дисциплины, значение изучаемой дисциплины для практической деятельности специалиста


Важнейшими требованиями качественного медицинского образования являются преемственность и последовательность, особая роль при этом отводится пропедевтике внутренних болезней. Эта дисциплина является неотъемлемой фундаментальной ча­стью клинической подготовки молодого специалиста. В результате ее изучения у студентов форми­руются важные профессиональные навыки обследования больного, основы клинического мышления, а также биомедэтики (устар. медицинская деонтология), поскольку начинается работа у постели больного. Не овладев в совершенстве этими главными составляющими пропедевтики, трудно рассчитывать на качественную подготовку врача любой специальности на старших курсах.

Полноценное усвоение материала при изучении пропедевтики   внутренних   болезней  является необходимым условием для успешного обучения на кафедрах внутренних болезней № 2, инфекционных болезней, а также кафедрах хирургического профиля.


Результаты обучения в органической увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе


Изучение пропедевтики внутренних болезней ставит своей целью разрешение следующих вопросов:

- освоение методики обследования больных, в первую очередь физикальными методами, получение практических навыков;

- изучение семиотики, отдельных симптомов, выявляемых при обследовании больных, понимание их патогенеза;

- объединение выявляемых симптомов в синдромы, подготовка к врачебному мышлению;

- знакомство с основными нозологическими формами болезней («частная патология»),

- умение трактовать результаты лабораторных исследований,

- знакомство с основами электрокардиографии.


Перечень задач, которые обучающиеся должны решать по окончании изучения пропедевтики внутренних болезней, лучевой диагностики:

  • непосредственное исследование больного (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение артериального давления, исследование артериального пульса);

  • знание основных клинических симптомов и синдромов заболеваний внутренних органов и патогенетических механизмов их возникновения;

  • знание симптоматики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной (классической) форме;

  • трактовка результатов лабораторной и инструментальной диагностики заболеваний внутренних органов (общий и биохимический анализ крови, анализы мочи, исследования плеврального содержимого, анализы мокроты, анализы кала);

  • владение основными навыками диагностического процесса (основами клинического мышления);

  • знание основных принципов медицинской этики.

Перечень утвержденных ФГОС ВПО по специальности 060105.65 «Медико-профилактическое дело» общекультурных компетенций (ОК), профессиональных компетенций (ПК), которые должны быть сформированы в результате изучения, в том числе, пропедевтики внутренних болезней изложен в рабочей программе по дисциплине.

Основные компетенции, которые формируются в процессе изучения дисциплины:

- готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение политической культурой, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1);

- способность и готовность к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов (ПК-10);

- способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения (ПК-16);

- способность и готовность к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики (ПК-19);

- способность и готовность к постановке предварительного клинического диагноза (ПК-20);

- способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками (ПК-25);

- способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-36).


Перечень вопросов, квалификационных требований, которые обучающийся должен знать и уметь, которыми должен владеть по окончании изучения дисциплины:

1) в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здо­рового и больного человека;

- причины и факторы риска возникновения основных патологических процессов в ор­ганизме и механизмы их развития;

- основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внут­ренних органов и патогенетический механизм их возникновения;

- симптоматологию наиболее распространенных заболеваний внут­ренних органов, протекающих в типичной (классической) форме;

- основные принципы лечения больных с заболеваниями органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеотделения;

- симптоматологию и основные принципы оказания медицинской помощи при некоторых основных неотложных состояниях;

2) в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- провести расспрос больного (и/или) родственников и получить пол­ную информацию о заболевании, установив возможные причины (и/или возможные триггерные механизмы) его воз­никновения в типичных случаях;

- провести физическое обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД, определение свойств артериального пульса и т.п.) и выявить объективные признаки заболевания;

- составить план дополнительного лабораторного и инструменталь­ного исследования больного;

- самостоятельно диагностировать основные клинические синдромы и обосновать этот диагноз;

- установить клинический диагноз наиболее распространенных забо­леваний внутренних органов, протекающих в типичной (классической) форме, и обосно­вать этот диагноз;

- расшифровать ЭКГ в 12 отведениях здорового человека, а также больных с нарушениями ритма и проводимости, гипертрофией миокарда желудочков и предсердий, инфарктом миокарда и другими формами ИБС;

- оценить результаты общего анализа крови, мочи, мокроты, кала, анализа желудочного и дуоденального содержимого, плеврального выпота, а также биохимического анализа крови;

- уметь изложить результаты обследования больного в виде истории болезни с обоснованием диагноза и объяснением патогенеза симптомов;

- оказать неотложную помощь при наиболее распространенных ургентных состояниях.

3) в результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть методами общего клинического обследования больных и интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики:

- расспрос больного (сбор анамнеза),

- общий осмотр,

- осмотр грудной клетки,

- пальпация грудной клетки,

- сравнительная перкуссия легких,

- топографическая перкуссия легких,

- аускультация легких,

- осмотр области сердца,

- пальпация области сердца,

- перкуссия относительной и абсолютной тупости сердца,

- аускультация сердца,

- исследование вен и артерий,

- исследование артериального пульса,

- измерение артериального давления по методу Короткова (на руках и ногах),

- осмотр живота,

- перкуссия живота,

- поверхностная ориентировочная пальпация живота,

- методическая глубокая скользящая пальпация по В.П.Образцову – Н.Д.Стражеско,

- аускультация живота,

- осмотр области печени и селезенки,

- перкуссия печени,

- пальпация печени и желчного пузыря,

- перкуссия селезенки,

- пальпация селезенки,

- осмотр поясничной и надлобковой областей,

- пальпация почек,

- пальпация щитовидной железы,

- чтение и трактовка клинического анализа крови,

- чтение и трактовка биохимического анализа крови,

- чтение и трактовка анализов мочи (общего, по Нечипоренко, по Зимницкому, по Аддису – Каковскому),

- чтение и трактовка ре­зультатов анализа желудочного сока,

- чтение и трактовка ре­зультатов проведения дуоденального зондирования,

- чтение и трактовка копрологического анализа,

- чтение и трактовка анализа мокроты,

- чтение и трактовка анализа плевральной жидкости,

- антропометрическое исследование,

- термометрия тела, регистрация и интерпретация температурных кривых,

- техника записи ЭКГ в 12 отведениях,

- расшифровка ЭКГ, анализ ЭКГ, оформление протокола ЭКГ.


Количество зачетных единиц и объем часов,

предусмотренных ФГОС ВПО, учебным планом

по специальности 060105.65 «Медико-профилактическое дело»

на изучение дисциплины

«Пропедевтика внутренних болезней»


Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц. Общий объем часов – 216 ч. Общий объем аудиторных часов – 120 ч. Объем часов, предусмотренных на лекции – 32 ч. Объем часов, предусмотренных на практические занятия – 88 ч (из них 4 ч – на интерактивные формы обучения). Объем часов, выделенных на самостоятельную работу – 60 ч.


Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекции по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» читаются в аудиториях КГМУ в соответствии с расписанием.

Практические занятия проводятся в соответствии с расписанием на базе городских клинических больниц г. Казани:

1) ГАУЗ «ГБ №11»: ул. Максимова, 34/24 (2 учебных комнаты);

2) ГАУЗ «ГКБ №7»: ул. Чуйкова, 54 (1 учебная комната);

3) ГАУЗ «ГКБ №2»: ул. Музыкальная, 13 (1 учебная комната);

4) ГАУЗ «ГКБ №9»: ул. Гагарина, 95 (2 учебные комнаты).

Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения:

  1. таблицы по всем темам пропедевтики внутренних болезней (583 шт.);

  2. электрокардиограммы.

В процессе обучения используются тонометры пневматические Digital sphygmomanometer (A&D Medical) mercury-free: тонометр пневматический A&D UA-201(1997), тонометр пневматический A&D UA-101 (2008), тонометр пневматический A&D UA-201(2008); фонендоскопы: фонендоскоп A&D (1997), фонендоскоп A&D (1999), фонендоскоп A&D (2003), фонендоскоп A&D (2004), фонендоскоп A&D (2005), фонендоскоп A&D (2008); термометры электронные A&D (2008).

Перечень учебных фильмов:

- «Пропедевтика внутренних болезней» (автор Е.Гусева, главный научный консультант профессор В.В.Мурашко, научные консультанты профессор А.В.Струтынский, профессор С.Б.Фельдман; 30 мин),

- «Диагностика гипертонической болезни» (автор Е.И.Чазов),

- «Ультразвуковое сканирование» (авторы Ю.Будкевич, Т.Стручкова, научный консультант профессор Л.Д.Линденбратен; 7 мин),

- «Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки» (авторы О.Б.Бобылева, В.И.Маколкин, научные консультанты профессор З.А.Бондарь, профессор М.И.Кузин, профессор М.М.Сальман, к.м.н. В.А.Виноградов; 38 мин),

- «Исследование функционального состояния ЖКТ»,

- «Электрокардиография» (авторы Чебышев, Ю.Розинов, научный консультант профессор И.И.Сивков; 18 мин),

- «Биологические мембраны и методы их исследования» (автор И.Захарова, научные консультанты профессор А.Арчаков, профессор В.Рувин, профессор А.Николаев; 20 мин), - Видеокурс по методам физикального обследования человека. Том 1. Исследование грудной клетки и легких, исследование живота,

- Интерактивный атлас «Основы диагностики внутренних болезней»,

- Аудиопособие для студентов «Тоны и шумы сердца»,

- Аудиопособие для студентов «Физиология и патофизиология тонов и шумов сердца»,

- Цветной видеоатлас по гематологии,

- Видеозаписи по эхокардиографии (3),

- Электронные презентации и слайды (для overhead) по лекционному курсу.

Перечень оборудования:

Компьютер – Celeron с монитором, оверхэд Quadra Vega F, сканер Epson Perfection 1260 видеомагнитофон Panasonic, телевизор «Рубин», принтер Samsung SCX4200, ноутбук Acer AS5102 WLMi, проектор LG DX130 DLP, проигрыватель DVD, Samsung V5500, пульт дистанционного управления Logitech, система звукоусиливающая переносная Fender Passport PD150, система радиомикрофонная с петличным микрофоном Shure ETPO, система радиомикрофонная с ручным микрофоном Shure ETV58D, сканер Epson 3590.

Перечень доступных электронно-библиотечных систем:

- внутривузовская электронная библиотека,

- Cardiosource - доступ к кардиологическим журналам. http://www.cardiosource.com,

- американская коллегия кардиологов (ACC). http://www.acc.org/,

- кардиологический сайт с демонстрациями http://www.med.umich. edu/lrc/cardiax/cardiaxnew/cardiax.html,

- ЭКГ.ru - информационный ресурс по электрокардиографии - стандарты, книги, конференции, публикации и др. http://www.ecg.ru,

- диагностика и лечение заболеваний внутренних органов - информационная система поддержки врача-терапевта в Интернет. http://www.soros.karelia.ru/projects/1998/diagnostika/main.htm,

- «Российский гастроэнтерологический журнал» - ежеквартальный научно-практический журнал. http://www.medi.ru/doc/67.htm

- консультант студента – электронная библиотека медицинского вуза. http://www.studmedlib.ru/.

Web-адреса ЭБС:

ЭБС "Консультант студента" www.studmedlib.ru/  

База клинических знаний MD Consult www.mdconsult.com

Wiley Online Library www.interscience.wiley.com

Патентные базы данных компании Questel www.orbit.com

Электронная Научная Библиотека е-LIBRARY.RU www.elibrary.ru

Электронный каталог НБ КГМУ www.kgmu.kcn.ru:8888/cgibin/

В библиотеке КГМУ внедрена автоматизированная библиотечная система «ИРБИС» (irbis64r_01/cgiirbis_64.exe). Вы имеете возможность не только проконтролировать правильность отражения взятых книг в электронном формуляре, но и осуществлять предварительный заказ литературы из фонда НБ КГМУ через Web-ИРБИС.

Учебно-методические материалы по дисциплине размещены на кафедральном сайте http://oslopov-kazan.ru (доступ через сайт КГМУ www.rgmu.kcn.ru).


Порядок допуска в аудитории


Допуск в учебные комнаты на клинических базах кафедры осуществляется в соответствии с расписанием, графиком консультаций и отработок пропущенных занятий, размещенных на кафедральных стендах и сайте кафедры.

Режим работы библиотеки КГМУ: с 8.30 до 17.30, читальные залы – с 8.30 до 18.30, выходной день – воскресенье.


Права и обязанности студента, требования к обучающимся, касающиеся учебного процесса и учебной деятельности


Нормативно-правовые документы,

определяющие и регулирующие права и обязанности студента

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2010) по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело.

  3. Устав государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (2011).

  4. Стратегия Казанского ГМУ, утвержденная Ученым Советом КГМУ 30 октября 2009 г.

  5. Правила внутреннего распорядка Казанского ГМУ (2012).

  6. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Казанского государственного медицинского университета (2010).

  7. Положение о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Казанского государственного медицинского университета (2003).

  8. Положение «О порядке ликвидации академических задолженностей в Казанском государственном медицинском университете» (2009).

  9. Действующие санитарные и противопожарные правила и нормы.

Посещение занятий

Для того чтобы успешно освоить дисциплину, студент должен посещать все учебные мероприятия, которые регулируются учебным расписанием, утвержденным учебной частью КГМУ. Таким образом, студент обязан посещать все лекции и практические занятия. Присутствие студентов фиксируется лектором, преподавателями и старостами групп.

Причиной отсутствий может быть только уважительная причина, подтверждённая официальным документом (медицинской справкой, справкой из деканата),

В случае заболевания или других причин, по которым студент не может присутствовать на занятиях, он должен поставить в известность деканат и кафедру, предоставить медицинскую справку или другой документ (например, справку из деканата, Управления по воспитательной работе и др.), объясняющий его отсутствие на аудиторных занятиях. Однако это не освобождает студента от отработки занятий. Студенты, которые пропустили более двух занятий без уважительной причины (без предоставления документов), будут вызваны на беседу с заведующим кафедрой и могут быть допущены к занятиям только с разрешения деканата.

Ликвидация академических задолженностей

Пропущенные занятия и занятия, по которым получена неудовлетворительная оценка, обязательно отрабатываются. Ликвидация академических задолженностей осуществляется на основании Положения «О порядке ликвидации академических задолженностей в Казанском государственном медицинском университете» (2009).

График ликвидации академических задолженностей, пропусков занятий устанавливается решением кафедры и вывешивается на стендах кафедры. В случае возникновения вопросов студент может обратиться к лаборантам, преподавателю, который вёл занятие, начальнику учебной части кафедры, лектору, заведующему кафедрой.

Форма отработки занятий устанавливается на основании нормативных документов Казанского ГМУ, решений Учёного совета Казанского ГМУ, решений учёных советов факультетов, приказов ректора, распоряжений учебно-методического управления, решением кафедры.

Отработать пропущенные лекции и/или практические занятия, по которым получена неудовлетворительная оценка, можно устно и/или письменно в различных формах, утвержденных кафедрой пропедевтики внутренних болезней. Например, предоставить материалы пропущенной лекции, написать реферат на тему пропущенной лекции, устно ответить на вопросы лектора, отработать практическое занятие с другой группой, выполнить письменную контрольную работу, решить тестовые задания или ситуационные задачи, обследовать больного с написанием фрагмента истории болезни (по отрабатываемой теме).

При пропуске более 30% объема аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине студент не аттестуется и должен пройти обучение заново в полном объеме (с другой группой).

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КГМУ (2010) отработка лекций оценивается с использованием понижающего коэффициента 0,5. При отработке практических занятий в форме аудиторной работы (с другими группами, во время дежурств, путём дополнительной работы у постели больного с написанием дополнительной истории болезни) используется понижающий коэффициент 0,75. При отработке практических занятий в форме рефератов, устных ответов для оценки используется понижающий коэффициент 0,5.


Необходимые принадлежности

для лекции и практического занятия

У студента на лекции должны быть лекционная тетрадь (для конспектирования лекций), на практическом занятии – рабочая тетрадь для практических занятий, фонендоскоп.

Внешний вид (дресс-код)

На лекции и практическом занятии на студенте должны быть надеты медицинский халат и медицинская шапочка, на нем должна быть вторая обувь (бахилы на практических занятиях не допускаются). Запрещены яркий макияж, длинные ногти, неопрятная прическа (волосы должны быть полностью убраны под шапочку), раздражающий парфюм. На видимых частях тела не должно быть пирсинга и татуировки.

Еще врачи древней индийской медицины говорили своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить свои волосы и твои ногти коротко остриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь».

Ведение лекционных материалов, рабочей тетради, конспектов, документов

На лекциях по пропедевтике внутренних болезней студент должен конспектировать (т.е. кратко записывать) содержание лекции. В начале каждого конспекта лекции должна быть запись о порядковом номере лекции, дате лекции, теме лекции. На экзамен по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» студент должен принести тетрадь с конспектами лекций по пропедевтике внутренних болезней.

Оформление практических занятий в рабочей тетради по пропедевтике внутренних болезней и лучевой диагностике: в тетради должны быть зафиксированы порядковый номер занятия, дата занятия, тема занятия, фрагмент истории болезни обследованного больного (или запись результатов обследования стандартизированного пациента в Центре практических умений КГМУ, регистрация данных обследования здорового человека, протокол ЭКГ, решение ситуационных задач), результаты самостоятельной подготовки и работы.

Самостоятельная работа студента

Обязательным элементом учебы является самостоятельная работа студента, которая по учебному плану дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» составляет 60 часов.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов складывается из нескольких разделов:

1) теоретическая самоподготовка студентов по некоторым учебным темам, входящим в тематический учебный план, преимущественно по современной лабораторной и инструментальной диагностике заболеваний внутренних органов, клинической диагностике основных синдромов и т.д.;

2) изучение дополнительной учебной литературы и других учебно-методических материалов, закрепляющих практические навыки студентов (учебных аудио- и видеофильмов, наборов лабораторных анализов, электрокардиограмм и т.п.);

3) написание итоговой истории болезни,

4) оформление реферата по одной из тем для самостоятельного изучения по лучевой диагностике.

Основные виды самостоятельной работы студента для подготовки к лекциям и практическим занятиям по определённой теме, для лучшего усвоения материала: прочитать материал в рекомендуемой основной и дополнительной литературе и выучить его; ответить на предложенный ряд вопросов; выполнить определённые задания, манипуляции; освоить и продемонстрировать необходимые мануальные навыки; подготовить или изучить схемы, таблицы, муляжи, истории болезней; написать реферат, подготовить доклад и/или электронную презентацию; составить схемы, таблицы, тесты и др.

Все виды и результаты самостоятельной работы студента должны быть оформлены в рабочей тетради и/или на диске, и/или распечатаны, и/или отосланы преподавателю по e-mail (в зависимости от задания преподавателя).

Важнейшим этапом практического занятия является самостоятельная работа студентов в палате у постели больного или в клинической лаборатории, кабинете функциональной диагностики и т.п.). В зависимости от конкретной темы занятия студенты самостоятельно расспрашивают больного, проводят его осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию и т.п. Занятие заканчивается клиническим разбором тематических больных преподавателем с участием всей группы студентов. Во время разбора контролируется качество выполнения студентами самостоятельной работы и сформированных навыков и умений. Преподаватель индивидуально оценивает выполнение каждым студентом целей практического занятия.

В процессе изучения семиотики целесообразно оформление студентами нескольких фрагментов истории  болезни, составленных согласно схеме истории болезни  по результатам самостоятельной курации больных с заболеваниями органов дыхания, кровообращения и пищеварения. В конце учебного года по завершении изучения основ частной патологии студенты представляют итоговую историю  болезни, в которой приводится описание паспортной части1, данных расспроса, объективного, лабораторного и инструментального исследования больного, диагноз и его обоснование. Итоговая история болезни  оценивается по 100-балльной системе и приносится студентом на экзамен  по  пропедевтике   внутренних   болезней.

Хронометраж самостоятельной работы студентов

у постели больного

Общая продолжительность самостоятельной работы – 65 минут


Продолжи-тельность

Действия студентов у постели больного

10 мин

Сбор анамнеза

5 мин

Общий осмотр

10 мин

Осмотр, пальпация грудной клетки, сравнительная перкуссия легких

5 мин

Топографическая перкуссия легких: верхняя граница, нижняя граница легких (можно по 1-2 линиям). Аускультация легких

10 мин

Исследование верхушечного толчка, перкуссия относительной и абсолютной тупостей сердца

5 мин

Аускультация сердца

5 мин

Исследование пульса. Измерение АД (на руках и ногах)

15 мин

Осмотр живота. Поверхностная пальпация живота. Пальпация сигмовидной кишки. Пальпация слепой кишки. Пальпация восходящего отдела толстой кишки. Пальпация нисходящего отдела толстой кишки. Пальпация поперечно-ободочной кишки. Исследование нижней границы желудка. Перкуссия печени по Курлову. Пальпация печени. Перкуссия селезенки. Пальпация селезенки. Пальпация почек


Правила проведения текущего контроля

и промежуточной (экзамен) аттестации

Правила проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов определены в Положении «О проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Казанского государственного медицинского университета» (2003 г.).

Запрещено использование студентами микронаушников, телефонов и других технических средств передачи информации.


Научно-исследовательская работа


Научно-исследовательская работа является одним из видов учебной деятельности самостоятельной работы студентов и направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Обучающиеся КГМУ имеют возможность изучать специальную литературу и другую научно-медицинскую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета), подготавливать рефераты по теме или ее разделу; выступать с докладом на конференциях.

В целях вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу на кафедре пропедевтики внутренних болезней традиционно функционирует студенческий научный кружок (СНК). Ежегодно в начале учебного года на заседании кафедры планируется работа студенческого научного кружка. При планировании деятельности кружка учитывается специализация клинических баз кафедры для более полного ознакомления с научными исследованиями, проводимыми в каждой клинике (городские клинические больницы № 2, 7, 9, 11). Темы студенческих исследований посвящены актуальным проблемам клиники внутренних болезней: вопросам кардиологии, инструментальной диагностики, гастроэнтерологии, пульмонологии. Многие исследования посвящены изучению состояния клеточных мембран в кардиологии и других областях медицины.

Руководитель СНК – заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н., профессор Владимир Николаевич Ослопов. Куратор СНК – профессор кафедры, д.м.н., Ольга Васильевна Булашова.

Первое в учебном году заседание СНК посвящается знакомству студентов с научными направлениями кафедры, студентам предоставляется возможность выбора направления научной работы, а также выбора руководителя научной работы. Объявления о проведении заседаний кружка размещаются на сайте и вывешиваются на клинических базах кафедры и в основных учебных зданиях КГМУ.

Наиболее активно работающие в СНК студенты привлекаются к написанию публикаций под руководством преподавателей, участвуют во Всероссийских студенческих научных конференциях, становятся ассистентами преподавателя.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ


№ пп.

Наименование разделов и тем

Всего (ч)

Аудиторные занятия (ч)

Самостоят. работа (ч)

лекц.

практ.зан.

Модуль 1.

Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения

70

12

32

26

1.

Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез.

8

2

4

2

2.

Тема 1.2. Общий (наружный) осмотр больного.

10

2

4

4

3.

Тема 1.3. Обследование больных с заболеваниями системы дыхания

10

2

4

4

4.

Тема 1.4. Перкуссия и аускультация легких.

10

2

4

4

5.

Тема 1.5. Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

9

1

4

4

6.

Тема 1.6. Перкуссия сердца

9

1

4

4

7.

Тема 1.7. Аускультация сердца

10

2

4

4

8.

Модульная контрольная работа по темам 1.1. – 1.7.

4




4




Модуль 2.

Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения и мочеотделения


12


2


8


2

9.

Тема 2.1. Обследование больных с заболеваниями системы пищеварения и мочеотделения

8

2

4

2

10.

Модульная контрольная работа по теме

2.1.

4




4




Модуль 3.

Основы электрокардиографии

34

8

14

12

11.

Тема 3.1. ЭКГ-исследование сердца. ЭКГ в норме. Гипертрофия отделов сердца. Нарушения внутрижелудочковой проводимости.

10

2

4

4

12.

Тема 3.2. ЭКГ-исследование сердца. Синоаурикулярные блокады. Атриовентрикулярные блокады. Экстрасистолия. Пароксизмальные тахикардии. Трепетание и фибрилляция предсердий. Трепетание и фибрилляция желудочков.

12

4

4

4

13.


Тема 3.3. ЭКГ при ишемической болезни сердца: при стенокардии, при инфаркте миокарда.

10

2

4

4

Модульная контрольная работа по темам 3.1 – 3.3.

2




2




Модуль 4.

Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения


52


10


26


16

14.

Тема 4.1. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания

9

2

4

3

15.

Тема 4.2. Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика митральных и аортальных пороков сердца.

9

2

4

3

16.

Тема 4.3. Недостаточность трехстворчатого клапана. Сердечная недостаточность.

6




4

2

17.

Тема 4.4. Артериальные гипертензии. Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертензии

8

2

4

2

18.

Тема 4.5. Атеросклероз. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда.

8

2

4

2




19.

Тема 4.6. Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-п кишки. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей

10

2

4

4

Модульная контрольная работа по темам 4.1. – 4.6.

2




2




Модуль 5.

Итоговая история болезни

8




4

4

20.

Тема 5.1. Курация больного. Написание истории болезни.

8




4

4

Модуль 6.

Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов

4




4




21.

Итоговый тестовый контроль. Сдача практических умений.

4




4







Всего

180

32

88

60

Форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕТ)

36













Итого – 6 ЗЕТ

216











Виды текущего контроля и промежуточной аттестации (экзамен)

V семестр

1. Оценка модулей

Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения и мочеотделения.

Модуль 3. Основы электрокардиографии.

2. Текущая оценка.

3. Аттестация.

VI семестр

1. Оценка модулей

Модуль 4. Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения

Модуль 5. Итоговая история болезни.

Модуль 6. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов

2. Текущая оценка.

3. Итоговый тестовый контроль.

4. Экзамен.


Программа лекций по дисциплине

План лекций

V семестр



п/п

Модуль

Наименование темы

Краткое

содержание

1

1

Вводная

Основополагающее значение пропедевтики внутренних болезней в системе медицинского образования. Понятие о болезни. Основные принципы методологии диагноза. Врачебная этика. Некоторые вопросы истории медицины и терапии.

2

1

Анамнез и наружный осмотр

Анамнез, его разделы и значение для диагностики. Жалобы, их классификация. Детализация жалоб. Анамнез болезни. Анамнез жизни. Объективное обследование больного. Температурные кривые.

3

1

Общие вопросы обследования больных с заболеваниями органов дыхания

Основные анамнестические сведения, основные жалобы. Боли в области грудной клетки. Кашель. Одышка. Удушье. Легочное кровотечение. Объективные данные. Осмотр. Пальпация грудной клетки.

4

1

Перкуссия и аускультация легких

Перкуссия как метод исследования. Изменение перкуторного звука над легкими. Топографическая перкуссия легких. Аускультация как метод исследования. Физиологические и патологические дыхательные шумы.

5

1

Общие вопросы обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Анамнез кардиологических больных. Основные жалобы. Одышка. Удушье. Сердцебиение. Боль в области сердца. Объективное обследование сердечных больных. Осмотр и пальпация области сердца. Перкуссия сердца. Относительная и абсолютная тупость сердца.

6

1

Аускультация сердца


Аускультация сердца. Тоны сердца. Механизм образования тонов сердца. Характеристика тонов. Изменения громкости тонов, раздвоение и расщепление тонов. Трехчленные ритмы сердца. Определение шумов сердца. Классификация. Механизм возникновения. Характеристика шумов. Дифференциация двух клапанных шумов. Органические и функциональные шумы. Экстракардиальные шумы.

7

3

ЭКГ в норме. Изменения ЭОС

Основные показатели ЭКГ. Варианты положения электрической оси сердца. Гипертрофия отделов сердца.

8

3

Нарушение функций автоматизма и проводимости

Нарушение функций автоматизма: синусовые бради-, тахикардия, аритмия. Нарушение функций проводимости: синоаурикулярная, внутрипредсердная, атриовентрикулярная, внутрижелудочковые блокады. Синдром WPW.

9

3

Комбинированные нарушения функции возбудимости, проводимости и автоматизма

Экстрасистолия: причины, механизм возникновения, классификация. Варианты экстрасистол. Пароксизмальная тахикардия: причины, механизм возникновения, классификация. Трепетание и фибрилляция предсердий. Фибрилляция и трепетание желудочков.

10

3

Изменения ЭКГ при ишемической болезни сердца

ЭКГ при стенокардии. ЭКГ-признаки инфаркта миокарда (по стадиям, размерам поражения, топическая диагностика).


VI семестр




п/п

Модуль

Наименование темы

Краткое

содержание

1 (11)

2

Общие вопросы обследования больных с заболеваниями органов пищеварения. Обследование больных с заболеваниями почек.

Анамнез и жалобы больных с заболеваниями пищевода: дисфагия, боли, срыгивания. Жалобы больных с заболеваниями желудка. Лабораторно-инструментальные методы исследования пищевода и желудка.

Анамнез и жалобы больных с заболеваниями почек. Основные почечные синдромы.

2 (12)

4

Пневмония. Крупозная пневмония.

Определение. Распространенность. Этиология. Патогенез. Классификация. Крупозная пневмония. Морфологические стадии и клиническая картина. Исходы и прогноз.

3

(13)

4

Ревматизм (ревматическая лихорадка). Симптоматика приобретенных пороков сердца (аортальных, митральных, трикуспидальных)

Краткие исторические сведения. Определение. Этиология и патогенез. Краткие патологоанатомические сведения. Классификация и клиника ревматизма.

Частота пороков. Механизм образования. Недостаточность митрального клапана. Митральный стеноз. Недостаточность клапанов аорты. Стеноз устья аорты. Недостаточность трехстворчатого клапана (органическая, функциональная). Механизмы компенсации. Электронная презентация

4

(14)

4

Артериальные гипертензии. Эссенциальная гипертензия

Краткие исторические сведения. Современные представления об этиологии и патогенезе. Классификация. Клинические проявления.

5

(15)

4

Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца

Атеросклероз и его клинические проявления. Периоды и стадии. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия и инфаркт миокарда. Анамнестические, клинические и лабораторно-инструментальные данные.

6

(16)

4

Симптоматика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.


Болезни почек.

Определение, распространенность, этиология, патогенез. Диагностика. Значение данных объективного обследования. Лабораторно-инструментальные методы исследования. Принципы терапии и профилактики. Электронная презентация. Видеофильм «Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки». Острый гломерулонефрит: этиология, патогенез, клинические синдромы. Хронический гломерулонефрит: классификация, клиника. Нефротический синдром. Уремия. Электронная презентация.


Тезисы лекций


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Страхование»
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Теплотехника»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 190603. 65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» разработано доктором исторических наук,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconМассаж в клинике внутренних болезней учебно
В пособии изложены частные методики и механизмы действия сегментарно-рефлекторного массажа при заболеваниях внутренних органов: сердечно-сосудистой...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие
...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по курсовому проектированию Рекомендовано к использованию
Методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам при выполнении курсовой работы по дисциплине «Радионавигационные...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие. Мн., 2006 Оглавление
Процко Т. А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. Мн.,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73
Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие для проведения лабораторных работ по курсу «Общая гидрология»
Учебно-методическое пособие разработано на кафедре океанологии профессором, доктором географических наук Л. А. Беспаловой и старшим...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconИскусство и литература Учебно-методическое пособие
Искусство и литература : учебно-методическое пособие : специальность 032401 Реклама / сост. Никонова Г. Л. – Чебоксары : artprint,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница